МЕТОДИКА:
Морфологический тест жизненных ценностей
(МТЖЦ)
(В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина).
Методика предназначена для определения мотивационно-ценностной струк-
туры личности.
Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовер-
шенствования методики И. Г. Сенина.
Данный вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практи-
ческому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так
и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по
проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных
сфер деятельности.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные цен-
ности. Под термином "ценность" авторы методики понимают отношение субъекта
к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важ-
ного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя.
Познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих
способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение.
Руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных
потребностей над материальными.
3. Креативность.
Реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружа-
ющую действительность.
4. Активные социальные контакты.
Установление благоприятных отношений в различных сферах социального
взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей
социальной роли.
5. Собственный престиж.
Завоевание своего признания в обществе путем следования определенным
социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение.
Обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу
существования.
7. Достижение.
Постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизнен-
ных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности.
Преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общеприняты-
ми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных
сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществля-
ется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для
разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей чело-
века с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобы-
тность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признавае-
мых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную
копию ценностей общественных.
В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у
человека социального одобрения его поступков. Чем выше результат, тем
больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобря-
емому образцу. Критический порог - 42 балла, после которого результаты
можно признать недостоверными.
Условия проведения.
Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений
каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.
Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоциональ-
ного климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, должен уметь
ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ
испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испыту-
емый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утвержде-
ний экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить инди-
видуально.
Обработка результатов тестирования.
Для получения первичных тестовых результатов суммируются баллы отве-
тов в соответствии с ключом. В шкале достоверности при подсчете необходи-
мо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, если ис-
пытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале дос-
товерности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение с отрица-
тельным значением испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5
баллов.
После подсчетов все результаты заносятся в таблицу. Предложенные цен-
ности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности
и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для
определения направленности деятельности личности или группы. К первым от-
носятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные
социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соот-
ветственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения,
материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь
отражают эгоистически-престижную направленность личности.
При всех низких значениях - направленность личности неопределенная,
без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах -
направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких
баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистичес-
кой, 2-й группы - прагматической.
Опросник состоит из 112 утверждений.
Примерное время тестирования 20-30 минут.
Примечания к компьютерной версии.
1. Интерпретация основных шкал жизненных ценностей и жизненных сфер
производится на основе тестовых показателей выраженных в стенах.
1-3 стена - низкие показатели;
4-7 стенов - средние показатели;
8-10 стенов - высокие показатели.
2. Интерпретация шкалы достоверности производится на основе "сырых"
тестовых показателей.
16-42 стена - информация достоверна;
43-80 стенов - информация недостоверна.
Техническая диаграмма шкалы достоверности строится на показателе с
нулевой точкой отсчета, т.е. в диапазоне от 16 до 80 баллов.
3. Интерпретация по шкалам ценностей внутри жизненных сфер производит-
ся на основе "сырых" тестовых показателей.
2-4 балла - низкие показатели;
5-7 баллов - средние показатели;
8-10 баллов - высокие показатели.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Шкала достоверности информации:
0 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢> L
<────[-]────><───────[+]───────>
Диаграмма:
* Жизненные ценности: Жизненные сферы:
10 ┼
9 ┼
8 ┼───────────────────────────────────────▄▄─────
7 ┼ ▄▄ ▄▄ ██
6 ┼ ██ ██ ██
5 ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ██
4 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼─▄▄─██─██────▄▄────██─██───██─██───────██─────
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+────+──+──+──+──+──+──*
РС ДУ Кр СК СП МП Дс СИ ПЖ Об СЖ ОА Ув ФА
Тестовые показатели:
Шкала достоверности: - L = 40
Жизненные ценности:
А. Духовно-нравственные:
1. Развитие себя - РС = 3
2. Духовное удовлетворение - ДУ = 5
3. Креативность - Кр = 4
4. Активные социальные контакты - СК = 1
Б. Эгоистически-престижные (прагматические):
5. Собственный престиж - СП = 3
6. Высокое материальное положение - МП = 1
7. Достижение - Дс = 7
8. Сохранение собственной индивидуальности - СИ = 5
Жизненные сферы:
1. Сфера профессиональной жизни - ПЖ = 5
2. Сфера образования - Об = 7
3. Сфера семейной жизни - СЖ = 2
4. Сфера общественной активности - ОА = 1
5. Сфера увлечений - Ув = 8
6. Сфера физической активности - ФА = 1
Тестовые показатели
по шкалам ценностей внутри жизненных сфер:
ПЖ Об СЖ ОА Ув ФА
РС 9 5 6 2 5 2
ДУ 9 9 4 4 10 2
Кр 8 9 2 2 10 2
СК 2 8 3 2 5 3
СП 5 8 3 2 7 2
МП 5 6 5 2 6 2
ДС 10 10 9 7 7 2
СИ 7 9 6 4 9 2
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Интерпретация данных по шкалам жизненных ценностей.
