МЕТОДИКА:
Шкала отношений "Лидер - Группа"
(F. Fiedler).
Методика предназначена для диагностики отношения "лидер-последова-
тель".
Данная переменная отражает уровень лояльности, доверительности, под-
держки и уважения, испытываемых и проявляемых последователями по отношению
к лидеру. Речь идет о признании лидера последователями, что является наи-
более важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера,
последователи будут делать все возможное для достижения поставленных им
целей.
Модель эффективного лидерства строится на том, что лидерство ситуаци-
онно. Благоприятность ситуации по отношению к конкретному используемому
стилю определяется через три рассмотренные переменные: уровень отношений,
структурированность работы и лидерская власть. Это означает, что эффектив-
ность лидерства зависит от того, насколько ситуация дает лидеру возмож-
ность влиять на других людей.
Три ситуационные переменные в сочетании с двумя лидерскими стилями
дают восемь типов ситуаций, наглядно описывающих модель Ф. Фидлера.
Отношения Структура задачи Должностная Наиболее
"лидер-последователь" власть эффективный
руководитель
1. Хорошие Структурированная Сильная Низкий LPC
2. Хорошие Структурированная Слабая Низкий LPC
3. Хорошие Неструктурированная Сильная Низкий LPC
4. Хорошие Неструктурированная Слабая Высокая LPC
5. Плохие Структурированная Сильная Высокая LPC
6. Плохие Структурированная Слабая Высокая LPC
7. Плохие Неструктурированная Сильная Высокая LPC
8. Плохие Неструктурированная Слабая Низкий LPC
Анализ показал, что в ситуациях 4-7 (условия умеренной благоприят-
ности) лучших результатов добиваются лидеры с высоким НПР.
В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные) и 8 (условия на-
именее благоприятные) добиваются лидеры с низким НПР.
Использование рассматриваемой модели ведется по следующим основным
направлениям. Модель позволяет подбирать руководителя в соответствии со
сложившейся в организации или группе ситуацией. Модель также подсказывает
путь изменения ситуации, если нельзя по каким-то причинам сменить руково-
дителя. В конце концов руководитель сам может сделать что-нибудь для изме-
нения ситуации в свою пользу. Подобные меры рассмотрены ниже:
I. Изменение уровня отношений с подчиненными.
1. Больше (или меньше) тратить свое неформальное время на общение с
подчиненными (обед, спорт и т.д.).
2. Подобрать нужных себе людей.
3. Выявить наставников к тем, в ком не уверен.
4. Поднять мораль у подчиненных, добившись осязаемых результатов.
II. Изменение уровня структурированности работы.
В случае желания иметь менее структурированную работу:
1. Напроситься на трудное и необычное задание.
2. Передать часть решений по работе подчиненным.
В случае желания иметь более структурированную работу:
1. Заручиться инструкциями свыше.
2. Разделить работу на более мелкие и структурированные части или
этапы.
III. Изменение уровня позиционной власти в организации.
В сторону повышения:
1. Используя всю имеющуюся власть, показать подчиненным, кто есть
кто.
2. Обеспечить получение информации последователями только через него.
В сторону понижения:
1. Призвать подчиненных к участию в управлении.
2. Делегировать часть власти заместителям и помощникам.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма, а также автоматическая интерпретация
результатов тестирования основаны на показателях выраженных в процентах с
нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 7 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала отношений "Лидер - Группа".
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "ЛГ" = 28 75%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень лояльности, доверительности, поддержки и
уважения, испытываемых и проявляемых последователями по отношению
к лидеру. Признание лидера последователями, что является наиболее
важным условием обретения контроля над ситуацией. Приняв лидера,
последователи будут делать все возможное для достижения поставлен-
ных им целей.
|