МЕТОДИКА:
Метод измерения мотивационной структуры личности.
(В.Э. Мильман).
В обыденном понимании мотивационные качества представляют собой то,
что Г. Оллпорт определял как личностные черты. В первую очередь это отно-
сится к мотивам-интересам и в значительной степени - к личностным направ-
ленностям.
Поэтому психодиагностика этих качеств совершается посредством тех же
методических процедур, что личностные черты. Это, в первую очередь, про-
жективные и опросные методы. Все эти методики дают свои результаты в опре-
деленных сферах и для определенных целей. Все же, если мы стремимся полу-
чить достаточно полную картину мотивационной сферы личности, то возникает
реальная необходимость отразить соотношение разных слоев этой сферы - по-
будительных функциональных тенденций, личностных направленностей и моти-
вов-интересов. Рассмотрим это, сопоставляя мотивационную иерархию А.Маслоу
и функциональные побудительные тенденции производительно-потребительного
характера.
Подобно тому, как направленность личности включает в себя определен-
ные мотивы-интересы, функциональная тенденция основывается на определенных
личностных направленностях. Так, А.Маслоу рассматривает потребности "рос-
та" и "дефицита" в качестве наиболее общих их выражений, объединяющих кон-
кретные потребности в составе иерархии. Их соотношение приблизительно та-
ково, что низшие уровни иерархии - потребности в средствах жизнеобеспече-
ния и комфорта составляют потребности "дефицита", а составляющие высших
слоев - мотивация приобщения к социуму и самоактуализация - объединяются в
потребностях "роста". В действительности, повидимому, это соотношение дол-
жно иметь более сложный характер, что зависит от закономерностей образова-
ния и строения побудительной иерархии личности.
Иерархия потребностей по А.Маслоу выглядит следующим образом:
1. Потребности жизнеобеспечения, самосохранения,
2. Мотивы комфорта и безопасности,
3. Мотивация общения, присоединения к группе,
4. Мотивы самооценки, социального статуса и престижа,
5. Потребность в самоактуализации
Это - характерные слои иерархии, предоставляющие возможности жизнеде-
ятельности и развития личности; без реализации первых невозможно осущест-
вление последующих. По мере реализации предыдущих, и соответствующего раз-
вития личности, последующий слой как бы накладывается на предыдущий (хотя
А.Маслоу и оговаривает весь процесс целым рядом условий). Нужно отметить,
что основная критика Маслоу концентрируется именно на этом моменте его
концепции, так как с этой точки зрения необъяснимы примеры творческих дос-
тижений и высоких социальных проявлений среди тех, кто не продвинулся в
иерархии удовлетворения базовых потребностей. Послойная модель действи-
тельно не дает ответа на это.
Разрешить противоречия этого рода может модель, в которой основными
составляющими мотивационной сферы личности предстают относительно незави-
симые побудительные функциональные тенденции, включающие в себя основные
направленности личности. Основное отличие этой модели от иерархии А.Маслоу
связано с представлением о надстраивании мотивов, хотя в поздних работах
он сам в значительной степени отходит от него.
Нельзя не признать положение о первичности базальных потребностей
"дефицита", без реализации которых на уровне необходимости невозможно вы-
живание и реальное личностное развитие. В то же время уровень достаточнос-
ти удовлетворения этих потребностей имеет очень значительный разброс у
разных людей, в разных обществах. При этом, базовые потребности и их удов-
летворение могут реализовываться, начиная с некоторого уровня параллельно
с потребностями сущностного характера - потребностями "роста". Потому что,
если принимать самоактуализацию как воплощение сущности человека в высших
формах человеческой деятельности, то нужно исходить из того, что самоак-
туализация личности берет начало с самых ранних уровней реализации побуди-
тельной иерархии. Уже у ребенка происходит постоянный процесс саморазвития
личности, процесс постоянного внутреннего движения в предмете своей дея-
тельности, постоянного вращивания в социальное пространство человеческой
деятельности. Кстати, сами базальные потребности субъективно для ребенка
не столь важны, как для взрослого - о них больше заботятся сами взрослые.
Ребенок прежде всего занят самоактуализацией.