Развитие себя.
Тенденция к самодостаточности. Такие люди ставят, как прави-
ло, порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодо-
леть. Обидчивы при вынесении негативной оценки им, их характерис-
тикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие.
Духовное удовлетворение.
Средний уровень стремления человека к получению морального
удовлетворения во всех сферах жизни.
Креативность.
Средний уровень стремления человека к реализации своих твор-
ческих возможностей, внесению различных изменений во все сферы
своей жизни.
Активные социальные контакты.
Нерешительность в общении с незнакомыми людьми, отсутствие
спонтанности в высказывании, недоверие другим людям, нежелание
быть открытым.
Собственный престиж.
Человек не видит разницы в одобрении его поступков людьми с
разными социальными статусами. Уступчив, избегает неудач, конфлик-
тов. Лишен притязаний на статус лидера.
Достижения.
Безразличие к достижением. Зависимость от того, как складыва-
ются внешние ситуации. Основное кредо "Поживем-увидим". Такие люди
отличаются часто постановкой ближайших, конкретных целей. Иногда
проявляют бессилие в стремлении достичь какую-либо дальнюю пер-
спективную цель.
Высокое материальное положение.
Средний уровень стремления человека к возможно более высокому
уровню своего материального благосостояния.
Сохранение собственной индивидуальности.
Средний уровень стремления человека к независимости от дру-
гих людей.
2. Интерпретация данных по шкалам жизненных сфер.
Сфера профессиональной жизни.
Средний уровень значимости для человека сферы его профессио-
нальной деятельности.
Сфера обучения и образования.
Средний уровень значимости человека к повышению уровня своей
образованности, расширению кругозора.
Сфера семейной жизни.
Низкий уровень значимости для человека всего того, что связа-
но с жизнью его семьи.
Сфера общественной жизни.
Низкий уровень значимости для человека проблем жизни общест-
ва.
Сфера увлечений.
Высокая значимость для человека его увлечений, хобби. Такие
Сфера физической активности.
Низкий уровень значимости физической активности и физической
культуры как элемента обшей культуры для человека.
III. Интерпретация данных
по шкалам ценностей внутри жизненных сфер.
1. Сфера профессиональной жизни.
Развитие себя.
Стремление к наиболее полной реализации своих способностей в
сфере профессиональной жизни и к повышению своей квалификациии.
Заинтересованность в информации о своих профессиональных способ-
ностях и возможностях их развития. Требовательность к себе и своим
профессиональным обязанностям.
Духовное удовлетворение.
Стремление иметь интересную, содержательную работу или про-
фессию. Для таких людей характерно желание как можно глубже про-
никнуть в предмет труда, получение морального удовлетворения от
самого процесса работы и в меньшей степени от результата работы.
Креативность.
Стремление внести элемент творчества в сферу своей профессио-
нальной деятельности. Человеку быстро становится скучно от привыч-
ных способов организации и методов работы. Для таких людей харак-
терно постоянное желание вносить в работу различные изменения и
усовершенствования. Как правило, это люди увлекающиеся и изобрета-
тельные.
Активные социальные контакты.
Стремление к индивидуализации деятельности. Отсутствие дове-
рия во взаимоотношениях с членами трудового коллектива, стремление
к поддержанию отношений в чисто корпоративных рамках. Такие люди
не поддерживают своих коллег в ситуациях, когда это необходимо.
Придерживаются мнения - каждый за себя.
Собственный престиж.
Средний уровень стремления человека иметь работу или профес-
сию социально одобряемую.
Достижения.
Средний уровень стремления достигать конкурентных и ощутимых
результатов в своей профдеятельности.
Высокое материальное положение.
