МЕТОДИКА:                                  
              Экспертная оценка по определению одаренных детей              
                               (Лосев А.А.).                                
 
      Принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):              
      1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятель- 
 ности ребенка, что позволит использовать различные источники информации  и 
 охватить как можно более широкий спектр его способностей.                  
      2. Длительность идентификации (развернутое во времени  наблюдение  за 
 поведением данного ребенка в разных ситуациях).                            
      3. Анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые  в  макси- 
 мальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение  ребенка 
 в специально организованные предметно-игровые занятия,  вовлечение  его  в 
 различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).           
      4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно  органи- 
 овывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ре- 
 бенка психологические "преграды" и т.п.                                    
      5. Подключение к оценке одаренного  ребенка  экспертов,  специалистов 
 высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (ма- 
 тематиков, филологов, шахматистов и т.д.) При этом следует  иметь  в  виду 
 возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов под- 
 росткового и юношеского творчества.                                        
      6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к  ак- 
 туальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны  ближайшего 
 развития (в частности, на основе организации определенной  образовательной 
 среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обуче- 
 ния).                                                                      
      7. Преимущественная опора на экологически валидные методы  психодиаг- 
 ностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной си- 
 туации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа,  эк- 
 спертные оценки учителей и родителей,  естественный  эксперимент.  Следует 
 подчеркнуть, что имеющиеся валидные психодиагностические методы  идентифи- 
 кации одаренности весьма сложны, требуют высокой  квалификации  и  степени 
 обучения.                                                                  
      8. При выявлении одаренных детей целесообразно использовать комплекс- 
 ный подход. При этом может быть задействован широкий спектр  разнообразных 
 методов: различные варианты метода наблюдения за  детьми  (в  лабораторных 
 условиях, во внешкольной деятельности и т.п.); специальные психодиагности- 
 ческие тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями,  родите- 
 лями, воспитателями; проведение "пробных" уроков по  специальным  програм- 
 мам, а также включение детей в специальные игровые и  предметно-ориентиро- 
 ванные занятия; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой дея- 
 тельности детей; организация различных интеллектуальных и предметных олим- 
 пиад, конференций, спортивных соревнований; проведение  психодиагностичес- 
 кого исследования с использованием различных  психометрических  методик  в 
 зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.              
 
      Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А. А. Лосе- 
 ва.                                                                        
      В опроснике перечислены 10 сфер, в которых  ребенок  может  проявлять 
 свои таланты, и приведены их характеристики.  Эксперту  предлагается  дать 
 оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных  характерис- 
 тик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей  степени - 5  
 баллов, если они выше средней - 4 и так далее. Оценка 2 балла - самая низ- 
 кая.                                                                       
      Баллы по всем характеристикам внутри каждой "области" таланта  cумми- 
 руются. Общее количество набранных баллов внутри одной области делятся  на  
 количество вопросов. Усредненные результаты по всем областям  сравниваются 
 между собой. Выделят 3-4  наивысших  показателя, и, ориентируясь  на  них, 
 стремится создавать условия для развития способностей.                     
      Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком.  Предлагае- 
 мые характеристики интересов могут помочь в  анализе  его  поведения,  ум- 
 ственного и физического развития. Известны случаи, когда у одаренного  ре- 
 бенка наблюдается "западение" какой-либо одной способности (например,  ли- 
 тературно одаренный ребенок совершенно не хочет иметь  дело  с  техникой). 
 Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего  результаты  по 
 всем пунктам. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родите- 
 ли, воспитатели, музыкальный работник, физрук - если это детский сад, если 
 школа - родители, классный руководитель и  несколько  учителей  по  разным 
 предметам.                                                                 
 
