МЕТОДИКА:                                  
                  Оценка монетарных отношений у школьников                  
                             (М. Ю. Семенов).                               
 
      В данном варианте опросник предназначен для оценки монетарных отноше- 
 ний старших школьников.                                                    
      Результаты исследований, опубликованные в психологической и психоана- 
 литической литературе, позволили К. Ямаучи и Д. Темплеру выделить три  ба- 
 зовых параметра установок к деньгам: власть,  безопасность  и  накопление. 
 После эмпирического исследования они рекомендуют шкалу с четырьмя фактора- 
 ми: престиж власти, накопление, недоверие и беспокойство.                  
      Эти шкалы были самой общей концептуальной и эмпирической  моделью,  и 
 последующие работы базируются на ней.                                      
      При разработке опросника А. Фернамом были выделены 6 факторов:        
      тревожность из-за денег,                                              
      использование денег для управления другими людьми,                    
      сохранение/сбережение денег,                                          
      контроль денег,                                                       
      недостаточность денег,                                                
      связь действий/усилий с деньгами.                                     
 
      В качестве исходного для разработки методики оценки монетарных  отно- 
 шений у школьников был взят опросник А. Фернама.                           
      Были отредактированы утверждения, исходя из  возрастных  особенностей 
 старшеклассников и специфики монетарной практики в России.                 
      Авторы оставили 45 утверждений.                                       
      Анализ матрицы факторных нагрузок позволил выделить основные факторы. 
      Оптимальным оказалось решение из 5 главных факторов.                  
      На основе утверждений, входящих в факторы, были сформированы  5  шкал 
 опросника.                                                                 
      Существенных гендерных различий между мальчиками и девочками не обна- 
 ружено, поэтому оценки и нормы не учитывают гендерный аспект.              
 
                   Описательная статистика для факторов:                    
 
  Шкалы      Х ср.   Стандартная   Стандартное   Асимметрия  Эксцесс        
  опросника          ошибка        отклонение                               
                     средней                                                
  Шкала 1    35,79     0,83           8,46          0,25     0              
  Шкала 2    25,05     0,62           6,38          0,13    -0,29           
  Шкала 3    31,03     0,84           8,62          0,47     0,02           
  Шкала 4    20,07     0,59           6,05          0,38    -0,24           
  Шкала 5    32,72     0,77           7,92         -0,25     0,33           
 
      Значения по шкалам имеют распределение близкое к нормальному.         
      Использование значения стандартного отклонения в  качестве  интервала 
 для деления шкалы на отрезки позволило выделить 6 интервалов. На основании  
 выделенных интервалов были сформировали следующие нормы, позволяющие стан- 
 дартизировать шкалы и сделать перевод численных значений в вербальную шка- 
 лу.                                                                        
 
       Границы интервалов по шкалам при шести интервальной оценке.          
 Вербальная                                                                 
 оценка         Шкала 1   Шкала 2   Шкала 3   Шкала 4   Шкала 5             
 Очень низкие    10-18      7-12     11-13      9         8-16              
 Низкие          19-27     13-18     14-22     10-14     17-24              
 Ниже среднего   28-35     19-25     23-31     14-20     25-32              
 Выше среднего   36-44     26-31     32-39     21-26     33-40              
 Высокие         45-52     32-37     40-48     27-32     41-48              
 Очень высокие   53-70     38-49     49-77     33-63     49-56              
 
      Кроме того, для случаев, требующих упрощенной интерпретации,  авторы  
 предлагают трехинтервальные границы норм - низкие, средние и высокие.      
      Шкала 1 соответственно 10-27; 28-44; 45-70;                           
      шкала 2 соответственно  7-18; 19-31; 32-49;                           
      шкала 3 соответственно 11-22; 23-39; 40-77;                           
      шкала 4 соответственно  9-14; 15-26; 27-63;                           
      шкала 5 соответственно  8-24; 25-40; 41-56.                           
 
      Интерпретацию данных следует начинать с наиболее выраженных  характе- 
 ристик.                                                                    
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирования 
 основана на границах интервалов по шкалам при шести интервальной оценке.   
 
      Вопросник состоит из 45 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Оценка монетарных отношений у школьников.                        
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                              Диаграмма.                                    
 
