МЕТОДИКА:
Экспертная оценка по определению одаренных детей
(Лосев А.А.).
Принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятель-
ности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и
охватить как можно более широкий спектр его способностей.
2. Длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях).
3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в макси-
мальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка
в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно органи-
овывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ре-
бенка психологические "преграды" и т.п.
5. Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов
высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (ма-
тематиков, филологов, шахматистов и т.д.) При этом следует иметь в виду
возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов под-
росткового и юношеского творчества.
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к ак-
туальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего
развития (в частности, на основе организации определенной образовательной
среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обуче-
ния).
7. Преимущественная опора на экологически валидные методы психодиаг-
ностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной си-
туации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, эк-
спертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент. Следует
подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы идентифи-
кации одаренности весьма сложны, требуют высокой квалификации и степени
обучения.
8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплекс-
ный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных
методов: различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных
условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагности-
ческие тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родите-
лями, воспитателями; проведение "пробных" уроков по специальным програм-
мам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентиро-
ванные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой дея-
тельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олим-
пиад, конференций, спортивных соревнований; проведение психодиагностичес-
кого исследования с использованием различных психометрических методик в
зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А. А. Лосе-
ва.
В опроснике перечислены 10 сфер, в которых ребенок может проявлять
свои таланты, и приведены их характеристики. Эксперту предлагается дать
оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характерис-
тик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени - 5
баллов, если они выше средней - 4 и так далее. Оценка 2 балла - самая низ-
кая.
Баллы по всем характеристикам внутри каждой "области" таланта cумми-
руются. Общее количество набранных баллов внутри одной области делятся на
количество вопросов. Усредненные результаты по всем областям сравниваются
между собой. Выделят 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них,
стремится создавать условия для развития способностей.
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Предлагае-
мые характеристики интересов могут помочь в анализе его поведения, ум-
ственного и физического развития. Известны случаи, когда у одаренного ре-
бенка наблюдается "западение" какой-либо одной способности (например, ли-
тературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь дело с техникой).
Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по
всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родите-
ли, воспитатели, музыкальный работник, физрук - если это детский сад, если
школа - родители, классный руководитель и несколько учителей по разным
предметам.
Опросник состоит из 84 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основаны на числовых значениях выраженных в про-
центах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Экспертная оценка по определению одаренных детей.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
% *
100 ┼───────────────────────────────
90 ┼
80 ┼─────────────────────────██────
70 ┼ ██ ██
60 ┼─██─██───────────────────██────
50 ┼ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██─██─██────────────────██─▄▄─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██──────────██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Ин Ак Тв Лт Ар Мз Тх Дв Хд Лд
Тестовые показатели:
1. Интеллектуальная сфера - Ин = 47 64%
2. Сфера академических достижений - Ак = 50 72%
3. Творчество - Тв = 30 58%
4. Литературные сферы - Лт = 22 25%
5. Артистическая сфера - Ар = 19 12%
6. Музыкальная сфера - Мз = 19 12%
7. Техническая сфера - Тх = 18 19%
8. Двигательная сфера - Дв = 17 28%
9. Сфера художественных достижений - Хд = 45 83%
10. Общение и лидерство - Лд = 16 40%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Интеллектуальная сфера.
Характеристики одаренности:
Высокая познавательная активность, мобильность. Быстрота и
точность выполнения умственных операций. Устойчивость внимания.
Оперативная память - быстро запоминает услышанное или прочитанное
без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение
того, что нужно запомнить. Навыки логического мышления, хорошо
рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. Богатство активного
словаря. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциа-
ций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между
причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается
о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в
виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведе-
ния. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. Разви-
тость творческого мышления и воображения. Владение основными ком-
понентами умения учиться. Способность контролировать собственную
творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.
Возможность предвосхищения результата деятельности.
Экспертная оценка ребенка: повышенная.
II. Сфера академических достижений.
Характеристики одаренности:
Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических
структур. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отноше-
ниям. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.
Демонстрация понимания причинно-следственных отношений. Выражает
мысли ясно и точно (устно или письменно). Читает книги, статьи,
научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год -
два. Хорошая "моторная" координация, особенно между зрительным
восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко запи-
сывает то, что слышит). Чтение научно-популярной литературы дос-
тавляет большее удовольствие, чем чтение художественной. Не уныва-
ет, если его проект не поддержан или если его "эксперимент" не по-
лучился. Пытается выяснить причины и смысл событий. Уделяет много
времени созданию собственных "проектов". Любит обсуждать научные
события, изобретения, часто задумывается об этом.
