МЕТОДИКА:                                  
                  Мотивация профессиональной деятельности                   
                               (К. Замфир)                                  
                         (модификация А. А. Реана).                         
 
      Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной 
 деятельности. В основу положена концепция о внутренней и  внешней  мотива- 
 ции.                                                                       
      О внутренней мотивации следует говорить,  когда  для  личности  имеет 
 значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации  профессио- 
 нальной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных  потребностей, 
 внешних по отношению к содержанию самой деятельности  (мотивы  социального 
 престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней 
 мотивации.                                                                 
      Сами внешние мотивы дифференцируются на внешние положительные и внеш- 
 ние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более  эффек- 
 тивны и более желательны со всех точек зрения, чем  внешние  отрицательные 
 мотивы.                                                                    
 
      Обработка результатов.                                                
      После заполнения листа ответов подсчитываются  показатели  внутренней 
 мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и                              
 внешней отрицательной  мотивации (ВОМ) в соответствии со следующими ключами: 
      ВМ  = (6 + 7)/2.                                                      
      ВПМ = (1 + 2 +5)/3.                                                   
      ВОМ = (3 + 4)/2.                                                      
      Показателем выраженности каждого типа мотивации будет  число,  заклю- 
 ченное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).              
 
      Интерпретация данных.                                                 
      На основании полученных результатов определяется мотивационный  комп- 
 лекс личности - соотношение между собой трех видов мотивации:  ВМ,  ВПМ  и 
 ВОМ.                                                                       
 
      К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить   
 следующие два типа сочетаний:                                              
      ВМ > ВПМ > ВОМ.                                                       
      ВМ = ВПМ > ВОМ.                                                       
 
      Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.       
 
      Любые другие сочетания являются промежуточными с точки зрения их  эф- 
 фективности.                                                               
 
      При интерпретации следует учитывать не только мотивационное соотноше- 
 ние, но и показатели отдельных видов мотивации.                            
      Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса  считать 
 абсолютно одинаковыми:                                                     
      ВМ  ВПМ ВОМ                                                           
      1	   2   5                                                            
      2    3   4                                                            
      Оба они относятся к одному и тому же неоптимальному типу:             
      ВОМ > ВПМ > ВМ.                                                       
      Однако видно, что в первом  случае  мотивационный  комплекс  личности 
 значительно негативнее, чем во втором. Во втором  случае  по  сравнению  с 
 первым имеет место снижение показателя внешней отрицательной  мотивации  и 
 повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.        
 
      Примечания к компьютерной версии.                                     
      В данной программе автоматическая интерпретация тестовых  показателей 
  основана на следующих условных критериях:                                 
      1 -  низкий показатель;                                               
      2 -  пониженный показатель;                                           
      3 -  средний показатель;                                              
      4 -  повышенный показатель;                                           
      5 -  высокий показатель.                                              
 
      Опросник состоит из 7 вопросов.                                       
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Мотивация профессиональной деятельности.                         
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                             Диаграмма:                                     
 
    ВМ  ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████████─╢>             
 
    ВПМ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓─────────────────────╢>             
 
    ВОМ ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>             
 
          <──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>                
 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
          1. Внутренняя мотивация             -  ВМ  =  5.00                
          2. Внешняя положительная мотивация  -  ВПМ =  3.00                
          3. Внешняя отрицательная мотивация  -  ВОМ =  4.00                
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Высокий уровень внутренней мотивации. Для личности имеет зна-         
 чение удовлетворение от самого процесса и результата работы и воз-         
 можность наиболее полной самореализации именно в  данной  деятель-         
 ности.                                                                     
 
      Средний уровень внешней положительной мотивации  связанной  с         
 потребностью в достижении социального престижа и уважения со  сто-         
 роны других, стремлением к продвижению по службе,  денежным  зара-         
 ботком.                                                                    
 
      Повышенный уровень внешней отрицательной мотивации,  отражаю-         
 щей стремление избежать критики со стороны руководителя  или  кол-         
 лег, а также возможных наказаний или неприятностей.