МЕТОДИКА:                                  
                   Морфологический тест жизненных ценностей                 
                                  (МТЖЦ)                                    
                       (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина).                      
 
      Методика предназначена для определения мотивационно-ценностной струк- 
 туры личности.                                                             
      Методика возникла как результат использования и  дальнейшего  усовер- 
 шенствования методики И. Г. Сенина.                                        
      Данный вариант опросника жизненных ценностей призван  помочь  практи- 
 ческому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так 
 и при исследовании различных групп (трудовых  и  учебных  коллективов)  по 
 проблемам мотивации, для лучшего понимания  важности  различных  жизненных 
 сфер деятельности.                                                         
      Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные  цен- 
 ности. Под термином "ценность" авторы методики понимают отношение субъекта 
 к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как  важ- 
 ного, имеющего жизненную важность.                                         
 
                 Перечень жизненных ценностей включает:                     
 
      1. Развитие себя.                                                     
      Познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих 
 способностей и других личностных характеристик.                            
 
      2. Духовное удовлетворение.                                           
      Руководство  морально-нравственными принципами, преобладание духовных 
 потребностей над материальными.                                            
 
      3. Креативность.                                                      
      Реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружа- 
 ющую действительность.                                                     
 
      4. Активные социальные контакты.                                      
      Установление благоприятных отношений в различных  сферах  социального 
 взаимодействия, расширение своих межличностных  связей,  реализация  своей 
 социальной роли.                                                           
 
      5. Собственный престиж.                                               
      Завоевание своего признания в обществе путем следования  определенным 
 социальным требованиям.                                                    
 
      6. Высокое материальное положение.                                    
      Обращение к факторам материального благополучия как  главному  смыслу 
 существования.                                                             
 
      7. Достижение.                                                        
      Постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизнен- 
 ных факторов.                                                              
 
      8. Сохранение собственной индивидуальности.                           
      Преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общеприняты- 
 ми, защита своей неповторимости и независимости.                           
 
      Терминальные ценности реализуются по-разному, в  различных  жизненных 
 сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где  осуществля- 
 ется деятельность человека. Значимость той или иной  жизненной  сферы  для 
 разных людей неодинакова.                                                  
 
      Перечень жизненных сфер:                                              
 
      1. Сфера профессиональной жизни.                                      
 
      2. Сфера образования.                                                 
 
      3. Сфера семейной жизни.                                              
 
      4. Сфера общественной активности.                                     
 
      5. Сфера увлечений.                                                   
 
      6. Сфера физической активности.                                       
 
      Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей чело- 
 века с целью лучшего понимания смысла его действия или  поступка.  Самобы- 
 тность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признавае- 
 мых в обществе. Но личностные ценности могут и  не  воспроизводить  точную 
 копию ценностей общественных.                                              
 
      В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания  у 
 человека социального одобрения его  поступков.  Чем  выше  результат,  тем 
 больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует  одобря- 
 емому образцу. Критический порог - 42  балла,  после  которого  результаты 
 можно признать недостоверными.                                             
 
      Условия проведения.                                                   
      Морфологический тест жизненных ценностей состоит из  112  утверждений 
 каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе.  
 
      Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного  эмоциональ- 
 ного климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным,  должен  уметь 
 ответить на возникающие вопросы, но не  провоцировать  определенный  ответ 
 испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испыту- 
 емый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание  утвержде- 
 ний экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить  инди- 
 видуально.                                                                 
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      Для получения первичных тестовых результатов суммируются баллы  отве- 
 тов в соответствии с ключом. В шкале достоверности при подсчете  необходи- 
 мо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, если ис- 
 пытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале дос- 
 товерности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение с  отрица- 
 тельным значением испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5 
 баллов.                                                                    
 
      После подсчетов все результаты заносятся в таблицу. Предложенные цен- 
 ности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности 
 и эгоистически-престижные (прагматические). Это  концептуально  важно  для 
 определения направленности деятельности личности или группы. К первым  от- 
 носятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные 
 социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность.  Соот- 
 ветственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж,  достижения, 
 материальное положение, сохранение индивидуальности. Они  в  свою  очередь 
 отражают эгоистически-престижную направленность личности.                  
 
