МЕТОДИКА:                                  
                            Миссисипская шкала                              
                   для оценки посттравматических реакций                    
                          (гражданский вариант).                            
                   (Mississippi Scale - МS, Keane et al.)                   
                        (Адаптация Н. В. Тарабриной).                       
 
      Методика была разработана для оценки степени выраженности посттравма- 
 тических стрессовых реакций у ветеранов боевых действий  (Keane  T. M., et 
 al., 1987,1988).                                                           
      Как показали исследования, МШ обладает необходимыми психометрическими 
 свойствами, а высокий итоговый балл по шкале хорошо коррелирует с  диагно- 
 зом "посттравматическое стрессовое расстройство", что побудило  исследова- 
 телей к разработке "гражданского" варианта МШ, который состоял из 39  воп- 
 росов. В 1995 г.  были  опубликованы  (Vreven D. et al.)  психометрические 
 данные, полученные на 668 гражданских лицах, где было показано, что разра- 
 ботанная гражданская форма МШ обладает высокой внутренней согласованностью 
 (0,86), хотя и несколько более низкой, чем военный вариант  (0,94).  Граж- 
 данский вариант МШ использовали в исследовании психиатрических  пациентов, 
 в котором были показаны сензитивность 87% и специфичность 63% при диагнос- 
 тировании травматиpированных  субъектов  (Hovens J.,  van  der  Ploeg  M., 
 1993).                                                                     
 
      Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) - это непсихотичес- 
 кая отсроченная реакция на травматический стресс.                          
 
      Типы травматических событий.                                          
      К травматическим событиям непосредственно относятся следующие (но  не  
 ограничиваются ими): боевой опыт,  насильственные  нападения  на  личность 
 (сексуальное или физическое  насилие,  ограбление,  групповое  нападение), 
 киднеппинг, пребывание в качестве заложника,  террористические  нападения, 
 пытки, содержание в концентрационных  лагерях  в  качестве  военнопленных, 
 природные и промышленные катастрофы, разного рода автомобильные катастрофы 
 или ситуации, когда человеку ставится  диагноз  неизлечимой,  опасной  для 
 жизни болезни. Ситуации, когда личность была свидетелем события,  включают 
 (но не ограничиваются ими) случаи, когда человек был  очевидцем  серьезных 
 травм или насильственной смерти другого человека в  результате  совершения 
 по отношению к нему акта насилия, несчастного случая или  катастрофы  либо 
 ситуации, когда человек находит труп или части трупа. Ситуации, когда  че- 
 ловек узнает о событиях, происшедших с другими людьми, включают (но не ог- 
 раничиваются ими) случаи физического насилия над другими  людьми,  тяжелые  
 несчастные случаи, или тяжелые физические травмы у члена семьи или близко- 
 го друга; известие о внезапной, неожиданной смерти члена семьи или близко- 
 го друга; или человек узнает, что его ребенок болен опасной для жизни  бо- 
 лезнью. Расстройство может быть особенно тяжелым и длительным, когда  при- 
 чиной стресса являются действия других  людей  (например,  изнасилование). 
 Вероятность развития этого расстройства может увеличиваться в соответствии 
 с физической близостью и увеличением интенсивности стрессора.              
 
 
 Диагностические критерии ПТСР в классификациях психических и поведенческих 
                             расстройств.                                   
 
      Критерии ПТСР в МКБ-10 определены следующим образом:                  
 
      А. Больной должен быть подвержен воздействию стрессорного события или 
 ситуации (как краткому, так и длительному) исключительно  угрожающего  или 
 катастрофического характера, что способно вызвать общий дистресс  почти  у 
 любого индивидуума.                                                        
 
      Б. Стойкие воспоминания или "оживление" стрессора в навязчивых  реми- 
 нисценциях, ярких воспоминаниях или повторяющихся снах, либо повторное пе- 
 реживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или  ассоциирующихся 
 со стрессором.                                                             
 
      В. Больной должен обнаруживать фактическое избегание  или  стремление 
 избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессором.   
 
      Г. Любое из двух:                                                     
      1. Психогенная амнезия, либо частичная, либо полная, в отношении важ- 
 ных аспектов периода воздействия стрессора.                                
      2. Стойкие симптомы повышения  психологической  чувствительности  или 
 возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стрессора), представленные  лю- 
 быми двумя из следующих:                                                   
      а) затруднения засыпания или сохранения сна;                          
      б) раздражительность или вспышки гнева;                               
      в) затруднения концентрации внимания;                                 
      г) повышения уровня бодрствования;                                    
      д) усиленный рефлекс четверохолмия.                                   
 
      Д. Критерии Б, В и Г возникают в течение шести месяцев  стрессогенной 
 ситуации или в конце периода стресса (для некоторых целей начало расстрой- 
 ства, отставленное более чем на 6 месяцев, может  быть  включено,  но  эти 
 случаи должны быть точно определены отдельно).                             
 
