МЕТОДИКА:
Патопсихологический психодиагностический опросник "МОДУЛЬ"
(ВМедА им. С.М. Кирова)
(Корзунин В.А., Юсупов В.В., Кравченко Ю.В., Костин Д.В.).
Методика разработана в 2006 г. в Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург) коллективом сотрудников: Корзуниным В.А.,
Юсуповым В.В., Кравченко Ю.В., Костиным Д.В. на базе стандартизированного
опросника СМИЛ и ряда других психодиагностических методик.
ПДО "Модуль" предназначен для:
определения уровня нервно-психической устойчивости, выявления акцен-
туаций характера и симптомов пограничных психических расстройств (невроти-
ческих реакций, состояний, психопатий и др.);
соотнесения результатов обследования с психиатрическими диагностичес-
кими критериями 5-о раздела Международной классификации болезней 10-о пе-
ресмотра (МКБ-10).
Методика ПДО "Модуль" позволяет выявить акцентуации характера, симп-
томы пограничных психических расстройств, чтобы учесть риск возможных дез-
адаптационных нарушений и их характер в каждом конкретном случае. Диагнос-
тические "модули" (шкалы) методики позволяют выявить nпсихопатологические
симптомы (единичный, частный признак неблагополучия в психической сфере
человека), определить вектор возможных дезадаптационных нарушений, а так
же дают дополнительную информацию для последующего углубленного психоло-
гического, патопсихологического и психиатрического обследования.
Опросник может использоваться как самостоятельно в процедурах скри-
нинг-обследований, так и в качестве дополнительной шкалы методики СМИЛ.
ПДО "Модуль", в первую очередь, предназначен для специалистов подраз-
делений профессионального отбора (ППО) с целью выявления лиц с признаками
нервно-психической неустойчивости (пограничных психических расстройств) в
ходе мероприятий профессиональной ориентации, профессионального отбора
(подбора) кадров, а также сопровождения учебной и профессиональной дея-
тельности специалистов различного профиля.
Структура психодиагностического опросника "Модуль".
ПДО "Модуль" содержит 200 утверждений, с которыми респондент должен
выразить согласие или несогласие.
Все вопросы ПДО "Модуль" соотнесены с психиатическим разделом "Меж-
дународной классификации болезней? 10-го пересмотра (МКБ-10):
F00-F09.
Органические, включая соматические, психические расстройства (включе-
ны расстройства, развитие которых отчетливо связано с наличием морфологи-
ческих изменений в тканях головного мозга).
F10-F19.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления пси-
хоактивных веществ.
F20-F29.
Психотические синдромы (шизофренические, шизотипические и бредовые
расстройства).
F30-F39.
Аффективные расстройства настроения.
F40-F48.
Невротические, обусловленные стрессом, и соматоформные расстройства
F50-F59.
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и
физическими факторами.
F60-F69.
Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
F7.
Умственная отсталость.
F80-F89.
Нарушения психического развития.
F90-F98.
Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в
детском и подростковом возрасте
Для выявления наличия той или иной группы расстройств в ходе матема-
тико-статистической обработки результатов обследования были выделены 3 ос-
новных психодиагностических модуля, которые учитывают наличие наиболее
часто встречающихся психопатологических проявлений (симптомов и синдромов
категорий F0-F6):
M1 - "Психотические синдромы и аффективные расстройства", включающий
66 утверждений, отвечающих критериям диагностических рубрик:
F20-F29/F30-F39;
M2 - "Невротические, соматоформные расстройства и поведенческие син-
дромы", включающий 77 утверждений, отвечающих критериям диагностических
рубрик:
F40-F48/F50-F59;
M3 - "Расстройства личности и поведения у взрослых", включающий 23
утверждения, отвечающие критериям диагностической рубрики:
F60-F69.
Помимо диагностических модулей в ПДО "Модуль" входит:
шкала искренности(шкала лжи- 13 утверждений);
анамнестический блок вопросов, включающий в себя 21 утверждение.
