МЕТОДИКА:
Структура алкогольной мотивации
(1. Мотивация потребления алкоголя)
(2. Мотивация воздержания от употребления алкоголя)
МПВА
(Модифицированный вариант МПА В.Ю. Завьялова)
(В.М. Алехин).
Методика предназначена для диагностики структуры алкогольной мотива-
ции, мотивации воздержания от алкоголя, а также общего уровня напряженнос-
ти этих факторов.
Структура мотивации потребления алкоголя, предложенная в данной мето-
дике отличается от классификации В. Ю. Завьялова.
1. Социально-психологическая мотивация.
Традиционные, социально обусловленные, культурно распространенные мо-
тивы - стремление к употреблению спиртных напитков под влиянием существую-
щих алкогольных традиций и обычаев.
Стремление использовать алкоголь как средство развлечения, времяпре-
провождения.
Конформные мотивы, стремление соответствовать групповым нормам в пла-
не приема алкоголя.
Коммуникативные мотивы, связанные с потребностью в общении с окружаю-
щими.
2. Индивидуально-психологические мотивы.
Гедонистические мотивы - стремление к психосоматическому комфорту,
эйфории, получению удовольствия.
Транквилизирующие мотивы - стремление к нейтрализации негативных эмо-
циональных состояний.
Психостимулирующие мотивы - стремление к повышению психоэмоционально-
го тонуса от действия алкоголя.
Мотивы релаксации - стpемление к состоянию психологического покоя,
снятию нервно-психической напpяженности.
3. Патологическая мотивация, связанная с наличием абстинентного син-
дрома и патологического влечения к алкоголю:
Аддиктивные мотивы - потребность в алкоголе, фиксация в сознании вле-
чения к употреблению спиртных напитков.
Абстинентные мотивы - стремление преодолеть психофизический диском-
форт после предыдущего употребления алкоголя.
Патологический мотив не включенный в данную методику:
Мотивы самоповреждения - стремление употребюлять алкоголь "назло се-
бе и другим" для того, чтобы ускорить наступление социальных осложнений
либо соматических осложнений и даже смерти, по мнению многих исследовате-
лей, не являются мотивами потребления алкоголя. Подобная мотивация свойст-
венна либо лицам с психопатическим радикалом личности независимо от алко-
гольной зависимости, либо являтся мотивировкой (алкогольным "алиби"), оп-
равдывающей в глазах алкоголика его за висимость.
Основные характеристики данной методики.
1. МПВА - компьютерный метод исследования алкогольной мотивации.
2. Программа состоит из трех субтестов:
а) шкалы достоверности, измерящей искренность ответов тестируемо-
го;
б) опросника мотивации потребления алкоголя;
в) опросника мотивации к воздержанию от потребления алкоголя.
3. Формулировка мотивов и процедура тестирования потребления алкоголя
разработаны таким образом, чтобы исследовать данную мотивацию независимо
от того, употребляет ли тестируемый спиртные напитки на период обследова-
ния или нет. Зависимые от алкоголя могут иметь алкогольную мотивацию в
период ремиссии (временного воздержания от их потребления, например, во
время лечения или после него). Мотивация к употреблению и сам факт упот-
ребления могут не совпадать.
4. Методика разработана для применения в условиях наркологических
диспансеров и стационаров с целью дифференциальной диагностики наркологи-
чески здоровых, лиц с вредными последствиями от употребления алкоголя и
лиц с наличием зависимости от употребления спиртных напитков.
5. Возможности данного метода ограничены диагностикой мотивов, пред-
ставленных в сознании обследуемого или сознательно им декларируемых. Окон-
чательное заключение может сделать только клинический психолог, имеющий
опыт работы с лицами злоупотребляющими спиртными напитками и знающим осо-
бенности мотивации к их потреблению в зависимости от выраженности алко-
гольной зависимости.
Опросник состоит из 80 утверждений.
Примерное время тестирования 40 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Мотивация к употреблению спиртных напитков.
