МЕТОДИКА:                                  
                   Cоциальная неудовлетворенность личности                  
                            (Л.Ю. Субботина).                               
 
      Методика предназначена для оценки степени  неудовлетворенности  соци- 
 альными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности.                
 
      Социальная неудовлетворенность - это общее недовольство людей услови- 
 ями жизни и системой социальных отношений в  данном  обществе.  Существуют 
 три основных компонента, из  которых  состоит  социальная  неудовлетворен- 
 ность: относительная неудовлетворенность, ощущение несправедливости и ста- 
 тусная неопределенность.                                                   
      Согласно концепции относительной  неудовлетворенности,  разработанной 
 английским социальным психологом С. Стауферром, люди ощущают  неудовлетво- 
 ренность в результате разрыва между тем, что они имеют,  и  тем,  что  они 
 могли бы иметь. Чем больше разрыв между надеждами и ожиданиями и их реали- 
 зацией, тем сильнее чувство социальной неудовлетворенности,                
      Относительная неудовлетворенность широко проявляется в  слаборазвитых 
 развитых странах, где общество сильно дезорганизовано.  Люди  хотят  иметь 
 автомобили, компьютеры, холодильники и многие другие вещи, хотя слабо  по- 
 нимают, что их нужно еще и производить. Нехватка этих предметов приводит к 
 еще большему желанию владеть ими. Однако у этих обществ существуют ограни- 
 ченные ресурсы в области обучения, образования, развития материальной  ба- 
 зы. Кроме того, часто сельская структура  населения  не  дает  возможности 
 развивать производство в городских условиях,  что  приводит  к  отчуждению 
 многих людей и является основой для будущих революций и других  социальных 
 движений.                                                                  
      Социальная несправедливость не является объективным  социальным  фак- 
 том. Это субъективное ценностное суждение. Должен ли один человек обладать 
 богатством в 10 раз большим, чем другой? Ответ на этот вопрос  зависит  от 
 традиций и системы ценностей. Во многих странах массы  населения  живут  в 
 бедности, а немногие - в роскоши, фактически не платят налоги и  блокируют 
 попытки социальных реформ. Справедлива ли такая система? На это нельзя  от- 
 ветить однозначно. Только тогда, когда члены социальной системы считают ее 
 несправедливой и становятся разочарованными и отчужденными, на  поставлен- 
 ный вопрос можно ответить отрицательно.                                    
      Ощущение социальной несправедливости встречается не только у предста- 
 вителей беднейших или бесправных слоев общества. Некоторые группы с  высо- 
 ким уровнем потребления и высоким социальным статусом также могут чувство- 
 вать себя жертвами несправедливости. Люди, имеющие значительные богатства, 
 твердо уверены, что их накопления и привилегии являются результатом  спра- 
 ведливого распределения, и полагают несправедливыми большие налоги и  раз- 
 личные государственные ограничения их бизнеса. Следовательно, чувство  со- 
 циальной несправедливости может вызывать  социальные  движения  как  среди 
 бедных, так и среди богатых групп населения.                               
      Cтатусная неопределенность развивается в  том  случае,  когда  кто-то 
 имеет несколько статусов разного ранга. Люди с  устойчивым  чувством  ста- 
 тусной неопределенности наиболее часто ощущают неудовлетворенность  и  не- 
 возможность достижения необходимого им вознаграждения.                     
      Проведенные во многих странах исследования социальных движений  пока- 
 зывают, что наличие у какой-либо личности  трех  факторов -  относительной 
 неудовлетворенности, ощущения несправедливости  и  статусной  неопределен- 
 ности - приводят к тому, что эта личность испытывает внутреннюю готовность 
 присоединиться к социальным движениям.                                     
 
 
      Обработка и интерпретация результатов.                                
      По каждому пункту определяется показатель уровня неудовлетворенности. 
 Он может варьироваться от 0 до 4 баллов.                                   
      Каждому варианту ответа присваиваются баллы:                          
      полностью удовлетворен - 0,                                           
      скорее удовлетворен - 1,                                              
      затрудняюсь ответить - 2,                                             
      скорее неудовлетворен - 3,                                            
      неудовлетворен полностью - 4.                                         
      Выводы об уровне социальной неудовлетворенности делаются с учетом ве- 
 личины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше 
 уровень социальной неудовлетворенности.                                    
 