      При всех низких значениях - направленность  личности  неопределенная, 
 без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех  высоких  баллах - 
 направленность личности  противоречивая,  внутриконфликтная.  При  высоких 
 баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистичес- 
 кой, 2-й группы - прагматической.                                          
 
      Опросник состоит из 112 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 20-30 минут.                             
 
      Примечания к компьютерной версии.                                     
      1. Интерпретация основных шкал жизненных ценностей и  жизненных  сфер 
 производится на основе тестовых показателей выраженных в стенах.           
      1-3 стена  -  низкие показатели;                                      
      4-7 стенов  -  средние показатели;                                    
      8-10 стенов  -  высокие показатели.                                   
      2. Интерпретация шкалы достоверности производится на  основе  "сырых" 
 тестовых показателей.                                                      
      16-42 стена  -  информация достоверна;                                
      43-80 стенов  -  информация недостоверна.                             
      Техническая диаграмма шкалы достоверности строится  на  показателе  с 
 нулевой точкой отсчета, т.е. в диапазоне от 16 до 80 баллов.               
      3. Интерпретация по шкалам ценностей внутри жизненных сфер производит- 
 ся на основе "сырых" тестовых показателей.                                 
      2-4 балла  -  низкие показатели;                                      
      5-7 баллов  -  средние показатели;                                    
      8-10 баллов  -  высокие показатели.                                   
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ----                                     
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 
 Методика: Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ).                 
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                   Шкала достоверности информации:                          
 
              0 ╟─▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢> L                     
 
                  <────[-]────><───────[+]───────>                          
 
 
                              Диаграмма:                                    
 
            *   Жизненные ценности:      Жизненные сферы:                   
         10 ┼                                                               
          9 ┼                                                               
          8 ┼───────────────────────────────────────▄▄─────                 
          7 ┼                   ▄▄         ▄▄       ██                      
          6 ┼                   ██         ██       ██                      
          5 ┼    ▄▄             ██ ▄▄   ▄▄ ██       ██                      
          4 ┼    ██ ▄▄          ██ ██   ██ ██       ██                      
          3 ┼─▄▄─██─██────▄▄────██─██───██─██───────██─────                 
          2 ┼ ██ ██ ██    ██    ██ ██   ██ ██ ▄▄    ██                      
          1 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██   ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄                   
          0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+────+──+──+──+──+──+──*                 
              РС ДУ Кр СК СП МП Дс СИ   ПЖ Об СЖ ОА Ув ФА                   
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
       Шкала достоверности:                        -  L  = 40               
 
                         Жизненные ценности:                                
                      А. Духовно-нравственные:                              
       1. Развитие себя                            -  РС =  3               
       2. Духовное удовлетворение                  -  ДУ =  5               
       3. Креативность                             -  Кр =  4               
       4. Активные социальные контакты             -  СК =  1               
             Б. Эгоистически-престижные (прагматические):                   
       5. Собственный престиж                      -  СП =  3               
       6. Высокое материальное положение           -  МП =  1               
       7. Достижение                               -  Дс =  7               
       8. Сохранение собственной индивидуальности  -  СИ =  5               
 
                           Жизненные сферы:                                 
       1. Сфера профессиональной жизни             -  ПЖ =  5               
       2. Сфера образования                        -  Об =  7               
       3. Сфера семейной жизни                     -  СЖ =  2               
       4. Сфера общественной активности            -  ОА =  1               
       5. Сфера увлечений                          -  Ув =  8               
       6. Сфера физической активности              -  ФА =  1               
 
 
                         Тестовые показатели                                
              по шкалам ценностей внутри жизненных сфер:                    
 
                         ПЖ  Об  СЖ  ОА  Ув  ФА                             
                     РС   9   5   6   2   5   2                             
                     ДУ   9   9   4   4  10   2                             
                     Кр   8   9   2   2  10   2                             
                     СК   2   8   3   2   5   3                             
                     СП   5   8   3   2   7   2                             
                     МП   5   6   5   2   6   2                             
                     ДС  10  10   9   7   7   2                             
                     СИ   7   9   6   4   9   2                             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 
       1. Интерпретация данных по шкалам жизненных ценностей.               
 