Стремление иметь работу или профессию, гарантирующую высокую
зарплату, другие виды материального благополучия. Склонность сме-
нить работу, специальность, если она не приносит желаемого уровня
материального благополучия.
Сохранение собственной индивидуальности.
Средний уровень стремления посредством своей профдеятельности
"выделяться из толпы".
2. Сфера обучения и образования.
Развитие себя.
Средний уровень стремления повышать уровень своего образова-
ния ради развития себя как личности и своих способностей.
Духовное удовлетворение.
Стремление как можно больше узнать по изучаемой дисциплине, в
результате - получить моральное удовлетворение. Такие люди отлича-
ются сильно развитой познавательной потребностью, стремлением по-
вышать уровень своего образования.
Креативность.
Стремление найти что-то новое в изучаемой дисциплине, внести
свой вклад в определенную область знаний. Характеризует желание
самому ответить на те вопросы, которые являются спорными, неиз-
вестными в данной науке (участие в работе научных обществ, в нау-
чных экспериментах и т.д.)
Социальные контакты.
Стремление идентифицировать себя с определенной социальной
группой. Желание достигнуть определенного уровня образования, что-
бы войти в тесные контакты с представителями данной социальной
группы.
Собственный престиж.
Стремление человека иметь такой уровень образования, который
высоко ценится обществом. Такие люди заинтересованы во мнении дру-
гих людей относительно своего образования или стремления достичь
определенного уровня образования.
Достижения.
Средний уровень стремления добиться как конкретного резуль-
тата своего образовательного процесса (диплом, защита диссерта-
ции), так и других жизненных целей, достижение которых зависит от
уровня образования.
Высокое материальное положение.
Стремление достичь такого уровня образования, который позво-
лит иметь высокую зарплату и другие виды материальных благ. Жела-
ние повышать уровень своего образования, выбирать учебное учрежде-
ние, если существующие положение дел не приносит желаемого матери-
ального благополучия.
Сохранение собственной индивидуальности.
Стремление построить процесс образования, чтобы он максималь-
но соответствовал всем особенностям личности. Желание быть ориги-
нальным, демонстрировать свои жизненные принципы. Характерна эк-
зальтированность в поведении.
3. Сфера семейной жизни.
Развитие себя.
Средний уровень стремления изменять к лучшему различные осо-
бенности своего характера, своей личности в семейной жизни.
Духовное удовлетворение.
Стремление иметь семью, чтобы было все, как у всех, или не
хуже, чем у других. Строят брак по расчету Брачный контракт - за-
лог существования семьи.
Креативность.
Стремление к сохранению консервативных традиций, норм и пра-
вил семейной жизни.
Активные социальные контакты.
Стремление к индивидуальному в семье. Возможно чисто потреби-
тельское отношение с целью удовлетворить свои потребности. В такой
семье нет разграничения социальных ролей и функций.
Собственный престиж.
Не нуждается в одобрении своих поступков в семейной сфере.
Иногда незначимость показателя говорит о незначимости данной сфе-
ры.
Достижения.
Средний уровень стремления к тому, чтобы в семейной жизни
добиваться каких-либо реальных результатов (как можно раньше нау-
чить детей писать).
Высокое материальное положение.
Стремление к наиболее высокому уровню материального достатка
своей семьи. Такие люди считают, что семейное благополучие заклю-
чается, прежде всего, в хорошей обеспеченности семьи.
Сохранение собственной индивидуальности.
Средний уровень стремления строить свою жизнь, ориентируясь
лишь на собственные взгляды, желания, убеждения.
Средний уровень стремления как можно полнее реализовать и
развивать свои способности в сфере общественно-политической жизни.
4. Сфера общественной жизни.
Развитие себя.
Стремление достичь каких либо успехов в данной сфере путем
минимизации затрат со своей стороны. Требовательность уважения к
себе такому, какой есть. Такие люди считают, что необходимо при-
спосабливаться к обстоятельствам, а не тратить время на совершен-
ствование.
Духовное удовлетворение.
Стремление к получению практической выгоды от результата
своей общественно политической деятельности, причем стараться дос-
тичь этого результата любыми путями.
Креативность.
Стремление к стабильности, незыблемости позиций, чтобы не
сломать в привычной жизни отлаженного механизма проведения общест-
венно-политического мероприятия
Активные социальные контакты.
