МЕТОДИКА:                                  
       Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности       
                     (Скворцова Ю.В., Кашапов М.М.).                        
 
      Методика предназначена для диагностики метакогнитивных знаний и мета- 
 когнитивной активности, а также позволяет оценить следующие  метакогнитив- 
 ные характеристики: концентрация, приобретение информации,  выбор  главных 
 идей, управление временем.                                                 
      Под метакогнитивными знаниями авторы  понимают  приобретенные  знания 
 личности о собственных познавательных процессах, которые представлены:     
      1) знаниями о средствах получения и переработки информации  собствен- 
 ных процессов учения;                                                      
      2) знаниями о типе и содержании задачи и требованиях к ее выполнению; 
      3) знаниями метакогнитивных стратегий в решении задачи.               
      Метакогнитивная активность, в свою очередь,  представлена  процессами 
 получения и выбора информации, контроля, трансформации и планирования  ме- 
 тапознания.                                                                
 
      В соответствии с психодиагностическими критериями  авторами  методики 
 были отобраны 39 утверждений, организованных в 2 шкалы.                    
      Правомерность выделения в опроснике 2 шкал и  содержательная  валид-  
 ность его утверждений подтверждена с использованием факторного анализа  по 
 методу главных компонентов с varimax-вращением.                            
      Основанные на концепции метапознания Дж. Флейвелла, выделенные  шкалы  
 получили название "метакогнитивные знания" (МЗ) и "метакогнитивная  актив- 
 ность" (МА).                                                               
      Шкала "МЗ" диагностирует оценку испытуемым общего уровня функциониро- 
 вания собственных познавательных психических процессов (внимание,  память,  
 мышление), степени легкости приобретения новых знаний и своей  способности 
 справляться с различными ситуациями. Данная шкала изучает часть ментальной 
 структуры, обозначенной М.А. Холодной как метакогнитивная  осведомленность 
 (знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств и умение  их  оцени- 
 вать), позволяющая просматривать и отслеживать ход своей  интеллектуальной 
 деятельности с коррекцией по мере необходимости отдельных ее сторон.       
      Шкала "МА" позволяет описать испытуемого со стороны использования  им 
 различных приемов структурирования информации, планирования  своей  когни- 
 тивной деятельности, навыков управления собственными когнитивными  процес- 
 сами. В область изучения данной шкалы попадают те компоненты метакогнитив- 
 ного опыта, которые отвечают за сознательное управление и  регуляцию  соб- 
 ственного интеллектуального поведения, - то, что М.А. Холодная  относит  к  
 произвольному интеллектуальному контролю.                                  
      В рамках уже указанных двух шкал данная  методика  позволяет  оценить 
 следующие метакогнитивные характеристики:                                  
      1) концентрация - умение управлять собственным вниманием,  концентри- 
 роваться на задании, уменьшать влияние отвлекающих стимулов на процесс вы- 
 полнения задания;                                                          
      2) приобретение информации - приобретение и  сохранение  знаний,  ис- 
 пользование опорных материалов, составление собственных графиков,  схем  и 
 т.д.;                                                                      
      3) выбор главных идей - навыки  определения  информации,  важной  для 
 дальнейшего изучения, способность отделить более важное от  второстепенно- 
 го;                                                                        
      4) управление временем -  организация  и  распределение  собственного 
 времени.                                                                   
 
      Интерпретация.                                                        
      В случае нормального распределения признака принято  считать,  что  в 
 интервал 2/3S - Х+2/3S укладывается 50% популяции, что и составляет  "нор- 
 му" по данному признаку, при этом на полюсах остается по 25% случаев.      
      Следовательно, с некоторой долей огрубления  и  приближенности  нужно 
 считать, что низкие значения оценок по шкале МЗ для мужчин находятся в ди- 
 апазоне 0 до 10, средние - от 10 до 15, а высокие - от 15 до 22, у женщин, 
 соответственно, от 0 до 9, от 9 до 14 и от 14 до 22; также с  определенной 
 долей огрубления и приближенности нужно считать, что низкие значения  оце- 
 нок по шкале МА как для мужчин, так и для женщин находятся в диапазоне  от 
 0 до 7, средние - от 7 до 11, высокие - от 11 до 17.                       
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма и интерпретация результатов 
 тестирования основаны на следующих условных критериях выраженных в процен- 
 тах:                                                                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
      Опросник состоит из 39 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 
 Методика: Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной              
           активности.                                                      
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────╢> МЗ           
 
         <───────[-]────────><───[==]───><───────[+]──────>                 
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢> МА           
 
         <──────[-]───────><───[==]───><───────[+]────────>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
           I. Метакогнитивные знания      - МЗ = 14  64%                    
           II. Метакогнитивная активность - МА = 12  71%                    
 
           1. Концентрация                - Кн =  5  83%                    
           2. Приобретение информации     - ПИ =  7  58%                    
           3. Выбор главных идей          - ВИ =  8  80%                    
           4. Управление временем         - УВ =  5  56%                    
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      I. Метакогнитивные знания - приобретенные знания  личности  о         
 собственных познавательных процессах, которые представлены:                
      1) знаниями о средствах получения  и  переработки  информации         
 собственных процессов учения;                                              
      2) знаниями о типе и содержании задачи и требованиях к ее вы-         
 полнению;                                                                  
      3) знаниями метакогнитивных стратегий в решении задачи.               
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      II. Метакогнитивная активность - процессы получения и  выбора         
 информации, контроля, трансформации и планирования метапознания.           
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
 
                    Метакогнитивные характеристики.                         
 
      1. Концентрация -  умение  управлять  собственным  вниманием,         
 концентрироваться на задании, уменьшать влияние отвлекающих стиму-         
 лов на процесс выполнения задания.                                         
      Тестовый показатель: высокий.                                         
 
      2. Приобретение информации - приобретение и  сохранение  зна-         
 ний, использование  опорных  материалов,  составление  собственных         
 графиков, схем и т.д.                                                      
      Тестовый показатель: средний.                                         
 
      3. Выбор главных идей - навыки определения информации, важной         
 для дальнейшего изучения, способность  отделить  более  важное  от         
 второстепенного.                                                           
      Тестовый показатель: повышенный.                                      
 
      4. Управление временем -  организация  и  распределение  соб-         
 ственного времени.                                                         
      Тестовый показатель: средний.