МЕТОДИКА:                                  
                         Мотивация занятий спортом                          
                            (В.И. Тропников).                               
 
      Методика разработана для выяснения степени важности различных  причин 
 (ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсмена продол- 
 жать заниматься выбранным им видом спорта.                                 
 
      Опросник состоит из 109 вопросов.                                     
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Мотивация занятий спортом.                                       
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
               % *                                                          
             100 ┼──────────────────────────────────                        
              90 ┼                                                          
              80 ┼──────────██──────────────────────                        
              70 ┼          ██ ▄▄             ██                            
              60 ┼──────────██─██────██───────██────                        
              50 ┼          ██ ██    ██       ██                            
              40 ┼─██───────██─██────██────██─██────                        
              30 ┼ ██       ██ ██    ██    ██ ██                            
              20 ┼─██───────██─██────██─██─██─██────                        
              10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██                         
               0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                       
                   Об Пз МБ РХ ФС УС ЭУ ПУ ПО ПП КН                         
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
  1. Общение                                         - Об = 22  44%         
  2. Познание                                        - Пз =  7  19%         
  3. Материальные блага                              - МБ = 12  12%         
  4. Развитие характера и психических качеств        - РХ = 34  81%         
  5. Физическое совершенство                         - ФС = 38  70%         
  6. Улучшение самочувствия и здоровья               - УС =  8   0%         
  7. Эстетическое удовольствие и острые ощущения     - ЭУ = 33  67%         
  8. Приобретение полезных для жизни умений и знаний - ПУ = 12  25%         
  9. Потребность в одобрении                         - ПО = 14  45%         
 10. Повышение престижа, желание славы               - ПП = 40  75%         
 11. Коллективистская направленность                 - КН = 11  14%         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      1. Общение.                                                           
      Стремление приобрести больше друзей и товарищей, быть  в  ка-         
 ком-нибудь коллективе, проводить весело время, участвовать в  кол-         
 лективных тренировках, не отставать от своих друзей, быть  уважае-         
 мым ими.                                                                   
      Уровень мотивации: средний.                                           
 
      2. Познание.                                                          
      Стремление расширить свой кругозор, мировоззрение, больше уз-         
 нать о жизни выдающихся спортсменов,  познакомиться  с  известными         
 людьми и ведущими спортсменами, искать  более  совершенные  методы         
 тренировки.                                                                
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
      3. Материальные блага.                                                
      Стремление получать спортивную форму, инвентарь, ценные  при-         
 зы, подарки, материальную поддержку. Желание побывать в других го-         
 родах на сборах и соревнованиях, иметь возможность модно одеваться         
 (спортивный стиль), улучшить жилищные условия и т.д.                       
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
      4. Развитие характера и психических качеств.                          
      Стремление воспитать целеустремленность, смелость,  решитель-         
 ность, силу воли, упорство, настойчивость, выдержку и  самооблада-         
 ние. Желание иметь сильный характер, выработать способность  быст-         
 ро и точно мыслить, повысить интеллектуальное развитие.                    
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
      5. Физическое совершенство.                                           
      Стремление поддерживать постоянный уровень физического разви-         
 тия, иметь красивую и стройную фигуру, быть более  привлекательным         
 для женского (мужского) пола. Желание развить подвижность, коорди-         
 нацию, силу, выносливость, скоростные качества, ловкость, гибкость.        
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      6. Улучшение самочувствия и здоровья.                                 
      Стремление поддерживать хорошее самочувствие, не болеть, быть         
 всегда здоровым, потребность в двигательной активности и  физичес-         
 кой нагрузке. Индивидуальные причины: желание избавиться от лишне-         
 го веса, быстрее восстановиться после перенесенной  болезни,  бро-         
 сить вредные привычки, отдалиться от улицы порвать с дурной компа-         
 нией.                                                                      
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
      7. Эстетическое удовольствие и острые ощущения.                       
      Стремление к эстетическому удовольствию от красоты и отточен-         
 ности выполнения упражнений в выбранном виде спорта,  его  эмоцио-         
 нальности, физического напряжения, острых ощущений, сложной такти-         
 ческой борьбы на соревнованиях, радости побед.                             
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      8. Приобретение полезных для жизни умений и знаний.                   
      Стремление к приобретению умений, навыков и  знаний,  которые         
 пригодятся в дальнейшей жизни и могут помочь в различных жизненных         
 ситуациях.                                                                 
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      9. Потребность в одобрении.                                           
      Стремление испытывать приятные впечатления, когда за  достиг-         
 нутые результаты хвалят и одобряют тренер, родители, родственники,         
 друзья, товарищи.                                                          
      Уровень мотивации: средний.                                           
 
      10. Повышение престижа, желание славы.                                
      Стремление повысить авторитет на  работе  (по  месту  учебы),         
 среди родственников, друзей, товарищей. Желание  продолжать  спор-         
 тивные достижения - получить следующий  спортивный  разряд,  стать         
 мастером спорта, чемпионом города, страны, мира, Олимпийских  игр.         
 Склонность испытывать приятные впечатления, когда спортсменов  по-         
 казывают по телевидению, когда о них говорят по радио, пишут в га-         
 зетах и журналах.                                                          
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      11. Коллективистская направленность.                                  
      Стремление защищать честь команды (спортивного общества,  го-         
 рода) на различных соревнованиях и/или желание защищать честь сво-         
 ей страны на международных соревнованиях. Желание испытывать  при-         
 ятное чувство выполненного долга перед товарищами по команде, тре-         
 нером, обществом.                                                          
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
 
              Мотивы прихода данного человека в спорт:                      
 
                    Высокий уровень мотивации:                              
      Встреча (знакомство) со знаменитыми спортсменами.                     
 
                   Повышенный уровень мотивации:                            
      Пригласил заниматься тренер.                                          
      Спортивная база близко от дома (места учебы, работы).                 
 
                    Средний уровень мотивации:                              
      В этом виде спорта можно тренироваться индивидуально, незави-         
 симо от других.                                                            
 
                   Пониженный уровень мотивации:                            
      Посмотрел кино, телепередачу об этом виде спорта.                     
 
 
                Причины выбора данного вида спорта:                         
 
                    Высокая степень значимости:                             
      В этом виде спорта наиболее отчетливо виден рост  собственных         
 результатов.                                                               
      Считает, что только в этом виде спорта сможет  достичь  значи-        
 тельных успехов.                                                           
 
                   Повышенная степень значимости:                           
      Высокий рост, что ценно для этого вида спорта.                        
      Считает, что у него хорошие скоростные качества, а это  ценно         
 для данного вида спорта.                                                   
 
                    Средняя степень значимости:                             
      Считает себя физически сильным,  что  ценно  для  этого  вида         
 спорта.                                                                    
 
                   Пониженная степень значимости:                           
      Этот вид спорта развит по месту учебы (работы).