МЕТОДИКА:
Мотивация потребления алкоголя (МПА)
(В.Ю. Завьялов).
Методика предназначена для диагностики структуры алкогольной мотива-
ции, а также общего уровня напряженности мотивации в поисках алкоголя.
Опросник разработан на основе классификации мотивационных факторов
при алкоголизме В. Ю. Завьялова.
Первая группа мотивов образуется из трех "социально-психологических"
факторов:
1) традиционные, социально-обусловленные мотивы;
2) субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей
или референтной группы;
3) псевдокультурный тип мотивов свидетельствующий о стремлении чело-
века приспособиться к "алкогольным ценностям" социальной микросреды.
Вторая триада мотивов отражает потребность в изменении собственного
состояния:
1) гедонистические мотивы - стремление испытать чувство эйфории;
2) атарактические мотивы - желание нейтрализовать негативные эмоцио-
нальные переживания;
3) мотивы гиперактивации поведения - стремление выйти из апатического
состояния или желание усилить эффективность своего поведения.
Третья триада мотивов отражает патологическую мотивацию, связанную с
наличием абстинентного синдрома и патологического влечения к алкоголю:
1) "похмельные" мотивы - стремление избавиться от тягостных проявле-
ний абстиненции;
2) аддиктивные мотивы - фиксация в сознании патологического влечения
к алкоголю;
3) мотивы самоповреждения - стремление пить "назло себе и другим" для
того, чтобы ускорить наступление социальных осложнений либо соматических
осложнений и даже смерти.
Компьютерная версия дополнена шкалой достоверности информации, выяв-
ляющей тенденцию испытуемого представлять себя в "лучшем виде". Данная
шкала состоит из утверждений измеряющих общую искренность ответов тестиру-
емого, а также "буферных" утверждений отражающих различные алкогольные
проблемы. Чередование обоих типов утверждений позволяет выявить специфи-
ческую неискренность связанную с отрицанием или преуменьшением проблем,
которые возникают из-за злоупотребления алкоголем. Если по окончании тес-
тирования по первому тесту диагностируется неискренность ответов, тестиро-
вание останавливается, подается звуковой сигнал и на экране монитора выс-
вечивается текстовое предупреждение обследуемому о нежелательности подоб-
ной тенденции. После этого тестирование начинается сначала. Подобная про-
цедура может повторяться до трех раз, что в подавляющем количестве случа-
ев вполне достаточно для формирования у обследуемого установки на искрен-
ние ответы. Исключение составляют некоторые экспертные больные, а также
лица с психопатическим радикалом личности. Если после трех попыток уста-
новка на неискренние ответы не корректируется, дальнейшее проведение тес-
тирования считается нецелесообразным. При 2-3 попытках следует ожидать
преуменьшения показателей по третьей триаде мотивов и преувеличения по
первой.
Опросник состоит из 65 утверждений.
Примерное время тестирования 30 минут.
Результаты тестирования выражаются в шкале бальных оценок.
Анализ результатов производится психологом на основе содержания шкал
опросника, ориентируясь при этом на характер преобладающего мотива. На
ранних этапах злоупотребления алкоголем главную роль играют "социальные
мотивы". В дальнейшем на первое место выходят личностные мотивы с преобла-
данием стремления к эйфории. На I и II стадии алкоголизма - аддиктивные и
"похмельные", а среди личностных выделяются атарактические. Следует отме-
тить, что при наличии болезненной зависимости от алкоголя высокие показа-
тели по I и II триаде мотивов служат лишь "прикрытием" (т.н. "алкогольное
алиби") патологического влечения к алкоголю. Кроме того, данная методика
выявляет лишь те мотивы, которые представлены в сознании личности, а вле-
чение к алкоголю в значительной мере имеет неосознаваемый характер и его
осознание искажается различными защитными механизмами.
Литература: Завьялов В.Ю. Мотивация потребления алкоголя у больных
алкоголизмом и здоровых. Психологический журнал, 1986, N5.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Мотивация потребления алкоголя (МПА).
Ф.И.О: _________________________________
Доп. данные: ___________________________
Шкала достоверности информации.
L ╟─▒▒▒────────╢> ╟────────────╢> ╟────────────╢>
S ╟─▒▒▒▒▒──────╢> ╟────────────╢> ╟────────────╢>
Структура алкогольной мотивации.
*
15 ┼────────────────────────────
14 ┼
13 ┼ ▄▄
12 ┼ ▄▄ ██
11 ┼ ██ ██
10 ┼─██───────▄▄─██────▄▄───────
9 ┼ ██ ██ ██ ██
8 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██
7 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██
6 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
5 ┼─██────██─██─██─██─██─██────
4 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄
2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Tр Сб Пс Гд Ат Гп Пх Ад См
Мотивы употреблению алкоголя:
1. Традиционные мотивы - Тр = 12
2. Субмиссивные мотивы - Сб = 4
3. Псевдокультурные мотивы - Пс = 8
4. Гедонистические мотивы - Гд = 10
5. Атарактические мотивы - Ат = 13
6. Мотивы гиперактивации поведения - Гп = 8
7. "Похмельные" мотивы - Пх = 10
8. Аддиктивные мотивы - Ад = 6
9. Мотивы самоповреждения - См = 3
Общий уровень напряженности алкогольной мотивации: 74
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Отношение к тестированию: откровенность, отсутствие созна-
тельного намерения приукрасить свой характер, подчеркнуть "пра-
вильность" своего поведения.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ.
1. Традиционные, социально обусловленные, культурно распрост-
раненные мотивы.
Уровень мотивации: повышенный.
2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других
людей или референтной группы в плане приема алкоголя, "навязывание
выпивки".
Уровень мотивации: пониженный.
3. Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремле-
нии человека приспособить свой личный опыт к "алкогольным ценнос-
тям" социальной микросреды, в которой он функционирует.
Уровень мотивации: средний.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПЕРСОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ МОТИВЫ.
4. Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить фи-
зическое и психологическое удовольствие от действия алкоголя,
"психосоматический комфорт", а также опыт яркого переживания алко-
гольной эйфории.
Уровень мотивации: повышенный.
5. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать
негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх
и т.д. с помощью алкоголя.
Уровень мотивации: высокий.
6. Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, расторма-
живающий эффект) и насыщения стимулами при относительной "сенсор-
ной депривации" с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из
состояния скуки, психологической "пустоты", незанятости, душевного
бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения -
для храбрости и т.д.
Уровень мотивации: высокий.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ, БОЛЕЗНЕННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ.
7. "Похмельные" мотивы - стремление с помощью алкоголя снять
явления абстинентного синдрома, психофизиологический дискомфорт,
связанный с лишением спиртного, улучшить самочувствие, используя
алкоголь как лекарство.
Уровень мотивации: повышенный.
8. Аддиктивные мотивы - "пристрастие" к алкоголю, фиксация в
сознании влечения к нему, "жажда опьянения".
Уровень мотивации: пониженный.
9. Мотивы самоповреждения - стремление пить назло себе и дру-
гим в качестве протеста, потери перспективы в будущем, утраты
смысла в будущем.
Уровень мотивации: низкий.
|