МЕТОДИКА:
Многофакторная шкала виктимизации
(Multidimensional Peer-Victimization Scale)
(H. Mynard, S. Joseph).
Методика предназначена для диагностики виктимизации у подростков
11-16 лет.
Виктимность или виктимогенность - приобретенные человеком физические,
психические и социальные черты и признаки, которые повышают вероятность
его превращения в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного
культа и т. д.).
Виктимизация - процесс приобретения виктимности, или другими слова-
ми - это процесс и результат превращения человека в жертву.
Основными индивидуально-психологическими детерминантами виктимности
подростков выступают низкая самооценка, экстернальный локус контроля, от-
сутствие ощущения социальной поддержки, а также выраженная эмпатия, высо-
кая тревожность.
К выраженным социальным детерминантам виктимности подростков относят-
ся негативные стратегии семейного воспитания (директивность, враждебность,
радикализм, непоследовательность в воспитании), негативное влияние средств
массовой информации, низкий социально -экономический статус семьи.
Системообразующими факторами виктимизации являются авторитарные и
бессистемные стратегии семейного воспитания и отсутствие у подростка соци-
альной поддержки.
Виктимизацию определяют как действия, предпринятые одним человеком
или несколькими людьми с намерением воздействовать, дискриминировать, на-
нести физический ущерб или причинить психологическую боль другому челове-
ку.
Виктимизация в межличностных отношениях предполагает двухэлементное
взаимодействие агрессора и жертвы. В школе процесс виктимизации может раз-
ворачиваться в двух плоскостях (в горизонтальной - "ученик-ученик", "учи-
тель-учитель" и в вертикальной - "учитель-ученик", "ученик-учитель") и на
двух уровнях - персональном и групповом.
В самом общем виде виктимизация со стороны другого человека может
быть или прямой, или косвенной. Прямые формы виктимизации можно определить
как открыто конфронтационные нападения, причинение вреда или ущерба через
физические действия или угрозы таких действий. Поэтому было предложено
прямую виктимизацию разделять на вербальную и физическую формы агрессии.
Косвенная виктимизация часто трактуется как социальная виктимизация.
Включает скрытые манипулятивные нападения и предполагает действия, наце-
ленные на управление социальной средой другого человека, разрушительные
отношения посредством целенаправленных манипулятивных и деструктивных дей-
ствий, наносящих ущерб социальному статусу жертвы и ее взаимоотношениям с
другими людьми.
Физическая виктимизация со стороны сверстников квалифицируется, когда
один или несколько учеников бьют, пинают, толкают ребенка, когда действие
носит недружелюбный или враждебный характер и когда этот второй ученик
(жертва) не обладает необходимой силой или властью, чтобы дать отпор.
О вербальной виктимизации говорят тогда, когда ребенку неоднократно
угрожают, дразнят, говорят обидные и оскорбительные вещи или обзывают.
Физическая и вербальная виктимизация являются самыми распространенны-
ми в детском возрасте, но, как оказалось, могут наблюдаться и в подростко-
вом и юношеском возрастах.
Социальную виктимизацию часто называют социальной агрессией. Этот от-
носительно недавно идентифицированный тип виктимизации может включать и
физические, и вербальные действия, но ограничивающиеся только психологи-
ческими компонентами активного игнорирования и манипуляцией отношений.
Жертвы социальной агрессии - это дети, сверстники которых используют меж-
личностные отношения как средство управления ими или нанесения вреда и
ущерба. Более конкретно социальная виктимизация предполагает преднамерен-
ные попытки унизить чувство собственного достоинства другого человека, по-
низить его социальный статус, разрушить близкие отношения с помощью соци-
альной изоляции или отвержения, распространение сплетен негативного харак-
тера, манипуляцию дружбой. Другими словами, социальная виктимизация лишает
жертв возможностей удовлетворить их потребность в социальном принятии,
близости и дружбе в сфере взаимоотношений с окружающими. Поэтому социаль-
ная агрессия часто квалифицируется как самый пагубный тип виктимизации со
стороны сверстников, потому что лишает учеников важных для социализации
отношений и переживаний.
Опросник состоит из 16 утверждений.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация резуль-
татов тестирования основана на следующих условных показателях:
Субшкалы методики (1-4):
0 тенденция отсутствует;
1 - 2 низкий показатель;
3 - 4 средний показатель;
5 - 6 повышенный показатель;
7 - 8 высокий показатель.
Интегральный показатель:
0 тенденция отсутствует;
1 - 8 низкий показатель;
9 - 16 средний показатель;
17 - 24 повышенный показатель;
25 - 32 высокий показатель.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Многофакторная шкала виктимизации.
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Структура виктимизации.
ФВ ╟─░░░░░░░░░░░░───────────────────────────────────────╢>
ВВ ╟─░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────╢>
СМ ╟─░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────╢>
АС ╟─░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────────╢>
<───[-]────><────[=]────><────[+]────><───[!]────>
Диагностическая шкала.
Вк ╟─░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
<───[-]────><────[=]────><────[+]────><───[!]────>
Тестовые показатели:
1. Физическая виктимизация - ФВ = 2
2. Вербальная виктимизация - ВВ = 6
3. Социальные манипуляции - СМ = 7
4. Атаки на собственность - АС = 4
--------------------------------------
Общий тестовый показатель - ВС = 19
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Редкие случаи физической виктимизация со стороны сверстников.
Один или несколько учеников иногда бьют, пинают, толкают ре-
бенка.
Эти действия носят недружелюбный или враждебный характер и
подросток (жертва) не обладает необходимой силой или властью, что-
бы дать отпор.
Повышенный уровень вербальной виктимизации.
Ребенку неоднократно угрожают, дразнят, говорят обидные и ос-
корбительные вещи или обзывают.
Высокий уровень социальных манипуляций.
Преднамеренные попытки сверстников унизить чувство собствен-
ного достоинства ребенка, понизить его социальный статус, разру-
шить близкие отношения с помощью социальной изоляции или отверже-
ния, распространение сплетен негативного характера, манипуляции
дружбой.
Умеренный уровень атак на собственность.
Эпизодическое стремление сверстников целенаправленно портить
какую-либо собственность ребенка, брать что-то без его разреше-
ния, ломать какую-то его вещь.
Интегральный тестовый показатель.
Повышенный уровень прямых или косвенных форм конфронтационных
нападений на ребенка, причинение вреда или ущерба через физические
действия или угрозы таких действий, и/или скрытые манипулятивные
нападения, наносящие ущерб социальному статусу подростка и его
взаимоотношениям с другими людьми.
|