МЕТОДИКА:
Шкала самооценки инновативных качеств личности
(Лебедева Н.М., Татарко А.Н.)
В научной литературе существует множество подходов к определению "ин-
новативного потенциала".
В рамках антропологического подхода человек открыт внешнему (в том
числе социальному) миру и опыту и рассматривается как целостная открытая
саморазвивающаяся система. Инновационная личность характеризуется такими
качествами, как самоэффективность, жизнестойкость, суверенность, целепола-
гательность, последовательность в реализации жизненных ценностей. Иннова-
ционная личность характеризуется наличием развитых нравственных качеств,
глубоким мобилизационным потенциалом, ориентированности на определенное
качество жизни, позитивным взглядом на мир, умением строить положительные
отношения с окружающими. В рамках антропологического подхода для инноваци-
онной личности характерно проявление антропологических потенций к обнару-
жению новой информации; к адекватной оценке нового явления; к инновацион-
ной деятельности на разных уровнях взаимодействия (с природой как средой,
с социумом), к организации человеком собственной жизни.
Таким образом, основная суть антропологического подхода заключается в
том, что "инновационный потенциал" рассматривается как некий набор соци-
ально-антропологических качеств и потенций личности, формирующих новую,
сверхадаптивную природу человека. Набор этих качеств обеспечивает макси-
мальную самореализацию человека и его включенность в инновационную дея-
тельность.
Представители социально-психологического подхода понимают "инновацио-
нный потенциал" как совокупность социально-психологических ресурсов, необ-
ходимых человеку для осуществления инновационной жизнедеятельности.
В рамках данного подхода инновационный потенциал рассматривается как
некий набор социально-психологических качеств личности. Однако, в отличие
от сторонников антропологического подхода, эти качества личности связаны
не только с формированием сверхадаптивной природы человека, но и с процес-
сами личностной самодиагностики и самоконтроля, самоуправления и самодис-
циплины, а также с решением внешних социальных проблем, включая в себя та-
кие качества, как чувствительность к проблемным ситуациям; поиск, выделе-
ние и формулирование проблемы; генерирование гипотез, касающихся способов
ее решения; проверку этих гипотез; нахождение и формулирование решений;
интерпретацию и популяризацию результатов.
Отечественными психологами проводились эмпирические исследования пси-
хологической готовности к инновациям, и по этому критерию были выделены
социально-психологические типы в диапазоне от "активных реформаторов" до
"активных противников реформ" [Журавлев, 1993]. Эти результаты свидетель-
ствуют о многофакторной природе инновационности и необходимости дифферен-
цированной оценки психологической готовности разных социальных категорий
граждан к социальным инновациям.
В исследованиях О.С. Советовой было показано, что инновативная диспо-
зиция (как обобщенная, так и конкретная) может быть связана с личностными
свойствами. При этом отношение к новому, к изменениям (инновационная ком-
понента) является самостоятельной составляющей культуры любого народа,
имеет исторические корни, с течением времени изменяется [Советова, 2000].
В кросс-культурной психологии и смежных дисциплинах существуют иссле-
дования, указывающие на то, что базовые ценности культуры влияют не только
на экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность
жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на изобретательность и инно-
вационные диспозиции личности [Inglehart & Baker, 2000; Diener et al,
2000; Triandis, 1994; Shane,1992, 1995].
Субшкалы методики:
1. Креативность.
2. Риск ради успеха.
3. Ориентация на будущее.
Результаты проверки методики, измеряющей установки индивида по отно-
шению к инновациям на кросс-культурную валидность и надежность-согласован-
ность шкал показали, что:
1) данная методика имеет достаточную надежность: трехфакторная струк-
тура основных шкал устойчиво воспроизводится на разных выборках и является
оптимальной для четырех разных групп респондентов;
2) методика имеет высокую кросс-культурную валидность, поскольку одни
и те же утверждения с высокой частотой входили в одни и те же факторы в
разных культурных и национальных выборках в России и Канаде;
3) шкалы методики имеют удовлетворительную согласованность, что дока-
зала проверка с помощью коэффициента надежности-согласованности Кронбаха;
4) методика может быть применима в организационном контексте, по-
скольку прошла проверку на валидность и согласованность шкал в международ-
ной компании Ernst&Young.
Обработка результатов тестирования.
Респондентам предлагаются краткие характеристики разных людей, кото-
рые необходимо оценить по степени сходства с самим собой по 5-балльной
шкале (от "совсем не похож на меня" до "очень похож на меня"). Далее в со-
ответствии с ключом подсчитываются средние значения по шкалам.
По ключу считается среднее арифметическое по вопросам, входящим в
шкалу.
Общий индекс инновативности личности рассчитывается как среднее ариф-
метическое по всем 3 шкалам.
Показатели по всем шкалам и индексу инновативности личности варьируют
от 1 до 5 баллов.
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе автоматическая интерпретация результатов тестиро-
вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала самооценки инновативных качеств личности.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
Кр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████████────╢>
РУ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢>
ОБ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████───────╢>
___
ИК ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>
<──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Креативность - Кр = 19 4.7 94%
2. Риск ради успеха - РУ = 11 2.7 44%
3. Ориентация на будущее - ОБ = 18 4.5 88%
--------------------------------------------
Индекс инновационности - ИИ = 48 4.0 75%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень креативности - готовности к принятию и созда-
нию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или
принятых схем мышления, а также способности решать проблемы, воз-
никающие внутри статичных систем.
Средний уровень склонности к риску ради достижения успеха,
готовности вкладывать психологические и материальные ресурсы в ин-
новации, способности чувствоывть себя комфортно в нестабильной
среде.
Высокий уровень ориентации на будущее, убежденности, что из-
менения - это путь к успеху, склонности активно искать новые воз-
можности, отсутсвия страха совершать ошибки и конструктивно реаги-
ровать на них.
Повышенный интегральный индекс инновативности - внутренней
готовности к восприятию нового, позволяющей преодолеть естествен-
ное сопротивление нововведениям.
|