МЕТОДИКА:
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности
(ОФДСИ)
(В.М. Русалов).
Методика предназначена для диагностики свойств "предметно-деятельнос-
тного" (психомоторная и интеллектуальная сферы) и "коммуникативного" ас-
пектов темперамента.
В основе опросника лежит концепция биологической обусловленности фор-
мально-динамических свойств индивидуального поведения человека В.М.Русало-
ва как частный вариант теории функционально-системной о рганизации работы
мозга П.К.Анохина (функционально-системный подход в психофизиологии).
В.М. Русалов выделяет четыре базальных свойства нервной системы:
1. Эргичность - выносливость человека, как в умственном, так и в фи-
зическом плане.
2. Пластичность - способность психики легко приспосабливаться к изме-
няющимся, новым условиям (в поведении, в познавательных процессах). Проти-
воположность - ригидность.
3. Скорость - темп реакций и поведения, в котором протекают психичес-
кие процессы.
4. Эмоциональность - впечатлительность, импульсивность, чуткость к
эмоциональным воздействиям и возможному несовпадению осуществляемого дей-
ствия с запланированным образцом.
Mетод ОФДСИ опирается на теоретическую модель, вытекающую из теории
индивидуальности В.М. Русалова:
1. Только формально-динамические особенности психики могут быть соот-
несены c биологическими особенностями человека.
2. В основе формально-динамических особенностей психики лежит не от-
дельная биологическая подсистема, а интегрированная совокупность всех
биологических свойств человека, т.е. общая конституция.
3. Механизмом, объясняющим процесс включения биологических свойств
разного уровня в формирование психодинамических свойств, является механизм
системного обобщения.
4. Четвертое положение раскрывает связь между формально-динамическими
образованиями психики и другими, более организованными структурами индиви-
дуальности.
5. Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических
характеристик психики в деятельности человека.
Первая методика Русалова - ОСТ (опросник структуры темперамента) соз-
данная им в конце 70-х годов 20 в. на основе подходов, разрабатываемых в
отечественной школе дифференциальной психофизиологии Теплова - Небылицина.
Исследования, проведенные в этой школе показали, что необходим принципи-
ально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их
мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал
Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.
Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зару-
бежной психологии изложены В.М. Русаловым в главе, посвященной проблеме
темперамента в сборнике "Современная психология", изданном под общей ре-
дакцией В.Н. Дружинина (Дружинин В.Н., 2000).
1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые
и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях пред-
ставлены такие характеристики темперамента, как "активность", "реактив-
ность", "эмоциональность", "социабельность". Есть авторы, которые в темпе-
раментальные свойства включают характеристики общих способностей (напри-
мер, В.С. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свой-
ства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в
большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динами-
ческих характеристик.
2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная
устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова пока-
зано, что темперамент возникает под влиянием общей конституции, в которую
входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и
нейродинамическая конституции. Наследственная обусловленность темперамента
проявляется в таких его особенностях, как: независимость от содержания мо-
тива и цели поведения; универсальность и консистентность проявления во
всех сферах деятельности и жизнедеятельности; раннее проявление в детстве;
высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологи-
ческими подсистемами.
3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, фор-
мальных и стилевых характеристик психики и развивается - вслед за биологи-
ческим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности
(игра, учеба, труд и др.).
4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы
определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уро-
вень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы
и др.), включалась в деятельность помимо мотивов и целей контролирует рас-
ходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает
границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или
чрезвычайно малого расходования энергии.
5. Темперамент не зависит от содержания деятельности - мотивов, це-
лей, ценностей, определяя ее стиль - темп, скорость, длительность протека-
ния деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, опре-
деляя ее динамический характер.
6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и
как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре
творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (ори-
гинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гиб-
кость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преиму-
щественно темпераментальной пластичностью и темпом, а гибкость - преиму-
щественно зависит от социальной эмоциональности и общий темпераментальной
активности.
Позже Русалов на основе ОСТ разрабатывает вторую методику - "Опрос-
ник формально-динамических свойств индивидуальности (1997).
ОФДСИ позволяет оценить особенности темперамента не только в пред-
метно-моторной и коммуникативной сферах, но и в умственной - главной сфере
проявления психической активности человека. Новый метод имеет 12 шкал пер-
вичных (эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в психомо-
торной, коммуникативность и интеллектуальных сферах поведения человека) +
6 производных (суммарные) + контрольная шкала. Всего 19.
Личностный вопросник по классификации Q-L-T относится к Q-данным.
Тест предназначен для психологических, педагогических и медицинских
исследований людей в возрасте 18 до 60 лет.
Надежность ретестовая (81 человек 1 месяц) = 0,6-0,8.
Внутренняя согласованность (альфа - кромбоха) = 0,7-0,9.
