МЕТОДИКА:
Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности
(Скворцова Ю.В., Кашапов М.М.).
Методика предназначена для диагностики метакогнитивных знаний и мета-
когнитивной активности, а также позволяет оценить следующие метакогнитив-
ные характеристики: концентрация, приобретение информации, выбор главных
идей, управление временем.
Под метакогнитивными знаниями авторы понимают приобретенные знания
личности о собственных познавательных процессах, которые представлены:
1) знаниями о средствах получения и переработки информации собствен-
ных процессов учения;
2) знаниями о типе и содержании задачи и требованиях к ее выполнению;
3) знаниями метакогнитивных стратегий в решении задачи.
Метакогнитивная активность, в свою очередь, представлена процессами
получения и выбора информации, контроля, трансформации и планирования ме-
тапознания.
В соответствии с психодиагностическими критериями авторами методики
были отобраны 39 утверждений, организованных в 2 шкалы.
Правомерность выделения в опроснике 2 шкал и содержательная валид-
ность его утверждений подтверждена с использованием факторного анализа по
методу главных компонентов с varimax-вращением.
Основанные на концепции метапознания Дж. Флейвелла, выделенные шкалы
получили название "метакогнитивные знания" (МЗ) и "метакогнитивная актив-
ность" (МА).
Шкала "МЗ" диагностирует оценку испытуемым общего уровня функциониро-
вания собственных познавательных психических процессов (внимание, память,
мышление), степени легкости приобретения новых знаний и своей способности
справляться с различными ситуациями. Данная шкала изучает часть ментальной
структуры, обозначенной М.А. Холодной как метакогнитивная осведомленность
(знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств и умение их оцени-
вать), позволяющая просматривать и отслеживать ход своей интеллектуальной
деятельности с коррекцией по мере необходимости отдельных ее сторон.
Шкала "МА" позволяет описать испытуемого со стороны использования им
различных приемов структурирования информации, планирования своей когни-
тивной деятельности, навыков управления собственными когнитивными процес-
сами. В область изучения данной шкалы попадают те компоненты метакогнитив-
ного опыта, которые отвечают за сознательное управление и регуляцию соб-
ственного интеллектуального поведения, - то, что М.А. Холодная относит к
произвольному интеллектуальному контролю.
В рамках уже указанных двух шкал данная методика позволяет оценить
следующие метакогнитивные характеристики:
1) концентрация - умение управлять собственным вниманием, концентри-
роваться на задании, уменьшать влияние отвлекающих стимулов на процесс вы-
полнения задания;
2) приобретение информации - приобретение и сохранение знаний, ис-
пользование опорных материалов, составление собственных графиков, схем и
т.д.;
3) выбор главных идей - навыки определения информации, важной для
дальнейшего изучения, способность отделить более важное от второстепенно-
го;
4) управление временем - организация и распределение собственного
времени.
Интерпретация.
В случае нормального распределения признака принято считать, что в
интервал 2/3S - Х+2/3S укладывается 50% популяции, что и составляет "нор-
му" по данному признаку, при этом на полюсах остается по 25% случаев.
Следовательно, с некоторой долей огрубления и приближенности нужно
считать, что низкие значения оценок по шкале МЗ для мужчин находятся в ди-
апазоне 0 до 10, средние - от 10 до 15, а высокие - от 15 до 22, у женщин,
соответственно, от 0 до 9, от 9 до 14 и от 14 до 22; также с определенной
долей огрубления и приближенности нужно считать, что низкие значения оце-
нок по шкале МА как для мужчин, так и для женщин находятся в диапазоне от
0 до 7, средние - от 7 до 11, высокие - от 11 до 17.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов
тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен-
тах:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 39 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной
активности.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диаграмма.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> МЗ
<───────[-]────────><───[==]───><───────[+]──────>
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢> МА
<──────[-]───────><───[==]───><───────[+]────────>
Tестовые показатели:
I. Метакогнитивные знания - МЗ = 14 64%
II. Метакогнитивная активность - МА = 12 71%
1. Концентрация - Кн = 5 83%
2. Приобретение информации - ПИ = 7 58%
3. Выбор главных идей - ВИ = 8 80%
4. Управление временем - УВ = 5 56%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I. Метакогнитивные знания - приобретенные знания личности о
собственных познавательных процессах, которые представлены:
1) знаниями о средствах получения и переработки информации
собственных процессов учения;
2) знаниями о типе и содержании задачи и требованиях к ее вы-
полнению;
3) знаниями метакогнитивных стратегий в решении задачи.
Тестовый показатель: средний.
II. Метакогнитивная активность - процессы получения и выбора
информации, контроля, трансформации и планирования метапознания.
Тестовый показатель: высокий.
Метакогнитивные характеристики.
1. Концентрация - умение управлять собственным вниманием,
концентрироваться на задании, уменьшать влияние отвлекающих стиму-
лов на процесс выполнения задания.
Тестовый показатель: высокий.
2. Приобретение информации - приобретение и сохранение зна-
ний, использование опорных материалов, составление собственных
графиков, схем и т.д.
Тестовый показатель: средний.
3. Выбор главных идей - навыки определения информации, важной
для дальнейшего изучения, способность отделить более важное от
второстепенного.
Тестовый показатель: повышенный.
4. Управление временем - организация и распределение соб-
ственного времени.
Тестовый показатель: средний.
|