Мотивация к воздержанию от употребления спиртных напитков.
Ф.И.О: __________________________________
Доп. данные: ____________________________
Шкала достоверности информации.
L ╟─▒▒▒────────┼────────────┼────────────╢>
S ╟─▒▒▒▒▒──────┼────────────┼────────────╢>
Мотивация к употреблению спиртных напитков.
*
12 ┼───────────────────────────────
11 ┼
10 ┼
9 ┼─────────────────────────▄▄────
8 ┼ ██ ▄▄
7 ┼ ██ ██
6 ┼─────────────▄▄──────────██─██─
5 ┼ ▄▄ ▄▄ ██ ██ ██
4 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Tr Ps Gr Cm Pl Nt St Rl Ob Ab
Мотивация к воздержанию от употребления спиртных напитков.
*
12 ┼───────▄▄───────▄▄─────────────
11 ┼ ██ ██ ▄▄ ▄▄
10 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██
9 ┼─▄▄────██───────██────██─██─██─
8 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
7 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
6 ┼─██────██─▄▄────██─██─██─██─██─
5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
At In Bl Ht Sn Cs Sc Fm Pr Rn
Индекс МПА=50
Индекс МВА=86
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность" своего поведения.
МОТИВАЦИЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ:
Стремление к употреблению спиртных напитков под влиянием су-
ществующих алкогольных традиций и обычаев.
Уровень мотивации: пониженный.
Стремление использовать алкоголь как средство развлечения,
времяпрепровождения.
Уровень мотивации: пониженный.
Конформные мотивы, стремление соответствовать групповым нор-
мам в плане приема алкоголя.
Уровень мотивации: низкий.
Коммуникативные мотивы, связанные с потребностью в общении с
окружающими.
Уровень мотивации: пониженный.
Стремление к психосоматическому комфорту, эйфории, получению
удовольствия.
Уровень мотивации: средний.
Стремление к нейтрализации негативных эмоциональных состоя-
ний.
Уровень мотивации: пониженный.
Стремление к достижению психостимулирующего эффекта от дейст-
вия алкоголя.
Уровень мотивации: пониженный.
Стpемление к релаксации, снятию нервно-психической напpяжен-
ности.
Уровень мотивации: пониженный.
Потребность в алкоголе, фиксация в сознании влечения к упот-
реблению спиртных напитков.
Уровень мотивации: повышенный.
Стремление преодолеть психофизический дискомфорт, абстинент-
ные явления после предыдущего употребления алкоголя.
Уровень мотивации: повышенный.
МОТИВАЦИЯ К ВОЗДЕРЖАНИЮ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ:
Установочные мотивы, отрицательное отношение к алкоголю, свя-
занное с воспитанием, убеждениями или жизненным опытом.
Уровень мотивации: повышенный.
Отсутствие какого-либо интереса или потребности в выпивке,
безразличие к алкоголю.
Уровень мотивации: пониженный.
Пониженная биологическая переносимость алкоголя, ухудшение
общего самочувствия или настроения в опьянении.
Уровень мотивации: высокий.
Беспокойство за состояние своего физического здоровья, невоз-
можность выпивки из-за болезни.
Уровень мотивации: средний.
Отсутствие соответствующих условий, достаточного повода или
подходящей компании для выпивки.
Уровень мотивации: низкий.
Стремление к осуществлению намеченных планов, завершению дел,
занятость решением каких-нибудь личных проблем.
Уровень мотивации: высокий.
Стремление избежать осуждения со стороны окружающих, повышен-
ная значимость общественного мнения.
Уровень мотивации: средний.
Стремление не допустить конфликтов с семье или с родственни-
ками из-за выпивки, сохранить уважение и любовь близких.
Уровень мотивации: высокий.
Стремление предупредить неприятности в профессиональной
(учебной) деятельности.
Уровень мотивации: высокий.
Стремление полностью или временно отказаться от выпивки, в
связи с наличием проблем из-за злоупотребления алкоголем.
Уровень мотивации: высокий.
|