МЕТОДИКА:                                  
                     Структура алкогольной мотивации                        
                    (1. Мотивация потребления алкоголя)                     
              (2. Мотивация воздержания от употребления алкоголя)           
                                   МПВА                                     
              (Модифицированный вариант МПА В.Ю. Завьялова)                 
                               (В.М. Алехин).                               
 
      Методика предназначена для диагностики структуры алкогольной  мотива- 
 ции, мотивации воздержания от алкоголя, а также общего уровня напряженнос- 
 ти этих факторов.                                                          
      Структура мотивации потребления алкоголя, предложенная в данной мето- 
 дике отличается от классификации В. Ю. Завьялова.                          
      1. Социально-психологическая мотивация.                               
      Традиционные, социально обусловленные, культурно распространенные мо- 
 тивы - стремление к употреблению спиртных напитков под влиянием существую- 
 щих алкогольных традиций и обычаев.                                        
      Стремление использовать алкоголь как средство развлечения,  времяпре- 
 провождения.                                                               
      Конформные мотивы, стремление соответствовать групповым нормам в пла- 
 не приема алкоголя.                                                        
      Коммуникативные мотивы, связанные с потребностью в общении с окружаю- 
 щими.                                                                      
      2. Индивидуально-психологические мотивы.                              
      Гедонистические мотивы - стремление  к  психосоматическому  комфорту, 
 эйфории, получению удовольствия.                                           
      Транквилизирующие мотивы - стремление к нейтрализации негативных эмо- 
 циональных состояний.                                                      
      Психостимулирующие мотивы - стремление к повышению психоэмоционально- 
 го тонуса от действия алкоголя.                                            
      Мотивы релаксации - стpемление к  состоянию  психологического  покоя, 
 снятию нервно-психической напpяженности.                                   
      3. Патологическая мотивация, связанная с наличием абстинентного  син- 
 дрома и патологического влечения к алкоголю:                               
      Аддиктивные мотивы - потребность в алкоголе, фиксация в сознании вле- 
 чения к употреблению спиртных напитков.                                    
      Абстинентные мотивы - стремление преодолеть  психофизический  диском- 
 форт после предыдущего употребления алкоголя.                              
      Патологический мотив не включенный в данную методику:                 
      Мотивы самоповреждения - стремление употребюлять алкоголь  "назло се- 
 бе и другим" для  того, чтобы ускорить наступление  социальных  осложнений 
 либо соматических осложнений и даже смерти, по мнению многих  исследовате- 
 лей, не являются мотивами потребления алкоголя. Подобная мотивация свойст- 
 венна либо лицам с психопатическим радикалом личности независимо от  алко- 
 гольной зависимости, либо являтся мотивировкой (алкогольным "алиби"),  оп- 
 равдывающей в глазах алкоголика его за висимость.                          
 
      Основные характеристики данной методики.                              
      1. МПВА - компьютерный метод исследования алкогольной мотивации.      
      2. Программа состоит из трех субтестов:                               
         а) шкалы достоверности, измерящей искренность ответов  тестируемо- 
            го;                                                             
         б) опросника мотивации потребления алкоголя;                       
         в) опросника мотивации к воздержанию от потребления алкоголя.      
      3. Формулировка мотивов и процедура тестирования потребления алкоголя 
 разработаны таким образом, чтобы исследовать данную  мотивацию  независимо 
 от того, употребляет ли тестируемый спиртные напитки на период  обследова- 
 ния или нет. Зависимые от алкоголя могут  иметь  алкогольную  мотивацию  в 
 период ремиссии (временного воздержания от их  потребления,  например,  во 
 время лечения или после него). Мотивация к употреблению и сам  факт  упот- 
 ребления могут не совпадать.                                               
      4. Методика разработана для  применения  в  условиях  наркологических 
 диспансеров и стационаров с целью дифференциальной диагностики  наркологи- 
 чески здоровых, лиц с вредными последствиями от  употребления  алкоголя  и 
 лиц с наличием зависимости от употребления спиртных напитков.              
      5. Возможности данного метода ограничены диагностикой мотивов,  пред- 
 ставленных в сознании обследуемого или сознательно им декларируемых. Окон- 
 чательное заключение может сделать только  клинический  психолог,  имеющий 
 опыт работы с лицами злоупотребляющими спиртными напитками и знающим  осо- 
 бенности мотивации к их потреблению в зависимости  от  выраженности  алко- 
 гольной зависимости.                                                       
 
      Опросник состоит из 80 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 40 минут.                                
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Мотивация к употреблению спиртных напитков.                      
           Мотивация к воздержанию от употребления спиртных напитков.       
 Ф.И.О: __________________________________                                  
 Доп. данные: ____________________________                                  
 
 
                    Шкала достоверности информации.                         
 