Это основная - производительная, созидательная линия развития, рас-
считанная на всю жизнь. Одновременно и взаимоосвязанно с ней развивается
жизненно необходимая, но подчиненная по отношению к первой линия поддержа-
ния жизнедеятельности и социального существования. Это - потребительная,
поддерживающая линия развития (которая в определенных, и весьма часто
встречающихся условиях, может становиться доминирующей, основной, подчиня-
ющей себе основные интересы и усилия субъекта).
В том срезе, который сделан А.Маслоу, эти линии выступают как само-
стоятельные слои иерархии жизненной активности, По мере развития высший
слой потребностей "роста" как бы накладывается на потребности "дефицита"
по мере их удовлетворения. Для того, чтобы отойти от этого постулата, обо-
значим прежде всего мотивационный континуум; не в смысле последовательнос-
ти его реализации, а в смысле логически и структурно соподчиненных состав-
ляющих основных линий развития личности.
>-------------------> <-----> >--------------------->
______П________К________С________О________Д________ДР________ОД_____
Мотивационные шкалы, отражающие собой основные направленности личнос-
ти, представлены на координатной оси в порядке возрастания в континууме от
потребительного, поддерживающего к производительному, развивающему - в ма-
териальной, духовной и социальной сферах, или, другими словами - от пот-
ребностей "дефицита" к потребностям "роста" (по Маслоу), от "обладания" к
"бытию" (по Фромму):
П - мотивация поддержания жизнеобеспечения отражает заботу субъекта о
насущных условиях существования, стремление обеспечить себя и своих близ-
ких материальными ресурсами жизни. Из мотивов-интересов непосредственно
включает в себя: телесные нужды, пищу, секс, приобретение.
К - мотивы комфорта и безопасности являются, по сути, продолжением
мотивации поддержания жизнеобеспечения. Это та же забота о средствах су-
ществования, но в более совершенных, удобных, надежных проявлениях, прино-
сящих больше удовольствий. Включает в себя: комфорт, порядок, удовольст-
вие, развлечение, приобретение, защита, безопасность.
С - статусно-престижная мотивация представляет собой мотивы поддержа-
ния жизнедеятельности и комфорта в социальной сфере. В ней отражается
стремление субъекта получать внимание окружающих, престиж, положение в об-
ществе, влияние и власть. Включает такие мотивы-интересы, как: внимание,
уважение, честолюбие, доминирование.
О - мотивация общения, присоединения к группе естественна и понятна
всем. В то же время может выражаться как в положительных устремлениях -
аффилиация, опека, внимание, так и в социально отрицательных - унижение,
угождение, подчинение, агрессия.
Д - мотивация общей активности отражает энергичность, стремление
субъекта приложить свою энергию и умения в той или иной сфере деятельнос-
ти. Включает в себя такие мотивы-интересы, как: собственно активность, вы-
носливость, упорство, возможно, противодействие.
ДР - мотивация творческой активности отражает стремление субъекта ис-
пользовать свою энергию и возможности в той сфере, где можно получить
творческие результаты. Включает в себя: созидание, достижение, понимание,
познание.
ОД - мотивация принести общественную пользу является высшим стремле-
нием в человеке, особенно, если при этом используются и достигаются твор-
ческие результаты. Простой аргумент в пользу этого: если бы эта мотивация
доминировала у всех или у большинства людей, то общество уверенно направ-
лялось бы по пути к идеальному, подобно описанному А.Маслоу "эвпсихическо-
му" сообществу.
Все эти типы мотиваций как основные личностные направленности можно
объединить в две группы, образующие собой функциональные побудительные
тенденции личности. Группа мотивов (П-К-С) образует потребительную тенден-
цию. Группа (Д-ДР-ОД) составляет производительную функциональную тенденцию
личности. В этой системе направленность на общение (О) как самостоятельный
мотивационный фактор может, в принципе, служить как целям сугубо потреби-
тельного характера (потребительное, корыстное общение), так и целям разви-
тия и социальной интеграции, будучи таким образом как бы независимым от
основных мотивационных групп.
Метод измерения мотивационной структуры личности.
Методика представляет собой опросный сбор диагностических симптомов
по заданным мотивационным свойствам и состоит из 14 групп утверждений.
Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е,
ж,з). Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них - то есть
не выбрать один из пунктов, а оценить каждый - по 5-балльной системе:
(++)- ДА, полностью согласен,
(+) - ПОЖАЛУЙ, ДА, согласен в целом,
(=) - КОГДА КАК, согласен в некоторой степени,
(?) - НЕ ЗНАЮ, не задумывался над этим,
(-) - НЕТ, не согласен,
Таким образом, испытуемый должен дать в общей сложности 112 ответов.
