МЕТОДИКА:
Шкала межличностного (социального) доверия
(Interpersonal Trust Scale)
(Дж. Б. Роттер)
(адаптация С. Г. Достовалова).
Данная методика позволяет изучать уровень доверия индивида к окружаю-
щим людям, а также уровень "политического доверия" - доверия, оказываемого
политической системе, обществу.
Доверие (между людьми) - это уверенность, что кто-то поведст себя в
определснных делах определснным образом (или не поведст). Доверие - всегда
чьс-то, оно личное в отличие от абстрактных понятий типа "Справедливости"
или "Гуманизма".
Доверие в социологии и психологии - открытые, положительные взаимоот-
ношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжела-
тельности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных
отношениях.
Для процесса доверия необходимо как минимум две стороны. При этом ва-
жен момент взаимности не только как условие взаимодействие, но и как пред-
посылка возникновения доверия. Такая взаимность означает определенное по-
зиционирование взаимодействующих индивидов. Как описать ожидания индивида
А, когда он доверяет индивиду Б? Здесь, в частности, можно говорить о чув-
стве субъективной уверенности индивида А относительно индивида Б (информа-
ции, полученной от Б, его будущих действиях и т.д.). В свою очередь, инди-
вид Б - "человек, которому можно доверять", характеризуется как "надеж-
ный", т.е. ответственный, способный сдержать свое слово и обещание, не же-
лающий причинить какой-либо материальный и моральный вред партнеру и т.д.
В процессе возникновения или разрушения доверия всегда участвуют, как
уже было сказано, минимум две стороны. Каждая из них может выступать не
только в качестве отдельного индивида, но и группы (общества, культуры).
Таким образом, если взаимодействуют два индивида, то мы имеем дело с меж-
личностным доверием. Когда же в роли одной из взаимодействующих сторон
оказываются социальные группы (хозяйственные организации, политические
партии и т.д.), культурные ценности, нормы поведения, то речь должна идти
уже о доверии к системе, культуре, т.е. о социетальных характеристиках
доверия.
Джулиан Роттер и теория социального когнитивного научения.
Теория Джулиана Роттера основана на предположении, что когнитивные
(cognitive) факторы способствуют формированию реакции человека на воздей-
ствия окружающей среды. Роттер отвергает концепцию классического бихевио-
ризма, согласно которой поведение формируется непосредственными подкрепле-
ниями, безусловно происходящими из окружающей среды, и считает, что основ-
ным фактором, определяющим характер деятельности человека, являются его
ожидания (expectations) относительно будущего.
Главным вкладом Роттера в современную психологию, безусловно, стали
разработанные им формулы, на основании которых возможно прогнозирование
человеческого поведения. Роттер утверждал, что ключом к предсказанию пове-
дения являются наши знания, прошлая история и ожидания, и настаивал на
том, что человеческое поведение лучше всего можно предсказать, рассматри-
вая взаимоотношения (interaction) человека со значимой для него окружающей
средой.
Роттер предположил, что достаточно точные предсказания поведения лю-
дей в конкретных ситуациях можно сделать, анализируя четыре переменные:
поведенческий потенциал, ожидания, ценность подкрепления и психологическая
ситуация. Поведенческий потенциал (Behavior potential) относится к вероят-
ности реализации данного поведения в конкретной ситуации; ожидания (expec-
tancy) - мнение человека о том, получит ли он подкрепление; ценность под-
крепления (reinforcementvalue) - предпочтение, оказываемое человеком опре-
деленному подкреплению; психологическая ситуация (psychological situation)
представляет собой сложную структуру сигналов, которые личность получает в
определенный период времени.
Доверие в человеческих взаимоотношениях.
Поскольку большинство подкреплений мы получаем от других людей, то
вырабатываем обобщенные ожидания относительно того, последуют ли действи-
тельно позитивные или негативные подкрепления за обещаниями или угрозами
других. Иногда эти обещания и угрозы находят подтверждение, иногда - нет.
Таким образом каждый из нас учится верить или не верить словам других.
Поскольку все мы имеем различный опыт, связанный со словами других, отсюда
следуют индивидуальные различия в области доверия в человеческих взаимоот-
ношениях.
Роттер определял доверие в человеческих взаимоотношениях (interperso-
nal trust) как "обобщенные ожидания человека относительно того, насколько
можно положиться на слова, обещания, высказанные или письменные заявления
другого человека или группы людей" (1980). Доверие в человеческих взаимо-
отношениях не подразумевает веру в то, что люди хороши по природе, или в
то, что мы живем в лучшем из возможных миров. Также не следует приравни-
вать его к доверчивости. Роттер рассматривал доверие в человеческих вза-
имоотношениях как доверие в тех случаях, когда нет очевидных причин не ве-
рить, тогда как доверчивость - это безрассудная или наивная вера во все,
что говорят другие люди.