      Интегральная оценка социальной неудовлетворенности.                   
      3,5-4   - очень высокий уровень неудовлетворенности;                  
      3,0-3,4 - повышенный уровень неудовлетворенности;                     
      2,5-2,9 - умеренный уровень неудовлетворенности;                      
      2,0-2,4 - неопределенный уровень неудовлетворенности;                 
      1,5-1,9 - пониженный уровень неудовлетворенности;                     
      0,5-1,4 - очень низкий уровень;                                       
      0-0,5   - отсутствие (почти отсутствие) неудовлетворенности.          
 
      Опросник состоит из 20 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Cоциальная неудовлетворенность личности.                         
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                     Диагностическая шкала.                                 
 
    ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████───────────────╢>                 
 
      <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                    
 
 
                  Структура тестовых показателей.                           
 
             *                                                              
           4 ┼─────▄───▄─▄─────────────────────▄───▄───                     
             │     █   █ █                     █   █                        
           3 ┼───▄─█─▄─█─█─▄─▄───▄───▄─────▄─▄─█─▄─█─▄─                     
             │   █ █ █ █ █ █ █   █   █     █ █ █ █ █ █                      
           2 ┼───█─█─█─█─█─█─█───█─▄─█─▄─▄─█─█─█─█─█─█─                     
             │   █ █ █ █ █ █ █   █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                      
           1 ┼───█─█─█─█─█─█─█─▄─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─█─                     
             │   █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █ █                      
           0 ┼─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─+─*                    
               A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T                      
 
 
                        Тестовые показатели:                                
 
   1. Образование                                         - A = 0           
   2. Взаимоотношения с коллегами по работе               - B = 3           
   3. Взаимоотношения с администрацией на работе          - C = 4           
   4. Взаимоотношения с субъектами свой профессиональной                    
      деятельности                                        - D = 3           
   5. Содержание работы в целом                           - E = 4           
   6. Условия профессиональной деятельности (учебы)       - F = 4           
   7. Положение в обществе                                - G = 3           
   8. Материальное положение                              - H = 3           
   9. Жилищно-бытовые условия                             - I = 1           
  10. Отношения с супругой (супругом)                     - J = 3           
  11. Отношения с ребенком (детьми)                       - K = 2           
  12. Отношения с родителями                              - L = 3           
  13. Обстановка в обществе (государстве)                 - M = 2           
  14. Отношения с друзьями, ближайшими знакомыми          - N = 2           
  15. Сфера услуг и бытового обслуживания                 - O = 3           
  16. Сфера медицинского обслуживания                     - P = 3           
  17. Проведение досуга                                   - Q = 4           
  18. Возможность проводить отпуск                        - R = 3           
  19. Возможность выбора места работы                     - S = 4           
  20. Образ жизни в целом                                 - T = 3           
  ---------------------------------------------------------------           
          Общий тестовый показатель - СН = 57 2.85  71%                     
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
 
                      Полностью удовлетворен:                               
      Своим образованием.                                                   
 
                       Скорее удовлетворен:                                 
      Жилищно-бытовыми условиями.                                           
 
                      Затрудняется ответить:                                
      Отношениями с ребенком (детьми).                                      
      Обстановкой в обществе (государстве).                                 
      Отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми.                         
 
                      Скорее неудовлетворен:                                
      Взаимоотношениями с коллегами по работе.                              
      Взаимоотношениями с субъектами профессиональной деятельности.         
      Своим положением в обществе.                                          
      Материальным положением.                                              
      Отношениями с супругой (супругом).                                    
      Отношениями с родителями.                                             
      Сферой услуг и бытового обслуживания.                                 
      Сферой медицинского обслуживания.                                     
      Возможностью проводить отпуск.                                        
      Своим образом жизни в целом.                                          
 
                     Полностью неудовлетворен:                              
      Взаимоотношениями с администрацией на работе.                         
      Содержанием своей работы в целом.                                     
      Условиями профессиональной деятельности (учебы).                      
      Проведением досуга.                                                   
      Возможностью выбора места работы.                                     
 
                 Интегральный тестовый показатель:                          
          умеренный уровень социальной неудовлетворенности                  
                            личности.