МЕТОДИКА:                                  
                      Невротические черты личности (НЧЛ)                    
       (Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, О.Ю. Щелкова, К.Р. Червинская).        
 
      Методика предназначена для диагностики эмоционально-аффективных и со- 
 циально-психологических свойств личности, связанных с  развитием  невроти- 
 ческих, неврозоподобных и психосоматических нарушений.                     
      Опросник НЧЛ разработан на основе многошкального клинического  опрос- 
 ника BVNK-300, созданого в Германии H.D. Hansgen в 1982 году. Русский  ва- 
 риант BVNK-300 был адаптирован, рестандартизирован и апробирован  Г.Х. Ба- 
 кировой в отделении неврозов и психотерапии Института им.  В.М. Бехтерева. 
 В лаборатории клинической психологии Института им. В.М Бехтерева была осу- 
 ществлена модификация этого варианта опросника, получившая  название  "Оп- 
 росник невротических расстройств" (ОНР). На базе ОНР был разработан  новый 
 психодиагностический опросник "Невротические черты личности"  (НЧЛ).  Этот 
 опросник отличается от предшествующего опросника ОНР большей компактностью 
 (меньшим числом утверждений) и специализированной направленостью на изуче- 
 ние эмоционально-личностных и социально-психологических свойств,  значимых 
 для развития невроза и отражающих невротические изменения личности.        
      В практической работе клинического психолога методика НЧЛ может  быть 
 использована для получения информации о структуре и особенностях  личности 
 при пограничных нервно-психических растройствах, оценки их динамики, опре- 
 деления задач и прогноза психотерапии; в массовых профилактических и скри- 
 нинговых исследованиях - для выявления лиц с повышенным риском нервно-пси- 
 хической дезадаптации по невротическому и психосоматическому типу.         
 
                       Диагностические шкалы методики:                      
        I. Неуверенность в себе.                                            
       II. Познавательная и социальная пассивность.                         
      III. Невротический "сверх-контроль" поведения.                        
       IV. Аффективная неустойчивость.                                      
        V. Интровертированная направленность личности.                      
       VI. Ипохондричность.                                                 
      VII. Социальная неадаптивность.                                       
 
                           Контрольные шкалы:                               
                           1. Симуляция.                                    
                           2. Диссимуляция.                                 
 
      Обработка и интерпретация данных.                                     
      На первом этапе анализа данных с помощью "ключей" вычисляются первич- 
 ные шкальные оценки.                                                       
      На втором этапе с помощью специальной  таблицы  на  основе  первичных 
 шкальных оценок для  каждой  из  личностных  шкал  определяется  вторичная 
 шкальная оценка, характеризующая степень выраженности изучаемых свойств. В 
 таблице указаны диапазоны величин первичных оценок, соответствующие  высо- 
 кой, повышенной, средней, пониженной и низкой степени выраженности личнос- 
 тных свойств (5-балльная шкала оценки).                                    
      По результатам тестирования в обобщенном виде проводится инерпретация 
 совокупности (а не отдельно взятых)  оценок  личностных  шкал,  графически 
 представленной в виде "профиля". При этом общая высота "профиля"  характе- 
 ризует степень выраженности комплекса невротических черт личности, а соот- 
 ношение подъемов и спадов - структуру этих черт.                           
 
      Опросник состоит из 119 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 20-30 мин.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
     Mетодика: Невротические черты личности (НЧЛ).                          
     Ф.И.О: ____________________                                            
     Доп. данные: ______________                                            
 
                             Контрольные шкалы:                             
 
                      C ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓┼──────╢>                            
 
                      Д ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────┼────────╢>                    
 
 
                             Личностные шкалы:                              
 
                           *                                                
                         5 ┼                                                
                           │                                                
                         4 ┼    ▄▄                                          
                           │    ██                                          
                         3 ┼─▄▄─██────▄▄─▄▄───────                          
                           │ ██ ██    ██ ██                                 
                         2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄                              
                           │ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                         1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄                           
                           │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                           
                         0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*                         
 
 
                            Тестовые показатели:                            
 
                           Симуляция     -  С = 27                          
                           Диссимуляция  -  Д = 21                          
 
           I. Неуверенность в себе                        -  Нв =  29 3     
          II. Познавательная и социальная пассивность     -  Пс =  71 4     
         III. Невротический "сверх-контроль" поведения    -  Нс =  10 2     
          IV. Аффективная неустойчивость                  -  Аф =  23 3     
           V. Интровертированная направленность личности  -  Ин =  12 3     
          VI. Ипохондричность                             -  Ип =  23 2     
         VII. Социальная неадаптивность                   -  Сн =  -8 1     
 
 
                               ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                               
 
          Положительное отношение к исследованию, установка на  сотруд-     
     ничество, адекватность самооценки и оптимальная  степень  саморас-     
     крытия в ответах; результаты исследования достоверны.                  
 
          Адекватность самовосприятия (отсутствие как чрезмерно  крити-     
     ческого отношения к себе, так и самопереоценки), достаточная  сте-     
     пень уверенности при принятии решений и  осуществления  социальных     
     контактов, уравновешенный эмоциональный фон и рисунок поведения.       
          Пониженная продуктивность и недостаточная пластичность интел-     
     лектуальной деятельности, склонность к обдумыванию  и  углубленной     
     рефлексии, недостаточная спонтанность в решениях,  неширокий  круг     
     интересов, невыраженность познавательной потребности и восприимчи-     
     вости к новому; в социальных контактах - снижение инициативы и за-     
     интересованности, склонность к дистанцированию; в целом, невысокий     
     уровень социальной компетентности и активности.                        
          В деятельности и социальных отношениях преобладает естествен-     
     ность, непринужденость, отсутствие склонности к тщательному плани-     
     рованию, обдумыванию и заверешению начатого, легкость переключения     
     с одного вида деятельности и контактов на другой,  нетерпеливость,     
     подвижность; мотивация высоких достижений преобладает над  мотива-     
     цией избегания неуспеха.                                               
          Умеренно выраженные уравновешеность и сбалансированость   по-     
     ведения; способность к подавлению  сенситивности  (чувствительнос-     
     ти), раздражительности и других негативно окрашенных эмоциональных     
     реакций и состояний, достаточный уровень толерантности к  стрессу,     
     способность к использованию конструктивных  механизмов  психологи-     
     ческого преодоления (совладающего поведения); в целом - отсутствие     
     значительных  затруднений  регулирования  поведения  и  социальной     
     адаптации.                                                             
          Умеренный уровень социальной активности, общительности и кон-     
     формности, отсутствие значительных затруднений при реализации  со-     
     циальных контактов, умеренная потребность в понимании и  поддержке     
     со стороны окружающих, возможность доверительных отношений с отно-     
     сительно широким кругом лиц.                                           
          Отсутствие склонности к повышенному контролю  над  состоянием     
     своего здоровья и поведения (образом жизни), способным повлиять на     
     его уровень, пластичность (отсутствие фиксации на неприятных  ощу-     
     щениях, переживаниях, а также тревоги в ситуациях, требующих изме-     
     нения поведенческих стереотипов), легкое (нетревожное) отношение к     
     к возникающим симптомам недомогания,  возможность  отступления  от     
     предписаний и рекомендаций по лечению и поддержанию здоровья.          
          Адаптивность, пластичность, дифференцированность  социального     
     поведения; хорошие коммуникативные способности и стремление к  со-     
     трудничеству.