МЕТОДИКА:                                  
                  Профессиональная направленность личности                  
              (Holland's Vocational Preference Inventory test)              
                               (Дж. Холланд).                               
 
      Методика предназначена для профессиональной ориентации человека в со- 
 ответствии  с  типологией  личности американского психолога Дж.  Холланда. 
 Каждый тип характеризуется определенными особенностями  темперамента,  ха- 
 рактера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу соответ- 
 ствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.      
      Структурная теория Холланда - это теория структуры личности и профес- 
 сиональноговыбора. Она прежде всего сосредоточена на выборе профессии,  но 
 также касается эмоционального функционирования, творческого  потенциала  и 
 личностного развития. Иногда обозначаемая  как  "дифференциальный" подход, 
 теория Холланда подчеркивает, что типология человека и типология  рабочего 
 окружения - необходимые факторы удовлетворенности работой.                 
      Ядро теории Холланда состоавляют 4 положения:                         
      1) в нашей культуре большинство людей может быть отнесено к одному из 
 шести типов - реалистический, любознательный,  профессиональный,  социаль- 
 ный, инициативный и конвенциальный;                                        
      2) большинство окружений может быть также обозначено как реалистичес- 
 кое, любознательное, профессиональное, социальное, инициативное и  конвен- 
 циальное;                                                                  
      3) люди ищут окружение, которое позволит им реализовать свои навыки и 
 способности, выражать свои отношения и ценности и  присваивать  приемлимые 
 проблемы и роли;                                                           
      4) поведение людей определено взаимодействием  между  их  личностными 
 характеристиками и характеристиками их окружения.                          
      Чтобы подчеркнуть это соответствие ситуации и личности, Холланд  раз- 
 делилусловия работы на шесть категорий, аналогичным шести личностным  ори- 
 ентациям и закодировал болше чем 12 000 карьер в  Коды  Холланда.  Холланд 
 показывает, что профессия - это жизненный путь,  она  помогает  определить 
 социальный статус, образ жизни и уровень жизни. Он заявил, что  стереотипы 
 профессий имеют важное психологическое и социологическое  значение.  Таким 
 образом, он говорит, что личностный профессиональный выбор может иметь ог- 
 раниченную, но полезную ценность как проекция побуждений, понимания и  са- 
 мопонимания.                                                               
      Так как поведение определено взаимодействием между  индивидуальностью 
 и характеристиками среды, Холланд полагает, что удовлетворенность  профес- 
 сией, стабильность и подвижность - показатели степени конгруэнтности  лич- 
 ности и профессиональной среды. Такие конгруэнтные взаимодействия людей  и 
 их окружения ведут к более устойчивому профессиональному  выбору,  высоким 
 профессиональным и академическим достижениям, служат обеспечению  личност- 
 ной стабильности и большей удовлетворенности.                              
 
                     Типы личностей по Дж. Холланду:                        
 
                          "Реалистичный тип".                               
      "Мужской тип". Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориенти- 
 рован на настоящее. Предпочитает заниматься  конкретными  объектами  и  их 
 использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков,  (постоянное 
 движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными  задача- 
 ми: механик, водитель, инженер, агроном  и  т.п.  Характерны  невербальные 
 способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение  (чте- 
 ние чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях,  как  физика, 
 экономика, кибернетика, химия, спорт. Реалистичный тип  ищет  рациональную 
 среду.                                                                     
 
                         "Интеллектуальный тип".                            
      Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. 
 Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на  реше- 
 ние интеллектуальных творческих задач. Чаще  выбирает  научные  профессии. 
 Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способ- 
 ности. Характеризуется высокой ативностью, но в деятельности на общение не 
 настроен. В беседах чаще является передатчиком  информации,  в  основном - 
 интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика,  гео- 
 графия, геология, творческие профессии.                                    
 
                          "Социальный тип".                                 
      Цели и задачи людей этого типа - установить контакт с окружающей сре- 
 дой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерс- 
 тве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с пос- 
 тоянным личным общением. Основными чертами характера являются:  стремление 
 поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию  (эмпатия), 
 женственность. Этот тип активен, но зависим от окружающих и  общественного 
 мнения. Характерно подделывание под других, приспособление. Проблемы реша- 
 ют, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта  преобладают  вер- 
 бальные способности. Предпочитаемые занятия: обучение  и  лечение - врачи, 
 педагоги, психологи.                                                       
 
                        "Конвенциональный тип".                             
      Отдает предпочтение структуированной деятельности, работе по инструк- 
 ции, определенным алгоритмам. Имеются способности к  переработке  конкрет- 
 ной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный 
 характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В по- 
 ведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Сла- 
 бый организатор и руководитель. Чаще  преобладают  невербальные  (особенно 
 счетные) способности. Наиболее предпочтительны  такие  специальности,  как 
 бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, 
 канцелярский служащий.                                                     
 
                         "Предприимчивый тип".                              
      Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, 
 энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность 
 в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает зада- 
 чи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта пре- 
 обладают вербальные способности. Не нравятся занятия требующие  усидчивос- 
 ти, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания.  Эти  особен- 
 ности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях,  как  дипломат, 
 репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.                          
 
                          "Артистический тип".                              
      В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и  интуицию. 
 Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь.  Черты  характера:  независи- 
 мость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по пра- 
 вилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирова- 
 ние, рисование, деятельность в области гуманитарных наук.  Хорошо  развито 
 восприятие и моторика. В структуре интеллекта преобладают вербальные  спо- 
 собности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности:  история,  филоло- 
 гия, искусство.                                                            
 
      Автоматическая интерпретация результатов тестирования производится по 
 типу личности набравшему наибольшее количество баллов. При равном количес- 
 тве баллов по нескольким шкалам, достигших максимального значения,  интер- 
 претируются все эти шкалы.                                                 
 
 
      Опросник состоит из 42 парных утверждений.                            
      Примерное время тестирования 30-40 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                 ---------                                  
 
 
                 КОМПЬЮТЕРНАЯ  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                
 
  Методика: Профессиональная направленность личности.                       
  Ф.И.О: _____________________________                                      
  Доп. данные: _______________________                                      
 
 
                                Диаграмма:                                  
 
                         *                                                  
                      13 ┼      ▄▄                                          
                      12 ┼      ██                                          
                      11 ┼      ██                                          
                      10 ┼      ██              ▄▄                          
                       9 ┼      ██              ██                          
                       8 ┼      ██              ██                          
                       7 ┼──────██──────────────██──                        
                       6 ┼      ██      ▄▄      ██                          
                       5 ┼  ▄▄  ██      ██  ▄▄  ██                          
                       4 ┼  ██  ██      ██  ██  ██                          
                       3 ┼  ██  ██  ▄▄  ██  ██  ██                          
                       2 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██                          
                       1 ┼  ██  ██  ██  ██  ██  ██                          
                       0 ┼──+───+───+───+───+───+───*                       
                            Rl  In  Sz  Kn  Pr  Ar                          
 
                                  Факторы:                                  
 
                    1. Реалистичный тип      -  Rl =  5                     
                    2. Интеллектуальный тип  -  In = 13                     
                    3. Социальный тип        -  Sz =  3                     
                    4. Конвенциональный тип  -  Kn =  6                     
                    5. Предприимчивый тип    -  Pr =  5                     
                    6. Артистический тип     -  Ar = 10                     
 
 
                             ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                 
 
                         "Интеллектуальный тип".                            
      Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность  суж-     
 дений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентирует-     
 ся на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные     
 профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные  и  не-     
 вербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в дея-     
 тельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком     
 информации, в основном - интроверт.  Наиболее  предпочтительные  сферы     
 деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.