МЕТОДИКА:
Оценка монетарных отношений у школьников
(М. Ю. Семенов).
В данном варианте опросник предназначен для оценки монетарных отноше-
ний старших школьников.
Результаты исследований, опубликованные в психологической и психоана-
литической литературе, позволили К. Ямаучи и Д. Темплеру выделить три ба-
зовых параметра установок к деньгам: власть, безопасность и накопление.
После эмпирического исследования они рекомендуют шкалу с четырьмя фактора-
ми: престиж власти, накопление, недоверие и беспокойство.
Эти шкалы были самой общей концептуальной и эмпирической моделью, и
последующие работы базируются на ней.
При разработке опросника А. Фернамом были выделены 6 факторов:
тревожность из-за денег,
использование денег для управления другими людьми,
сохранение/сбережение денег,
контроль денег,
недостаточность денег,
связь действий/усилий с деньгами.
В качестве исходного для разработки методики оценки монетарных отно-
шений у школьников был взят опросник А. Фернама.
Были отредактированы утверждения, исходя из возрастных особенностей
старшеклассников и специфики монетарной практики в России.
Авторы оставили 45 утверждений.
Анализ матрицы факторных нагрузок позволил выделить основные факторы.
Оптимальным оказалось решение из 5 главных факторов.
На основе утверждений, входящих в факторы, были сформированы 5 шкал
опросника.
Существенных гендерных различий между мальчиками и девочками не обна-
ружено, поэтому оценки и нормы не учитывают гендерный аспект.
Описательная статистика для факторов:
Шкалы Х ср. Стандартная Стандартное Асимметрия Эксцесс
опросника ошибка отклонение
средней
Шкала 1 35,79 0,83 8,46 0,25 0
Шкала 2 25,05 0,62 6,38 0,13 -0,29
Шкала 3 31,03 0,84 8,62 0,47 0,02
Шкала 4 20,07 0,59 6,05 0,38 -0,24
Шкала 5 32,72 0,77 7,92 -0,25 0,33
Значения по шкалам имеют распределение близкое к нормальному.
Использование значения стандартного отклонения в качестве интервала
для деления шкалы на отрезки позволило выделить 6 интервалов. На основании
выделенных интервалов были сформировали следующие нормы, позволяющие стан-
дартизировать шкалы и сделать перевод численных значений в вербальную шка-
лу.
Границы интервалов по шкалам при шести интервальной оценке.
Вербальная
оценка Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5
Очень низкие 10-18 7-12 11-13 9 8-16
Низкие 19-27 13-18 14-22 10-14 17-24
Ниже среднего 28-35 19-25 23-31 14-20 25-32
Выше среднего 36-44 26-31 32-39 21-26 33-40
Высокие 45-52 32-37 40-48 27-32 41-48
Очень высокие 53-70 38-49 49-77 33-63 49-56
Кроме того, для случаев, требующих упрощенной интерпретации, авторы
предлагают трехинтервальные границы норм - низкие, средние и высокие.
Шкала 1 соответственно 10-27; 28-44; 45-70;
шкала 2 соответственно 7-18; 19-31; 32-49;
шкала 3 соответственно 11-22; 23-39; 40-77;
шкала 4 соответственно 9-14; 15-26; 27-63;
шкала 5 соответственно 8-24; 25-40; 41-56.
Интерпретацию данных следует начинать с наиболее выраженных характе-
ристик.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирования
основана на границах интервалов по шкалам при шести интервальной оценке.
Вопросник состоит из 45 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Оценка монетарных отношений у школьников.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма.
ПР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>
ФД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────╢>
ТД ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────╢>
НЭ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────────╢>
ТФ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────╢>
<─[он]─><─[н]──><─[нс]─><─[вс]─><──[в]─><─[ов]─>
Тестовые показатели:
1. Позитивное и рациональное отношение к деньгам.
Искусство управлять деньгами. - ПР = 45 5
2. Фиксация на деньгах. Мотив экономии. - ФД = 27 4
3. Тревожность из-за денег.
Мотив финансовой безопасности. - ТД = 43 5
4. Негативные эмоции по отношению к деньгам.
Напряжение из-за денег. - НЭ = 14 3
5. Терапевтическая функция денег,
деньги как удовольствие или лекарство. - ТФ = 36 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Позитивное и рациональное отношение к деньгам. Искусство
управлять деньгами.
Тестовый показатель: высокий.
Адекватно и рационально относится к деньгам. "Экономический"
склад ума. Владеет искусством управлять деньгами и, как правило,
ведет личный финансовый учет. Бережно и рачительно относится к
деньгам. Внимательно относится к деньгам и связанным с ними отно-
шениям, поэтому личные финансовые обязательства не отягощают и не
гнетут. Легко дает взаймы. Деньги повышают настроение. Может да-
рить деньги и с удовольствием получает деньги в качестве подарка.
Тема денег не является "табу", часто обсуждает денежные проблемы с
окружающими. Не делает секрета из своих финансов. Деньги могут
быть символом независимости и власти и использоваться для управле-
ния другими.
2. Фиксация на деньгах. Мотив экономии.
Тестовый показатель: выше среднего.
Высоко ценит деньги, часто переоценивая их значимость. Стара-
ется экономить, не тратить деньги зря. "Охотник за скидками", вни-
мательно следит за конъюнктурой рынка, сравнивает цены. Собствен-
ное финансовое положение для него часто важнее отношения к нему
окружающих. Не использует деньги и дорогие вещи для демонстрации
своего финансового положения. Старается одеваться скромнее, чем
окружающие. Внимательно следит за денежными транзакциями. Сочувст-
вует бедным.
3. Тревожность из-за денег. Мотив финансовой безопасности.
Тестовый показатель: высокий.
Часто тревожится из-за денег. Когда необходимо потратить
большую сумму или совершить дорогую покупку, долго выбирает, час-
то нервничает, переживает. Излишний контроль своих финансов, ведет
учет расходов. Часто проверяет содержимое своего кошелька или бан-
ковского счета. Потеря финансовых источников воспринимается как
трагедия. Может завидовать финансовому благополучию окружающих.
Редко берет и еще реже дает деньги взаймы. Переоценивает значи-
мость денег. Жаден до денег, готов за них "сражаться". Из-за высо-
кой значимости денег готов рисковать, при этом может быть азартен.
Деньги часто занимают мысли и внимание и являются эмоционально на-
сыщенным объектом. Старается не обсуждать с другими свои финансо-
вые дела.
4. Негативные эмоции по отношению к деньгам. Напряжение из-за
денег.
Тестовый показатель: ниже среднего.
С деньгами связаны нейтральные или положительные эмоции. От-
сутствует чувство вины из-за денег. Использует деньги достаточно
рачительно и рационально. Считает, что деньги достаются наряженным
трудом.
5. Терапевтическая функция денег, деньги как удовольствие или
лекарство.
Тестовый показатель: выше среднего.
Часто думает, фантазирует, мечтает о деньгах. Деньги дают
ощущение свободы. Гордится своими финансовыми достижениями и воз-
можностями. Использует деньги как лекарство от депрессии и ханд-
ры. Импульсивный потребитель, часто совершает покупки под влиянием
первого эмоционального впечатления. Если узнает, что был обманут
на деньги, часто переживает. Предприимчив, готов рискнуть ради де-
нег и деньгами, но если потерпит крах - не расстраивается.
|