МЕТОДИКА:
Опросник Интернет-зависимости
(Кимберли Янг).
В 1996 г. Кимберли Янг на основе критериев DSM-IV для патологической
зависимости от азартных игр создала опросник, состоящий из восьми пунктов
для диагностики Интернет-зависимости. Пациенты, ответившие положительно на
5 и более вопросов, определялись как зависимые от Интернета.
По К. Янг степень аддикции определяется не количеством проведенного в
Интернете времени, а суммой потерь в реальной жизни. В основном, зависи-
мость сказывается на таких сторонах жизни, как
участие в жизни собственной семьи,
выполнение повседневных обязанностей,
полноценный сон,
чтение книг и периодики,
просмотр телепередач,
общение с друзьями,
занятия спортом,
хобби,
социальные контакты,
половая жизнь.
Эти 10 видов деятельности наиболее часто определяли сами аддикты.
Психологические и физические симптомы, характерные для
Интернет-зависимости:
Психологические симптомы:
* хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
* невозможность остановиться;
* увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
* пренебрежение семьей и друзьями;
* ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
* ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
* проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
* синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов
руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
* сухость в глазах;
* головные боли по типу мигрени;
* боли в спине;
* нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
* пренебрежение личной гигиеной;
* расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям К. Янг, опасными сигналами (предвестниками Ин-
тернет-зависимости) являются:
* навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
* предвкушение следующего сеанса он-лайн;
* увеличение времени, проводимого он-лайн;
* увеличение количества денег, расходуемых на Интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг (2000),
служат следующие критерии:
* всепоглощенность Интернетом;
* потребность проводить в сети все больше и больше времени;
* повторные попытки уменьшить использование Интернета;
* при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены,
причиняющие беспокойство;
* проблемы контроля времени;
* проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
* ложь по поводу времени, проведенного в сети;
* изменение настроения посредством использования Интернета.
Более развернутую систему критериев приводит И. Голдберг. По его мне-
нию, можно констатировать Интернет-зависимость при наличии 3 или более
пунктов из следующих:
1. Толерантность - для достижения удовлетворения человеку требуется
все больше и больше времени нахождения в Интернете. Если человек не увели-
чивает количество времени, которое он проводит в Интернет, то эффект за-
метно снижается.
2. "Синдром отказа" - характерный "синдром отказа": прекращение или
сокращение времени, проводимого в Интернет. Далее в период от нескольких
дней до месяца могут появиться следующие симптомы:
* психомоторное возбуждение,
* тревога,
* навязчивые размышления о том, что сейчас происходит в Интернет;
* фантазии или мечты об Интернет;
* произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие пе-
чатание на клавиатуре.
Возвращение к использованию Интернет позволяет избежать симптомов
"синдрома отказа".
3. Интернет часто используется в течение большего количества времени
или чаще, чем было задумано.
4. Существуют постоянное желание или безуспешные попытки прекратить
или начать контролировать использование Интернет.
5. Огромное количество времени тратится на деятельность, связанную с
использованием Интернет (покупку специальных книг, поиск новых броузеров,
поиск провайдеров, организация найденных в Интернет файлов).
6. Значимая социальная, профессиональная деятельность, отдых прекра-
щаются или редуцируются в связи с использованием Интернет.
7. Использование Интернет продолжается, несмотря на знание об имею-
щихся периодических или постоянных физических, социальных, профессиональ-
ных или психологических проблемах, которые вызываются использованием Ин-
тернет (недосыпание, семейные (супружеские) проблемы, опоздания на назна-
ченные на утро встречи, пренебрежение профессиональными обязанностями, или
чувство оставленности значимыми другими).
А.Е. Войскунский обобщил все ранее описанные поведенческие характе-
ристики:
1. Неспособность и нежелание отвлечься даже на короткое время от ра-
боты в Интернете, и тем более прекратить работу;
2. Досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и
навязчивые размышления об Интернете в такие периоды;
3. Стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся
отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного
сеанса работы;
4. Побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше
денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей
сбережений или влезанием в долги;
5. Готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность
и частоту работы в Интернете;
6. Способность и склонность забывать при работе в Интернете о домаш-
них делах, учебе или служебных обязанностях; важных личных и деловых
встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
7. Стремление и способность освободиться на время работы в Интернете
от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги
или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной
эйфории;
8. Нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны
близких или начальства;
9. Готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга
общения из-за поглощенности работой в Интернете;
10. Пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокра-
щение длительности сна в связи с систематической работой в Интернете в
ночное время;
11. Избегание физической активности или стремление сократить ее,
оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с приме-
нением Интернета;
12. Пренебрежение личной гигиеной из-за стремления проводить все без
остатка "личное" время, работая в Интернете;
13. Постоянное "забывание" о еде, готовность удовлетворяться случайной
и однообразной пищей, поглощаемой нерегулярно и не отрываясь от компьюте-
ра.
14. Злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами;
15. Подбор, просматривание и изучение специальной литературы о новин-
ках Интернета, обсуждение их с окружающими.
Опросник состоит из 8 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник Интернет-зависимости.
Ф.И.О: _________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████────╢>
<────[-]────><────[+]────>
Тестовый показатель - ИЗ = 7
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень Интернет-зависимости.
Психологические симптомы:
* хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
* невозможность остановиться;
* увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
* пренебрежение семьей и друзьями;
* ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
* ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
* проблемы с работой или учебой.
Физические симптомы:
* синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов
руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
* сухость в глазах;
* головные боли по типу мигрени;
* боли в спине;
* нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
* пренебрежение личной гигиеной;
* расстройства сна, изменение режима сна.
Признаки наступившей интернет-аддикции:
* всепоглощенность Интернетом;
* потребность проводить в сети все больше и больше времени;
* повторные попытки уменьшить использование Интернета;
* при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отме-
ны, причиняющие беспокойство;
* проблемы контроля времени;
* проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
* ложь по поводу времени, проведенного в сети;
* изменение настроения посредством использования Интернета.
Интернет-зависимость может негативно сказываться на таких
сторонах жизни, как участие в жизни собственной семьи, выполнение
повседневных обязанностей, полноценный сон, чтение книг и периоди-
ки, просмотр телепередач, общение с друзьями, занятия спортом,
хобби, социальные контакты, половая жизнь.
|