МЕТОДИКА:
Опросник для определения источников мотивации
(Motivation Sources Inventory - MSI)
(Джон Барбуто (John Barbuto) и Ричард Сколл (Richard Scholl)).
Авторы опросника предложили очень реалистичную и информативную модель
мотивации в плоскости взаимоотношений "человек-организация", интегрирующую
подходы различных ученых. По мнению авторов, мотивация как явление - дина-
мична и практически неизмерима, поэтому в модели акцент сделан на основных
источниках мотивации как фундаментальных личностных образованиях. Всего
выделено пять таких источников:
1. Внутренние процессы: желание получать удовольствие и наслаждение
от процессов деятельности.
2. Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних вознагражде-
ний, таких как плата, премии и т. п.
3. Внешняя концепция "Я": желание принятия и поддержания своих черт,
компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной
группы.
4. Внутренняя концепция "Я": желание отвечать собственным стандартам
черт, компетентности и ценностей.
5. Интернализация цели: желание достигать целей, соответствующих ин-
тернализованным (присвоенным, ставшими внутренними) ценностям.
Знание источников мотивации позволяет менеджеру по персоналу соста-
вить, образно говоря, "мотивационную карту" сотрудника. У каждого человека
(как и у группы людей) можно выявить все источники мотивации, но степень
их выраженности будет различна. Информацию о выявленных запросах (потреб-
ностях) - после их ранжирования - можно использовать при разработке ком-
плекса мероприятий по мотивации сотрудников. Способы удовлетворения одного
и того же запроса могут варьироваться в зависимости от имеющихся средств,
времени, корпоративной культуры, стадии развития компании и других факто-
ров.
Опросник состоит из 30 вопросов (по шесть в каждой из категорий). По
каждому из пунктов заполняющему предлагается дать ответ по семибалльной
шкале:
"Полное НЕТ",
"НЕТ",
"Скорее НЕТ",
"Не знаю",
"Скорее ДА",
"ДА",
"Полное ДА".
Результирующая оценка по каждой категории подсчитывается как среднее
арифметическое баллов по шести утверждениям.
В итоге получается своего рода карта выраженности источников мотива-
ции (отдельного сотрудника или целой группы).
Предложенная авторами опросника классификация дает систему координат,
необходимую для того, чтобы прогнозировать поведение человека, понимать,
как он принимает решения. Источником мотивации может быть и сам процесс
работы, и внешние осязаемые результаты, награды (оплата, продвижение по
службе, премии и т. д.), и принадлежность к группе, поддержка ее значимых
членов, получение желаемого статуса, и самосовершенствование, желание дос-
тичь более высокого уровня компетентности, и стремление к самовыражению, к
высоким достижениям, к реализации лично важных для человека целей коллек-
тива, преодолению вызовов, самоактуализации и т. д.
Примечание к компьютерной версии.
Диапазон шкальных оценок в данной методике - от -18 до +18 баллов или
от -3 до +3 при расчете средних показателей.
Компьютерная интерпретация результатов тестирования, а также построе-
ние диаграммы основаны на показателях выраженных в процентах с нулевой
точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Опросник состоит из 30 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник для определения источников мотивации (MSI).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма.
ВП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████████─────╢>
ИМ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓████───────────────────╢>
Вш ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓───────────────────────────────╢>
Вт ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████────────────╢>
ИЦ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────────╢>
<──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>
Tестовые показатели:
1. Внутренние процессы - ВП = 15 2.5 92%
2. Инструментальная мотивация - ИМ = 5 0.8 64%
3. Внешняя концепция "Я" - Вш = -4 -0.6 39%
4. Внутренняя концепция "Я" - Вт = 10 1.6 78%
5. Интернализация цели - ИЦ = 7 1.1 69%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень мотивации получения удовольствия и наслажде-
ния от процессов деятельности.
Повышенный уровень инструментальной мотивации - желание ося-
заемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т. п.
Пониженный уровень мотивации принятия и поддержания своих
черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов
или референтной группы.
Повышенный уровень мотивации отвечать собственным стандартам
черт, компетентности и ценностей.
Повышенный уровень интернализации цели - желание достигать
целей, соответствующих интернализованным (присвоенным, ставшими
внутренними) ценностям.
|