МЕТОДИКА:                                  
                           Личностный опросник                              
             (нервно-психическая неустойчивость - акцентуации)              
                                 ("НПН-А")                                  
                         (К.Н. Поляков, А.Н.Глушко).                        
 
      Методика предназначена для выявления нервно-психической неустойчивос- 
 ти и некоторых акцентуаций характера.                                      
      Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:           
      - достоверности,                                                      
      - нервно-психической неустойчивости,                                  
      - истерии,                                                            
      - психастении,                                                        
      - психопатии,                                                         
      - паранойи,                                                           
      - шизофрении.                                                         
 
      Обработку результатов проводят по семи "ключам" соответствующих шкал. 
 На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать "да" или "нет".  Поэтому 
 при обработке результатов  учитывается  количество  ответов,  совпавших  с 
 "ключом". Каждое совпадение с ключом оценивается в один "сырой" балл.      
      Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов.  В  слу- 
 чае, если общее количество "сырых" баллов равно или превышает 8, то  полу- 
 ченные данные следует считать недостоверными вследствие стремления  обсле- 
 дуемого соответствовать социально желаемому типу личности.                 
 
      Показатели в 8, 9, 10 стэнов считаются высокими и  свидетельствуют  о 
 значительной выраженности соответствующих признаков.  4, 5, 6, 7  стэнов - 
 средние показатели и говорят о незначительной (допустимой норме)  выражен- 
 ности признаков. Показатели менее 4  стэнов -  о  практическом  отсутствии 
 указанных признаков.                                                       
 
                           Интерпретация шкал.                              
 
                Шкала нервно-психической неустойчивости.                    
      Низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отно- 
 шений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной  дея- 
 тельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие 
 адекватной самооценки  и  реального  восприятия  действительности,  низкие 
 адаптационные возможности.                                                 
      Высокие показатели по шкале НПН свидетельствуют о наличии у обследуе- 
 мого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточня- 
 ется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результа- 
 тов по шкалам опросника).                                                  
 
                           Шкала истерии.                                   
      Для лиц с высокими показателями  характерны  позерство,  эгоцентризм, 
 самовлюбленность, демонстративность  и  театральность  поведения,  желание 
 быть в центре внимания, стремление показаться в глазах  окружающих  значи- 
 тельной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к  преуве- 
 личениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их ис- 
 полнение. Болезненная и неадекватная реакция  на  общественное  порицание, 
 непризнание "заслуг". Деятельность и поведение  ориентированы  на  внешний 
 эффект.                                                                    
 
                         Шкала психастении.                                 
      Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуве- 
 ренность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита  вре- 
 мени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности,  беско- 
 нечное анализирование своих действий, склонность к  сомнениям,  пониженной 
 самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальнос- 
 тей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность 
 в принятии решений, избегание ответственных задач.                         
 
                          Шкала психопатии.                                 
      Повышенные  возбудимость,  агрессивность,  неуживчивость,  эксплозив- 
 ность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста  и 
 прямолинейной критике; низкий урсовень  самоконтроля,  властность,  высокое 
 чувство соперничества, стремление любой  ценой  отстоять,  оправдать  свои 
 поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.                
 
                            Шкала паранойи.                                 
      Склонность к образованию "выдающихся идей" и  "борьбе  за  справедли- 
 вость"; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях,  высокоме- 
 рие и самоуверенность; умение увлечь,  организовать  людей  на  реализацию 
 своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие  и  подозритель- 
 ность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае  непризна- 
 ния заслуг.                                                                
 
                         Шкала шизофрении.                                  
      Склонность к теоретическим построениям и неожиданным  умозаключениям, 
 часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность  и 
 созерцательность; эмоциональная холодность,  поверхностное  сопереживание, 
 непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышен- 
 ная ранимость и чувствительность; стремление к  погружению  в  собственный 
 мир, отчужденность, замкнутость,  бесплодная  мечтательность,  нарастающие 
 затруднения в общении.                                                     
 
      Следует помнить, что изолированной интерпретации  может  подвергаться 
 только шкала НПН, все же остальные шкалы - как единое целое, а не как  со- 
 вокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о  наибольшем 
 присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической 
 неустойчивости личности.                                                   
 
      Примечание к компьютерной версии:                                     
      Тексты интерпретаций шкал составлены таким образом, чтобы  результаты 
 тестирования можно было бы передавать в руки клиентам. При этом  строки  с 
 названиями шкал следует предварительно удалить, так как они имеют психиат- 
 рический смысл и могут нанести психологическую травму клиенту.             
 
 
                          ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                              
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Нервно-психическая неустойчивость - акцентуации (НПН-А).         
 Ф.И.О:___________________                                                  
 Доп. данные:_____________                                                  
 
 
                              Диаграмма.                                    
 