      Развитие себя.                                                        
      Тенденция к самодостаточности. Такие люди ставят, как  прави-         
 ло, порог своим возможностям и считают, что его невозможно преодо-         
 леть. Обидчивы при вынесении негативной оценки им, их  характерис-         
 тикам или личностным качествам, проявляют к оценке равнодушие.             
 
      Духовное удовлетворение.                                              
      Средний уровень стремления человека  к  получению  морального         
 удовлетворения во всех сферах жизни.                                       
 
      Креативность.                                                         
      Средний уровень стремления человека к реализации своих  твор-         
 ческих возможностей, внесению различных  изменений  во  все  сферы         
 своей жизни.                                                               
 
      Активные социальные контакты.                                         
      Нерешительность в общении с  незнакомыми  людьми,  отсутствие         
 спонтанности в высказывании,  недоверие  другим  людям,  нежелание         
 быть открытым.                                                             
 
      Собственный престиж.                                                  
      Человек не видит разницы в одобрении его поступков  людьми  с         
 разными социальными статусами. Уступчив, избегает неудач, конфлик-         
 тов. Лишен притязаний на статус лидера.                                    
 
      Достижения.                                                           
      Безразличие к достижением. Зависимость от того, как складыва-         
 ются внешние ситуации. Основное кредо "Поживем-увидим". Такие люди         
 отличаются часто постановкой ближайших, конкретных  целей.  Иногда         
 проявляют бессилие в стремлении достичь  какую-либо  дальнюю  пер-         
 спективную цель.                                                           
 
      Высокое материальное положение.                                       
      Средний уровень стремления человека к возможно более высокому         
 уровню своего материального благосостояния.                                
 
      Сохранение собственной индивидуальности.                              
      Средний уровень стремления человека к независимости  от  дру-         
 гих людей.                                                                 
 
 
         2. Интерпретация данных по шкалам жизненных сфер.                  
 
      Сфера профессиональной жизни.                                         
      Средний уровень значимости для человека сферы его  профессио-         
 нальной деятельности.                                                      
 
      Сфера обучения и образования.                                         
      Средний уровень значимости человека к повышению уровня  своей         
 образованности, расширению кругозора.                                      
 
      Сфера семейной жизни.                                                 
      Низкий уровень значимости для человека всего того, что связа-         
 но с жизнью его семьи.                                                     
 
      Сфера общественной жизни.                                             
      Низкий уровень значимости для человека проблем жизни  общест-         
 ва.                                                                        
 
      Сфера увлечений.                                                      
      Высокая значимость для человека его увлечений,  хобби.  Такие         
 
      Сфера физической активности.                                          
      Низкий уровень значимости физической активности и  физической         
 культуры как элемента обшей культуры для человека.                         
 
                   III. Интерпретация данных                                
           по шкалам ценностей внутри жизненных сфер.                       
 
               1. Сфера профессиональной жизни.                             
 
      Развитие себя.                                                        
      Стремление к наиболее полной реализации своих способностей  в         
 сфере профессиональной жизни и к  повышению  своей  квалификациии.         
 Заинтересованность в информации о своих  профессиональных  способ-         
 ностях и возможностях их развития. Требовательность к себе и своим         
 профессиональным обязанностям.                                             
 
      Духовное удовлетворение.                                              
      Стремление иметь интересную, содержательную работу  или  про-         
 фессию. Для таких людей характерно желание как можно  глубже  про-         
 никнуть в предмет труда, получение  морального  удовлетворения  от         
 самого процесса работы и в меньшей степени от результата работы.           
 
