МЕТОДИКА:                                  
                Невербальные индикаторы сенсорных предпочтений.             
 
    Методика предназначена для экспертной оценки невербальных  индикаторов 
 сенсорных предпочтений.                                                    
 
                            Индикаторы оценки.                              
 
      1. Взгляд, глазодвигательные реакции.                                 
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
      Взгляд чаще прямо на объект, поверх других или вверх.                 
      При общении нуждаются в зрительном контакте.                          
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Взгляд чаще посередине или в сторону. При общении не нуждаются в так- 
 тильном и зрительном контакте.                                             
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Взгляд чаще ниже средней линии взора, вправо вниз. При общении не ну- 
 жен зрительный, но необходим тактильный контакт.                           
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Взгляд обычно влево вниз или через головы других. Часто избегают кон- 
 такта глазами.                                                             
 
      2. Общий темп деятельности. Дыхание.                                  
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
 
      Быстрый темп, поверхностное и частое дыхание.                         
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Темп и дыхание срединное, умеренное. Деятельность последовательная.   
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Темп и дыхание медленные и глубокие.                                  
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Дыхание сдерживаемое, еле заметное. Деятельность последовательная, по 
 инструкции.                                                                
 
 
      3. Голос и речь.                                                      
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
      Высокий громкий звонкий голос. Быстрая чистая "красивая" речь.        
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Голос умеренной высоты и громкости, богат интонациями.  Речь  вырази- 
 тельная.                                                                   
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Голос тихий, грудной, низкий. Речь медленная, с паузами, придыханием, 
 протягиванием гласных.                                                     
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Голос негромкий, монотонный, невыразительный. Речь обстоятельная  ло- 
 гичная.                                                                    
 
 
      4. Персональная дистанция.                                            
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
      Комфортная дистанция - не менее 80 см, но обычно нужно больше.        
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Дистанция определяется комфортностью громкости и резкости звуков.     
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Самая короткая дистанция. При общении нуждаются  в  прикосновениях  к 
 собеседнику.                                                               
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Дистанция определяется общепринятыми  правилами  приличия.  Не  любят 
 прикосновений.                                                             
 
 
      5. Характерные позы, осанка.                                          
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
      Отличаются хорошей осанкой. Голова приподнята.  Рассказывая,  преиму- 
 щественно стоят на одном самом высоком и удобном для обзора месте. Исполь- 
 зуют нависающие позы.                                                      
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Рассказывая, сидят за столом или ритмично прохаживаются вдоль  доски. 
 Часто занимает статичные  позы,  прислушиваясь.  Голова  иногда  наклонена 
 вбок.                                                                      
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Рассказывая, может быстро беспорядочно ходить между рядами в  классе,  
 прикасаясь к детям. Если поза сидячая, много сопутствующих движений. Любят 
 наклон к собеседнику. Спина согнута, голова вниз.                          
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Часто принимают статичные позы из-за множества мышечных зажимов. Спи- 
 на прямая, руки часто скрещены.                                            
 
      6. Жесты и мимика.                                                    
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
      Жестикуляция активная, обширная. Область жестикуляции - плечевой  по- 
 яс. Жесты рисующие и указующие, сопровождающие говорение. Хорошо подражают  
 лицом.                                                                     
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Свернутые жесты. Жесты средние, чаще ритмичные, в районе ушей  или  в 
 области груди. Хорошо подражают голосом.                                   
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Область жестикуляции ниже плечевого пояса,  в  районе  живота.  Жесты 
 уподобления, ощупывающие жесты. Хорошо подражают телом.                    
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Жестикуляция бедная, жесты свернутые вплоть  до  полного  отсутствия. 
 Лицо амимичное, маскообразное (часто это маска страдания).                 
 
      7. Внешний вид.                                                       
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
      Одежда красивая, модная, новая, яркая, в гармоничных сочетаниях.  Мо- 
 жет быть неудобной в угоду красоте.                                        
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Универсальная одежда, без изысков, часто выбирают спортивный стиль.   
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Мягкая, свободная, удобная одежда. Легко жертвуют красотой ради  ком- 
 форта.                                                                     
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Строгая одежда, униформа, деловые костюмы. Цвета однообразные, корич- 
 невый, серый, черный.                                                      
 
      8. Познавательные процессы - память, внимание, восприятие, мышление.  
 