                       *                                                    
                    10 ┼    ▄▄                                              
                     9 ┼    ██                                              
                     8 ┼────██────▄▄──────────                              
                     7 ┼    ██    ██                                        
                     6 ┼    ██    ██    ▄▄ ▄▄                               
                     5 ┼    ██    ██    ██ ██                               
                     4 ┼    ██    ██ ▄▄ ██ ██                               
                     3 ┼─▄▄─██────██─██─██─██─                              
                     2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██                               
                     1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                               
                     0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                             
                         Д НПН И  Пс Пп Пя Ш                                
 
                          ФАКТОРЫ:                                          
 
        Шкала достоверности информации    -  Д  =  3                        
        Нервно-психическая неустойчивость - НПН = 10                        
                        Акцентуации:                                        
        1. Истерия                        -  И  =  2                        
        2. Психастения                    -  Пс =  8                        
        3. Психопатия                     -  Пп =  4                        
        4. Паранойя                       -  Пя =  6                        
        5. Шизофрения                     -  Ш  =  6                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Открытость и откровенность в раскрытии своих проблем,  отсут-         
 ствие сознательного намерения приукрасить свой характер.                   
 
      Пониженная нервно-психическая  устойчивость.  Чувствительный,         
 легко расстраивающийся, поддающийся чувствам и  случайным  колеба-         
 ниям настроения. Склонный к беспокойству и раздражительности.  Из-         
 менчивый в своих привязанностях и интересах.  Тенденция  к  острой         
 эмоциональной реакции на стресс и уклонению от реальности.                 
 
                        ПСИХАСТЕНИЧЕСКИЙ ТИП.                               
                 ВЫРАЖЕHHЫЕ ОСОБЕHHОСТИ ПОВЕДЕHИЯ:                          
 Повышенная пунктуальность, скрупулезность, добросовестность,  пре-         
 дусмотрительность, осторожность. Ориентация  на  высокое  качество         
 работы и особую аккуратность, склонность к  частым  самопроверкам,         
 сомнениям в правильности  выполненной  работы.  Стремление  жестко         
 следовать плану. На службе могут предъявлять окружающим много фор-         
 мальных требований. Отличаются стремлением к определенному  поряд-         
 ку. Очень ответственны - иногда слишком, во вред собственным инте-         
 ресам относятся к порученному делу. Как правило эффективно работа-         
 ют в условиях, не требующих изменения форм  и  методов  выполнения         
 задания. Придают большое значение тому, как рабочий процесс выгля-         
 дит внешне, очень внимательны даже к мелочам и того же требуют  от         
 других. Избегают неопределенности во всем - в работе,  отношениях,         
 общении. Стараются не зависеть в своих  поступках  от  настроения,         
 тщательно обдумывают все возможные варианты и последствия. Склонны         
 к рассуждениям и самоанализу.                                              
               СТИЛЬ МЕЖЛИЧHОСТHОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:                         
 В отношении с другими придерживаются раз и навсегда принятых  пра-         
 вил поведения,  очень избирательны в общении.  Стремятся не  упус-         
 кать из виду  различные,  даже  незначительные  особенности  своих         
 взаимоотношений с близкими. Почти никогда не являются  зачинщиками         
 конфликтов, стараются избегать участия в таких ситуациях.                  
                 ПРИВЛЕКАТЕЛЬHЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА:                           
 Добросовестное отношение к выполняемому делу,  своим  обещаниям  и         
 словам. Повышенная аккуратность, ровное настроение, выдержанность.         
            ЧЕРТЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К СЛОЖHОСТЯМ В ОБЩЕHИИ:                       
 Чрезмерное увлечение формальной стороной дела, повышенные требова-         
 ния к деятельности других.                                                 
                     HЕБЛАГОПРИЯТHЫЕ СИТУАЦИИ:                              
 Hеобходимость работы в ситуациях с постоянно изменяющимися услови-         
 ями, неопределенность, повышенные требования к чувству ответствен-         
 ности.                                                                     
            ПРЕОБЛАДАЮЩАЯ ФОРМА "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ":                   
 Приметы, ритуалы, стремление все заранее предусмотреть и не  укло-         
 няться от намеченного плана.                                               
             ПРОФЕССИОHАЛЬHЫЕ СКЛОHHОСТИ И РЕКОМЕHДАЦИИ:                    
 Hе склонны менять место работы или вид деятельности.  Предпочитают         
 работу, не связанную с большим количеством контактов. Хорошо могут         
 работать с различными видами информации: упорядочивать, системати-         
 зировать, классифицировать. При  выборе  профессии  ориентация  на         
 сферу гуманитарных или гуманистических интересов: литература,  ме-         
 дицина, биология, история, а также на кабинетный,  исполнительский         
 стиль работы вне обширных контактов и  при  достаточно  устойчивом         
 стеретипе деятельности, где удовлетворяется потребность в  избега-         
 нии стрессов. Монотония переносится достаточно легко. Поощрение  и         
 меры, направленные на повышение самооценки, - лучший способ интен-         
 сификации их деятельности со стороны руководства и воспитателей.           
 
                              ---