Каждому утверждению ПДО "Модуль" присвоено определенное количество
баллов (от 1 до 5), при этом:
5 баллов - вопрос полностью соответствует диагностическому вектору,
т.е. выступает "симптомом-маркером" и требует обязательного уточнения в
ходе индивидуального собеседования и углубленного психологического обсле-
дования кандидата, или консультации психиатра;
4 балла - вопрос соответствует диагностическому вектору, характеризу-
ет наличие того или иного диагностического критерия, требует уточнения в
ходе индивидуального собеседования и углубленного психологического обсле-
дования кандидата, или консультации психиатра;
3 балла - вопрос в большей степени соответствует диагностическому
вектору, может характеризовать наличие того или иного диагностического
критерия. В ходе индивидуального собеседования и углубленного психологи-
ческого обследования кандидата желательно уточнение позиции респондента;
2 балла - вопрос отвечает тому или иному диагностическому критерию,
при учете контекста ответа и требует расшифровки его смысла;
1 балл - вопрос отвечает критериям сопутствующей симптоматики, встре-
чающейся при данных расстройствах. При прочих равных, может быть игнориро-
ван.
При обработке результатов подсчитывается количество совпадающих оце-
нок в ответах обследуемого и "ключе" по каждому модулю. В соответствии с
весовым коэффициентом (балльная оценка вопроса) подсчитывается сумма по
каждому модулю и сумма баллов по всем диагностическим модулям, включая
анамнестический блок.
Общая сумма баллов, переведенная в стеновые значения, позволяет от-
нести респондента к одному из 4-х уровней (категорий) нервно-психической
устойчивости (НПУ) в диапазоне:
"высокая нервно-психическая устойчивость - нервно-психическая неус-
тойчивость:
1-я категория - высокий уровень нервно-психической устойчивости, про-
гнозируемый риск дезадаптационных нарушений - минимальный;
2-я категория - средний уровень нервно-психической устойчивости, не
сформирован вектор возможных дезадаптационных нарушений;
3-я категория - удовлетворительный (несколько ниже среднего) уровень
нервно-психической устойчивости, индивидуально-психологические характеро-
логические особенности достигают уровня выраженных акцентуаций, выявляются
отдельные психопатологические симптомы, сформирован вектор возможных дез-
адаптационных нарушений - желательна консультация психиатра;
4-я категория - неудовлетворительный (низкий) уровень нервно-психи-
ческой устойчивости (нервно-психическая неустойчивость), выявленная психо-
патологическая симптоматика соответствует определенному диагностическому
модулю, высокий риск дезадаптационных нарушений, для исключения психичес-
кой патологии требуется консультация психиатра.
Помимо отнесения обследуемого к той или иной группе нервно-психичес-
кой устойчивости следует обращать внимание на ведущий психодиагностический
модуль, определяющий характер возможных дезадаптационных нарушений.
Описание диагностических модулей.
Модуль M1.
При выявлении 4-й группы НПУ (НПН) с преимущественным преобладанием
показателей по первому модулю дальнейшее определение наличия и тяжести
развития психического расстройства является задачей обязательного дополни-
тельного психиатрического обследования. Выявленные симптомы, могут харак-
теризовать ту или иную патологию (определяет врач-психиатр). Вопросы, вхо-
дящие в данный модуль отражают психопатологию восприятия, представления,
мышления и эмоций.
У респондентов, отнесенных к 3-й группе НПУ с преобладанием показате-
лей по данному модулю, характерологические особенности могут достигать
уровень акцентуации: шизоидной при преобладании ответов группы А, и неус-
тойчивой или циклоидной при преобладании ответов группы В. В повседневной
жизни шизоидная акцентуация характера проявляется своеобразием мышления
(индивидуалистичное, своеобразие построения логических связей), восприятия
(через индивидуальную систему внутреннего мира), характерологических черт
(замкнутость, специфичность интересов), эмоциональных проявлений (неадек-
ватность, эмоциональная уплощенность), социального взаимодействия (труд-
ность в установлении социальных контактов, межличностных отношений). При
воздействии неблагоприятных условий среды могут возникнуть дезадаптацион-
ные нарушения, проявляющиеся неадекватными эмоциональными реакциями (от
аффективных вспышек до эмоционального отчуждения, замкнутости, ухода от
реальности), навязчивыми мыслями, неадекватными действиями, поступками.
