МЕТОДИКА:                                  
               Опросник готовности ребенка к обучению в школе               
                              для родителей                                 
                               (Дж. Чейпи)                                  
                       (модифицированный вариант).                          
 
      Методика предназначена для самодиагностики родителя уровня  школьной  
 готовности ребенка.                                                        
 
      1. Личностная готовность.                                             
      Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой  социаль- 
 ной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.  Эта  
 личностная готовность выражается в отношении ребенка к  школе,  к  учебной 
 деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и  оп- 
 ределенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному  обу- 
 чению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (ат- 
 рибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность  полу- 
 чать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Бу- 
 дущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, позна- 
 вательной деятельностью, что становится возможным при  сформированной  ие- 
 рархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен  обладать  раз- 
 витой учебной мотивацией. Личностная готовность также  предполагает  опре- 
 деленный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу  школьного 
 обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональ- 
 ная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной 
 деятельности.                                                              
 
      2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.                       
      Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, 
 запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и  расчленен- 
 ным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материа- 
 лу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смыс- 
 ловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка  остается  образ- 
 ным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.  Ин- 
 теллектуальная готовность также предполагает формирование  у  ребенка  на- 
 чальных умений в области учебной деятельности, в частности,  умение  выде- 
 лить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную  цель  деятельности. 
 Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обуче- 
 нию в школе предполагает:                                                  
      дифференцированное восприятие;                                        
      аналитическое мышление (способность постижения основных  признаков  и 
 связей между явлениями, способность воспроизвести образец);                
      рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);    
      логическое запоминание;                                               
      интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных  уси- 
 лий;                                                                       
      овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и  при- 
 менению символов;                                                          
      развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.   
 
      3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.         
      Этот компонент готовности включает в себя формирование  у  детей  ка- 
 честв, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми,  учителя- 
 ми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим  делом,  и  ему 
 необходимо обладать достаточно гибкими способами установления  взаимоотно- 
 шений с другими людьми, необходимы умения войти в детское  общество,  дей- 
 ствовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, 
 данный компонент предполагает развитие у детей  потребности  в  общении  с 
 другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы,  развиваю- 
 щиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного  обу- 
 чения.                                                                     
 
      Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: 
 нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела,  кожный 
 покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков 
 и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особен- 
 но мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребен- 
 ка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности.  Общее 
 состояние здоровья.                                                        
 
      Под речевой готовность понимается сформированность  звуковой  стороны 
 речи, словарного запаса, монологической  речи  и  грамматическая  правиль- 
 ность.                                                                     
 
      Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если  ребенок 
 умеет ставить цель, принимать решение, намечать план  действий,  принимать 
 усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется про- 
 извольность психологических процессов.                                     
 
      Данная методика оценивает готовность к школе по шкалам:               
      оценка интеллектуального развития;                                    
      оценка базового опыта;                                                
      оценка языкового развития;                                            
      оценка эмоционального развития;                                       
      оценка умений общения;                                                
      оценка физического развития;                                          
      зрительное различение;                                                
      зрительное восприятие;                                                
      зрительная память;                                                    
      уровень слуховых способностей;                                        
      оценка отношения к книгам.                                            
 
      Следует иметь в виду, что тестовая оценка основана на наблюениях  ро- 
 дителей и не может быть серьезным основанием для принятия психологом реше- 
 ния о готовности ребенка к обучению в школе.                               
      Методика существует в нескольких модификациях, которые отличаются ко- 
 личеством пунктов опросника, способом оценки каждого  пункта,  количеством 
 шкал и критериями принятия диагностического решения.                       
 
      Опросник состоит из 46 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник готовности ребенка к обучению в школе.                  
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████████───╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "ГШ" = 44  96%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
         Уровень готовности ребенка к обучению в школе: 96%                 
 
      1. Личностная готовность.                                             
      Включает формирование у ребенка готовности к  принятию  новой         
 социальной позиции - положение школьника,  имеющего  круг  прав  и         
 обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ре-         
 бенка к школе, к учебной деятельности, учителям,  самому  себе.  В         
 личностную готовность входит и определенный уровень развития моти-         
 вационной сферы. Готовым к школьному  обучению  является  ребенок,         
 которого школа привлекает не внешней стороной  (атрибуты  школьной         
 жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые         
 знания, что предполагает развитие познавательных интересов.  Буду-         
 щему школьнику необходимо произвольно управлять своим  поведением,         
 познавательной деятельностью, что становится возможным при сформи-         
 рованной иерархической системе  мотивов.  Таким  образом,  ребенок         
 должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность         
 также предполагает  определенный  уровень  развития  эмоциональной         
 сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка  должна  быть         
 достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фо-         
 не которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.          
 
      2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.                       
      Данный компонент готовности предполагает  наличие  у  ребенка         
 кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть плано-         
 мерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отно-         
 шения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления  и  ос-         
 новными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако,  в         
 основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся  на  ре-         
 альные действия с предметами, их  заместителями.  Интеллектуальная         
 готовность также предполагает  формирование  у  ребенка  начальных         
 умений в области учебной деятельности, в частности,  умение  выде-         
 лить учебную задачу и превратить ее в  самостоятельную  цель  дея-         
 тельности.                                                                 
      В обобщенном виде развитие интеллектуальной готовности к обу-         
 чению в школе предполагает:                                                
      дифференцированное восприятие;                                        
      аналитическое мышление (способность постижения основных приз-         
 наков и связей между явлениями,  способность  воспроизвести  обра-         
 зец);                                                                      
      рациональный подход к действительности (ослабление роли  фан-         
 тазии);                                                                    
      логическое запоминание;                                               
      интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнитель-         
 ных усилий;                                                                
      овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию         
 и применению символов;                                                     
      развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных  коор-         
 динаций.                                                                   
 
      3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению.         
      Этот компонент готовности включает в себя формирование у  де-         
 тей качеств, благодаря которым они могли  бы  общаться  с  другими         
 детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заня-         
 ты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими  спо-         
 собами установления взаимоотношений с другими  людьми,  необходимы         
 умения войти в детское общество, действовать совместно с  другими,         
 умение уступать и  защищаться.  Таким  образом,  данный  компонент         
 предполагает развитие у детей потребности  в  общении  с  другими,         
 умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающи-         
 еся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного         
 обучения.                                                                  
 
      Под физической готовностью подразумевается  общее  физическое         
 развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус,  про-         
 порции тела, кожный покров и  показатели,  соответствующие  нормам         
 физического развития мальчиков и  девочек 6-7 - летнего  возраста.         
 Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей         
 рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее воз-         
 будимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее  состояние         
 здоровья.                                                                  
 
      Под речевой готовность понимается  сформированность  звуковой         
 стороны речи, словарного запаса, монологической речи  и  граммати-         
 ческая правильность.                                                       
 
      Эмоционально-волевую готовность считают сформированной,  если         
 ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план  дей-         
 ствий, принимать усилия к  его  реализации,  преодолевать  препят-         
 ствия, у него формируется произвольность  психологических  процес-         
 сов.