МЕТОДИКА:                                  
              Опросник для определения источников мотивации                 
                 (Motivation Sources Inventory - MSI)                       
        (Джон Барбуто (John Barbuto) и Ричард Сколл (Richard Scholl)).      
 
      Авторы опросника предложили очень реалистичную и информативную модель 
 мотивации в плоскости взаимоотношений "человек-организация", интегрирующую 
 подходы различных ученых. По мнению авторов, мотивация как явление - дина- 
 мична и практически неизмерима, поэтому в модели акцент сделан на основных 
 источниках мотивации как фундаментальных  личностных  образованиях.  Всего 
 выделено пять таких источников:                                            
      1. Внутренние процессы: желание получать удовольствие  и  наслаждение 
 от процессов деятельности.                                                 
      2. Инструментальная мотивация: желание осязаемых внешних вознагражде- 
 ний, таких как плата, премии и т. п.                                       
      3. Внешняя концепция "Я": желание принятия и поддержания своих  черт, 
 компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или  референтной 
 группы.                                                                    
      4. Внутренняя концепция "Я": желание отвечать собственным  стандартам 
 черт, компетентности и ценностей.                                          
      5. Интернализация цели: желание достигать целей, соответствующих  ин- 
 тернализованным (присвоенным, ставшими внутренними) ценностям.             
 
      Знание источников мотивации позволяет менеджеру по  персоналу  соста- 
 вить, образно говоря, "мотивационную карту" сотрудника. У каждого человека 
 (как и у группы людей) можно выявить все источники мотивации,  но  степень 
 их выраженности будет различна. Информацию о выявленных запросах  (потреб- 
 ностях) - после их ранжирования - можно использовать при  разработке  ком- 
 плекса мероприятий по мотивации сотрудников. Способы удовлетворения одного 
 и того же запроса могут варьироваться в зависимости от имеющихся  средств, 
 времени, корпоративной культуры, стадии развития компании и других  факто- 
 ров.                                                                       
 
      Опросник состоит из 30 вопросов (по шесть в каждой из категорий).  По 
 каждому из пунктов заполняющему предлагается дать  ответ  по  семибалльной 
 шкале:                                                                     
      "Полное НЕТ",                                                         
      "НЕТ",                                                                
      "Скорее НЕТ",                                                         
      "Не знаю",                                                            
      "Скорее ДА",                                                          
      "ДА",                                                                 
      "Полное ДА".                                                          
 
      Результирующая оценка по каждой категории подсчитывается как  среднее 
 арифметическое баллов по шести утверждениям.                               
      В итоге получается своего рода карта выраженности источников  мотива- 
 ции (отдельного сотрудника или целой группы).                              
      Предложенная авторами опросника классификация дает систему координат, 
 необходимую для того, чтобы прогнозировать поведение  человека,  понимать, 
 как он принимает решения. Источником мотивации может быть  и  сам  процесс 
 работы, и внешние осязаемые результаты, награды  (оплата,  продвижение  по 
 службе, премии и т. д.), и принадлежность к группе, поддержка ее  значимых 
 членов, получение желаемого статуса, и самосовершенствование, желание дос- 
 тичь более высокого уровня компетентности, и стремление к самовыражению, к 
 высоким достижениям, к реализации лично важных для человека целей  коллек- 
 тива, преодолению вызовов, самоактуализации и т. д.                        
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      Диапазон шкальных оценок в данной методике - от -18 до +18 баллов или 
 от -3 до +3 при расчете средних показателей.                               
      Компьютерная интерпретация результатов тестирования, а также построе- 
 ние диаграммы основаны на показателях выраженных  в  процентах  с  нулевой 
 точкой отсчета.                                                            
 
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
 
      Опросник состоит из 30 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник для определения источников мотивации (MSI).             
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    ВП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████████─────╢>              
 
    ИМ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓████───────────────────╢>              
 
    Вш ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓───────────────────────────────╢>              
 
    Вт ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████────────────╢>              
 
    ИЦ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████─────────────────╢>              
 
         <──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
         1. Внутренние процессы        - ВП =  15  2.5  92%                 
         2. Инструментальная мотивация - ИМ =   5  0.8  64%                 
         3. Внешняя концепция "Я"      - Вш =  -4 -0.6  39%                 
         4. Внутренняя концепция "Я"   - Вт =  10  1.6  78%                 
         5. Интернализация цели        - ИЦ =   7  1.1  69%                 
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень мотивации получения удовольствия и  наслажде-         
 ния от процессов деятельности.                                             
 
      Повышенный уровень инструментальной мотивации - желание  ося-         
 заемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т. п.             
 
      Пониженный уровень мотивации  принятия  и  поддержания  своих         
 черт, компетентности и ценностей со  стороны  других  индивидуумов         
 или референтной группы.                                                    
 
      Повышенный уровень мотивации отвечать собственным  стандартам         
 черт, компетентности и ценностей.                                          
 
      Повышенный уровень  интернализации  цели - желание  достигать         
 целей, соответствующих  интернализованным  (присвоенным,  ставшими         
 внутренними) ценностям.