МЕТОДИКА:
Опросник деловой направленности личности
(ОДН)
(В. Тараненко).
Методика разработана на основе ориентационной анкеты В. Басса и сос-
тоит из 27 суждений, по каждому из которых представлены три варианта отве-
тов.
Опросник позволяет определить направленность личности по трем шкалам:
1. Шкала "Я" - направленность на себя: ориентация личности на прямое
вознаграждение и удовлетворение, индивидуализм, властность, склонность к
соперничеству, агрессивность в достижении статуса, раздражительность, тре-
вожность, интровертированность.
2. Шкала "О" - направленность на общение: стремление при любых усло-
виях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятель-
ность, однако зачастую в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию
искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от
группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Шкала "Д" - направленность на дело: заинтересованность в решении
деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое
сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мне-
ние, полезное для достижения общей цели.
Баллы по каждому варианту ответов присваиваются в соответствии со
шкалой.
Далее суммируются баллы по каждой шкале, получаются три результата:
N (Я), N (O) и N (Д).
Затем для интерпретации результатов тестирования вычисляется выражен-
ность (V) каждой направленности в процентах:
V (Я) = N (Я) : 0,81;
V (O) = N (O) : 0,81;
V (Д) = N (Д) : 0,81
Отличия данной версии методики от оригинальной:
1. В оригигальной версии респондент должен выбрать один ответ, кото-
рый в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности,
и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения, или же наиме-
нее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наиме-
нее" - 0, а оставшийся невыбранным - 1 балл.
В данной модификации испытуемому предлагается из трех вариантов отве-
тов по каждому суждению выбрать один, который в наибольшей степени ему
подходит. Этот ответ оценивается в 2 балла. Из оставшихся двух ответов вы-
бирается более предпочтительный. Ему присваивается 1 балл. Оставшийся ва-
риант ответа получает 0 баллов.
2. В модифицированном варианте каждая шкала разбивается на 10 интер-
валов и по каждому интервалу дается отдельная интерпретация.
Опросник состоит из 27 суждений.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник деловой направленности личности (ОДН).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма.
Я ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────╢> Я
О ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢> О
Д ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓─────────────────────────────╢> Д
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
N V
Направленность на себя - "Я" = 26 32%
Направленность на общение - "О" = 19 23%
Направленность на дело - "Д" = 36 44%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Довольно реалистически подходит к удовлетворению потребностей
своего "Я", однако фактор личной выгоды в деловой деятельности иг-
рает определенную, хотя и не всегда решающую роль. В работе пред-
почитает избегать проявления агрессивности, если отводимый ему
статус отвечает действительному положению дел. В противном случае
он может проявить настойчивость в защите своих прав и интересов,
однако не проявляя болезненного честолюбия и ярких форм снобизма.
Редко пользуется силовыми методами в решении спорных вопросов, по
возможности избегает нездорового соперничества, выходящего за рам-
ки деловых отношений. Отделяет личную обиду от служебных интере-
сов. В стиле деятельности не замечается подозрительности и насто-
роженности к коллегам, а также слишком ранимого отношения к успе-
хам других, если таковые вполне заслуженны. Наиболее характерная
в подобных случаях для него реакция - активизация усилий для дос-
тижения не менее впечатляющих результатов, которыми он не против
блеснуть, не выглядя слишком навязчивым. В целом его позицию отно-
сительно своего "Я" можно определить как "разумный эгоизм".
Довольно неплохие коммуникативные способности в сфере деловых
и межличностных отношений, однако по возможности избегает чрезвы-
чайно широкого круга общения; достаточно легко переносит одиночес-
тво и временами предпочитает работать в одиночку, нежели в тесном
взаимодействии с коллективом сотрудников. Наиболее оптимальной
представляется работа в сравнительно небольшой группе (в которой и
реализуется потребность в эмоциональной привязанности), без чрез-
мерных коммуникационных нагрузок. В принципе в межличностных отно-
шениях особых затруднений не испытывает и при необходимости вполне
может проявлять эмоциональную гибкость. Он - типичный представи-
тель малой группы. Весьма независим относительно общественного
мнения и способен отстаивать свою позицию перед подавляющим боль-
шинством. Индивидуальным отношениям придает первостепенное значе-
ние по сравнению с более широкими, коллективными отношениями.
Очень энергичный и инициативный работник, всегда старающийся
доводить начатое дело до конца, при этом нередко в более широких
пределах, чем предусмотрено его должностными обязанностями. Весьма
энергично и упорно отстаивает свою деловую стратегию, при этом
наиболее эффективно используете самые действенные механизмы для
достижения конкретных результатов. Предпочитает иметь четкую раз-
работку оперативных планов и приоритетности действий. Как правило,
хорошо представляет на уровне практического решения возникающие
проблемы и предпочитает личное оперативное вмешательство с приня-
тием на себя ответственности за руководство. Практически не терпит
формализма и любых проволочек. Какие-либо препятствия или усложне-
ния только усиливают его деловую активность. Ориентируется прежде
всего на деловое, а не межличностное сотрудничество, из-за чего
вполне способен конфликтовать в интересах дела с подчиненными.
Практически неуязвим к критике и может выдерживать "прессинг",
всегда сохраняет способность отстаивать в интересах дела свое
принципиальное мнение. Он - отличный руководитель рабочей группы
или направления, так как предпочитает видеть прямые результаты
своего труда, а не выискивать причины неудач. Типичный трудоголик
и желает видеть такое же отношение к труду у своих сотрудников.
Впрочем, вполне возможна сознательная демонстрация трудоголизма
как наиболее желаемого делового качества.
|