МЕТОДИКА:
Шкала организационной лояльности
(Organizational Commitment Scale - OCS-93)
(Meyer J.P., Allen N.J.)
(Дж. Мейер, Н. Ален).
Модель Мейера и Аллен получила название трехкомпонентной модели ло-
яльности. Опираясь на данные предыдущих исследований, авторы модели выде-
лили три подхода к лояльности, позволяющие объяснить природу связи между
работником и организацией, снижающей вероятность добровольного ухода со-
трудника из организации: эмоциональную привязанность к организации, осо-
знание затрат, связанных с уходом из организации, и ощущение о бязательств
перед организацией. Эти три подхода и были положены в основу трехкомпо-
нентной модели.
Концепция Мейера-Аллен предполагает трехкомпонентную структуру лояль-
ности:
1. Affective Commitment Scale - ACS (аффективная лояльность) - изме-
ряет степень эмоциональной привязанности к организации, уровень идентифи-
кации с ней.
2. Continuous Commitment Scale - CCS (продолженная лояльность) - поз-
воляет оценить насколько сотрудник осознает затраты, которые может повлечь
за собой уход из организации.
3. Normative Commitment Scale - NCS (нормативная лояльность) - изме-
ряет степень ощущения сотрудником обязательств (морального долга) перед
организацией.
При этом утверждается, что аффективная, продолженная и нормативная
лояльность являются именно компонентами организационной лояльности, а не
отдельными ее типами, и могут рассматриваться в терминах профиля лояльнос-
ти. Соответственно, измерения каждого компонента являются независимыми и
относительно не связаны друг с другом.
Существенной особенностью модели является то, что компоненты развива-
ются независимо друг от друга на основе различных предпосылок и посред-
ством различных процессов.
Аффективная лояльность развивается на основе опыта работы, который
представляется двумя основными схемами: организационная поддержка и спра-
ведливость; личная значимость и компетентность.
Продолженная лояльность развивается на основе осознания собственных
инвестиций в организацию и понимания возможных альтернатив.
Нормативная лояльность развивается на основе семейной или культурной
социализации, организационной социализации, а также при наличии качествен-
ных инвестиций в сотрудника со стороны организации, которые будут вызывать
желание отплатить (оплата обучения, ссуды).
Две шкалы для измерения составляющих организационной лояльности были
предложены Мейером и Аллен в 1984 году, в 1990 году они добавляют третью
шкалу, а в 1993 - пересматривают шкалы. Итогом их работы стал опросник
"Шкала организационной лояльности" ("Organizational Commitment Scale"),
содержащий три субшкалы по шесть утверждений в каждой: шкалу аффективной
лояльности, шкалу продолженной лояльности и шкалу нормативной лояльности.
Обработка результатов тестирования.
В методике используется 7-балльная шкала от 1 до 7 на прямые вопросы
и от 7 до 1 на обратные.
Подсчитывается среднее значение по всем пунктам.
Нормы.
Нормативные значения получены на российской выборке (В.И. Доминяк).
Участниками исследования были 214 рядовых работников одного из про-
мышленных предприятий Санкт-Петербурга. По мнению авторов иследования для
норм эта выборка не репрезентативна, но эти значения можно использовать в
качестве справочных.
Среднее Стандартное
отклонение
OCS 4.0 1.12
ACS 4.1 1.26
CCS 3.9 1.16
NCS 3.8 1.48
Вопросник состоит из 18 утверждений.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма, а также автоматическая ин-
терпретация результатов тестирования основана на показателях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала организационной лояльности (OCS-93).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма:
ACS ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████────────────╢>
CCS ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████──────────────╢>
NCS ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>
0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%
Tестовые показатели:
1. Аффективная лояльность - ACS = 34 4.8 78%
2. Продолженная лояльность - CCS = 33 4.7 75%
3. Нормативная лояльность - NCS = 17 2.4 31%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенная степень идентификации, вовлеченности и эмоциональ-
ной привязанности работника к организации. Эмоционально преданные
работники верят в цели и ценности организации и рады быть ее чле-
нами. Такие люди остаются в организации, потому что они хотят это-
го.
Повышенная степень осознания работником того, как затраты,
ассоциирующиеся с уходом из организации, связывают его с организа-
цией. Такие люди остаются с организацией, потому что они уже так
делают.
Пониженная степень ощущения обязанности или обязательства со-
трудника работать в организации.
|