МЕТОДИКА:
Cоциальная неудовлетворенность личности
(Л.Ю. Субботина).
Методика предназначена для оценки степени неудовлетворенности соци-
альными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.
Социальная неудовлетворенность - это общее недовольство людей услови-
ями жизни и системой социальных отношений в данном обществе. Существуют
три основных компонента, из которых состоит социальная неудовлетворен-
ность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и ста-
тусная неопределенность.
Согласно концепции относительной неудовлетворенности, разработанной
английским социальным психологом С. Стауферром, люди ощущают неудовлетво-
ренность в результате разрыва между тем, что они имеют, и тем, что они
могли бы иметь. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями и их реали-
зацией, тем сильнее чувство социальной неудовлетворенности,
Относительная неудовлетворенность широко проявляется в слаборазвитых
развитых странах, где общество сильно дезорганизовано. Люди хотят иметь
автомобили, компьютеры, холодильники и многие другие вещи, хотя слабо по-
нимают, что их нужно еще и производить. Нехватка этих предметов приводит к
еще большему желанию владеть ими. Однако у этих обществ существуют ограни-
ченные ресурсы в области обучения, образования, развития материальной ба-
зы. Кроме того, часто сельская структура населения не дает возможности
развивать производство в городских условиях, что приводит к отчуждению
многих людей и является основой для будущих революций и других социальных
движений.
Социальная несправедливость не является объективным социальным фак-
том. Это субъективное ценностное суждение. Должен ли один человек обладать
богатством в 10 раз большим, чем другой? Ответ на этот вопрос зависит от
традиций и системы ценностей. Во многих странах массы населения живут в
бедности, а немногие - в роскоши, фактически не платят налоги и блокируют
попытки социальных реформ. Справедлива ли такая система? На это нельзя от-
ветить однозначно. Только тогда, когда члены социальной системы считают ее
несправедливой и становятся разочарованными и отчужденными, на поставлен-
ный вопрос можно ответить отрицательно.
Ощущение социальной несправедливости встречается не только у предста-
вителей беднейших или бесправных слоев общества. Некоторые группы с высо-
ким уровнем потребления и высоким социальным статусом также могут чувство-
вать себя жертвами несправедливости. Люди, имеющие значительные богатства,
твердо уверены, что их накопления и привилегии являются результатом спра-
ведливого распределения, и полагают несправедливыми большие налоги и раз-
личные государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство со-
циальной несправедливости может вызывать социальные движения как среди
бедных, так и среди богатых групп населения.
Cтатусная неопределенность развивается в том случае, когда кто-то
имеет несколько статусов разного ранга. Люди с устойчивым чувством ста-
тусной неопределенности наиболее часто ощущают неудовлетворенность и не-
возможность достижения необходимого им вознаграждения.
Проведенные во многих странах исследования социальных движений пока-
зывают, что наличие у какой-либо личности трех факторов - относительной
неудовлетворенности, ощущения несправедливости и статусной неопределен-
ности - приводят к тому, что эта личность испытывает внутреннюю готовность
присоединиться к социальным движениям.
Обработка и интерпретация результатов.
По каждому пункту определяется показатель уровня неудовлетворенности.
Он может варьироваться от 0 до 4 баллов.
Каждому варианту ответа присваиваются баллы:
полностью удовлетворен - 0,
скорее удовлетворен - 1,
затрудняюсь ответить - 2,
скорее неудовлетворен - 3,
неудовлетворен полностью - 4.
Выводы об уровне социальной неудовлетворенности делаются с учетом ве-
личины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше
уровень социальной неудовлетворенности.
Интегральная оценка социальной неудовлетворенности.
3,5-4 - очень высокий уровень неудовлетворенности;
3,0-3,4 - повышенный уровень неудовлетворенности;
2,5-2,9 - умеренный уровень неудовлетворенности;
2,0-2,4 - неопределенный уровень неудовлетворенности;
1,5-1,9 - пониженный уровень неудовлетворенности;
0,5-1,4 - очень низкий уровень;
0-0,5 - отсутствие (почти отсутствие) неудовлетворенности.
Опросник состоит из 20 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Cоциальная неудовлетворенность личности.
Ф.И.О:_______________
Доп. данные:_________
Диагностическая шкала.
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Структура тестовых показателей.
*
4 ┼─────▄───▄─▄─────────────────────▄───▄───
│ █ █ █ █ █
3 ┼───▄─█─▄─█─█─▄─▄───▄───▄─────▄─▄─█─▄─█─▄─
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
2 ┼───█─█─█─█─█─█─█───█─▄─█─▄─▄─█─█─█─█─█─█─
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
1 ┼───█─█─█─█─█─█─█─▄─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─
│ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █
0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T
Тестовые показатели:
1. Образование - A = 0
2. Взаимоотношения с коллегами по работе - B = 3
3. Взаимоотношения с администрацией на работе - C = 4
4. Взаимоотношения с субъектами свой профессиональной
деятельности - D = 3
5. Содержание работы в целом - E = 4
6. Условия профессиональной деятельности (учебы) - F = 4
7. Положение в обществе - G = 3
8. Материальное положение - H = 3
9. Жилищно-бытовые условия - I = 1
10. Отношения с супругой (супругом) - J = 3
11. Отношения с ребенком (детьми) - K = 2
12. Отношения с родителями - L = 3
13. Обстановка в обществе (государстве) - M = 2
14. Отношения с друзьями, ближайшими знакомыми - N = 2
15. Сфера услуг и бытового обслуживания - O = 3
16. Сфера медицинского обслуживания - P = 3
17. Проведение досуга - Q = 4
18. Возможность проводить отпуск - R = 3
19. Возможность выбора места работы - S = 4
20. Образ жизни в целом - T = 3
---------------------------------------------------------------
Общий тестовый показатель - СН = 57 2.85 71%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Полностью удовлетворен:
Своим образованием.
Скорее удовлетворен:
Жилищно-бытовыми условиями.
Затрудняется ответить:
Отношениями с ребенком (детьми).
Обстановкой в обществе (государстве).
Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.
Скорее неудовлетворен:
Взаимоотношениями с коллегами по работе.
Взаимоотношениями с субъектами профессиональной деятельности.
Своим положением в обществе.
Материальным положением.
Отношениями с супругой (супругом).
Отношениями с родителями.
Сферой услуг и бытового обслуживания.
Сферой медицинского обслуживания.
Возможностью проводить отпуск.
Своим образом жизни в целом.
Полностью неудовлетворен:
Взаимоотношениями с администрацией на работе.
Содержанием своей работы в целом.
Условиями профессиональной деятельности (учебы).
Проведением досуга.
Возможностью выбора места работы.
Интегральный тестовый показатель:
умеренный уровень социальной неудовлетворенности
личности.
|