      Креативность.                                                         
      Стремление внести элемент творчества в сферу своей профессио-         
 нальной деятельности. Человеку быстро становится скучно от привыч-         
 ных способов организации и методов работы. Для таких людей  харак-         
 терно постоянное желание вносить в работу  различные  изменения  и         
 усовершенствования. Как правило, это люди увлекающиеся и изобрета-         
 тельные.                                                                   
 
      Активные социальные контакты.                                         
      Стремление к индивидуализации деятельности. Отсутствие  дове-         
 рия во взаимоотношениях с членами трудового коллектива, стремление         
 к поддержанию отношений в чисто корпоративных рамках.  Такие  люди         
 не поддерживают своих коллег в ситуациях,  когда  это  необходимо.         
 Придерживаются мнения - каждый за себя.                                    
 
      Собственный престиж.                                                  
      Средний уровень стремления человека иметь работу или  профес-         
 сию социально одобряемую.                                                  
 
      Достижения.                                                           
      Средний уровень стремления достигать конкурентных и  ощутимых         
  результатов в своей профдеятельности.                                     
 
      Высокое материальное положение.                                       
      Стремление иметь работу или профессию, гарантирующую  высокую         
 зарплату, другие виды материального благополучия. Склонность  сме-         
 нить работу, специальность, если она не приносит желаемого  уровня         
 материального благополучия.                                                
 
      Сохранение собственной индивидуальности.                              
      Средний уровень стремления посредством своей профдеятельности         
 "выделяться из толпы".                                                     
 
               2. Сфера обучения и образования.                             
 
      Развитие себя.                                                        
      Средний уровень стремления повышать уровень своего  образова-         
 ния ради развития себя как личности и своих способностей.                  
 
      Духовное удовлетворение.                                              
      Стремление как можно больше узнать по изучаемой дисциплине, в         
 результате - получить моральное удовлетворение. Такие люди отлича-         
 ются сильно развитой познавательной потребностью, стремлением  по-         
 вышать уровень своего образования.                                         
 
      Креативность.                                                         
      Стремление найти что-то новое в изучаемой дисциплине, внести          
 свой вклад в определенную область знаний.  Характеризует  желание          
 самому ответить на те вопросы, которые являются  спорными,  неиз-          
 вестными в данной науке (участие в работе научных обществ, в нау-          
 чных экспериментах и т.д.)                                                 
 
      Социальные контакты.                                                  
      Стремление идентифицировать себя  с  определенной  социальной         
 группой. Желание достигнуть определенного уровня образования, что-         
 бы войти в тесные контакты  с  представителями  данной  социальной         
 группы.                                                                    
 
      Собственный престиж.                                                  
      Стремление человека иметь такой уровень образования,  который         
 высоко ценится обществом. Такие люди заинтересованы во мнении дру-         
 гих людей относительно своего образования или  стремления  достичь         
 определенного уровня образования.                                          
 
      Достижения.                                                           
      Средний уровень стремления добиться как  конкретного  резуль-         
 тата своего образовательного процесса  (диплом,  защита  диссерта-         
 ции), так и других жизненных целей, достижение которых зависит  от         
 уровня образования.                                                        
 
      Высокое материальное положение.                                       
      Стремление достичь такого уровня образования, который  позво-         
 лит иметь высокую зарплату и другие виды материальных благ.  Жела-         
 ние повышать уровень своего образования, выбирать учебное учрежде-         
 ние, если существующие положение дел не приносит желаемого матери-         
 ального благополучия.                                                      
 
      Сохранение собственной индивидуальности.                              
      Стремление построить процесс образования, чтобы он максималь-         
 но соответствовал всем особенностям личности. Желание быть  ориги-         
 нальным, демонстрировать свои жизненные принципы.  Характерна  эк-         
 зальтированность в поведении.                                              
 
                    3. Сфера семейной жизни.                                
 
      Развитие себя.                                                        
      Средний уровень стремления изменять к лучшему различные  осо-         
 бенности своего характера, своей личности в семейной жизни.                
 