Кросс-культурная валидность (США и Россия) на студентах университета.
Нормы - медиальные нормы (среднее и стандартное отклонение).
Опросник содержит 150 пунктов, требующих ответа по 4-х бальной шкале,
и позволяет получить значения по 12 свойствам.
Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограни-
чивается.
Измеряемые параметры могут принимать высокое, среднее и низкое зна-
чение.
Измеряемые параметры:
Эргичность психомоторная - психомоторная деятельность, стремление к
физическому напряжению, мышечная работоспособность.
Эргичность интеллектуальная - уровень интеллектуальных возможностей,
умственное напряжение, вовлеченность в умственные процессы.
Эргичность коммуникативная - потребность в общении, круг контактов,
установление новых социальных связей.
Пластичность психомоторная - переключение с одних форм двигательной
активности на др., стремление к разным формам активности.
Пластичность интеллектуальная ? гибкость мышления, переход с одной
формы интеллектуальной деятельности на др.
Пластичность коммуникативная - готовность к вступлению в новые соци-
альные контакты, импульсивность в общении.
Скорость психомоторная - скорость выполнения двигательных операций.
Скорость интеллектуальная - скорость умственных процессов и осущест-
вление интеллектуальной деятельности.
Скорость коммуникативная - речевая активность, вербализация.
Эмоциональность психомоторная - ощущение спокойствия, уверенность в
себе, чувственность к неудачам.
Эмоциональность интеллектуальная - эмоциональность переживаний, уве-
ренность в себе в процессе социального взаимодействия.
Эмоциональность коммуникативная - чувствительность к неудачам в обще-
нии, уверенность, раздражительность в ситуации общения.
Контрольная шкала - испытуемые с высокими значениями по данной шкале
из обработки исключаются, поскольку у них наблюдается явно неадекватная
оценка поведения.
Индексы темперамента:
Индекс психомоторной активности.
Индекс интеллектуальной активности.
Индекс коммуникативной активности.
Индекс общей активности.
Индекс общей эмоциональности.
Индекс общей адаптивности.
Каждая из двенадцати шкал рассматривается как континуум формально-
динамического свойства, которое варьирует в баллах от 12 до 48 при среднем
значении 30 и стандартном отклонении 6. Учитывая нормальный характер изу-
чаемых шкал, по каждому свойству испытуемые могут быть распределены на три
группы:
12-25 баллов - испытуемые с низкими значениями (25% популяции);
26-34 баллов - испытуемые со средними значениями свойства (50% попу-
ляции или норма);
35-48 баллов - испытуемые с высоким значением свойства (25% популя-
ции).
Используя этот опросник, необходимо помнить, что нет "плохих" и "хо-
роших" темпераментов. Темперамент характеризует динамические особенности
личности, но не дает информации об убеждениях, идеалах, мотивах поведения
человека. Следовательно, темперамент не является показателем общественной
ценности личности, ее возможностей, не способен предсказывать успешность
или неудачи в жизни и профессии. Люди разного темперамента могут добиться
высоких успехов в одном и том же виде деятельности, только идут они к это-
му успеху разными путями.
Основные шкалы:
Контрольная шкала.
Психомоторная сфера:
1. Эргичность психомоторная.
2. Пластичность психомоторная.
3. Скорость психомоторная.
4. Эмоциональность психомоторная.
Интеллектуальная сфера.
5. Эргичность интеллектуальная.
6. Пластичность интеллектуальная.
7. Скорость интеллектуальная.
8. Эмоциональность интеллектуальная.
Коммуникативная сфера.
9. Эргичность коммуникативная.
10. Пластичность коммуникативная.
11. Скорость коммуникативная.
12. Эмоциональность коммуникативная.
Индексы темперамента:
1. Индекс психомоторной активности.
2. Индекс интеллектуальной активности.
3. Индекс коммуникативной активности.
4. Индекс общей активности.
5. Индекс общей эмоциональности.
6. Индекс общей адаптивности.
Обработка результатов.
Для подсчета баллов по той или иной шкале используются ключи. Вначале
необходимо перекодировать некоторые ответы, указанные в ключе для данной
шкалы. Подсчет баллов производится путем суммирования всех баллов по дан-
ной шкале.
Необходимо помнить, что испытуемые, имеющие по контрольной шкале 18
баллов и больше, из дальнейшей обработки исключаются, как не способные, в
силу чрезмерной социальной желательности адекватно оценивать свое поведе-
ние.
Для решения ряда научных и научно-практических задач необходимо учи-
тывать не только значение того или иного отдельного формально-динамическо-
го свойства, но и индексы и темпераментальные типы, отражающие различную
степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Исходя
из содержания корреляционных и факторных связей между шкалами ОФДСИ, пред-
ложены следующие 6 наиболее важных индексов формально-динамических свойств
человека.
Индексы активности.
