МЕТОДИКА:
Диагностика эмоциональности
(В.В. Суворов).
Данная методика предложена в 1976 г. и позволяет судить об эмоцио-
нальности по интегpальному показателю.
Эмоции (от лат. emovere - волновать, возбуждать) - особый класс пси-
хических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинк-
тами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного пере-
живания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих
на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Эмоции считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней
деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоцио-
нальные явления включают компоненты разного рода (как субъективные, так и
объективные; первичные и вторичные):
1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание);
2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты,
пантомимика, голосовые реакции и др.);
3) когнитивный, в т.ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание
воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно,
придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональ-
ность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компо-
нентов эмоций);
4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент
(включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные
изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся
в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т.д.);
5) поведенческий компонент.
Эмоциональность - свойство человека, характеризующие содержание, ка-
чество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих тем-
перамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темпера-
мента - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержа-
тельные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие осо-
бую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми осо-
бенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы
мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные
свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внеш-
него мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К дина-
мическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, проте-
кания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Обработка результатов опроса.
За каждый утвердительный ответ начисляется по 1 баллу. Подсчитывается
общая сумма баллов.
Интерпретация.
Чем большее число баллов набирает испытуемый, тем выше eгo эмоцио-
нальность.
От 0 до 5 баллов - эмоциональность низкая.
От 6 до 10 баллов - средняя.
От 11 баллов и выше - высокая.
В данной компьютерной версии методики интерпретация основана на сле-
дующих условных критериях оценки тестового показателя:
0 - 3 баллов - низкая.
4 - 6 баллов - пониженная.
7 - 9 баллов - средняя.
10 - 12 баллов - повышенная.
13 - 15 баллов - высокая.
Опросник состоит из 15 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 мин.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Диагностика эмоциональности.
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
0 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓██████───────╢> Эм
<[--]><[-]─><─[=]><─[+]><[++]>
Тестовый показатель:
Индекс эмоциональности - Эм = 12
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень эмоциональности - тенденция к сильным и
глубоким непосредственным переживаниям своего отношения к окружаю-
щей действительности (эмоции радости, печали, обиды и т.д.), впе-
чатлительность, чувствительность, импульсивность, склонность к
волнениям.
|