МЕТОДИКА:
Шкала "Межпоколенная толерантность"
(Бадриер Г.Л., 2005).
Методика предназначена для диагностики межпоколенной толерантности.
Межпоколенная толерантность - проявление толерантности по отношению к
представителям другого поколения.
Различия понятий "возрастная группа" и "поколение" лежат в степени
значимости конкретных социально-исторических событий для определения спе-
цифических особенностей соответствующих общностей.
Отличительные особенности поколения коренятся в сходстве жизненного
опыта людей, их участии в одних и тех же социальных и исторических событи-
ях, в то время как характеристики возрастных групп складываются столетиями
и являются относительно устойчивыми.
Возрастная дискриминация - межвозрастные отношения, характеризующаяся
реализацией представления о неравенстве статусов различных возрастных
групп в контексте унифицированности образа социальной успешности, обуслов-
ливающей превосходство одних возрастных групп над другими.
В возрастно-толерантных отношениях реализуется принцип равенства воз-
растных статусов в контексте учета объективно существующих различий между
возрастными группами и их представителями. В структуре возрастно-толерант-
ных отношений можно выделить три компонента:
когнитивный, включающий знания об особенностях людей разных возрас-
тов, рефлексии собственных возрастных особенностей и особенностей других
людей;
аффективный, предполагающий эмоциональную включенность в отношения с
представителями различных возрастных групп;
поведенческий, заключающийся в реализации стратегий равноправного
взаимодействия с людьми с учетом их возрастных особенностей.
Методика разработана в рамках опросника ВИКТИ (виды и компоненты то-
лерантности-интолерантности), разработанного Г.Л. Бадриер, который приз-
ван характеризовать феномен, противоположный эйджизму.
Как указывает Г.Л. Бардиер, важнейшим признаком толерантных отношений
является признание социально-значимых различий и поиск их альтернативных
толкований, тогда как интолерантные отношения характеризуются субъективной
убежденностью в безальтернативности интерпретаций (Бардиер Г.Л., 2007).
Опираясь на этот тезис, возрастно-игнорирующие отношения могут быть
описаны термином "пассивная интолерантность", в противоположность "актив-
ному интолерантному" характеру возрастной дискриминации.
Можно предполагать, что возрастно-игнорирующие отношения могут прояв-
лять себя в межвозрастных отношениях различной обобщенности. В частности,
в общественном взаимодействии они проявляются в форме игнорирования осо-
бенностей и потребностей отдельных возрастных групп, в межгрупповом взаи-
модействии - в нивелировании значения возраста как основания для социаль-
ной категоризации, в межличностном взаимодействии - в виде невнимания к
возрастным особенностям партнера по взаимодействию.
В целом, структурно и содержательно возрастно-игнорирующие отношения
могут быть выделены в качестве отдельной модели межвозрастных отношений, в
которой декларируемое равенство возрастных статусов опирается на нивелиро-
вание значимости объективных различий между возрастными группами.
Опросник переведен на русский язык и апробирован в пилотажном иссле-
довании.
Шкала "Межпоколенная толерантность" включает в себя 10 утверждений,
степень согласия с каждым из которых испытуемому предлагается оценить по
7-балльной шкале.
Вопросы сформулированы в соответствии с представлениями о существова-
нии различных компонентов толерантности, соответственно аффективного, ког-
нитивного, конативного, потребностно-мотивационного, деятельностно-стиле-
вого, этико-нормативного, ценностно-ориентационного, личностно-смыслового,
идентификационно-группового и идентификационно-личностного.
Общий показатель межпоколенной толерантности рассчитывается суммиро-
ванием значений по всем вопросам.
Примечание к компьютерной версии.
яя В данной компьютерной программе интерпретация результатов тестирова-
ния основана на следующих условных критериях выраженных в процентах с ну-
вой точкой отсчета:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала "Межпоколенная толерантность".
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Компоненты толерантности.
*
7 ┼ ▄ ▄
6 ┼ █ ▄ ▄ █ ▄
5 ┼ █ █ ▄ ▄ █ ▄ █ █ ▄
4 ┼─█─▄─█─█─█─█─█─█─█─█─
3 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
2 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I
Компоненты толерантности:
1. Аффективный - A = 7
2. Когнитивный - B = 4
3. Конативный - C = 6
4. Потребностно-мотивационный - D = 5
5. Деятельностно-стилевой - E = 5
6. Этико-нормативный - F = 6
7. Ценностно-ориентационный - G = 5
8. Личностно-смысловой - H = 7
9. Идентификационно-групповой - I = 6
10. Идентификационно-личностный - J = 6
---------------------------------------
Интегральный показатель - MT = 56 77%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный показатель склонности к проявлению толерантности
по отношению к представителям другого поколения, которое отличает-
ся другими особенностями сходства жизненного опыта людей, их учас-
тия в одних и тех же социальных и исторических событиях.
Слабо выраженная тенденции к дискриминации, предубежденности,
игнорированию, дистанцированию, исключению людей другого поколения.
Повышенная готовность воспринимать адекватно и сотрудничать с
представителями других поколений.
В возрастно-толерантных отношениях реализуется принцип равен-
ства возрастных статусов в контексте учета объективно существующих
различий между возрастными группами и их представителями.
В структуре возрастно-толерантных отношений можно выделить
три компонента:
когнитивный, включающий знания об особенностях людей разных
возрастов, рефлексии собственных возрастных особенностей и особен-
ностей других людей;
аффективный, предполагающий эмоциональную включенность в от-
ношения с представителями различных возрастных групп;
поведенческий, заключающийся в реализации стратегий равно-
правного взаимодействия с людьми с учетом их возрастных особеннос-
тей.
|