Суммарные диагностические оценки относятся к семи собственно мотивацион-
ным шкалам и двум шкалам эмоционального поведения - "Э" - эмоциональные
предпочтения и "Ф" - фрустрационное поведение. Включение эмоционального
профиля в общий мотивационный профиль личности диктуется в научном плане
общностью мотивации и эмоциональности, и в практическом - существенной ди-
агностической информативностью.
Кроме того, для полноты диагностики общей мотивационной сферы личнос-
ти каждая из семи мотивационных шкал подразделяется на 4 подшкалы:
"Ож" - общежитейская, то есть относящаяся ко всей сфере жизнедетель-
ности,
"Рб" - рабочая (учебная) - относится к сугубо рабочей или учебной
сфере,
"Им" - "идеальное" состояние мотива, то есть уровень собственно по-
буждения, устремления,
"Рм" - "реальное" состояние - то, насколько испытуемый расценивает
данный мотив удовлетворенным в настоящее время, а также то, сколько им для
этого затрачивается усилий.
Примечание. Символьные обозначения "Им" и "Рм" введены автором данной
компьютерной версии, т.к. в оригинальном варианте эти состояния обознача-
ются символами треугольника и квадрата, что затрудняет работу психолога с
графической и текстовой информацией по этой методике.
Таким образом, общая оценка мотивационной сферы личности, по резуль-
татам тестирования, составляется из 28 шкал мотивационного профиля и 4
шкал эмоционального профиля. При необходимости разные шкалы можно укруп-
нять, складывая, например, показатели одноименных шкал "Ож" и "Рб", "иде-
альные" и "реальные" значения.
Проверочная шкала в данной методике построена наиболее простым спо-
собом: в ряде пунктов, по которым существует вероятность для испытуемого
приукрасить свой портрет, есть просьба уточнить свой ответ конкретными
данными. Например, если он положительно ответил на пункт "3ж" - о наличии
хобби, то в соответствующем месте бланка заполнения он должен уточнить, в
чем именно оно состоит. Если он этого не делает, или делает неубедительно,
то оценка данного ответа корректируется экспериментатором при обработке в
сторону уменьшения. Ответы по этой шкале, кроме возможностей проверки и
коррекции, несут в себе также дополнительную информацию об испытуемом.
Заполнение, обработка и составление профиля. Испытуемый записывает
свои ответы на пункты опросника в специальном бланке. Это может происхо-
дить в индивидуальном порядке и в групповой форме, когда вопросы диктуются
экспериментатором.
В бланках заполнения на месте пустых клеток для ответов испытуемого
даны ключи расшифровки по подшкалам. Каждая из 14 групп утверждений отно-
сится к одной из подшкал, хотя и имеется несколько инверсий:
№ 1, 5, 9 - общежитейская "идеальная" мотивация ("Ож"-"Им"),
3, 7, 11 - общежитейская "реальная" мотивация ("Ож"-"Рм"),
2, 6, 10 - рабочая (учебная) "идеальная" мотивация ("Рб"-"Им"),
4, 8, 12 - рабочая (учебная) "реальная" мотивация ("Рб"-"Рм"),
13 - характер эмоциональных предпочтений ("Э")
14 - характер переживания фрустрации ("Ф")
Ст - стенический тип,
Ас - астенический тип.
Примечание. Символьные обозначения "Ст" и "Ас" также введены автором
данной компьютерной версии вместо красного и синего треугольника в ориги-
нальной версии.
В ряде случаев один и тот же ответ "работает на разные мотивации",
относится к двум шкалам. Обычно из психометрических соображений это не
принято; однако, кроме технических соображений это диктуется и содержа-
тельными моментами. В большинстве жизненных ситуаций одно и то же поведен-
ческое проявление, как правило, полимотивировано, связано с несколькими
различными мотивами; это учитывается при обработке. В результате, проявля-
ются заметные корреляции между соответствующими шкалами, но они имеют мес-
то и в реальной жизни.
При обработке результатов ответы испытуемого переводятся в баллы:
(++) - 3 балла;
(+) - 2 балла;
(=) - 1 балл;
(?) - 0;
(-) - 0.
