МЕТОДИКА:
Мотивация занятий спортом
(В.И. Тропников).
Методика разработана для выяснения степени важности различных причин
(ситуаций, обстоятельств), которые побудили и побуждают спортсмена продол-
жать заниматься выбранным им видом спорта.
Опросник состоит из 109 вопросов.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Мотивация занятий спортом.
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
% *
100 ┼──────────────────────────────────
90 ┼
80 ┼──────────██──────────────────────
70 ┼ ██ ▄▄ ██
60 ┼──────────██─██────██───────██────
50 ┼ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██───────██─██────██────██─██────
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██───────██─██────██─██─██─██────
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Об Пз МБ РХ ФС УС ЭУ ПУ ПО ПП КН
Тестовые показатели:
1. Общение - Об = 22 44%
2. Познание - Пз = 7 19%
3. Материальные блага - МБ = 12 12%
4. Развитие характера и психических качеств - РХ = 34 81%
5. Физическое совершенство - ФС = 38 70%
6. Улучшение самочувствия и здоровья - УС = 8 0%
7. Эстетическое удовольствие и острые ощущения - ЭУ = 33 67%
8. Приобретение полезных для жизни умений и знаний - ПУ = 12 25%
9. Потребность в одобрении - ПО = 14 45%
10. Повышение престижа, желание славы - ПП = 40 75%
11. Коллективистская направленность - КН = 11 14%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Общение.
Стремление приобрести больше друзей и товарищей, быть в ка-
ком-нибудь коллективе, проводить весело время, участвовать в кол-
лективных тренировках, не отставать от своих друзей, быть уважае-
мым ими.
Уровень мотивации: средний.
2. Познание.
Стремление расширить свой кругозор, мировоззрение, больше уз-
нать о жизни выдающихся спортсменов, познакомиться с известными
людьми и ведущими спортсменами, искать более совершенные методы
тренировки.
Уровень мотивации: низкий.
3. Материальные блага.
Стремление получать спортивную форму, инвентарь, ценные при-
зы, подарки, материальную поддержку. Желание побывать в других го-
родах на сборах и соревнованиях, иметь возможность модно одеваться
(спортивный стиль), улучшить жилищные условия и т.д.
Уровень мотивации: низкий.
4. Развитие характера и психических качеств.
Стремление воспитать целеустремленность, смелость, решитель-
ность, силу воли, упорство, настойчивость, выдержку и самооблада-
ние. Желание иметь сильный характер, выработать способность быст-
ро и точно мыслить, повысить интеллектуальное развитие.
Уровень мотивации: высокий.
5. Физическое совершенство.
Стремление поддерживать постоянный уровень физического разви-
тия, иметь красивую и стройную фигуру, быть более привлекательным
для женского (мужского) пола. Желание развить подвижность, коорди-
нацию, силу, выносливость, скоростные качества, ловкость, гибкость.
Уровень мотивации: повышенный.
6. Улучшение самочувствия и здоровья.
Стремление поддерживать хорошее самочувствие, не болеть, быть
всегда здоровым, потребность в двигательной активности и физичес-
кой нагрузке. Индивидуальные причины: желание избавиться от лишне-
го веса, быстрее восстановиться после перенесенной болезни, бро-
сить вредные привычки, отдалиться от улицы порвать с дурной компа-
нией.
Уровень мотивации: низкий.
7. Эстетическое удовольствие и острые ощущения.
Стремление к эстетическому удовольствию от красоты и отточен-
ности выполнения упражнений в выбранном виде спорта, его эмоцио-
нальности, физического напряжения, острых ощущений, сложной такти-
ческой борьбы на соревнованиях, радости побед.
Уровень мотивации: повышенный.
8. Приобретение полезных для жизни умений и знаний.
Стремление к приобретению умений, навыков и знаний, которые
пригодятся в дальнейшей жизни и могут помочь в различных жизненных
ситуациях.
Уровень мотивации: пониженный.
9. Потребность в одобрении.
Стремление испытывать приятные впечатления, когда за достиг-
нутые результаты хвалят и одобряют тренер, родители, родственники,
друзья, товарищи.
Уровень мотивации: средний.
10. Повышение престижа, желание славы.
Стремление повысить авторитет на работе (по месту учебы),
среди родственников, друзей, товарищей. Желание продолжать спор-
тивные достижения - получить следующий спортивный разряд, стать
мастером спорта, чемпионом города, страны, мира, Олимпийских игр.
Склонность испытывать приятные впечатления, когда спортсменов по-
казывают по телевидению, когда о них говорят по радио, пишут в га-
зетах и журналах.
Уровень мотивации: повышенный.
11. Коллективистская направленность.
Стремление защищать честь команды (спортивного общества, го-
рода) на различных соревнованиях и/или желание защищать честь сво-
ей страны на международных соревнованиях. Желание испытывать при-
ятное чувство выполненного долга перед товарищами по команде, тре-
нером, обществом.
Уровень мотивации: низкий.
Мотивы прихода данного человека в спорт:
Высокий уровень мотивации:
Встреча (знакомство) со знаменитыми спортсменами.
Повышенный уровень мотивации:
Пригласил заниматься тренер.
Спортивная база близко от дома (места учебы, работы).
Средний уровень мотивации:
В этом виде спорта можно тренироваться индивидуально, незави-
симо от других.
Пониженный уровень мотивации:
Посмотрел кино, телепередачу об этом виде спорта.
Причины выбора данного вида спорта:
Высокая степень значимости:
В этом виде спорта наиболее отчетливо виден рост собственных
результатов.
Считает, что только в этом виде спорта сможет достичь значи-
тельных успехов.
Повышенная степень значимости:
Высокий рост, что ценно для этого вида спорта.
Считает, что у него хорошие скоростные качества, а это ценно
для данного вида спорта.
Средняя степень значимости:
Считает себя физически сильным, что ценно для этого вида
спорта.
Пониженная степень значимости:
Этот вид спорта развит по месту учебы (работы).
|