МЕТОДИКА:
Мотивация профессиональной деятельности
(К. Замфир)
(модификация А. А. Реана).
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной
деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотива-
ции.
О внутренней мотивации следует говорить, когда для личности имеет
значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессио-
нальной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей,
внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального
престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней
мотивации.
Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внеш-
ние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффек-
тивны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные
мотивы.
Обработка результатов.
После заполнения листа ответов подсчитываются показатели внутренней
мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и
внешней отрицательной мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
ВМ = (6 + 7)/2.
ВПМ = (1 + 2 +5)/3.
ВОМ = (3 + 4)/2.
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заклю-
ченное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация данных.
На основании полученных результатов определяется мотивационный комп-
лекс личности - соотношение между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и
ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить
следующие два типа сочетаний:
ВМ > ВПМ > ВОМ.
ВМ = ВПМ > ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Любые другие сочетания являются промежуточными с точки зрения их эф-
фективности.
При интерпретации следует учитывать не только мотивационное соотноше-
ние, но и показатели отдельных видов мотивации.
Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать
абсолютно одинаковыми:
ВМ ВПМ ВОМ
1 2 5
2 3 4
Оба они относятся к одному и тому же неоптимальному типу:
ВОМ > ВПМ > ВМ.
Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности
значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с
первым имеет место снижение показателя внешней отрицательной мотивации и
повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
Примечания к компьютерной версии.
В данной программе автоматическая интерпретация тестовых показателей
основана на следующих условных критериях:
1 - низкий показатель;
2 - пониженный показатель;
3 - средний показатель;
4 - повышенный показатель;
5 - высокий показатель.
Опросник состоит из 7 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Мотивация профессиональной деятельности.
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма:
ВМ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████████─╢>
ВПМ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>
ВОМ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Внутренняя мотивация - ВМ = 5.00
2. Внешняя положительная мотивация - ВПМ = 3.00
3. Внешняя отрицательная мотивация - ВОМ = 4.00
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Высокий уровень внутренней мотивации. Для личности имеет зна-
чение удовлетворение от самого процесса и результата работы и воз-
можность наиболее полной самореализации именно в данной деятель-
ности.
Средний уровень внешней положительной мотивации связанной с
потребностью в достижении социального престижа и уважения со сто-
роны других, стремлением к продвижению по службе, денежным зара-
ботком.
Повышенный уровень внешней отрицательной мотивации, отражаю-
щей стремление избежать критики со стороны руководителя или кол-
лег, а также возможных наказаний или неприятностей.
|