      ПР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>              
 
      ФД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────╢>              
 
      ТД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>              
 
      НЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>              
 
      ТФ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────╢>              
 
           <─[он]─><─[н]──><─[нс]─><─[вс]─><──[в]─><─[ов]─>                 
 
 
                         Тестовые показатели:                               
 
    1. Позитивное и рациональное отношение к деньгам.                       
       Искусство управлять деньгами.                  - ПР = 45 5           
    2. Фиксация на деньгах. Мотив экономии.           - ФД = 27 4           
    3. Тревожность из-за денег.                                             
       Мотив финансовой безопасности.                 - ТД = 43 5           
    4. Негативные эмоции по отношению к деньгам.                            
       Напряжение из-за денег.                        - НЭ = 14 3           
    5. Терапевтическая функция денег,                                       
       деньги как удовольствие или лекарство.         - ТФ = 36 4           
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Позитивное и рациональное отношение к  деньгам.  Искусство         
 управлять деньгами.                                                        
      Тестовый показатель: высокий.                                         
      Адекватно и рационально относится к деньгам.  "Экономический"         
 склад ума. Владеет искусством управлять деньгами и,  как  правило,         
 ведет личный финансовый учет. Бережно  и  рачительно  относится  к         
 деньгам. Внимательно относится к деньгам и связанным с ними  отно-         
 шениям, поэтому личные финансовые обязательства не отягощают и  не         
 гнетут. Легко дает взаймы. Деньги повышают настроение.  Может  да-         
 рить деньги и с удовольствием получает деньги в качестве  подарка.         
 Тема денег не является "табу", часто обсуждает денежные проблемы с         
 окружающими. Не делает секрета из  своих  финансов.  Деньги  могут         
 быть символом независимости и власти и использоваться для управле-         
 ния другими.                                                               
 
      2. Фиксация на деньгах. Мотив экономии.                               
      Тестовый показатель: выше среднего.                                   
      Высоко ценит деньги, часто переоценивая их значимость. Стара-         
 ется экономить, не тратить деньги зря. "Охотник за скидками", вни-         
 мательно следит за конъюнктурой рынка, сравнивает цены.  Собствен-         
 ное финансовое положение для него часто важнее  отношения  к  нему         
 окружающих. Не использует деньги и дорогие вещи  для  демонстрации         
 своего финансового положения. Старается  одеваться  скромнее,  чем         
 окружающие. Внимательно следит за денежными транзакциями. Сочувст-         
 вует бедным.                                                               
 
      3. Тревожность из-за денег. Мотив финансовой безопасности.            
      Тестовый показатель: высокий.                                         
      Часто тревожится  из-за  денег.  Когда  необходимо  потратить         
 большую сумму или совершить дорогую покупку, долго выбирает,  час-         
 то нервничает, переживает. Излишний контроль своих финансов, ведет         
 учет расходов. Часто проверяет содержимое своего кошелька или бан-         
 ковского счета. Потеря финансовых  источников  воспринимается  как         
 трагедия. Может завидовать  финансовому  благополучию  окружающих.         
 Редко берет и еще реже дает деньги  взаймы.  Переоценивает  значи-         
 мость денег. Жаден до денег, готов за них "сражаться". Из-за высо-         
 кой значимости денег готов рисковать, при этом может быть азартен.         
 Деньги часто занимают мысли и внимание и являются эмоционально на-         
 сыщенным объектом. Старается не обсуждать с другими свои  финансо-         
 вые дела.                                                                  
 
      4. Негативные эмоции по отношению к деньгам. Напряжение из-за         
 денег.                                                                     
      Тестовый показатель: ниже среднего.                                   
      С деньгами связаны нейтральные или положительные эмоции.  От-         
 сутствует чувство вины из-за денег. Использует  деньги  достаточно         
 рачительно и рационально. Считает, что деньги достаются наряженным         
 трудом.                                                                    
 
      5. Терапевтическая функция денег, деньги как удовольствие или         
 лекарство.                                                                 
      Тестовый показатель: выше среднего.                                   
      Часто думает, фантазирует, мечтает  о  деньгах.  Деньги  дают         
 ощущение свободы. Гордится своими финансовыми достижениями и  воз-         
 можностями. Использует деньги как лекарство от  депрессии и  ханд-         
 ры. Импульсивный потребитель, часто совершает покупки под влиянием         
 первого эмоционального впечатления. Если узнает, что  был  обманут         
 на деньги, часто переживает. Предприимчив, готов рискнуть ради де-         
 нег и деньгами, но если потерпит крах - не расстраивается.