МЕТОДИКА:
Профессиональная направленность личности
(Holland's Vocational Preference Inventory test)
(Дж. Холланд).
Методика предназначена для профессиональной ориентации человека в со-
ответствии с типологией личности американского психолога Дж. Холланда.
Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, ха-
рактера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу соответ-
ствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
Структурная теория Холланда - это теория структуры личности и профес-
сиональноговыбора. Она прежде всего сосредоточена на выборе профессии, но
также касается эмоционального функционирования, творческого потенциала и
личностного развития. Иногда обозначаемая как "дифференциальный" подход,
теория Холланда подчеркивает, что типология человека и типология рабочего
окружения - необходимые факторы удовлетворенности работой.
Ядро теории Холланда состоавляют 4 положения:
1) в нашей культуре большинство людей может быть отнесено к одному из
шести типов - реалистический, любознательный, профессиональный, социаль-
ный, инициативный и конвенциальный;
2) большинство окружений может быть также обозначено как реалистичес-
кое, любознательное, профессиональное, социальное, инициативное и конвен-
циальное;
3) люди ищут окружение, которое позволит им реализовать свои навыки и
способности, выражать свои отношения и ценности и присваивать приемлимые
проблемы и роли;
4) поведение людей определено взаимодействием между их личностными
характеристиками и характеристиками их окружения.
Чтобы подчеркнуть это соответствие ситуации и личности, Холланд раз-
делилусловия работы на шесть категорий, аналогичным шести личностным ори-
ентациям и закодировал болше чем 12 000 карьер в Коды Холланда. Холланд
показывает, что профессия - это жизненный путь, она помогает определить
социальный статус, образ жизни и уровень жизни. Он заявил, что стереотипы
профессий имеют важное психологическое и социологическое значение. Таким
образом, он говорит, что личностный профессиональный выбор может иметь ог-
раниченную, но полезную ценность как проекция побуждений, понимания и са-
мопонимания.
Так как поведение определено взаимодействием между индивидуальностью
и характеристиками среды, Холланд полагает, что удовлетворенность профес-
сией, стабильность и подвижность - показатели степени конгруэнтности лич-
ности и профессиональной среды. Такие конгруэнтные взаимодействия людей и
их окружения ведут к более устойчивому профессиональному выбору, высоким
профессиональным и академическим достижениям, служат обеспечению личност-
ной стабильности и большей удовлетворенности.
Типы личностей по Дж. Холланду:
"Реалистичный тип".
"Мужской тип". Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориенти-
рован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их
использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков, (постоянное
движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задача-
ми: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные
способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чте-
ние чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика,
экономика, кибернетика, химия, спорт. Реалистичный тип ищет рациональную
среду.
"Интеллектуальный тип".
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений.
Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на реше-
ние интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии.
Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способ-
ности. Характеризуется высокой ативностью, но в деятельности на общение не
настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном -
интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, гео-
графия, геология, творческие профессии.
"Социальный тип".
Цели и задачи людей этого типа - установить контакт с окружающей сре-
дой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерс-
тве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с пос-
тоянным личным общением. Основными чертами характера являются: стремление
поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию (эмпатия),
женственность. Этот тип активен, но зависим от окружающих и общественного
мнения. Характерно подделывание под других, приспособление. Проблемы реша-
ют, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вер-
бальные способности. Предпочитаемые занятия: обучение и лечение - врачи,
педагоги, психологи.
"Конвенциональный тип".
Отдает предпочтение структуированной деятельности, работе по инструк-
ции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкрет-
ной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный
характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В по-
ведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Сла-
бый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно
счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности, как
бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка,
канцелярский служащий.
"Предприимчивый тип".
Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность,
энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность
в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает зада-
чи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта пре-
обладают вербальные способности. Не нравятся занятия требующие усидчивос-
ти, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особен-
ности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях, как дипломат,
репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.
"Артистический тип".
В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию.
Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независи-
мость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по пра-
вилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирова-
ние, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито
восприятие и моторика. В структуре интеллекта преобладают вербальные спо-
собности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филоло-
гия, искусство.
Автоматическая интерпретация результатов тестирования производится по
типу личности набравшему наибольшее количество баллов. При равном количес-
тве баллов по нескольким шкалам, достигших максимального значения, интер-
претируются все эти шкалы.
Опросник состоит из 42 парных утверждений.
Примерное время тестирования 30-40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---------
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Профессиональная направленность личности.
Ф.И.О: _____________________________
Доп. данные: _______________________
Диаграмма:
*
13 ┼ ▄▄
12 ┼ ██
11 ┼ ██
10 ┼ ██ ▄▄
9 ┼ ██ ██
8 ┼ ██ ██
7 ┼──────██──────────────██──
6 ┼ ██ ▄▄ ██
5 ┼ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼──+───+───+───+───+───+───*
Rl In Sz Kn Pr Ar
Факторы:
1. Реалистичный тип - Rl = 5
2. Интеллектуальный тип - In = 13
3. Социальный тип - Sz = 3
4. Конвенциональный тип - Kn = 6
5. Предприимчивый тип - Pr = 5
6. Артистический тип - Ar = 10
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
"Интеллектуальный тип".
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суж-
дений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентирует-
ся на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные
профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и не-
вербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в дея-
тельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком
информации, в основном - интроверт. Наиболее предпочтительные сферы
деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
|