Незаинтересованность в широком круге социальных контактов в
сфере общественно-политической жизни в силу различных обстоя-
тельств, как личностных характеристик (замкнутость, конфликтность,
подозрительность и недоверчивость к людям), так и внешне складыва-
ющейся социальной ситуации.
Собственный престиж.
Стремление к деполитизации. Игнорирование авторитетов в об-
щественно-политической жизни. Недоверие к объективности людей в
общественно-политических вопросах.
Достижения.
Характеризует отсутствие целеустремленности в данной сфере.
Нежелание реализовать себя как общественного деятеля. Самостоя-
тельность в плане самооценки. Незаинтересованность в чужом автори-
тетном мнении относительно своих способностей
Высокое материальное положение.
Средний уровень стремления заниматься общественно-политичес-
кой деятельностью ради материального вознаграждения за нее.
Сохранение собственной индивидуальности.
Стремление не выделяться в своих общественно-политических
взглядах от мнения большинства, поддерживать официальную точку
зрения. Позиция "быть как все" - главная позиция в данной сфере.
5. Сфера увлечений.
Развитие себя.
Средний уровень стремления человека использовать свое хобби
для лучшей реализации своих потенциальных возможностей.
Духовное удовлетворение.
Стремление человека иметь такое увлечение, которому можно от-
дать все свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет
увлечения. Получение удовлетворения от процесса своего занятия,
нежели от его результатов. Гуманистическая направленность личнос-
ти.
Креативность.
Стремление человека увлекаться таким занятием, которое пре-
доставляет широкие возможности для творчества, внесение разнообра-
зия в сферу своего увлечения. Очевидны усилия изменить что-либо в
предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.
Активные социальные контакты.
Средний уровень стремления реализовать свою социальную на-
правленность посредством своего увлечения.
Собственный престиж.
Средний уровень стремления в свободное время заниматься тем,
что может служить основанием его высокой оценки другими людьми.
Достижения.
Средний уровень стремления человека ставить конкретные цели в
сфере своего увлечения и добиваться их.
Высокое материальное положение.
Средний уровень стремления в свободное время заниматься тем,
что может принести материальную пользу.
Сохранение собственной индивидуальности.
Стремление человека к тому, чтобы увлечение помогало подчерк-
нуть, выразить свою индивидуальность. Увлеченность какими-либо
очень редкими, необычными занятиями создавать вещи, которых нет ни
у кого другого.
6. Сфера физической активности.
Развитие себя.
Нежелание прислушиваться к критической оценке со стороны дру-
гих людей своих способностей и возможностей в данной сфере. Само-
достаточность. Сравнение себя с другими людьми, физическое разви-
тие которых ниже, чем у данного человека и, на этой основе, само-
успокоенность, нежелание проявлять активность в совершенствовании
своих физических способностей.
Духовное удовлетворение.
Стремление к поиску практической выгоды от занятий спортом и
другими видами физической активности. Игнорирование этических и
эстетических чувств, возникающих в процессе занятий физической
культурой.
Креативность.
Стремление к стабильности, привычности в своих занятиях в
данной сфере. Нежелание ничего менять. Раздражение нестандартной
ситуацией игр, соревнований. Четкое разделение понятий "по прави-
лам" - "не по правилам".
Активные социальные контакты.
Стремление к индивидуальным видам спорта, к индивидуальным
занятиям в области физической культуры. Такие люди не видят необ-
ходимости обмениваться во время занятий спортом словами, они им
кажутся излишними.
Собственный престиж.
Отсутствие стремления к одобрению своих способностей в сфере
физической активности. Человек не претендует на уважение за свои
спортивные заслуги, физические данные. Часто спорт отсутствует во-
обще в жизни такого человека.
Достижения.
Характеризует человека с большим желанием достижения цели
иметь значительные результаты в сфере физической активности, но
бессилием в стремлении их достижения. Часто самодостаточен, не
нуждается в достижениях в данной сфере.
Высокое материальное положение.
Игнорирование материальных ценностей, особенно если они дают-
ся тяжелым физическим трудом. Такие люди считают, что здоровье
нужно беречь, а физический труд не оправдывает приобретенные мате-
риальные блага.
Сохранение собственной индивидуальности.
Стремление придерживаться современных модных тенденций в дан-
ной сфере, не выделяться ничем особенным.
|