МЕТОДИКА:
Тест мотивационной структуры
(Herzberg F.).
Методика предназначена для определения структуры мотивации и выделе-
ния превалирующих факторов удовлетворенности или неудовлетворенности тру-
дом.
Двухфакторная теория мотивации - психологическая теория мотивации,
созданная в конце 1950-х годов Фредериком Герцбергом.
Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определенными факто-
рами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует
отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворенность от работы.
Теория базируется на потребностях человека. По его просьбе, 200 инже-
неров и бухгалтеров одной крупной фирмы описали ситуации, когда их работа
приносила им особое удовлетворение и когда она особенно им не нравилась. В
результате экспериментов, Ф. Герцберг пришел к выводу, что существуют две
основные категории факторов оценки степени удовлетворенности от выполнен-
ной работы: факторы, удерживающие на работе, и факторы, мотивирующие к ра-
боте.
Ф. Герцбергом было выделено 2 категории, которые он назвал гигиени-
ческими факторами и факторами мотивации.
Гигиенические факторы - внешние факторы неудовлетворенности по отно-
шению к работе, которые снимают неудовлетворенность работой. Их еще назы-
вают факторами здоровья. Они связаны с окружающей средой, в которой осу-
ществляется работа. К ним можно отнести такие факторы, как нормальные ус-
ловия труда, достаточная з/плата, политика фирмы и администрации, межлич-
ностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непо-
средственного контроля за работой, статус. Эти факторы не определяют авто-
матически положительную мотивацию работников. По Герцбергу, отсутствие или
недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у чело-
века неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны,
то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать
человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает
удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выпол-
няемой ими деятельности.
Мотиваторы - это внешние факторы удовлетворенности, направленные на
успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы,
высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможность творчес-
кого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый от-
дельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает
возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации
не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлет-
ворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Таким образом, исходя из теории, можно сказать, что 2 группы факторов
приводят к следующим результатам:
1) факторы мотивации - к удовлетворенности трудом.
Примерный список мотивационных факторов:
Достижения, карьера.
- Премия за достижения.
- Достижения.
- Свобода действий.
- Получение информации.
- Карьера на основе достижений.
Ответственность, признание
- Ответственность.
- Постановка главных целей.
- Планирование.
- Использование опыта.
- Собственно работа.
- Признание.
- Сотрудничество.
2) факторы гигиены - лишь к отсутствию неудовлетворенности.
Примерный список факторов гигиены:
Экономические.
- Зарплата и доплаты к ней.
- Социальные преимущества.
- Пенсионные льготы.
- Отпуск.
- Обучение, оплачиваемое работодателем.
Физические.
- Рабочая обстановка.
- Организация труда.
- Предписания.
- Рабочее место: чистота, освещенность, температура.
- Месторасположение.
Социальные.
- Сотрудники.
- Команда.
- Праздники, увлечения, дом отдыха.
Статус.
- Престиж компании/продукта/брэнда.
- Оценка работы.
- Титулы.
- Привилегии.
Ориентация.
- Отчеты.
- Собрания.
- Беседы на рабочем месте.
Безопасность.
- Сохранение рабочего места.
- Безопасность труда.
Гигиенические факторы Мотиватор
(внешние факторы) (внутренние факторы)
А - финансовые мотивы В - ответственность работы
Б - общественное признание Д - карьера, продвижение по службе
Г - отношение с руководством Е - достижение личного успеха
З - сотрудничество в коллективе Ж - содержание работы
Вопросник состоит из 27 пунктов оценки.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе диаграмма, а также автоматическая ин-
терпретация результатов тестирования основана на показателях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест мотивационной структуры.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
% *
100 ┼─────────────────────────
90 ┼ ██
80 ┼─██────────────────██─██─
70 ┼ ██ ██ ██
60 ┼─██────██──────────██─██─
50 ┼ ██ ██ ██ ██
40 ┼─██────██─██───────██─██─
30 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██─██────██─██─██─
10 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──*
ФМ ОП ОР СК ОТ КП ЛУ СР
Тестовые показатели:
Гигиенические факторы (внешние факторы):
1. Финансовые мотивы - ФМ = 31 86%
2. Общественное признание - ОП = 16 32%
3. Отношение с руководством - ОР = 22 67%
4. Сотрудничество в коллективе - СК = 19 43%
Мотиваторы (внутренние факторы):
5. Ответственность работы - ОТ = 11 14%
6. Карьера, продвижение по службе - КП = 15 29%
7. Достижение личного успеха - ЛУ = 32 89%
8. Содержание работы - СР = 28 92%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень мотивации к финансовым успехам в трудовой де-
ятельности.
Пониженный уровень стремления к общественному признанию своих
заслуг за выполненную работу.
Повышенный уровень значимости внимания и хороших отношений с
руководителем.
Средний уровень направленности на сотрудничество и доброже-
лательные отношения в коллективе.
Низкий уровень значимости индивидуальной ответственности за
порученную работу и возможности принимать ответственные решения.
Пониженный уровень интереса к возможности должностного роста,
слабо выраженное стремление сделать карьеру в будущем.
Высокий уровень стремления к личным достижениям, успеху и са-
мореализации.
Высокий уровень склонности предпочитать прежде всего содержа-
тельную и интересную самому себе работу.
|