МЕТОДИКА:                                  
                  Опросник эмоциональных отношений в семье                  
                                  (ОДРЭВ)                                   
                             (Е.И. Захарова).                               
 
      Исходя из того что эмоциональная сторона детско-родительского взаимо- 
 действия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные 
 элементы находятся в  тесной  взаимосвязи , Е.И. Захарова  [Захарова Е.И., 
 1996, 2002] разработала опросник для родителей, позволяющий  опосредованно 
 выявлять степень выраженности каждой отдельной  характеристики  взаимодей- 
 ствия в каждой конкретной диаде.                                           
      Опросник содержит 66 утверждений и направлен на выявление выраженнос- 
 ти 11 параметров эмоционального взаимодействия матери и ребенка дошкольно- 
 го возраста, объединенных в три блока.                                     
      1. Блок чувствительности:                                             
      способность воспринимать состояние ребенка;                           
      понимание причин состояния;                                           
      2. Блок эмоционального принятия:                                      
      чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком;           
      безусловное принятие;                                                 
      отношение к себе как к родителю;                                      
      преобладающий эмоциональный фон взаимодействия;                       
      3. Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия:       
      стремление к телесному контакту;                                      
      оказание эмоциональной поддержки;                                     
      ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия;        
      умение воздействовать на состояние ребенка.                           
      Обоснование выбора именно этих показателей детско-родительского вза-  
 имодействия Е. И. Захарова дает в своих публикациях [Захарова Е.И., 1996,  
 2002].                                                                     
 
      Процедура проведения опросника.                                       
      Каждая характеристика диагностируется с помощью  шести  утверждений,  
 три из которых носят положительный характер, согласие с данным  утвержде-  
 нием свидетельствует о высокой степени выраженности качества и  три - от-  
 рицательный - согласие с данным утверждением означает низкую степень  вы-  
 раженности качества.                                                       
      Степень своего согласия  с  предложенными  утверждениями  испытуемый  
 должен выразить с помощью пятибалльной шкалы. Заполняющий анкету родитель  
 шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающими-  
 ся каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений,  
 имеющих положительную и отрицательную направленность, повышает  достовер-  
 ность полученной оценки.                                                   
      Для получения стандартных баллов, которыми удобно оценивать выделен-  
 ные характеристики, предлагается  объединить  показатели,  относящиеся  к  
 каждой из них, и преобразовать по формуле:                                  
      (а + b + с - d - e - f + 13) : 5.                                     
      где а, b, с - оценки положительных утверждений; d, e, f - оценки от-  
 рицательных утверждений.                                                   
      Таким образом, складываются оценки положительных утверждений и вычи-  
 таются оценки отрицательных. В результате указанных вычислений можно  из-  
 мерять степень выраженности каждой характеристики в интервале от 0,5 до 5  
 баллов.                                                                    
 
         Средние и критериальные значения показателей эмоциональной         
                 стороны детско-родительского взаимодействия                
   (относительно диады мать - ребенок на выборке 104 матерей дошкольников)  
 
 Характеристика взаимодействия                   Среднее    Критериальное   
                                                 значение     значение      
                                                   (М)           (N)        
 
 
 Способность воспринимать состояние                4,22          3,7        
 Понимание причин состояния                        3,85          3,2        
 Эмпатия                                           3,39          2,8        
 Чувства родителей в ситуации взаимодействия       3,9           3,3        
 Безусловное принятие                              3,84          3,2        
 Принятие себя в качестве родителя                 3,78          3,1        
 Преобладающий эмоциональный фон                   3,66          3,0        
 Стремление к телесному контакту                   4,03          3,3        
 Оказание эмоциональной поддержки                  3,47          2,8        
 Ориентация на состояние ребенка при построении                             
                                 взаимодействия    2,95          2,3        
 Умение воздействовать на эмоциональное состояние                           
                                          ребенка  3,8           3,2        
 
      Для каждого показателя автором методики при ее  апробации  были  под- 
 считаны средние и критериальные значения.                                  
      Указанная в таблице величина N является тем крайним значением,  кото- 
 рое, с учетом среднего квадратичного отклонения, может принимать отдельная 
 характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае,  если 
 в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N,  мы 
 можем вынести заключение о дефиците соответствующей характеристики эмоцио- 
 нальной стороны взаимодействия.                                            
 