      Духовное удовлетворение.                                              
      Стремление иметь семью, чтобы было все, как у  всех,  или  не         
 хуже, чем у других. Строят брак по расчету Брачный контракт -  за-         
 лог существования семьи.                                                   
 
      Креативность.                                                         
      Стремление к сохранению консервативных традиций, норм и  пра-         
 вил семейной жизни.                                                        
 
      Активные социальные контакты.                                         
      Стремление к индивидуальному в семье. Возможно чисто потреби-         
 тельское отношение с целью удовлетворить свои потребности. В такой         
 семье нет разграничения социальных ролей и функций.                        
 
      Собственный престиж.                                                  
      Не нуждается в одобрении своих поступков  в  семейной  сфере.         
 Иногда незначимость показателя говорит о незначимости данной  сфе-         
 ры.                                                                        
 
      Достижения.                                                           
      Средний уровень стремления к тому,  чтобы  в  семейной  жизни         
 добиваться каких-либо реальных результатов (как можно раньше  нау-         
 чить детей писать).                                                        
 
      Высокое материальное положение.                                       
      Стремление к наиболее высокому уровню материального  достатка         
 своей семьи. Такие люди считают, что семейное благополучие  заклю-         
 чается, прежде всего, в хорошей обеспеченности семьи.                      
 
      Сохранение собственной индивидуальности.                              
      Средний уровень стремления строить свою  жизнь,  ориентируясь         
 лишь на собственные взгляды, желания, убеждения.                           
 
      Средний уровень стремления как  можно  полнее  реализовать  и         
 развивать свои способности в сфере общественно-политической жизни.         
 
                  4. Сфера общественной жизни.                              
 
      Развитие себя.                                                        
      Стремление достичь каких либо успехов в  данной  сфере  путем         
 минимизации затрат со своей стороны. Требовательность  уважения  к         
 себе такому, какой есть. Такие люди считают, что  необходимо  при-         
 спосабливаться к обстоятельствам, а не тратить время на  совершен-         
 ствование.                                                                 
 
      Духовное удовлетворение.                                              
      Стремление к  получению  практической  выгоды  от  результата         
 своей общественно политической деятельности, причем стараться дос-         
 тичь этого результата любыми путями.                                       
 
      Креативность.                                                         
      Стремление к стабильности,  незыблемости  позиций,  чтобы  не         
 сломать в привычной жизни отлаженного механизма проведения общест-         
 венно-политического мероприятия                                            
 
      Активные социальные контакты.                                         
      Незаинтересованность в широком круге социальных  контактов  в         
 сфере общественно-политической  жизни  в  силу  различных  обстоя-         
 тельств, как личностных характеристик (замкнутость, конфликтность,         
 подозрительность и недоверчивость к людям), так и внешне складыва-         
 ющейся социальной ситуации.                                                
 
      Собственный престиж.                                                  
      Стремление к деполитизации. Игнорирование авторитетов  в  об-         
 щественно-политической жизни. Недоверие к  объективности  людей  в         
 общественно-политических вопросах.                                         
 
      Достижения.                                                           
      Характеризует отсутствие целеустремленности в  данной  сфере.         
 Нежелание реализовать себя как  общественного  деятеля.  Самостоя-         
 тельность в плане самооценки. Незаинтересованность в чужом автори-         
 тетном мнении относительно своих способностей                              
 
      Высокое материальное положение.                                       
      Средний уровень стремления заниматься  общественно-политичес-         
 кой деятельностью ради материального вознаграждения за нее.                
 
      Сохранение собственной индивидуальности.                              
      Стремление не  выделяться  в  своих  общественно-политических         
 взглядах от мнения  большинства,  поддерживать  официальную  точку         
 зрения. Позиция "быть как все" - главная позиция в данной сфере.           
 
                     5. Сфера увлечений.                                    
 