Баллы суммируются по каждой подшкале; в результате общая сумма может
варьировать от 0 до 12 баллов.
Существует три варианта методики:
а) Для школьников,
б) Для студентов,
в) Для работающих взрослых.
Первые два отличаются незначительными редакционными моментами: "шко-
ла - институт", "класс - группа", "школьник - студент". Третий вариант
достаточно заметно отличается и в содержательном плане; у него также собс-
твенный ключ для обработки.
Типы мотивационных профилей личности.
Общая мотивационная картина личности отражается в личностно-мотиваци-
онном профиле, представляющем в количественном или графическом виде соот-
ношение разных мотивационных шкал, зафиксированных психодиагностически.
Это соотношение, то есть характер мотивационного профиля (МП) личности,
подобно отдельным мотивационным характеристикам, поддается типологизации.
В используемой здесь системе этому способствует то, что составляющие ее
мотивационые шкалы располагаются на шкале координат в закономерной после-
довательности, то есть составляют континуум. В этом контексте количествен-
ные соотношения соседних шкал имеют принципиальное значение в плане выде-
ления типов мотивационного и эмоционального профиля личности. Выделено 5
основных типов мотивационного профиля (МП) и 4 типа эмоционального профиля
(ЭП).
Мотивационные профили.
Прогрессивный.
Регрессивный.
Экспрессивный.
Импульсивный.
Уплощенный.
Эмоциональные профили.
Стенический.
Астенический.
Смешанный астенический.
Смешанный астенический.
Прогрессивный мотивационный профиль.
Этот тип МП характеризуется превышением общего уровня мотивов произ-
водительного ряда (Д-ДР-ОД) над уровнем мотивов потребительного типа
(П-К-С) по крайней мере на 5 баллов. Графически отражается заметным подъе-
мом профильной линии слева направо. По полученным ранее данным этот тип
положительно связан с успешностью рабочей и учебной активности. Чаще дру-
гих этот тип МП встречается у людей творчески активных, в частности, у
студентов-актеров, а также у школьников-пятиклассников (с более младшим
возрастом этой методикой работать едва ли возможно). Одновременно, этот
тип характерен и для личности с социально направленной позицией, что вклю-
чается в представление о созидательной, производительной направленности
личности. Была прослежена корреляция этого типа МП с типом акцентуации
личности, который встречается у реально творчески ориентированных предста-
вителей художественных профессий и который А.Л. Гройсман определяет как
"импрессивный". Это дополняет "прогрессивный"тип МП такими возможными по-
веденческими качествами как: склонность к тревожности, самонаблюдение и
самокритика, недооценка своей личности, чувствительность и впечатлитель-
ность, высокий уровень притязаний и упорство в достижении выбранных целей.
Регрессивный мотивационный профиль.
Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется превышением об-
щего уровня потребительных мотивов над производительными, развивающими. В
наиболее отчетливом виде отражается в последовательном снижении профильной
линии слева направо. При оценке этого типа следует иметь ввиду, что потре-
бительно ориентированная личность - это не просто субъект, стремящийся к
удовольствиям, сибаритству, склонный к лени, эгоистичный, равнодушный к
общественным интересам. Это определенный менталитет, жизненная позиция,
которая в своем развитии может переходить от позиции равнодушия к социуму
в позицию враждебности, вырождаясь в агрессивные, антисоциальные, деструк-
тивные формы поведения. Этот тип можно охарактеризовать как "антитворчес-
кий", что подтверждается экспериментально.
Экспрессивный мотивационный профиль.
Этот тип МП характеризуется заметными перепадами профильной линии, в
результате чего образуются пики. Чаще всего по шкалам комфорта (К) и твор-
ческой активности (ДР), хотя могут встречаться и другие сочетания, напри-
мер, П и Д, С и ОД. (Критерий пика: показатель данной шкалы должен превос-
ходить каждый из соседних на 2 или более баллов). В отличие от "прогрес-
сивного" и "регрессивного" типов здесь общий уровень мотивов потребитель-
ного и производительного ряда существенно не отличается, но в каждом из
соответствующих рядов имеются свои предпочтительные для субъекта ("пики")
и отвергаемые ("завалы") шкалы. Именно это отличает данный тип МП от пре-
дыдущих не только в формальных характеристиках, но и в содержательном пла-
не. Если в первых обращает на себя внимание направление "прогресса" или
"регресса", то в данном случае - конкретные мотивационные предпочтения (и
отвержения) субъекта, как бы реализующие для него единство и борьбу проти-
воположностей; в отличие от первых двух случаев, где одна противополож-
ность подчинена другой.