Неустойчивая и циклоидная акцентуации характеризуются нестабильностью
эмоционального фона (от реакций на незначительные внешние воздействия у
неустойчивой до циклически меняющейся у циклоидной). Наиболее неблагопри-
ятными являются фазы сниженного фона настроения, характеризующиеся сниже-
нием работоспособности, потерей интереса ко всему, субъективным ухудшением
самочувствия. В этот период очень плохо переносят смену уклада жизни (на-
пример, перевод на другое место службы, смена вида деятельности). Воздей-
ствия социального окружения, особенно унижающие самолюбие, способны навес-
ти на мысли о собственной неполноценности и ненужности и подтолкнуть к су-
ицидальному поведению.
С лицами, отнесенными к 3-й категории НПУ необходимо проводить инди-
видуальное собеседование и углубленное психологическое обследование с
участие психиатра (психоневролога). Данная категория военнослужащих в
дальнейшем должна состоять на динамическом наблюдении и, по возможности,
не подвергаться интенсивным внешним воздействиям. Одновременно в отношении
этих лиц необходимо осуществление психокоррекционных и воспитательных ме-
роприятия.
Модуль M2.
Симптомы, выявляемые с помощью данного модуля, могут входить в струк-
туру различных синдромов, быть обусловлены различными причинами. Группа
расстройств, описанная в рубриках F40-48, в отечественной психиатрии соот-
ветствует психогенно обусловленным психическим расстройствам (группе забо-
леваний, причинно связанных с психотравмирующим фактором). Обязательна
связь имеющихся расстройств с психотравмой. Содержание расстройств вытека-
ет из характера травмы. Психогении непсихотического уровня по степени тя-
жести подразделяются на:
1. психогенные реакции длительностью от нескольких часов до несколь-
ких дней;
2. неврозы (неврастения, истерический невроз, невроз навязчивых сос-
тояний) длительностью более 30 дней;
3. психосоматические заболевания.
Наиболее распространенным расстройствами являются неврозы, психосома-
тические и соматоформные расстройства.
Невроз - психогенно обусловленное (как правило конфликтогенное) нерв-
но-психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особо зна-
чимых жизненных отношений человека, проявляющееся преимущественно коли-
чественными, невыраженными пограничными и сомато-вегетативными расстрой-
ствами, не приводящими к выраженной социальной дезадаптаций. Характер
предъявляемых жалоб разнообразен, затрагивает различные функциональные
системы и органы, наиболее высокую эффективность показывают психотерапев-
тические методы лечения.
Соматоформные расстройства выступают как сопутствующие расстройства
основной патологии (органического заболевания).
У лиц с преимущественным преобладанием показателей по второму модулю
(4-я группа НПУ) дезадаптационные нарушения выражаются в соматической
симптоматике и оказывают опосредованное воздействие на поведение и соци-
альную адаптацию. Наиболее распространенным синдромом в психиатрии, невро-
логии, общей врачебной практике, является астенический. Это состояние
нервно-психической слабости, ведущим проявлением которого является психи-
ческая астения. Классическая триада астенического синдрома: повышенная
психическая и физическая истощаемость (слабость, апатия, физическая затор-
моженность) висцеро-вегетативные расстройства (головокружения, мигрень,
"мушки" перед глазами), нарушения сна. Данное состояние характеризуется
резким снижением работоспособности, повышенной утомляемостью. Наиболее не-
благоприятны затяжные невротические состояния, отражающиеся на соматичес-
ком состоянии и социальной успешности, требуют психотерапевтического вме-
шательства.
При выявлении 4-й группы НПУ с преимущественным преобладанием показа-
телей по второму модулю дальнейшее определение наличия и тяжести развития
психического расстройства является задачей обязательного дополнительного
психиатрического обследования.
У лиц из 3-й группы НПУ преобладание значений по второму модулю может
характеризовать астено-невротический тип акцентуации характера, отличаю-
щийся повышенной утомляемостью, раздражительностью и склонностью к необос-
нованным переживаниям по поводу личного здоровья. Утомляемость обычно про-
является при умственных занятиях и в обстановке соревнования. При утомле-
нии вспышки гнева возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно отра-
жает необоснованные переживания по поводу личного здоровья.
Данные дезадаптационные нарушения наиболее неблагоприятны для самого
обследуемого, чем для социального окружения.
|