      Опросник состоит из 84 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основаны на числовых значениях выраженных в  про- 
 центах с нулевой точкой отсчета.                                           
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Экспертная оценка по определению одаренных детей.                
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                 % *                                                        
               100 ┼───────────────────────────────                         
                90 ┼                                                        
                80 ┼─────────────────────────██────                         
                70 ┼    ██                   ██                             
                60 ┼─██─██───────────────────██────                         
                50 ┼ ██ ██ ██                ██                             
                40 ┼─██─██─██────────────────██─▄▄─                         
                30 ┼ ██ ██ ██                ██ ██                          
                20 ┼─██─██─██─██──────────██─██─██─                         
                10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     Ин Ак Тв Лт Ар Мз Тх Дв Хд Лд                          
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
         1. Интеллектуальная сфера           - Ин = 47  64%                 
         2. Сфера академических достижений   - Ак = 50  72%                 
         3. Творчество                       - Тв = 30  58%                 
         4. Литературные сферы               - Лт = 22  25%                 
         5. Артистическая сфера              - Ар = 19  12%                 
         6. Музыкальная сфера                - Мз = 19  12%                 
         7. Техническая сфера                - Тх = 18  19%                 
         8. Двигательная сфера               - Дв = 17  28%                 
         9. Сфера художественных достижений  - Хд = 45  83%                 
        10. Общение и лидерство              - Лд = 16  40%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      I. Интеллектуальная сфера.                                            
      Характеристики одаренности:                                           
      Высокая познавательная активность,  мобильность.  Быстрота  и         
 точность выполнения умственных  операций.  Устойчивость  внимания.         
 Оперативная память - быстро запоминает услышанное или  прочитанное         
 без специальных заучиваний, не тратит много времени на  повторение         
 того, что нужно запомнить.  Навыки  логического  мышления,  хорошо         
 рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях. Богатство активного         
 словаря. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциа-         
 ций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим,  между         
 причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается         
 о том, что часто прямо не высказывается взрослыми,  но  имеется  в         
 виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведе-         
 ния. Выраженная установка на творческое выполнение заданий. Разви-         
 тость творческого мышления и воображения. Владение основными  ком-         
 понентами умения учиться. Способность  контролировать  собственную         
 творческую деятельность,  повышенный  темп  умственного  развития.         
 Возможность предвосхищения результата деятельности.                        
      Экспертная оценка ребенка: повышенная.                                
 
      II. Сфера академических достижений.                                   
      Характеристики одаренности:                                           
      Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических         
 структур. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отноше-         
 ниям. Повышенное внимание к явлениям природы,  проведению  опытов.         
 Демонстрация понимания причинно-следственных  отношений.  Выражает         
 мысли ясно и точно (устно или письменно).  Читает  книги,  статьи,         
 научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год -         
 два. Хорошая "моторная"  координация,  особенно  между  зрительным         
 восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко запи-         
 сывает то, что слышит). Чтение научно-популярной  литературы  дос-         
 тавляет большее удовольствие, чем чтение художественной. Не уныва-         
 ет, если его проект не поддержан или если его "эксперимент" не по-         
 лучился. Пытается выяснить причины и смысл событий. Уделяет  много         
  времени созданию собственных "проектов". Любит обсуждать  научные         
  события, изобретения, часто задумывается об этом.                         
      Экспертная оценка ребенка: повышенная.                                
 
      III. Творчество.                                                      
      Характеристики одаренности:                                           
      Высокая продуктивность по множеству разных  вещей.  Изобрета-         
 тельность в использовании материалов и идей. Склонность  к  завер-         
 шенности и точности в занятиях. Задает много вопросов  по  интере-         
 сующему его предмету. Любит  рисовать.  Проявляет  тонкое  чувство         
 юмора. Не боится быть таким, как все. Склонен к фантазиям, к игре.         
      Экспертная оценка ребенка: средняя.                                   
 
      IV. Литературные сферы.                                               
      Характеристики одаренности:                                           
      Может легко "построить" рассказ, начиная от завязки сюжета  и         
 кончая разрешением какого-либо конфликта. Придумывает что-то новое         
 и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и  известном         
 всем. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о  со-         
 бытиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное,  наибо-         
 лее характерное. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не         
 теряет основную мысль. Умеет передать эмоциональное состояние  ге-         
 роев, их переживания и чувства. Умеет ввести в рассказы такие  де-         
 тали, которые важны для понимания события, о котором идет речь,  и         
 в то же время не упускает основной сюжетной  линии.  Любит  писать         
 рассказы или статьи. Изображает в своих рассказах  героев  живыми,         
 передает их чувства и настроения.                                          
      Экспертная оценка ребенка: пониженная.                                
 