Экспертная оценка ребенка: повышенная.
III. Творчество.
Характеристики одаренности:
Высокая продуктивность по множеству разных вещей. Изобрета-
тельность в использовании материалов и идей. Склонность к завер-
шенности и точности в занятиях. Задает много вопросов по интере-
сующему его предмету. Любит рисовать. Проявляет тонкое чувство
юмора. Не боится быть таким, как все. Склонен к фантазиям, к игре.
Экспертная оценка ребенка: средняя.
IV. Литературные сферы.
Характеристики одаренности:
Может легко "построить" рассказ, начиная от завязки сюжета и
кончая разрешением какого-либо конфликта. Придумывает что-то новое
и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном
всем. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о со-
бытиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наибо-
лее характерное. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не
теряет основную мысль. Умеет передать эмоциональное состояние ге-
роев, их переживания и чувства. Умеет ввести в рассказы такие де-
тали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и
в то же время не упускает основной сюжетной линии. Любит писать
рассказы или статьи. Изображает в своих рассказах героев живыми,
передает их чувства и настроения.
Экспертная оценка ребенка: пониженная.
V. Артистическая сфера.
Характеристики одаренности:
Легко входит в роль другого персонажа, человека. Интересуется
актерской игрой. Меняет тональность и выражения голоса, когда изо-
бражает другого человека. Понимает и изображает конфликтную ситуа-
цию, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую
сцену. Передает чувства через мимику, жесты, движения. Стремится
вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с
увлечением рассказывают. С большой легкостью драматизирует, пере-
дает чувства и эмоциональные переживания. Пластичен и открыт для
всего нового, "не зацикливается" на старом. Не любит уже испытан-
ных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после "эк-
спериментальной" проверки может от нее отказаться.
Экспертная оценка ребенка: низкая.
VI. Музыкальная сфера.
Характеристики одаренности:
Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. Хорошо по-
ет. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много
энергии и чувств. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на
концерт или туда, где можно слушать музыку. Может петь вместе с
другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо. В пении или му-
зыке выражает свои чувства, состояние. Сочиняет оригинальные, свои
собственные мелодии. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Экспертная оценка ребенка: низкая.
VII. Техническая сфера.
Характеристики одаренности:
Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. Интересует-
ся механизмами и машинами. В мир его увлечений входит конструиро-
вание машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников. Может
легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для
создания новых поделок, игрушек. Понимает причины "капризов" меха-
низмов, любит загадочные поломки. Любит рисовать чертежи механиз-
мов. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.
Экспертная оценка ребенка: низкая.
VIII. Двигательная сфера.
Характеристики одаренности:
Тонкость и точность моторики. Развитая двигательно-моторная
координация. Стремится к двигательным занятиям (физкультура). Лю-
бит участвовать в спортивных играх и состязаниях. Постоянно преус-
певает в каком-нибудь виде спортивной игры. В свободное время лю-
бит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, бас-
кетбол и т. д.).
Экспертная оценка ребенка: пониженная.
IX. Сфера художественных достижений.
Характеристики одаренности:
Проявляет большой интерес к визуальной информации. Проявляет
большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере. Ри-
сунки и картины отличаются разнообразием сюжетов. Серьезно отно-
сится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень
серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит нео-
бычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. Ори-
гинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-ли-
бо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисун-
ка, камней, марок, открыток и т.д.). Всегда готов использовать ка-
кой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисун-
ка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площад-
ке, в работе с ножницами, клеем. Когда имеет свободное время,
охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное
назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). Прибегает к рисун-
ку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,
Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изо-
бражать события или вещи в трех измерениях в пространстве. Интере-
суется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может
дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное
в своих работах.
Экспертная оценка ребенка: высокая.
X. Общение и лидерство.
Характеристики одаренности:
Легко приспосабливается к новой ситуации. Всегда выполняет
свои обещания, ответственен. Высокая общительность с окружающими.
Стремится к доминированию среди сверстников. Сверстники обращаются
за советом.
Экспертная оценка ребенка: пониженная.
|