МЕТОДИКА:
Опросник готовности ребенка к обучению в школе
для родителей
(Дж. Чейпи)
(модифицированный вариант).
Методика предназначена для самодиагностики родителя уровня школьной
готовности ребенка.
1. Личностная готовность.
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социаль-
ной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта
личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной
деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и оп-
ределенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обу-
чению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (ат-
рибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность полу-
чать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Бу-
дущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, позна-
вательной деятельностью, что становится возможным при сформированной ие-
рархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать раз-
витой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает опре-
деленный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного
обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональ-
ная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной
деятельности.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора,
запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчленен-
ным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материа-
лу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смыс-
ловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образ-
ным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Ин-
теллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка на-
чальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выде-
лить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обуче-
нию в школе предполагает:
дифференцированное восприятие;
аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и
связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных уси-
лий;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и при-
менению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей ка-
честв, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителя-
ми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему
необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотно-
шений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, дей-
ствовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом,
данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с
другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развиваю-
щиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обу-
чения.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие:
нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный
покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков
и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особен-
но мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребен-
ка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее
состояние здоровья.
Под речевой готовность понимается сформированность звуковой стороны
речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правиль-
ность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок
умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать
усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется про-
извольность психологических процессов.
Данная методика оценивает готовность к школе по шкалам:
оценка интеллектуального развития;
оценка базового опыта;
оценка языкового развития;
оценка эмоционального развития;
оценка умений общения;
оценка физического развития;
зрительное различение;
зрительное восприятие;
зрительная память;
уровень слуховых способностей;
оценка отношения к книгам.
Следует иметь в виду, что тестовая оценка основана на наблюениях ро-
дителей и не может быть серьезным основанием для принятия психологом реше-
ния о готовности ребенка к обучению в школе.
Методика существует в нескольких модификациях, которые отличаются ко-
личеством пунктов опросника, способом оценки каждого пункта, количеством
шкал и критериями принятия диагностического решения.
Опросник состоит из 46 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник готовности ребенка к обучению в школе.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████████───╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "ГШ" = 44 96%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Уровень готовности ребенка к обучению в школе: 96%
1. Личностная готовность.
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой
социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и
обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ре-
бенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В
личностную готовность входит и определенный уровень развития моти-
вационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок,
которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной
жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые
знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Буду-
щему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением,
познавательной деятельностью, что становится возможным при сформи-
рованной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок
должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность
также предполагает определенный уровень развития эмоциональной
сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть
достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фо-
не которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка
кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть плано-
мерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отно-
шения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и ос-
новными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в
основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на ре-
альные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная
готовность также предполагает формирование у ребенка начальных
умений в области учебной деятельности, в частности, умение выде-
лить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель дея-
тельности.
В обобщенном виде развитие интеллектуальной готовности к обу-
чению в школе предполагает:
дифференцированное восприятие;
аналитическое мышление (способность постижения основных приз-
наков и связей между явлениями, способность воспроизвести обра-
зец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фан-
тазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнитель-
ных усилий;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию
и применению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных коор-
динаций.
3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у де-
тей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими
детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заня-
ты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими спо-
собами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы
умения войти в детское общество, действовать совместно с другими,
умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент
предполагает развитие у детей потребности в общении с другими,
умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающи-
еся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного
обучения.
Под физической готовностью подразумевается общее физическое
развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, про-
порции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам
физического развития мальчиков и девочек 6-7 - летнего возраста.
Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей
рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее воз-
будимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние
здоровья.
Под речевой готовность понимается сформированность звуковой
стороны речи, словарного запаса, монологической речи и граммати-
ческая правильность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если
ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план дей-
ствий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препят-
ствия, у него формируется произвольность психологических процес-
сов.
|