      V. Артистическая сфера.                                               
      Характеристики одаренности:                                           
      Легко входит в роль другого персонажа, человека. Интересуется         
 актерской игрой. Меняет тональность и выражения голоса, когда изо-         
 бражает другого человека. Понимает и изображает конфликтную ситуа-         
 цию, когда имеет возможность  разыграть  какую-либо  драматическую         
 сцену. Передает чувства через мимику, жесты,  движения.  Стремится         
 вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо  с         
 увлечением рассказывают. С большой легкостью драматизирует,  пере-         
 дает чувства и эмоциональные переживания. Пластичен и  открыт  для         
 всего нового, "не зацикливается" на старом. Не любит уже  испытан-         
 ных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после "эк-         
 спериментальной" проверки может от нее отказаться.                         
      Экспертная оценка ребенка: низкая.                                    
 
      VI. Музыкальная сфера.                                                
      Характеристики одаренности:                                           
      Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии. Хорошо по-         
 ет. В игру на инструменте, в  пение  или  танец  вкладывает  много         
 энергии и чувств. Любит музыкальные занятия.  Стремится  пойти  на         
 концерт или туда, где можно слушать музыку. Может  петь  вместе  с         
 другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо. В пении или  му-         
 зыке выражает свои чувства, состояние. Сочиняет оригинальные, свои         
 собственные мелодии. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.            
      Экспертная оценка ребенка: низкая.                                    
 
      VII. Техническая сфера.                                               
      Характеристики одаренности:                                           
      Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду. Интересует-         
 ся механизмами и машинами. В мир его увлечений входит  конструиро-         
 вание машин, приборов,  моделей  поездов,  радиоприемников.  Может         
 легко чинить испорченные приборы, использовать старые  детали  для         
 создания новых поделок, игрушек. Понимает причины "капризов" меха-         
 низмов, любит загадочные поломки. Любит рисовать чертежи  механиз-         
 мов. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.            
      Экспертная оценка ребенка: низкая.                                    
 
      VIII. Двигательная сфера.                                             
      Характеристики одаренности:                                           
      Тонкость и точность моторики.  Развитая  двигательно-моторная         
 координация. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).  Лю-         
 бит участвовать в спортивных играх и состязаниях. Постоянно преус-         
 певает в каком-нибудь виде спортивной игры. В свободное время  лю-         
 бит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, бас-         
 кетбол и т. д.).                                                           
      Экспертная оценка ребенка: пониженная.                                
 
      IX. Сфера художественных достижений.                                  
      Характеристики одаренности:                                           
      Проявляет большой интерес к визуальной информации.  Проявляет         
 большой интерес к серьезным занятиям в художественной  сфере.  Ри-         
 сунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.  Серьезно  отно-         
 сится к произведениям  искусства.  Становится  вдумчивым  и  очень         
 серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит  нео-         
 бычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.  Ори-         
 гинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-ли-         
 бо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисун-         
 ка, камней, марок, открыток и т.д.). Всегда готов использовать ка-         
 кой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины,  рисун-         
 ка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площад-         
 ке, в работе с ножницами,  клеем.  Когда  имеет  свободное  время,         
 охотно рисует, лепит, создает композиции,  имеющие  художественное         
 назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). Прибегает к рисун-         
 ку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства  и  настроение,         
 Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того  чтобы  изо-         
 бражать события или вещи в трех измерениях в пространстве. Интере-         
 суется произведениями искусства, созданными другими людьми.  Может         
 дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести  увиденное         
 в своих работах.                                                           
      Экспертная оценка ребенка: высокая.                                   
 
      X. Общение и лидерство.                                               
      Характеристики одаренности:                                           
      Легко приспосабливается к новой  ситуации.  Всегда  выполняет         
 свои обещания, ответственен. Высокая общительность с  окружающими.         
 Стремится к доминированию среди сверстников. Сверстники обращаются         
 за советом.                                                                
      Экспертная оценка ребенка: пониженная.