             L ╟─▒▒▒────────┼────────────┼────────────╢>                    
 
             S ╟─▒▒▒▒▒──────┼────────────┼────────────╢>                    
 
 
 
            Мотивация к употреблению спиртных напитков.                     
 
                   *                                                        
                12 ┼───────────────────────────────                         
                11 ┼                                                        
                10 ┼                                                        
                 9 ┼─────────────────────────▄▄────                         
                 8 ┼                         ██ ▄▄                          
                 7 ┼                         ██ ██                          
                 6 ┼─────────────▄▄──────────██─██─                         
                 5 ┼    ▄▄    ▄▄ ██          ██ ██                          
                 4 ┼ ▄▄ ██    ██ ██ ▄▄ ▄▄ ▄▄ ██ ██                          
                 3 ┼ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 2 ┼ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 1 ┼ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     Tr Ps Gr Cm Pl Nt St Rl Ob Ab                          
 
     Мотивация к воздержанию от употребления спиртных напитков.             
 
                   *                                                        
                12 ┼───────▄▄───────▄▄─────────────                         
                11 ┼       ██       ██    ▄▄    ▄▄                          
                10 ┼       ██       ██    ██ ▄▄ ██                          
                 9 ┼─▄▄────██───────██────██─██─██─                         
                 8 ┼ ██    ██       ██    ██ ██ ██                          
                 7 ┼ ██    ██       ██ ▄▄ ██ ██ ██                          
                 6 ┼─██────██─▄▄────██─██─██─██─██─                         
                 5 ┼ ██ ▄▄ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██                          
                 4 ┼ ██ ██ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██                          
                 3 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     At In Bl Ht Sn Cs Sc Fm Pr Rn                          
 
    Индекс  МПА=50                                                          
    Индекс  МВА=86                                                          
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию:  откровенность,  отсутствие  созна-         
 тельного намерения приукрасить свой  характер,  подчеркнуть  "пра-         
 вильность" своего поведения.                                               
 
             МОТИВАЦИЯ К УПОТРЕБЛЕНИЮ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ:                    
 
      Стремление к употреблению спиртных напитков под влиянием  су-         
 ществующих алкогольных традиций и обычаев.                                 
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      Стремление использовать алкоголь  как  средство  развлечения,         
 времяпрепровождения.                                                       
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      Конформные мотивы, стремление соответствовать групповым нор-          
 мам в плане приема алкоголя.                                               
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
      Коммуникативные мотивы, связанные с потребностью в общении  с         
 окружающими.                                                               
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      Стремление к психосоматическому комфорту, эйфории,  получению         
 удовольствия.                                                              
      Уровень мотивации: средний.                                           
 
      Стремление к нейтрализации негативных  эмоциональных  состоя-         
 ний.                                                                       
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      Стремление к достижению психостимулирующего эффекта от дейст-         
 вия алкоголя.                                                              
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      Стpемление к релаксации, снятию нервно-психической  напpяжен-         
 ности.                                                                     
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      Потребность в алкоголе, фиксация в сознании влечения к  упот-         
 реблению спиртных напитков.                                                
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      Стремление преодолеть психофизический дискомфорт,  абстинент-         
 ные явления после предыдущего употребления алкоголя.                       
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
 
      МОТИВАЦИЯ К ВОЗДЕРЖАНИЮ ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ:            
 
      Установочные мотивы, отрицательное отношение к алкоголю, свя-         
 занное с воспитанием, убеждениями или жизненным опытом.                    
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      Отсутствие какого-либо интереса или  потребности  в  выпивке,         
 безразличие к алкоголю.                                                    
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      Пониженная биологическая  переносимость  алкоголя,  ухудшение         
 общего самочувствия или настроения в опьянении.                            
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
      Беспокойство за состояние своего физического здоровья, невоз-         
 можность выпивки из-за болезни.                                            
      Уровень мотивации: средний.                                           
 
      Отсутствие соответствующих условий, достаточного  повода  или         
 подходящей компании для выпивки.                                           
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
      Стремление к осуществлению намеченных планов, завершению дел,         
  занятость решением каких-нибудь личных проблем.                           
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
      Стремление избежать осуждения со стороны окружающих, повышен-         
 ная значимость общественного мнения.                                       
      Уровень мотивации: средний.                                           
 
      Стремление не допустить конфликтов с семье или с  родственни-         
 ками из-за выпивки, сохранить уважение и любовь близких.                   
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
      Стремление  предупредить  неприятности  в  профессиональной           
 (учебной) деятельности.                                                    
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
      Стремление полностью или временно отказаться  от  выпивки,  в         
 связи с наличием проблем из-за злоупотребления алкоголем.                  
      Уровень мотивации: высокий.