МЕТОДИКА:                                  
                     Шкала организационной лояльности                       
                (Organizational Commitment Scale - OCS-93)                  
                        (Meyer J.P., Allen N.J.)                            
                          (Дж. Мейер, Н. Ален).                             
 
      Модель Мейера и Аллен получила название трехкомпонентной  модели  ло- 
 яльности. Опираясь на данные предыдущих исследований, авторы модели  выде- 
 лили три подхода к лояльности, позволяющие объяснить природу  связи  между 
 работником и организацией, снижающей вероятность добровольного  ухода  со- 
 трудника из организации: эмоциональную привязанность к  организации,  осо- 
 знание затрат, связанных с уходом из организации, и ощущение о бязательств 
 перед организацией. Эти три подхода и были положены  в  основу  трехкомпо- 
 нентной модели.                                                            
      Концепция Мейера-Аллен предполагает трехкомпонентную структуру лояль- 
 ности:                                                                     
      1. Affective Commitment Scale - ACS (аффективная лояльность) -  изме- 
 ряет степень эмоциональной привязанности к организации, уровень  идентифи- 
 кации с ней.                                                               
      2. Continuous Commitment Scale - CCS (продолженная лояльность) - поз- 
 воляет оценить насколько сотрудник осознает затраты, которые может повлечь 
 за собой уход из организации.                                              
      3. Normative Commitment Scale - NCS (нормативная лояльность) -  изме- 
 ряет степень ощущения сотрудником обязательств  (морального  долга)  перед 
 организацией.                                                              
      При этом утверждается, что аффективная,  продолженная  и  нормативная 
 лояльность являются именно компонентами организационной лояльности,  а  не 
 отдельными ее типами, и могут рассматриваться в терминах профиля лояльнос- 
 ти. Соответственно, измерения каждого компонента являются  независимыми  и 
 относительно не связаны друг с другом.                                     
      Существенной особенностью модели является то, что компоненты развива- 
 ются независимо друг от друга на основе различных  предпосылок  и  посред- 
 ством различных процессов.                                                 
      Аффективная лояльность развивается на основе  опыта  работы,  который 
 представляется двумя основными схемами: организационная поддержка и  спра- 
 ведливость; личная значимость и компетентность.                            
      Продолженная лояльность развивается на основе  осознания  собственных 
 инвестиций в организацию и понимания возможных альтернатив.                
      Нормативная лояльность развивается на основе семейной или  культурной 
 социализации, организационной социализации, а также при наличии качествен- 
 ных инвестиций в сотрудника со стороны организации, которые будут вызывать 
 желание отплатить (оплата обучения, ссуды).                                
 
      Две шкалы для измерения составляющих организационной лояльности  были 
 предложены Мейером и Аллен в 1984 году, в 1990 году они  добавляют  третью 
 шкалу, а в 1993 - пересматривают шкалы. Итогом  их  работы  стал  опросник 
 "Шкала организационной лояльности"  ("Organizational  Commitment  Scale"), 
 содержащий три субшкалы по шесть утверждений в каждой:  шкалу  аффективной 
 лояльности, шкалу продолженной лояльности и шкалу нормативной лояльности.  
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      В методике используется 7-балльная шкала от 1 до 7 на прямые вопросы  
 и от 7 до 1 на обратные.                                                   
      Подсчитывается среднее значение по всем пунктам.                      
 
      Нормы.                                                                
      Нормативные значения получены на российской выборке (В.И. Доминяк).   
      Участниками исследования были 214 рядовых работников одного  из  про- 
 мышленных предприятий Санкт-Петербурга. По мнению авторов иследования  для 
 норм эта выборка не репрезентативна, но эти значения можно использовать  в 
 качестве справочных.                                                       
 
            Среднее   Стандартное                                           
                      отклонение                                            
      OCS     4.0        1.12                                               
      ACS     4.1        1.26                                               
      CCS     3.9        1.16                                               
      NCS     3.8        1.48                                               
 
 
      Вопросник состоит из 18 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма, а также автоматическая ин- 
 терпретация результатов тестирования основана на показателях выраженных  в 
 процентах с нулевой точкой отсчета.                                        
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Шкала организационной лояльности (OCS-93).                       
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    ACS ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████────────────╢>             
 
    CCS ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████──────────────╢>             
 
    NCS ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒────────────────────────────────────╢>             
 
      0% <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──> 100%            
 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
          1. Аффективная лояльность   -  ACS = 34  4.8  78%                 
          2. Продолженная лояльность  -  CCS = 33  4.7  75%                 
          3. Нормативная лояльность   -  NCS = 17  2.4  31%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенная степень идентификации, вовлеченности и эмоциональ-         
 ной привязанности работника к организации. Эмоционально  преданные         
 работники верят в цели и ценности организации и рады быть ее  чле-         
 нами. Такие люди остаются в организации, потому что они хотят это-         
 го.                                                                        
 
      Повышенная степень осознания работником  того,  как  затраты,         
 ассоциирующиеся с уходом из организации, связывают его с организа-         
 цией. Такие люди остаются с организацией, потому что они  уже  так         
 делают.                                                                    
 
      Пониженная степень ощущения обязанности или обязательства со-         
 трудника работать в организации.