      Опросник состоит из 66 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Опросник эмоциональных отношений в семье (ОДРЭВ).                
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
                 *                                                          
               5 ┼          ▄▄ ▄▄                                           
                 │          ██ ██                                           
               4 ┼          ██ ██    ▄▄                                     
                 │ ▄▄ ▄▄    ██ ██ ▄▄ ██    ▄▄ ▄▄                            
               3 ┼─██─██─▄▄─██─██─██─██─▄▄─██─██────                        
                 │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄                         
               2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                         
                 │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                         
               1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                         
                 │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                         
               0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                       
                   ВС ПП Эм ЧР БП Пр ЭФ ТК ЭП ОС ВЭ                         
 
 
                       Тестовые показатели:                                 
 
   Блок чувствительности:                                                   
    1. Способность воспринимать состояние          - ВС = 3.6 -             
    2. Понимание причин состояния                  - ПП = 3.4 +             
 
   Блок эмоционального принятия:                                            
    3. Эмпатия                                     - Эм = 3.2 +             
    4. Чувства родителей в ситуации взаимодействия - ЧР = 4.8 +             
    5. Безусловное принятие                        - БП = 5.0 +             
    6. Принятие себя в качестве родителя           - ПР = 3.6 +             
 
   Блок поведенческих проявлений эмоционального                             
   взаимодействия:                                                          
    7. Преобладающий эмоциональный фон             - ЭФ = 4.2 +             
    8. Стремление к телесному контакту             - ТК = 2.8 -             
    9. Оказание эмоциональной поддержки            - ЭП = 3.4 +             
   10. Ориентация на состояние ребенка при                                  
       построении взаимодействия                   - ОС = 3.6 +             
   11. Умение воздействовать на эмоциональное                               
       состояние ребенка                           - ВЭ = 2.4 -             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 
                   I. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К РЕБЕНКУ.                           
 
      Пониженная способность воспринимать  эмоциональное  состояние         
 ребенка, чувствовать его настроение, желания, отношение к окружаю-         
 щим.                                                                       
 
      Понимание причин различных эмоциональных  состояний  ребенка,         
 умение разбираться в том, почему он находится в  хорошем  настрое-         
 нии, радуется, беспокоится, расстроен, обижается и т.п.                    
 
 
                II. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РЕБЕНКА.                         
 
      Склонность к проявлению эмпатии к  ребенку -  постижению  его         
 эмоционального состояния, проникновению в его внутренний мир,  по-         
 нимание его переживаний, мыслей, чувств. Эмпатия может  проявлятся         
 в форме сопереживания тех же самых чувств, которые испытывает  ре-         
 бенок, а также в форме сочувствия - склонности эмоционально  отзы-         
 ваться на его чувства.                                                     
 
      Тенденция испытывать позитивные чувства в ситуации взаимодей-         
 ствия с ребенком, получать удовольствие от общения с ним, чувство-         
 вать такую же ответную позитивную реакцию с его стороны.                   
 
      Безусловное принятие своего ребенка  таким,  какой  он  есть,         
 умение прощать ему большинство его проступков и недостатков.               
 
      Принятие себя в качестве родителя, уверенность в  своей  спо-         
 собности справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании         
 своего ребенка, умение научить его всему необходимому.                     
 
 
    III. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.            
 
      Преобладание спокойного, доброжелательного и теплого  эмоцио-         
 нального фона при общении с  ребенком,  умение  приятно  проводить         
 время, испытывать взаимную удовлетворенность от взаимодействия.            
 
      Пониженное стремление к различным формам  телесного  контакта         
 со своим ребенком.                                                         
 
      Стремление оказывать эмоциональную поддержку своему  ребенку,         
 высоко оценивать и поощрять его старания и  достижения,  подчерки-         
 вать свою веру в его силы и способности.                                   
 
      Ориентация на эмоциональное и  физическое  состояние  ребенка         
 при построении взаимодействия с ним, стремление учитывать  особен-         
 ности этого состояния в своих требованиях к нему.                          
 
      Пониженное умение воздействовать на  эмоциональное  состояние         
 ребенка, недостачно  выраженная  способность  настраивать  его  на         
 серьезные занятия, успокаивать в трудных ситуациях, изменять  пло-         
 хое настроение.