       Критерии посттравматического стрессового расстройства пo DSM-IV:     
 
      А. Индивид находился под воздействием травмирующего  события,  причем 
 должны выполняться оба приведенных ниже пункта:                            
      1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (со- 
 бытиями), которые включают смерть или угрозу смерти, или угрозу  серьезных 
 повреждений, или угрозу физической целостности  других  людей  (либо  соб- 
 ственной).                                                                 
      2. Реакция индивида включает  интенсивный  страх,  беспомощность  или 
 ужас.                                                                      
      Примечание: детей реакция может замещаться ажитирующим или дезоргани- 
 зованным поведением.                                                       
 
      В. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании  одним 
 (или более) из следующих способов.                                         
      1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события,  соответствую- 
 щих образов, мыслей и восприятий, вызывающее тяжелые эмоциональные пережи- 
 вания.                                                                     
      Примечание:у маленьких детей может появиться постоянно  повторяющаяся 
 игра, в которой проявляются темы или аспекты травмы.                       
      2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.                               
      Примечание:у детей могут возникать ночные кошмары, содержание которых 
 не сохраняется.                                                            
      3. Такие действия или ощущения, как если  бы  травматическое  событие 
 происходило вновь (включает ощущения "оживания" опыта, иллюзии, галлюцина- 
 ции и диссоциативные эпизоды -  "флэшбэк-эффекты", включая те, которые по- 
 являются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).            
      Примечание: у детей может появляться специфичное для травмы повторяю- 
 щееся поведение.                                                           
      4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней  или 
 внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или  символи- 
 зирующей их.                                                               
      5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внут- 
 ренне символизируют аспекты травматического события.                       
 
      С. Постоянное избегание стимулов, связанных с  травмой,  и  numbing - 
 блокировка эмоциональных реакций, оцепенение (не наблюдалось  до  травмы). 
      Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных  ниже  осо- 
 бенностей.                                                                 
      1. Усилия по избеганию мыслей, чувств  или  разговоров,  связанных  с 
 травмой.                                                                   
      2. Усилия по избеганию действий, мест или людей,  которые  пробуждают 
 воспоминания о травме.                                                     
      3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная  ам- 
 незия).                                                                    
      4. Заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах  дея- 
 тельности.                                                                 
      5. Чувство отстраненности или отделенности от остальных людей;        
      6. Сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству 
 любви).                                                                    
      7. Чувство отсутствия перспективы  в  будущем  (например,  отсутствие 
 ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, детей или пожелания долгой жизни).   
 
      D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюда- 
 лись до травмы).                                                           
      Определяются по наличию по крайней  мере  двух  из  нижеперечисленных 
 симптомов.                                                                 
      1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).        
      2. Раздражительность или вспышки гнева.                               
      3. Затруднения с сосредоточением внимания.                            
      4. Повышенный уровень настороженности,  гипербдительность,  состояние 
 постоянного ожидания угрозы.                                               
      5. Гипертрофированная реакция испуга.                                 
 
      E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях  В,  C, 
 D) более чем 1 месяц.                                                      
 
      F. Расстройство вызывает клинически  значимое  тяжелое  эмоциональное 
 состояние или нарушения в социальной, профессиональной или  других  важных 
 сферах жизнедеятельности.                                                  
 
      Миссисипская шкала получила распространение в нашей стране  в  начале 
 1990-х гг. в ряде исследований, посвященных изучению  психологических  по- 
 следствий аварии на ЧАЭС, а также  проведенных  на  контингенте  ветеранов 
 войны в Афганистане. Миссисипская шкала входила в комплекс психодиагности- 
 ческих методик, используемых в рамках русско-американского проекта по изу- 
 чению психологических и психофизиологических аспектов  посттравматического 
 стрессового расстройства, где были показаны хорошие  дифференциально-диаг- 
 ностические возможности методики (Тарабрина Н. В. с соавт, 1992,1994,1996, 
 1997).                                                                     
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной версии были приняты следующие условные критерии 
 для интерпретации результатов тестирования выраженные в процентах:         
       0 -  20   низкий уровень;                                            
      21 -  40   пониженный уровень;                                        
      41 -  60   средний уровень;                                           
      61 -  80   повышенный уровень;                                        
      81 - 100   высокий уровень.                                           
      В каждом конкретном случае результаты тестирования следует уточнить с 
 привлечением всей имеющейся информации об обследуемом.  При  этом  следует 
 иметь в виду, что тестовый показатель отражает уровень переживаний относи- 
 тельно максимально возможного для лиц, переживших  тяжелые,  экстремальные 
 события и ситуации. Интерпретация степени выраженности тестовых  показате- 
 лей составлена разработчиком программы на основании содержания утверждений 
 стимульного материала методики.                                            
 
      Опросник состоит из 39 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Шкала оценки посттравматических реакций                          
           (Миссисипская шкала, гражданский вариант).                       
 Ф.И.О: ______________________________                                      
 Доп. данные:_________________________                                      
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████──────────────╢>              
 
       0 <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%            
 
                Тестовый показатель - ЭП = 143  73%                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный уровень  эмоциональных  переживаний  экстремальных         
 событий и ситуаций. Тенденция к острой  эмоциональной  реакции  на         
 все, что каким-то образом  напоминает  о  случившемся.  Склонность         
 возвращаться к неприятным воспоминаниям и заново переживать  собы-         
 тия прошлого. В определенных ситуациях может отмечаться утрата вы-         
 держки и самообладания, тревога, внутренняя напряженность,  сниже-         
 ние работоспособности, нарушения сна. Возможны затруднения при не-         
 обходимости вступать в эмоционально близкие  отношения  с  другими         
 людьми.