1. Индекс психомоторной активности (ИПА) равен сумме баллов активнос-
тных шкал в психомоторной сфере.
ИПА = ЭРМ + ПМ + СМ.
ИПА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12,
т.е. от 78 до 102.
2. Индекс интеллектуальной активности (ИИА) равен сумме баллов актив-
ностных шкал в интеллектуальной сфере.
ИИА = ЭРИ + ПИ + СИ.
ИИА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12,
т.е. от 78 до 102.
3. Индекс коммуникативной активности (ИКА) равен сумме баллов актив-
ностных шкал в коммуникативной сфере.
ИКА = ЭРК + ПК + СК.
ИКА варьирует от 36 до 144. Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12,
т.е. от 78 до 102.
4. Индекс общей активности (ИОА) равен сумме баллов всех активностных
шкал во всех трех сферах.
ИОА = ИПА + ИИА + ИКА.
ИОА варьирует от 108 до 432. Среднее значение (норма) равно 270 +/-
36, т.е. от 234 до 306.
Индекс общей эмоциональности.
5. Индекс общей эмоциональности (ИОЭ) равен сумме всех эмоциональных
шкал в трех сферах.
ИОЭ = ЭМ + ЭИ + ЭК.
Среднее значение (норма) равно 90 +/- 12, т.е. от 78 до 102.
Индекс общей адаптивности.
6. Индекс общей адаптивности (ИОАД) равен разнице баллов между индек-
сом общей активности и индексом общей эмоциональности.
ИОАД = ИОА - ИОЭ.
Индекс варьирует в пределах от -36 до 432. Среднее значение (норма)
равно 180 +/- 48.
На основании вышеприведенных индексов, можно выделить довольно боль-
шое количество вариантов темперамента, в настоящее время можно говорить о
возможных 9 наиболее типичных вариантах (типах) формально-динамических
свойств.
Дифференциальные типы.
Для вычисления дифференциального типа темпераментального типа в опре-
деленной сфере поведения необходимо на оси ординат отложить значение ин-
декса активности в данной сфере, а на оси абсцисс значение соответствующей
эмоциональной шкалы.
Тип 1. Если значения по обеим шкалам выше нормы, т.е. активность выше
102, а эмоциональность выше 34, данный испытуемый относится к категории
"холерик" в соответствующей сфере.
Тип 2. Если значения по обеим шкалам меньше нормы, т.е. активность
меньше 70, а эмоциональность - меньше 26, то данный испытуемый - "флегма-
тик".
Тип 3. Если у данного испытуемого активность выше нормы (т.е. выше
102), а эмоциональность - ниже нормы (т.е. ниже 26), то этот испытуемый -
"сангвиник".
Тип 4. Если активность меньше нормы (т.е. меньше 78), а эмоциональ-
ность больше нормы, т.е. (больше 34), то испытуемый - "меланхолик" в соот-
ветствующей сфере.
Тип 5. Если испытуемый имеет "нормальное" значение по шкале активнос-
ти, а по шкале эмоциональности его значения ниже нормы (т.е. меньше 26),
данный испытуемый принадлежит к "смешанному низкоэмоциональному" типу.
Тип 6. Если испытуемый имеет "нормальное" значение по шкале активнос-
ти, а по шкале эмоциональности его значения выше нормы (т.е. больше 34),
данный испытуемый принадлежит к "смешанному высокоэмоциональному" типу.
Тип 7. Если испытуемый по шкале активности имеет значение выше нормы
(т.е. выше 102), а по шкале эмоциональности его значения находятся в пре-
делах нормы, то данный испытуемый принадлежит к "смешанному высокоактивно-
му" типу.
Тип 8. Если испытуемый по шкале активности имеет значение ниже нормы,
а по шкале эмоциональности его значения находятся в пределах нормы, то
данный испытуемый принадлежит к "смешанному низкоактивному" типу.
Тип 9. Если значения и активности и эмоциональности находятся в пре-
делах нормы, то испытуемый принадлежит к "неопределенному" типу.
Общий тип темперамента.
Вычисления общего типа проводятся аналогично вычислению дифференци-
ального типа.
Для этого на оси ординат отложить значения ИОА (индекса общей актив-
ности), а на оси абсцисс значение индекса ИОЭ (индекса общей эмоциональ-
ности). Названия типов те же, что и в случае дифференциальных типов.
Если оба значения выше нормы - "холерик", если оба значения меньше
нормы - "флегматик". Если по шкале обшей активности значение выше нормы, а
по шкале общей эмоциональности ниже нормы - "сангвиник". Если общая актив-
ность ниже нормы, а общая эмоциональность выше нормы - "меланхолик". Если
оба значения в пределах нормы - "неопределенный" тип.