Данный тип МП назван так, потому что обнаружил определенную корреля-
цию с "экспрессивным" типом акцентуации личности по А.Л. Гройсману. Пред-
ставители этого типа характеризуются стремлением к самоутверждению в соци-
уме, признании, развитым честолюбием, живостью характера, хорошим контро-
лем над эмоциональной сферой; для них может быть характерно стремление к
оригинальности, эксцентричности, лидерству, постоянному повышению уровня
притязаний.
"Импульсивный" мотивационный профиль.
Этот тип МП отличается от "экспрессивного" большим числом пиков;
обычно их число составляет три, хотя теоретически возможно наличие и четы-
рех. Чаще всего пики характеризуют шкалы комфорта (К), общения (О) и
творческой активности (ДР). В такой конфигурации отражается определенная
конфронтация между мотивами, составляющими мотивационный профиль, так как
число предпочитаемых и игнорируемых шкал в этом случае примерно равно. Это
может вести к их конфликту, борьбе, общей дисгармонии мотивационной сферы
в целом. Коррелирует с "импульсивным" типом акцентуации личности, к кото-
рому относятся лица инициативные, обладающие живостью характера, недоста-
точно сдержанные, со склонностью к риску, недостаточным контролем над эмо-
циями, нетерпеливостью, эмоционально неуравновешенные, недостаточно гибкие
в поведенческих реакциях, снисходительные к своим слабостям. В социальных
контактах могут быть обидчивыми, склонны к волнениям, колебаниям настрое-
ния, раздражительности, неуверенности и конфликтности.
"Уплощенный" мотивационный профиль.
Этот мотивационный профиль характерен в большей или меньшей степени
сглаженным, плоским, маловыразительным рисунком, в котором отсутствуют пи-
ки, подъемы и снижения; правда, наличие одного единственного пика, чаще
всего, по шкале общения не меняет характера профиля в целом. В этом типе
отражается недостаточная дифференцированность мотивационной иерархии лич-
ности или ее полное отсутствие. Все основные мотивы в этой структуре прак-
тически равноценны, рядоположны для субъекта, что создает большую энтро-
пию, неопределенность в их реализации для субъекта. При этом, если про-
фильная линия находится достаточно высоко, это говорит о "мотивационной
всеядности"- субъект любит все, хочет всего. Если профильная линия распо-
лагается низко, это говорит о мотивационном равнодушии - субъект ничего не
любит, ни к чему не стремится.
С возрастом этот тип МП встречается реже. Коррелирует с типом акцен-
туации личности, который А.Л. Гройсман называет "сложным" (видимо, в пси-
хиатрическом плане; лиц с такой акцентуацией характеризует преобладание
черт медлительности, упрямства, узость и односторонность интересов, недос-
таточная самостоятельность и самопонимание, они могут быть обидчивы, по-
дозрительны и одновременно излишне конформны. Все это, возможно, происте-
кает из недостаточной иерархической структурированности мотивационной сфе-
ры личности. Действительно, в теории управления известно, что плоские уп-
равляющие структуры неэффективны для работы со сложными системами.
Смешанные мотивационные профили.
Встречаются рисунки МП, не укладывающиеся в один конкретный тип, а
принадлежащие по своим критериям одновременно к двум типам МП. Это случа-
ется, когда "экспрессивный" или "импульсивный" профиль накладывается на
прогрессивный или регрессивный. В этих случаях возникают смешанные мотива-
ционные профили:
Прогрессивно-экспрессивный,
Прогрессивно-импульсивный,
Регрессивно-экспрессивный,
Регрессивно-импульсивный.
В смешанных мотивационных профилях совмещаются характеристики состав-
ляющих их простых типов, что следует учитывать как в практической психоди-
агностике, так и в экспериментально направленных обследованиях.
Эмоциональные профили личности.
Характеристики эмоционального поведения включены в методику ввиду их
близости к мотивации вообще и практической значимости в психологическом
обследовании. В результате тестирования фиксируются два качества: "Э" -
характер эмоциональных предпочтений, и "Ф" - толерантность к фрустрации, в
двух возможных противоположно направленных состояниях - (+) стеническое,
активное и астеническое, пассивное. Их сочетание создает 4 типа эмоцио-
нального профиля личности.
