МЕТОДИКА:                                  
              Шкала самооценки инновативных качеств личности                
                        (Лебедева Н.М., Татарко А.Н.)                       
 
      В научной литературе существует множество подходов к определению "ин- 
 новативного потенциала".                                                   
 
      В рамках антропологического подхода человек открыт  внешнему  (в  том 
 числе социальному) миру и опыту и рассматривается как  целостная  открытая 
 саморазвивающаяся система. Инновационная личность  характеризуется  такими 
 качествами, как самоэффективность, жизнестойкость, суверенность, целепола- 
 гательность, последовательность в реализации жизненных ценностей.  Иннова- 
 ционная личность характеризуется наличием развитых  нравственных  качеств,  
 глубоким мобилизационным потенциалом,  ориентированности  на  определенное 
 качество жизни, позитивным взглядом на мир, умением строить  положительные 
 отношения с окружающими. В рамках антропологического подхода для инноваци- 
 онной личности характерно проявление антропологических потенций к  обнару- 
 жению новой информации; к адекватной оценке нового явления; к  инновацион- 
 ной деятельности на разных уровнях взаимодействия (с природой как  средой, 
 с социумом), к организации человеком собственной жизни.                    
      Таким образом, основная суть антропологического подхода заключается в 
 том, что "инновационный потенциал" рассматривается как некий  набор  соци- 
 ально-антропологических качеств и потенций  личности,  формирующих  новую, 
 сверхадаптивную природу человека. Набор этих качеств  обеспечивает  макси- 
 мальную самореализацию человека и его включенность  в  инновационную  дея- 
 тельность.                                                                 
 
      Представители социально-психологического подхода понимают "инновацио- 
 нный потенциал" как совокупность социально-психологических ресурсов, необ- 
 ходимых человеку для осуществления инновационной жизнедеятельности.        
      В рамках данного подхода инновационный потенциал рассматривается  как 
 некий набор социально-психологических качеств личности. Однако, в  отличие 
 от сторонников антропологического подхода, эти качества  личности  связаны 
 не только с формированием сверхадаптивной природы человека, но и с процес- 
 сами личностной самодиагностики и самоконтроля, самоуправления и  самодис- 
 циплины, а также с решением внешних социальных проблем, включая в себя та- 
 кие качества, как чувствительность к проблемным ситуациям; поиск,  выделе- 
 ние и формулирование проблемы; генерирование гипотез, касающихся  способов 
 ее решения; проверку этих гипотез; нахождение  и  формулирование  решений; 
 интерпретацию и популяризацию результатов.                                 
 
      Отечественными психологами проводились эмпирические исследования пси- 
 хологической готовности к инновациям, и по этому  критерию  были  выделены 
 социально-психологические типы в диапазоне от "активных  реформаторов"  до 
 "активных противников реформ" [Журавлев, 1993]. Эти результаты  свидетель- 
 ствуют о многофакторной природе инновационности и необходимости  дифферен- 
 цированной оценки психологической готовности разных  социальных  категорий 
 граждан к социальным инновациям.                                           
      В исследованиях О.С. Советовой было показано, что инновативная диспо- 
 зиция (как обобщенная, так и конкретная) может быть связана с  личностными 
 свойствами. При этом отношение к новому, к изменениям (инновационная  ком- 
 понента) является самостоятельной  составляющей  культуры  любого  народа, 
 имеет исторические корни, с течением времени изменяется [Советова, 2000].  
      В кросс-культурной психологии и смежных дисциплинах существуют иссле- 
 дования, указывающие на то, что базовые ценности культуры влияют не только 
 на экономическое развитие, состояние здоровья популяции, продолжительность 
 жизни, ощущение благополучия и счастья, но и на изобретательность и  инно- 
 вационные диспозиции личности [Inglehart &  Baker,  2000;  Diener  et  al, 
 2000; Triandis, 1994; Shane,1992, 1995].                                   
 
      Субшкалы методики:                                                    
      1. Креативность.                                                      
      2. Риск ради успеха.                                                  
      3. Ориентация на будущее.                                             
 
      Результаты проверки методики, измеряющей установки индивида  по  отно- 
 шению к инновациям на кросс-культурную валидность и  надежность-согласован- 
 ность шкал показали, что:                                                  
      1) данная методика имеет достаточную надежность: трехфакторная струк- 
 тура основных шкал устойчиво воспроизводится на разных выборках и является 
 оптимальной для четырех разных групп респондентов;                         
      2) методика имеет высокую кросс-культурную валидность, поскольку одни 
 и те же утверждения с высокой частотой входили в одни и те  же  факторы  в 
 разных культурных и национальных выборках в России и Канаде;               
      3) шкалы методики имеют удовлетворительную согласованность, что дока- 
 зала проверка с помощью коэффициента надежности-согласованности Кронбаха;  
      4) методика может быть применима  в  организационном  контексте,  по- 
 скольку прошла проверку на валидность и согласованность шкал в международ- 
 ной компании Ernst&Young.                                                  
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      Респондентам предлагаются краткие характеристики разных людей,  кото- 
 рые необходимо оценить по степени сходства с  самим  собой  по  5-балльной 
 шкале (от "совсем не похож на меня" до "очень похож на меня"). Далее в со- 
 ответствии с ключом подсчитываются средние значения по шкалам.             
      По ключу считается среднее арифметическое  по  вопросам,  входящим  в 
 шкалу.                                                                     
      Общий индекс инновативности личности рассчитывается как среднее ариф- 
 метическое по всем 3 шкалам.                                               
      Показатели по всем шкалам и индексу инновативности личности варьируют 
 от 1 до 5 баллов.                                                          
 
      Опросник состоит из 12 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе автоматическая интерпретация результатов  тестиро- 
 вания интегрального показателя основана на числовых значениях выраженных в 
 процентах с нулевой точкой отсчета.                                        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Шкала самооценки инновативных качеств личности.                  
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    Кр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████████────╢>              
 
    РУ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢>              
 
    ОБ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████───────╢>              
                                ___                                         
 
    ИК ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>              
 
         <──[--]──><───[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
            1. Креативность          - Кр = 19  4.7  94%                    
            2. Риск ради успеха      - РУ = 11  2.7  44%                    
            3. Ориентация на будущее - ОБ = 18  4.5  88%                    
            --------------------------------------------                    
            Индекс инновационности   - ИИ = 48  4.0  75%                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень креативности - готовности к принятию и созда-         
 нию принципиально новых идей, отклоняющихся  от  традиционных  или         
 принятых схем мышления, а также способности решать проблемы,  воз-         
 никающие внутри статичных систем.                                          
 
      Средний уровень склонности к риску  ради  достижения  успеха,         
 готовности вкладывать психологические и материальные ресурсы в ин-         
 новации, способности чувствоывть  себя  комфортно  в  нестабильной         
 среде.                                                                     
 
      Высокий уровень ориентации на будущее, убежденности, что  из-         
 менения - это путь к успеху, склонности активно искать новые  воз-         
 можности, отсутсвия страха совершать ошибки и конструктивно реаги-         
 ровать на них.                                                             
 
      Повышенный  интегральный  индекс  инновативности - внутренней         
 готовности к восприятию нового, позволяющей преодолеть  естествен-         
 ное сопротивление нововведениям.