МЕТОДИКА:                                  
                    Мотивация потребления алкоголя (МПА)                    
                              (В.Ю. Завьялов).                              
 
      Методика предназначена для диагностики структуры алкогольной  мотива- 
 ции, а также общего уровня напряженности мотивации в поисках алкоголя.     
      Опросник разработан на основе  классификации  мотивационных  факторов 
 при алкоголизме В. Ю. Завьялова.                                           
 
      Первая группа мотивов образуется из трех  "социально-психологических" 
 факторов:                                                                  
      1) традиционные, социально-обусловленные мотивы;                      
      2) субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению  других  людей 
 или референтной группы;                                                    
      3) псевдокультурный тип мотивов свидетельствующий о стремлении  чело- 
 века приспособиться к "алкогольным ценностям" социальной микросреды.       
 
      Вторая триада мотивов отражает потребность в  изменении  собственного 
 состояния:                                                                 
      1) гедонистические мотивы - стремление испытать чувство эйфории;      
      2) атарактические мотивы - желание нейтрализовать негативные  эмоцио- 
 нальные переживания;                                                       
      3) мотивы гиперактивации поведения - стремление выйти из апатического 
 состояния или желание усилить эффективность своего поведения.              
 
      Третья триада мотивов отражает патологическую мотивацию, связанную  с 
 наличием абстинентного синдрома и патологического влечения к алкоголю:     
      1) "похмельные" мотивы - стремление избавиться от тягостных  проявле- 
 ний абстиненции;                                                           
      2) аддиктивные мотивы -  фиксация в сознании патологического влечения 
 к алкоголю;                                                                
      3) мотивы самоповреждения - стремление пить "назло себе и другим" для 
 того, чтобы ускорить наступление социальных осложнений  либо  соматических 
 осложнений и даже смерти.                                                  
 
      Компьютерная версия дополнена шкалой достоверности информации,  выяв- 
 ляющей тенденцию испытуемого представлять  себя в  "лучшем  виде".  Данная 
 шкала состоит из утверждений измеряющих общую искренность ответов тестиру- 
 емого, а также "буферных"  утверждений  отражающих  различные  алкогольные 
 проблемы. Чередование обоих типов утверждений позволяет  выявить  специфи- 
 ческую неискренность связанную с отрицанием  или  преуменьшением  проблем, 
 которые возникают из-за злоупотребления алкоголем. Если по окончании  тес- 
 тирования по первому тесту диагностируется неискренность ответов, тестиро- 
 вание останавливается, подается звуковой сигнал и на экране монитора  выс- 
 вечивается текстовое предупреждение обследуемому о нежелательности  подоб- 
 ной тенденции. После этого тестирование начинается сначала. Подобная  про- 
 цедура может повторяться до трех раз, что в подавляющем количестве  случа- 
 ев вполне достаточно для формирования у обследуемого установки на  искрен- 
 ние ответы. Исключение составляют некоторые экспертные  больные,  а  также 
 лица с психопатическим радикалом личности. Если после трех  попыток  уста- 
 новка на неискренние ответы не корректируется, дальнейшее проведение  тес- 
 тирования считается нецелесообразным. При  2-3  попытках  следует  ожидать 
 преуменьшения показателей по третьей триаде  мотивов  и  преувеличения  по 
 первой.                                                                    
 
      Опросник состоит из 65 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 30 минут.                                
 
      Результаты тестирования выражаются в шкале бальных оценок.            
      Анализ результатов производится психологом на основе содержания  шкал 
 опросника, ориентируясь при этом на  характер  преобладающего  мотива.  На 
 ранних этапах злоупотребления алкоголем главную  роль  играют  "социальные 
 мотивы". В дальнейшем на первое место выходят личностные мотивы с преобла- 
 данием стремления к эйфории. На I и II стадии алкоголизма - аддиктивные  и 
 "похмельные", а среди личностных выделяются атарактические. Следует  отме- 
 тить, что при наличии болезненной зависимости от алкоголя высокие  показа- 
 тели по I и II триаде мотивов служат лишь "прикрытием"  (т.н. "алкогольное 
 алиби") патологического влечения к алкоголю. Кроме того,  данная  методика 
 выявляет лишь те мотивы, которые представлены в сознании личности, а  вле- 
 чение к алкоголю в значительной мере имеет неосознаваемый характер  и  его 
 осознание искажается различными защитными механизмами.                     
 