      В. Визуальное предпочтение.                                           
      Память  зрительная,  мозаичная.  Для  восприятия  необходимы  контакт 
 взглядом, наглядности - разноцветные картинки, схемы и пр. перед  глазами. 
 Мыслят картинками и одновременно обо всем. Внимание можно привлечь внешним 
 видом, яркими цветами, блеском.                                            
 
      А. Аудиальное предпочтение.                                           
      Память слуховая блочная, последовательная, как магнитофонная  запись. 
 Хорошо запоминают в дискуссии, в обсуждении. Нуждаются в структурированной 
 подаче материала. Внимательны к интонациям, тону голоса, рассказам.        
 
      К. Кинестетическое предпочтение.                                      
      Преобладает двигательная (моторная) память - хорошо  помнят  то,  что 
 делали своими руками, телом или хотя бы записывали. Для эффективного  вос- 
 приятия необходимо яркое эмоциональное  впечатление,  практическая  значи- 
 мость материала.                                                           
 
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Преобладает слуховая словесно-логическая память. Хорошо  воспринимают 
 теоретические рассуждения, с использованием научной терминологии,  анализ, 
 поиск причинно-следственных связей.                                        
 
      Опросник состоит из 8 индикаторов оценки.                             
      Примерное время оценки 10-15 минут.                                   
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Невербальные индикаторы сенсорных предпочтений.                  
 Ф.И.О:________________                                                     
 Доп. данные:__________                                                     
 
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢> В            
 
     0 ╟────────────────────────────────────────────────────╢> А            
 
     0 ╟────────────────────────────────────────────────────╢> К            
 
     0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████─────────────╢> Д            
 
         <─-────[-]────────><───[==]───><───────[+]───────>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
           1. Визуальное предпочтение      - В = 2  25%                     
           2. Аудиальное предпочтение      - А = 0   0%                     
           3. Кинестетическое предпочтение - К = 0   0%                     
           4. Дискретное предпочтение      - Д = 6  75%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Взгляд, глазодвигательные реакции.                                 
      Визуальное предпочтение.                                              
      Взгляд чаще прямо на объект, поверх других или вверх.                 
      При общении нуждаются в зрительном контакте.                          
 
      2. Общий темп деятельности. Дыхание.                                  
      Дискретное предпочтение.                                              
      Дыхание сдерживаемое, еле заметное. Деятельность последова-           
 тельная, по инструкции.                                                    
 
      3. Голос и речь.                                                      
 дыханием, протягиванием гласных.                                           
      Дискретное предпочтение.                                              
      Голос негромкий, монотонный,  невыразительный.  Речь  обстоя-         
 тельная логичная.                                                          
 
      4. Персональная дистанция.                                            
      Визуальное предпочтение.                                              
      Комфортная дистанция - не менее 80 см, но обычно нужно  боль-         
 ше.                                                                        
 
      5. Характерные позы, осанка.                                          
      Дискретное предпочтение.                                              
      Часто принимают статичные позы из-за множества мышечных зажи-         
 мов. Спина прямая, руки часто скрещены.                                    
 
      6. Жесты и мимика.                                                    
      Дискретное предпочтение.                                              
      Жестикуляция бедная, жесты свернутые вплоть до полного отсут-         
 ствия. Лицо амимичное, маскообразное (часто это маска страдания).          
 
      7. Внешний вид.                                                       
      Дискретное предпочтение.                                              
      Строгая одежда, униформа, деловые костюмы.  Цвета  однообраз-         
 ные, коричневый, серый, черный.                                            
 
      8. Познавательные процессы -  память,  внимание,  восприятие,         
 мышление.                                                                  
      Д. Дискретное предпочтение.                                           
      Преобладает слуховая словесно-логическая память. Хорошо  вос-         
 принимают теоретические рассуждения, с использованием научной тер-         
 минологии, анализ, поиск причинно-следственных связей.                     
 
                     Интегральные показатели.                               
 
      1. Визуальный канал информации: восприятие, субъективное ото-         
 бражение, переработка информации и конструирование окружающего ми-         
 ра в форме зрительных образов и представлений.                             
      Тестовый показатель: пониженный.                                      
 
      2. Аудиальный канал информации: восприятие, субъективное ото-         
 бражение, переработка информации и конструирование окружающего ми-         
 ра в форме звуковых образов и представлений.                               
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      3. Кинестетический канал информации: восприятие, субъективное         
 отображение, переработка информации и конструирование  окружающего         
 мира в форме тактильных ощущений (ощущений в результате  прикосно-         
 вения), а также ощущений движения мускулов.                                
      Тестовый показатель: низкий.                                          
 
      4. Дискретный канал информации: восприятие, субъективное ото-         
 бражение, переработка информации и конструирование окружающего ми-         
 ра в форме анализа информации, размышлений, конструирования модели         
 ситуации.                                                                  
      Тестовый показатель: повышенный.