МЕТОДИКА:
Невротические черты личности (НЧЛ)
(Л.И. Вассерман, Б.В. Иовлев, О.Ю. Щелкова, К.Р. Червинская).
Методика предназначена для диагностики эмоционально-аффективных и со-
циально-психологических свойств личности, связанных с развитием невроти-
ческих, неврозоподобных и психосоматических нарушений.
Опросник НЧЛ разработан на основе многошкального клинического опрос-
ника BVNK-300, созданого в Германии H.D. Hansgen в 1982 году. Русский ва-
риант BVNK-300 был адаптирован, рестандартизирован и апробирован Г.Х. Ба-
кировой в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М. Бехтерева.
В лаборатории клинической психологии Института им. В.М Бехтерева была осу-
ществлена модификация этого варианта опросника, получившая название "Оп-
росник невротических расстройств" (ОНР). На базе ОНР был разработан новый
психодиагностический опросник "Невротические черты личности" (НЧЛ). Этот
опросник отличается от предшествующего опросника ОНР большей компактностью
(меньшим числом утверждений) и специализированной направленостью на изуче-
ние эмоционально-личностных и социально-психологических свойств, значимых
для развития невроза и отражающих невротические изменения личности.
В практической работе клинического психолога методика НЧЛ может быть
использована для получения информации о структуре и особенностях личности
при пограничных нервно-психических растройствах, оценки их динамики, опре-
деления задач и прогноза психотерапии; в массовых профилактических и скри-
нинговых исследованиях - для выявления лиц с повышенным риском нервно-пси-
хической дезадаптации по невротическому и психосоматическому типу.
Диагностические шкалы методики:
I. Неуверенность в себе.
II. Познавательная и социальная пассивность.
III. Невротический "сверх-контроль" поведения.
IV. Аффективная неустойчивость.
V. Интровертированная направленность личности.
VI. Ипохондричность.
VII. Социальная неадаптивность.
Контрольные шкалы:
1. Симуляция.
2. Диссимуляция.
Обработка и интерпретация данных.
На первом этапе анализа данных с помощью "ключей" вычисляются первич-
ные шкальные оценки.
На втором этапе с помощью специальной таблицы на основе первичных
шкальных оценок для каждой из личностных шкал определяется вторичная
шкальная оценка, характеризующая степень выраженности изучаемых свойств. В
таблице указаны диапазоны величин первичных оценок, соответствующие высо-
кой, повышенной, средней, пониженной и низкой степени выраженности личнос-
тных свойств (5-балльная шкала оценки).
По результатам тестирования в обобщенном виде проводится инерпретация
совокупности (а не отдельно взятых) оценок личностных шкал, графически
представленной в виде "профиля". При этом общая высота "профиля" характе-
ризует степень выраженности комплекса невротических черт личности, а соот-
ношение подъемов и спадов - структуру этих черт.
Опросник состоит из 119 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 мин.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Mетодика: Невротические черты личности (НЧЛ).
Ф.И.О: ____________________
Доп. данные: ______________
Контрольные шкалы:
C ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓┼──────╢>
Д ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓────────┼────────╢>
Личностные шкалы:
*
5 ┼
│
4 ┼ ▄▄
│ ██
3 ┼─▄▄─██────▄▄─▄▄───────
│ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
│ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──*
Тестовые показатели:
Симуляция - С = 27
Диссимуляция - Д = 21
I. Неуверенность в себе - Нв = 29 3
II. Познавательная и социальная пассивность - Пс = 71 4
III. Невротический "сверх-контроль" поведения - Нс = 10 2
IV. Аффективная неустойчивость - Аф = 23 3
V. Интровертированная направленность личности - Ин = 12 3
VI. Ипохондричность - Ип = 23 2
VII. Социальная неадаптивность - Сн = -8 1
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Положительное отношение к исследованию, установка на сотруд-
ничество, адекватность самооценки и оптимальная степень саморас-
крытия в ответах; результаты исследования достоверны.
Адекватность самовосприятия (отсутствие как чрезмерно крити-
ческого отношения к себе, так и самопереоценки), достаточная сте-
пень уверенности при принятии решений и осуществления социальных
контактов, уравновешенный эмоциональный фон и рисунок поведения.
Пониженная продуктивность и недостаточная пластичность интел-
лектуальной деятельности, склонность к обдумыванию и углубленной
рефлексии, недостаточная спонтанность в решениях, неширокий круг
интересов, невыраженность познавательной потребности и восприимчи-
вости к новому; в социальных контактах - снижение инициативы и за-
интересованности, склонность к дистанцированию; в целом, невысокий
уровень социальной компетентности и активности.
В деятельности и социальных отношениях преобладает естествен-
ность, непринужденость, отсутствие склонности к тщательному плани-
рованию, обдумыванию и заверешению начатого, легкость переключения
с одного вида деятельности и контактов на другой, нетерпеливость,
подвижность; мотивация высоких достижений преобладает над мотива-
цией избегания неуспеха.
Умеренно выраженные уравновешеность и сбалансированость по-
ведения; способность к подавлению сенситивности (чувствительнос-
ти), раздражительности и других негативно окрашенных эмоциональных
реакций и состояний, достаточный уровень толерантности к стрессу,
способность к использованию конструктивных механизмов психологи-
ческого преодоления (совладающего поведения); в целом - отсутствие
значительных затруднений регулирования поведения и социальной
адаптации.
Умеренный уровень социальной активности, общительности и кон-
формности, отсутствие значительных затруднений при реализации со-
циальных контактов, умеренная потребность в понимании и поддержке
со стороны окружающих, возможность доверительных отношений с отно-
сительно широким кругом лиц.
Отсутствие склонности к повышенному контролю над состоянием
своего здоровья и поведения (образом жизни), способным повлиять на
его уровень, пластичность (отсутствие фиксации на неприятных ощу-
щениях, переживаниях, а также тревоги в ситуациях, требующих изме-
нения поведенческих стереотипов), легкое (нетревожное) отношение к
к возникающим симптомам недомогания, возможность отступления от
предписаний и рекомендаций по лечению и поддержанию здоровья.
Адаптивность, пластичность, дифференцированность социального
поведения; хорошие коммуникативные способности и стремление к со-
трудничеству.
|