      Литература: Завьялов В.Ю. Мотивация потребления  алкоголя  у  больных 
 алкоголизмом и здоровых. Психологический журнал, 1986, N5.                 
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                       ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                        
 
 Методика: Мотивация потребления алкоголя (МПА).                            
 Ф.И.О: _________________________________                                   
 Доп. данные: ___________________________                                   
 
                   Шкала достоверности информации.                          
 
        L ╟─▒▒▒────────╢>  ╟────────────╢>  ╟────────────╢>                 
 
        S ╟─▒▒▒▒▒──────╢>  ╟────────────╢>  ╟────────────╢>                 
 
 
                  Структура алкогольной мотивации.                          
 
                     *                                                      
                  15 ┼────────────────────────────                          
                  14 ┼                                                      
                  13 ┼             ▄▄                                       
                  12 ┼ ▄▄          ██                                       
                  11 ┼ ██          ██                                       
                  10 ┼─██───────▄▄─██────▄▄───────                          
                   9 ┼ ██       ██ ██    ██                                 
                   8 ┼ ██    ▄▄ ██ ██ ▄▄ ██                                 
                   7 ┼ ██    ██ ██ ██ ██ ██                                 
                   6 ┼ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄                              
                   5 ┼─██────██─██─██─██─██─██────                          
                   4 ┼ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██                              
                   3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄                           
                   2 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                           
                   1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                           
                   0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                         
                       Tр Сб Пс Гд Ат Гп Пх Ад См                           
 
                     Мотивы употреблению алкоголя:                          
 
            1. Традиционные мотивы              -  Тр = 12                  
            2. Субмиссивные мотивы              -  Сб =  4                  
            3. Псевдокультурные мотивы          -  Пс =  8                  
 
            4. Гедонистические мотивы           -  Гд = 10                  
            5. Атарактические мотивы            -  Ат = 13                  
            6. Мотивы гиперактивации поведения  -  Гп =  8                  
 
            7. "Похмельные" мотивы              -  Пх = 10                  
            8. Аддиктивные мотивы               -  Ад =  6                  
            9. Мотивы самоповреждения           -  См =  3                  
 
         Общий уровень напряженности алкогольной мотивации: 74              
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Отношение к тестированию:  откровенность,  отсутствие  созна-         
 тельного намерения приукрасить свой  характер,  подчеркнуть  "пра-         
 вильность" своего поведения.                                               
 
 
                 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ.                          
 
      1. Традиционные, социально обусловленные, культурно распрост-         
 раненные мотивы.                                                           
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      2. Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других         
 людей или референтной группы в плане приема алкоголя, "навязывание         
 выпивки".                                                                  
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      3. Псевдокультурный тип мотивов, свидетельствующий о стремле-         
 нии человека приспособить свой личный опыт к "алкогольным  ценнос-         
 тям" социальной микросреды, в которой он функционирует.                    
      Уровень мотивации: средний.                                           
 
                ЛИЧНОСТНЫЕ, ПЕРСОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ МОТИВЫ.                    
 
      4. Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить фи-         
 зическое и  психологическое  удовольствие  от  действия  алкоголя,         
 "психосоматический комфорт", а также опыт яркого переживания алко-         
 гольной эйфории.                                                           
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      5. Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать         
 негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу,  страх         
 и т.д. с помощью алкоголя.                                                 
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
      6. Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий,  расторма-         
 живающий эффект) и насыщения стимулами при относительной  "сенсор-         
 ной депривации" с помощью выпивки, отражающие стремление выйти  из         
 состояния скуки, психологической "пустоты", незанятости, душевного         
 бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения -         
 для храбрости и т.д.                                                       
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
        ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ, БОЛЕЗНЕННОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К АЛКОГОЛЮ.             
 
      7. "Похмельные" мотивы - стремление с помощью алкоголя  снять         
 явления абстинентного синдрома,  психофизиологический  дискомфорт,         
 связанный с лишением спиртного, улучшить  самочувствие,  используя         
 алкоголь как лекарство.                                                    
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      8. Аддиктивные мотивы - "пристрастие" к алкоголю, фиксация  в         
 сознании влечения к нему, "жажда опьянения".                               
      Уровень мотивации: пониженный.                                        
 
      9. Мотивы самоповреждения - стремление пить назло себе и дру-         
 гим в качестве протеста,  потери  перспективы  в  будущем,  утраты         
 смысла в будущем.                                                          
      Уровень мотивации: низкий.