Предполагая, что эта личностная характеристика очень важна для пред-
сказания поведения, Роттер разработал для измерения доверия в человеческих
взаимоотношениях специальную шкалу. Шкала доверия в человеческих взаимоот-
ношениях (Interpersonal Trust Scale) предлагает испытуемому подтвердить
или опровергнуть 25 утверждений типа: "Когда имеешь дело с незнакомыми
людьми, лучше соблюдать осторожность, пока они не докажут, что им можно
доверять" или "Большинство политических деятелей честно выполняют обеща-
ния, данные в ходе предвыборной кампании". Данные по всем 25 пунктам сум-
мируются, и если в результате получается относительно большое числовое
значение, это указывает на присутствие доверия, а если маленькое - на об-
щую склонность к недоверию.
Поскольку речь идет об ожиданиях человека относительно интеракций, то
показатель доверия можно оценить с точки зрения социума. Если определять
доверие независимо от доверчивости, утверждал Роттер (1980), то высокий
уровень доверия наиболее желателен, так как доверие необходимо для выжива-
ния цивилизации. Мы верим, что продукты, которые мы покупаем в магазине,
не отравлены, что бензин в бензобаке нашей машины не взорвется, что экипаж
самолета, на котором мы летим, способен справиться с управлением и даже
что почтовая служба доставит наше письмо, не вскрывая. Общество может нор-
мально функционировать только тогда, когда люди имеют по крайней мере
среднюю степень доверия друг к другу.
Насколько уровень доверия в человеческих взаимоотношениях влияет на
поведение индивида в конкретной ситуации? Суммировав данные измерений,
проводившихся с момента создания Шкалы (1967), Роттер сформулировал девять
положений об основных различиях в поведении людей, имеющих высокий и низ-
кий уровень доверия. Люди с высоким уровнем доверия:
1) меньше лгут;
2) возможно, меньше склонны мошенничать или воровать;
3) более склонны предоставлять другим дополнительный шанс;
4) более склонны уважать права других;
5) реже чувствуют себя несчастными и неприспособленными и реже ссо-
рятся с другими;
6) часто более привлекательны и популярны;
7) более надежны;
8) не более и не менее доверчивы;
9) не более и не менее интеллектуально развиты.
Иными словами, люди, склонные доверять другим, не являются доверчивы-
ми или наивными и, вместо того чтобы наживать себе неприятности в резуль-
тате своей позиции, приобретают много свойств, которые окружающие рассмат-
ривают как позитивные и желательные.
Обработка результатов тестирования.
Результат, получаемый индивидом в процессе суммирования баллов, пока-
зывает уровень доверия: чем больше набранное количество баллов, тем боль-
шую степень социального доверия проявляет индивид. Подсчет баллов произво-
дится как прямым способом, так и инверсированным.
Далее подсчитывается сумма баллов по прямой шкале и по инверсирован-
ной, и полученные результаты складываются. Окончательный итог показывает
уровень социального доверия испытуемого. Согласно методике, полученные ре-
зультаты варьируются в границах от 25 (абсолютное недоверие) до 125 баллов
(абсолютное доверие). Среднее значение составляет 75 баллов.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмма результатов тестирования, а также автоматическая интерпре-
тация интервалов тестовых значений основана на следующих условных показа-
телях выраженных в процентах:
0% тенденция отсутствует;
1% - 20% низкий уровень;
21% - 40% пониженный уровень;
41% - 60% средний уровень;
61% - 80% повышенный уровень;
81% - 100% высокий уровень.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Шкала межличностного (социального) доверия.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████──────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Тестовый показатель - "МД" = 107 82%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень межличностного доверия.
Выраженная направленность личности на открытые, положительные
взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочнос-
ти и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий на-
ходится в тех или иных отношениях. Высокие обобщенные ожидания че-
ловека относительно того, насколько можно положиться на слова,
обещания, высказанные или письменные заявления другого человека
или группы людей.
Основные различия в поведении людей, имеющих высокий и низкий
уровень доверия. Люди с высоким уровнем доверия:
1) меньше лгут;
2) возможно, меньше склонны мошенничать или воровать;
3) более склонны предоставлять другим дополнительный шанс;
4) более склонны уважать права других;
5) реже чувствуют себя несчастными и неприспособленными и ре-
же ссорятся с другими;
6) часто более привлекательны и популярны;
7) более надежны;
8) не более и не менее доверчивы;
9) не более и не менее интеллектуально развиты.
|