МЕТОДИКА:
Личностный опросник
(нервно-психическая неустойчивость - акцентуации)
("НПН-А")
(К.Н. Поляков, А.Н.Глушко).
Методика предназначена для выявления нервно-психической неустойчивос-
ти и некоторых акцентуаций характера.
Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:
- достоверности,
- нервно-психической неустойчивости,
- истерии,
- психастении,
- психопатии,
- паранойи,
- шизофрении.
Обработку результатов проводят по семи "ключам" соответствующих шкал.
На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать "да" или "нет". Поэтому
при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с
"ключом". Каждое совпадение с ключом оценивается в один "сырой" балл.
Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В слу-
чае, если общее количество "сырых" баллов равно или превышает 8, то полу-
ченные данные следует считать недостоверными вследствие стремления обсле-
дуемого соответствовать социально желаемому типу личности.
Показатели в 8, 9, 10 стэнов считаются высокими и свидетельствуют о
значительной выраженности соответствующих признаков. 4, 5, 6, 7 стэнов -
средние показатели и говорят о незначительной (допустимой норме) выражен-
ности признаков. Показатели менее 4 стэнов - о практическом отсутствии
указанных признаков.
Интерпретация шкал.
Шкала нервно-психической неустойчивости.
Низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отно-
шений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной дея-
тельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие
адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие
адаптационные возможности.
Высокие показатели по шкале НПН свидетельствуют о наличии у обследуе-
мого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточня-
ется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результа-
тов по шкалам опросника).
Шкала истерии.
Для лиц с высокими показателями характерны позерство, эгоцентризм,
самовлюбленность, демонстративность и театральность поведения, желание
быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значи-
тельной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преуве-
личениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их ис-
полнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание,
непризнание "заслуг". Деятельность и поведение ориентированы на внешний
эффект.
Шкала психастении.
Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуве-
ренность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита вре-
мени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, беско-
нечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной
самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальнос-
тей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность
в принятии решений, избегание ответственных задач.
Шкала психопатии.
Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозив-
ность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и
прямолинейной критике; низкий урсовень самоконтроля, властность, высокое
чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои
поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.
Шкала паранойи.
Склонность к образованию "выдающихся идей" и "борьбе за справедли-
вость"; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокоме-
рие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию
своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозритель-
ность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризна-
ния заслуг.
Шкала шизофрении.
Склонность к теоретическим построениям и неожиданным умозаключениям,
часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и
созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание,
непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышен-
ная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный
мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие
затруднения в общении.
Следует помнить, что изолированной интерпретации может подвергаться
только шкала НПН, все же остальные шкалы - как единое целое, а не как со-
вокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем
присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической
неустойчивости личности.
Примечание к компьютерной версии:
Тексты интерпретаций шкал составлены таким образом, чтобы результаты
тестирования можно было бы передавать в руки клиентам. При этом строки с
названиями шкал следует предварительно удалить, так как они имеют психиат-
рический смысл и могут нанести психологическую травму клиенту.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Нервно-психическая неустойчивость - акцентуации (НПН-А).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диаграмма.
*
10 ┼ ▄▄
9 ┼ ██
8 ┼────██────▄▄──────────
7 ┼ ██ ██
6 ┼ ██ ██ ▄▄ ▄▄
5 ┼ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██
3 ┼─▄▄─██────██─██─██─██─
2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
Д НПН И Пс Пп Пя Ш
ФАКТОРЫ:
Шкала достоверности информации - Д = 3
Нервно-психическая неустойчивость - НПН = 10
Акцентуации:
1. Истерия - И = 2
2. Психастения - Пс = 8
3. Психопатия - Пп = 4
4. Паранойя - Пя = 6
5. Шизофрения - Ш = 6
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Открытость и откровенность в раскрытии своих проблем, отсут-
ствие сознательного намерения приукрасить свой характер.
Пониженная нервно-психическая устойчивость. Чувствительный,
легко расстраивающийся, поддающийся чувствам и случайным колеба-
ниям настроения. Склонный к беспокойству и раздражительности. Из-
менчивый в своих привязанностях и интересах. Тенденция к острой
эмоциональной реакции на стресс и уклонению от реальности.
ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП.
ВЫРАЖЕHHЫЕ ОСОБЕHHОСТИ ПОВЕДЕHИЯ:
Повышенная пунктуальность, скрупулезность, добросовестность, пре-
дусмотрительность, осторожность. Ориентация на высокое качество
работы и особую аккуратность, склонность к частым самопроверкам,
сомнениям в правильности выполненной работы. Стремление жестко
следовать плану. На службе могут предъявлять окружающим много фор-
мальных требований. Отличаются стремлением к определенному поряд-
ку. Очень ответственны - иногда слишком, во вред собственным инте-
ресам относятся к порученному делу. Как правило эффективно работа-
ют в условиях, не требующих изменения форм и методов выполнения
задания. Придают большое значение тому, как рабочий процесс выгля-
дит внешне, очень внимательны даже к мелочам и того же требуют от
других. Избегают неопределенности во всем - в работе, отношениях,
общении. Стараются не зависеть в своих поступках от настроения,
тщательно обдумывают все возможные варианты и последствия. Склонны
к рассуждениям и самоанализу.
СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
В отношении с другими придерживаются раз и навсегда принятых пра-
вил поведения, очень избирательны в общении. Стремятся не упус-
кать из виду различные, даже незначительные особенности своих
взаимоотношений с близкими. Почти никогда не являются зачинщиками
конфликтов, стараются избегать участия в таких ситуациях.
ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:
Добросовестное отношение к выполняемому делу, своим обещаниям и
словам. Повышенная аккуратность, ровное настроение, выдержанность.
ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ:
Чрезмерное увлечение формальной стороной дела, повышенные требова-
ния к деятельности других.
HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ:
Hеобходимость работы в ситуациях с постоянно изменяющимися услови-
ями, неопределенность, повышенные требования к чувству ответствен-
ности.
ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ":
Приметы, ритуалы, стремление все заранее предусмотреть и не укло-
няться от намеченного плана.
ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ:
Hе склонны менять место работы или вид деятельности. Предпочитают
работу, не связанную с большим количеством контактов. Хорошо могут
работать с различными видами информации: упорядочивать, системати-
зировать, классифицировать. При выборе профессии ориентация на
сферу гуманитарных или гуманистических интересов: литература, ме-
дицина, биология, история, а также на кабинетный, исполнительский
стиль работы вне обширных контактов и при достаточно устойчивом
стеретипе деятельности, где удовлетворяется потребность в избега-
нии стрессов. Монотония переносится достаточно легко. Поощрение и
меры, направленные на повышение самооценки, - лучший способ интен-
сификации их деятельности со стороны руководства и воспитателей.
---
|