1. "Стенический"
2. "Астенический"
3. "Смешанный стенический"
4. "Смешанный астенический".
1. "Стенический" ЭП. Характеризуется доминированием стеничности как в
эмоциональных предпочтениях (Э-стеничность выше Э-астеничность), так и в
фрустрационном поведении (Ф-стеничность выше Ф-астеничность). В этом отра-
жается склонность испытуемого к активным, деятельным эмоциональным пережи-
ваниям и устойчивую, управляемую позицию в стрессовых ситуациях. Заметно
чаще встречается у мужчин в сравнении с женщинами.
2. "Астенический". Характерен превышением значений астеничности в ха-
рактере эмоциональных предпочтений и фрустрационного поведения. Отражает
склонность испытуемого к гомеостатическому комфорту, эмоциональным пережи-
ваниям гедонистического и пассивного типа, а также - неумение управлять
собой в трудных ситуациях, раздражительность, склонность к проявлению раз-
ного рода защитных механизмов.
3. "Смешанный стенический". Характеризуется стеничностью фрустрацион-
ного поведения (Ф-стеничность превышает Ф-астеничность) и одновременно ас-
теничностью эмоциональных предпочтений (Э-астеничность превышает Э-стенич-
ность). Выражает определенную разнонаправленность внутри общей эмоциональ-
ной сферы, в то же время является наиболее распространенным типом ЭП в
большинстве обследованных выборок, особенно среди молодежи.
4. "Смешанный астенический". Наиболее редко встречающийся эмоциональ-
ный профиль, характеризуется стенической эмоциональностью и одновременно -
астеническим фрустрационным поведением. Проявляет некоторую корреляцию с
"уплощенным" типом МП.
ВЫВОДЫ.
1. Так же, как в мотивационной типологии, в психодиагностических ре-
зультатах отражается иерархическая структура характеристик общей мотиваци-
онной структуры личности.
2. Основными составляющими мотивационной структуры личности выступают
мотивационные профили - "прогрессивный", "регрессивный", "экспрессивный",
"импульсивный", "уплощенный".
3. Важной составляющей мотивационной структуры личности является эмо-
циональная сфера. Выделяются 4 типа эмоционального профиля личности -
"стенический", "астенический", "смешанный стенический", "смешанный астени-
ческий".
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---------
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Мотивационная структура личности.
Ф.И.О: _____________________
Доп. данные: _______________
Диаграмма.
*
12 ┼
11 ┼
10 ┼──────────────────────────▄─▄▄───▄─────▄───
9 ┼ ▄ █ ██ █ █
8 ┼───█──────────────────────█─██───█─────█───
7 ┼ ▄ █ ▄ ▄ ▄ ▄ █▄██ █ █
6 ┼─█▄█──█─▄──█─█▄─█─▄──▄▄───████───█──▄──█───
5 ┼ ███ █ █ █ ██ █ █ ██ ████ █ █ █▄
4 ┼─███──█─█──█─██─█▄█──██─▄─████───█──█──██──
3 ┼ ███▄ █▄█ █▄██ ███ ██▄█ ████ ▄ █ █ ██
2 ┼ ████ ███▄ ████ ███▄ ████ ████ █▄█ █ ██
1 ┼ ████ ████ ████ ████ ████ ████ ███▄ █▄ ██
0 ┼─++++─++++─++++─++++─++++─++++─++++─++─++─*
П К С О Д ДР ОД Э Ф
Тестовые показатели:
- Ож - - Рб - Общ.
Им Рм Им Рм
Мотивация поддержания жизнеобеспечения "П" 7 6 9 3 25
Мотивы комфорта и безопасности "К" 7 3 6 2 18
Статусно-престижная мотивация "С" 7 3 7 6 23
Мотивация общения "О" 7 4 6 2 19
Мотивация общей активности "Д" 6 6 3 4 19
Мотивация творческой активности "ДР" 10 7 10 10 37
Мотивация принести общественную пользу "ОД" 3 2 10 1 16
---------------------------------------------------------------
Ас Ст
Эмоциональные предпочтения "Э" 6 1
Фрустрационное поведение "Ф" 10 5
---
Дополнительные показатели:
- Ож - - Рб - Общ.