      Развитие себя.                                                        
      Средний уровень стремления человека использовать  свое  хобби         
 для лучшей реализации своих потенциальных возможностей.                    
 
      Духовное удовлетворение.                                              
      Стремление человека иметь такое увлечение, которому можно от-         
 дать все свободное время, стараясь глубже проникнуть в сам предмет         
 увлечения. Получение удовлетворения от  процесса  своего  занятия,         
 нежели от его результатов. Гуманистическая направленность  личнос-         
 ти.                                                                        
 
      Креативность.                                                         
      Стремление человека увлекаться таким занятием,  которое  пре-         
 доставляет широкие возможности для творчества, внесение разнообра-         
 зия в сферу своего увлечения. Очевидны усилия изменить что-либо  в         
 предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.                     
 
      Активные социальные контакты.                                         
      Средний уровень стремления реализовать  свою  социальную  на-         
 правленность посредством своего увлечения.                                 
 
      Собственный престиж.                                                  
      Средний уровень стремления в свободное время заниматься  тем,         
 что может служить основанием его высокой оценки другими людьми.            
 
      Достижения.                                                           
      Средний уровень стремления человека ставить конкретные цели в         
 сфере своего увлечения и добиваться их.                                    
 
      Высокое материальное положение.                                       
      Средний уровень стремления в свободное время заниматься  тем,         
 что может принести материальную пользу.                                    
 
      Сохранение собственной индивидуальности.                              
      Стремление человека к тому, чтобы увлечение помогало подчерк-         
 нуть,  выразить свою  индивидуальность.  Увлеченность  какими-либо         
 очень редкими, необычными занятиями создавать вещи, которых нет ни         
 у кого другого.                                                            
 
               6. Сфера физической активности.                              
 
      Развитие себя.                                                        
      Нежелание прислушиваться к критической оценке со стороны дру-         
 гих людей своих способностей и возможностей в данной сфере.  Само-         
 достаточность. Сравнение себя с другими людьми, физическое  разви-         
 тие которых ниже, чем у данного человека и, на этой основе,  само-         
 успокоенность, нежелание проявлять активность в  совершенствовании         
 своих физических способностей.                                             
 
      Духовное удовлетворение.                                              
      Стремление к поиску практической выгоды от занятий спортом  и         
 другими видами физической активности.  Игнорирование  этических  и         
 эстетических чувств, возникающих  в  процессе  занятий  физической         
 культурой.                                                                 
 
      Креативность.                                                         
      Стремление к стабильности, привычности в  своих  занятиях  в          
 данной сфере. Нежелание ничего менять. Раздражение  нестандартной          
 ситуацией игр, соревнований. Четкое разделение понятий "по прави-          
 лам" - "не по правилам".                                                   
 
      Активные социальные контакты.                                         
      Стремление к индивидуальным видам  спорта,  к  индивидуальным         
 занятиям в области физической культуры. Такие люди не видят  необ-         
 ходимости обмениваться во время занятий спортом  словами,  они  им         
 кажутся излишними.                                                         
 
      Собственный престиж.                                                  
      Отсутствие стремления к одобрению своих способностей в  сфере         
 физической активности. Человек не претендует на уважение  за  свои         
 спортивные заслуги, физические данные. Часто спорт отсутствует во-         
 обще в жизни такого человека.                                              
 
      Достижения.                                                           
      Характеризует человека с  большим  желанием  достижения  цели         
 иметь значительные результаты в сфере  физической  активности,  но         
 бессилием в стремлении их  достижения.  Часто  самодостаточен,  не         
 нуждается в достижениях в данной сфере.                                    
 
      Высокое материальное положение.                                       
      Игнорирование материальных ценностей, особенно если они дают-         
 ся тяжелым физическим трудом. Такие  люди  считают,  что  здоровье         
 нужно беречь, а физический труд не оправдывает приобретенные мате-         
 риальные блага.                                                            
 
      Сохранение собственной индивидуальности.                              
      Стремление придерживаться современных модных тенденций в дан-         
 ной сфере, не выделяться ничем особенным.