МЕТОДИКА:
Опросник креативности
(Джонсон Д.Л.)
(Johnson D.L.).
Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиа-
гностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может
быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышле-
ния П. Торренса и Д. Гилфорда.
Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране
проведена Е.Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о воз-
можности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиаг-
ностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных пря-
мому наблюдению.
Креативность - способность порождать необычные идеи, отклоняться в
мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креа-
тивность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных ка-
честв, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе
включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации
недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в
процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продук-
тивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке
социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные
знания и возможности.
Опросник креативности - это объективный, состоящий из восьми пунктов
контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разра-
ботанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных
внешнему наблюдению.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаи-
модействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в
классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и
т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности
(учащимися старшего школьного возраста).
Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять
градаций:
1 - никогда,
2 - редко,
3 - иногда,
4 - часто,
5 - постоянно.
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам
(минимальная оценка - 8, максимальная оценка - 40 баллов).
Интерпретация.
Сумма баллов: Уровень креативности:
40 - 34 Очень высокий.
33 - 27 Высокий.
26 - 20 Нормальный, средний.
19 - 15 Низкий.
14 - 8 Очень низкий.
Надежность опросника.
Для определения надежности Джонсон сравнивал между собой данные, по-
лученные от разных респондентов (экспертов), которые проводили оценку
творческих возможностей одних и тех же учеников в различных ситуациях.
По Джонсону, коэффициент корреляции между данными различных экспертов
находится в пределах от 0,70 до 0,80 (что является доказательством доста-
точно высокого уровня согласованности этих данных).
Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране
проведена Е.Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о воз-
можности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиаг-
ностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных пря-
мому наблюдению.
Валидность опросника.
В работах Джонсона приводятся различные корреляционные данные, на-
правленные на определение внешней валидности ОК.
Джонсон сообщает (1975), что существует значимая положительная корре-
ляция между данными ОК и данными методики "Социальное взаимодействие и
креативность в коммуникационной системе". Также сообщается о существовании
положительной корреляции между ОК и вербальной батареей тестов творческого
мышления Торренса (r = 0,56), между ОК и тестом отдаленных ассоциаций (r =
0,51).
Джонсон приводит данные о корреляции между ОК и отдельными субтестами
теста Векслера. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между ОК и данны-
ми теста интеллекта Векслера равен 0,62 (объем выборки - 18 детей от 6-ти
до 7-ми лет).
Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиа-
гностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может
быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышле-
ния П. Торренса и Д. Гилфорда.
Опросник состоит из 8 пунктов для экспертной оценки.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
Тестовый показатель может принимать значения от 8 до 40 баллов.
В данной программе диаграмма результатов тестирования основана на по-
казателе выраженном в процентах с нулевой точкой отсчета.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник креативности.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
*
5 ┼ ▄▄ ▄▄
4 ┼ ██ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ██ ▄▄
3 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─▄▄─██─
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
A B C D E F G H
Интегральный тестовый показатель:
Кр ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████─────────────╢>
<───────[-]──────><────[=]────><───────[+]───────>
Тестовые показатели:
1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей - A = 5
2. Беглость - B = 4
3. Гибкость - C = 3
4. Находчивость, изобретательность - D = 4
5. Воображение, способности к структурированию - E = 4
6. Оригинальность, изобретательность и продуктивность - F = 5
7. Независимость, нестандартность - G = 3
8. Уверенный стиль поведения с опорой на себя,
самодостаточное поведение - H = 3
----------------------------------------------------------------
Интегральный показатель креативности - Кр = 32 75%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей.
Способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные особен-
ности окружающего мира.
Экспертная оценка способности: постоянно проявляется.
2. Беглость.
Способность выдвигать и выражать большое количество различных
идей в данных условиях.
Экспертная оценка способности: часто проявляется.
3. Гибкость.
Способность предлагать разные виды, типы, категории идей.
Экспертная оценка способности: иногда проявляется.
4. Находчивость, изобретательность.
Способность предлагать дополнительные детали, идеи, версии
или решения.
Экспертная оценка способности: часто проявляется.
5. Воображение, способности к структурированию.
Способность проявлять воображение, чувство юмора и развивать
гипотетические возможности.
Экспертная оценка способности: часто проявляется.
6. Оригинальность, изобретательность и продуктивность.
Способность демонстрировать поведение, которое является нео-
жиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы.
Экспертная оценка способности: постоянно проявляется.
7. Независимость, нестандартность.
Способность воздерживаться от принятия первой пришедшей в го-
лову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и
выбирать лучшую.
Экспертная оценка способности: иногда проявляется.
8. Уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточ-
ное поведение.
Способность проявлять уверенность в своем решении, несмотря
на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестан-
дартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы.
Экспертная оценка способности: часто проявляется.
Интегральная оценка креативности:
высокий уровень креативности.
Способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении
от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
|