Если по активности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональ-
ности выше нормы, то - "смешанный высокоэмоциональный" тип. Если по актив-
ности значение в пределах нормы, а по общей эмоциональности ниже нормы,
то - "смешанный низкоэмоциональный" тип. Если по шкале общей активности
значение выше нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то -
"смешанный высокоактивный" тип. Если по шкале общей активности значение
ниже нормы, а по общей эмоциональности в пределах нормы, то - "смешанный
низкоактивный" тип.
Литература:
Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. - Минск,
2002.
Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальнос-
ти. М., 1997.
Опросник состоит из 150 вопросов.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник формально-динамических свойств индивидуальности.
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные:_______________
Контрольная шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────╢>
<──────[-]──────><─[+]─>
Диаграмма:
*
48 ┼ ▄▄
44 ┼ ██
40 ┼ ██ ██ ██
36 ┼───────────██───██───────██────────────▄▄─
32 ┼ ██ ██ ██ ██
28 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
24 ┼─────██─▄▄─██───██────▄▄─██─────────██─██─
20 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
16 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
12 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
8 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼──+──+──+──+────+──+──+──+────+──+──+──+──*
ЭРМ ПМ СМ ЭМ ЭРИ ПИ СИ ЭИ ЭРК ПК СК ЭК
Основные шкалы:
Контрольная шкала - К = 12 -
1. Эргичность психомоторная - ЭРМ = 12 -
2. Пластичность психомоторная - ПМ = 30 -+
3. Скорость психомоторная - СМ = 24 -
4. Эмоциональность психомоторная - ЭМ = 42 +
5. Эргичность интеллектуальная - ЭРИ = 48 +
6. Пластичность интеллектуальная - ПИ = 12 -
7. Скорость интеллектуальная - СИ = 24 -
8. Эмоциональность интеллектуальная - ЭИ = 42 +
9. Эргичность коммуникативная - ЭРК = 12 -
10. Пластичность коммуникативная - ПК = 18 -
11. Скорость коммуникативная - СК = 30 -+
12. Эмоциональность коммуникативная - ЭК = 36 +
Индексы темперамента:
1. Индекс психомоторной активности - ИПА = 66 -
2. Индекс интеллектуальной активности - ИИА = 84 -+
3. Индекс коммуникативной активности - ИКА = 60 -
4. Индекс общей активности - ИОА = 210 -
5. Индекс общей эмоциональности - ИОЭ = 120 +
6. Индекс общей адаптивности - ИОАД = 168 -+
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность своего поведения.
Психомоторная сфера.
Эргичность психомоторная. Узкая сфера психомоторной деятель-
ности, низкий мышечный тонус, нежелание физического напряжения,
низкая вовлеченность в процесс деятельности, избегание работы,
двигательная пассивность.
Пластичность психомоторная. Повышенная склонность к монотон-
ной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручно-
го труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности,
вязкость движений.
Скорость психомоторная. Заторможенность психомоторики, низкая
скорость двигательных операций при выполнении ручного труда.
Эмоциональность психомоторная. Высокая чувствительность
(сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между
ожидаемым и реальным результатом ручного труда, постоянное ощуще-
ние неполноценности продукта физической работы.
Дифференциальный тип темперамента - 4: "меланхолик".
Интеллектуальная сфера.
Эргичность интеллектуальная. Высокий уровень интеллектуальных
возможностей, высокий уровень способности к обучению, постоянное
стремление к деятельности, связанной с умственным напряжением,
легкость умственного побуждения.
Пластичность интеллектуальная. Вязкость мышления, стереотип-
ный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных за-
дач.
Скорость интеллектуальная. Низкая скорость умственных процес-
сов, замедленность выполнения операций при осуществлении интеллек-
туальной деятельности.
Эмоциональность интеллектуальная. Высокая чувствительность
(сильное эмоциональное переживание) по поводу расхождения между
ожидаемым и реальным результатом умственной работы, сильное бес-
покойство по поводу работы, связанной с умственным напряжением.
Дифференциальный тип темперамента - 6: "смешанный высокоэмо-
циональный".
Коммуникативная сфера.
Эргичность коммуникативная. Низкая потребность в общении, со-
циальная пассивность, "узкий" круг контактов, уход от социальных
мероприятий, замкнутость.
Пластичность коммуникативная. Низкий уровень готовности к
вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание
своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление
к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор комму-
никативных программ.
Скорость коммуникативная. Низкая речевая активность, медлен-
ная вербализация, речевая заторможенность.
Эмоциональность коммуникативная. Высокая чувствительность
(ранимость) в случае неудач в общении, ощущение постоянного беспо-
койства в процессе социального взаимодействия; неуверенность, раз-
дражительность в ситуации общения.
Дифференциальный тип темперамента - 4: "меланхолик".
Индексы темперамента:
ОБЩИЙ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТА 4: "меланхолик".
|