Им Рм Им Рм
Потребительская мотивация "П-К-С" 21 12 22 11 66
Производительная мотивация "Д-ДР-ОД" 19 15 23 15 72
Общая мотивация "П-К-С-O-Д-ДP-ОД" 47 31 51 28 157
Общежитейская мотивация "Ож" = 78
Рабочая мотивация "Рб" = 79
Идеальная мотивация "Им" = 98
Реальная мотивация "Рм" = 59
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Мотивация поддержания жизнеобеспечения: забота о насущных ус-
ловиях существования, стремление обеспечить себя и своих близких
материальными ресурсами жизни. Включает в себя следующие мотивы-
интересы: телесные нужды, пищу, секс, приобретение.
Тестовые показатели:
общежитейская "идеальная" мотивация: средняя;
общежитейская "реальная" мотивация: средняя;
рабочая (учебная) "идеальная" мотивация: повышенная;
рабочая (учебная) "реальная" мотивация: низкая.
Мотивы комфорта и безопасности: забота о средствах существо-
вания, но в более совершенных, удобных, надежных проявлениях, при-
носящих больше удовольствий. Включает в себя: комфорт, порядок,
удовольствие, развлечение, приобретение, защита, безопасность.
Тестовые показатели:
общежитейская "идеальная" мотивация: средняя;
общежитейская "реальная" мотивация: низкая;
рабочая (учебная) "идеальная" мотивация: средняя;
рабочая (учебная) "реальная" мотивация: низкая.
Cтатусно-престижная мотивация: мотивы поддержания жизнедея-
тельности и комфорта в социальной сфере. Стремление получать вни-
мание окружающих, престиж, положение в обществе, влияние и власть.
Включает в себя мотивы-интересы: внимание, уважение, честолюбие,
доминирование.
Тестовые показатели:
общежитейская "идеальная" мотивация: средняя;
общежитейская "реальная" мотивация: низкая;
рабочая (учебная) "идеальная" мотивация: средняя;
рабочая (учебная) "реальная" мотивация: средняя.
Мотивация общения, присоединения к группе. Может выражаться
как в положительных устремлениях - аффилиация, опека, внимание,
так и в социально отрицательных - унижение, угождение, подчинение,
агрессия.
Тестовые показатели:
общежитейская "идеальная" мотивация: средняя;
общежитейская "реальная" мотивация: пониженная;
рабочая (учебная) "идеальная" мотивация: средняя;
рабочая (учебная) "реальная" мотивация: низкая.
Мотивация общей активности: энергичность, стремление прило-
жить свою энергию и умения в той или иной сфере деятельности.
Включает в себя мотивы-интересы: собственно активность, выносли-
вость, упорство, возможно, противодействие.
Тестовые показатели:
общежитейская "идеальная" мотивация: средняя;
общежитейская "реальная" мотивация: средняя;
рабочая (учебная) "идеальная" мотивация: низкая;
рабочая (учебная) "реальная" мотивация: пониженная.
Мотивация творческой активности: стремление использовать свою
энергию и возможности в той сфере, где можно получить творческие
результаты. Включает в себя: созидание, достижение, понимание,
познание.
Тестовые показатели:
общежитейская "идеальная" мотивация: высокая;
общежитейская "реальная" мотивация: средняя;
рабочая (учебная) "идеальная" мотивация: высокая;
рабочая (учебная) "реальная" мотивация: высокая.
Мотивация принести общественную пользу.
Тестовые показатели:
общежитейская "идеальная" мотивация: низкая;
общежитейская "реальная" мотивация: низкая;
рабочая (учебная) "идеальная" мотивация: высокая;
рабочая (учебная) "реальная" мотивация: низкая.
Характер эмоциональных предпочтений.
Стеничность: склонность к активным, деятельным эмоциональным
переживаниям.
Тестовый показатель: средний.
Астеничность: склонность к комфорту, эмоциональным пережива-
ниям гедонистического и пассивного типа.
Тестовый показатель: низкий.
Характер переживания фрустрации.
Стеничность: устойчивая, управляемая позиция в стрессовых си-
туациях.
Тестовый показатель: высокий.
Астеничность: неумение управлять собой в трудных ситуациях,
раздражительность, склонность к проявлению разного рода защитных
механизмов.
Тестовый показатель: пониженный.
|