МЕТОДИКА:
Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ)
Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI)
(Адаптация: Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников).
Методика предназначена для диагностики личностных особенностей, а
также возможных психопатологических расстройств. Опросник MMPI предложен
С.Хатуэем и Дж.Маккинли и является реализацией типологического подхода к
изучению личности. Для составления утверждений авторы использовали жалобы
больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в кли-
нических руководствах, раннее разработанные опросники. Первоначально ут-
верждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позво-
лило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были со-
поставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических
групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали
здоровых и каждую и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения
объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по ко-
торой та или иная шкала была валидизирована.
При интерпретации данных исходят из того, что, любой показатель, рав-
ный 70Т или выше (пик "профиля"), принимается в качестве нормативного для
выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать,
что значение одного и того же показателя как "патологического" может изме-
няться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал
MMPI; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале деп-
рессии указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал
MMPI "измеряется" не, скажем, депрессия, а симптомы, присущие людям с дан-
ным психическим расстройством. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации
ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал
( и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью MMPI),
данными о личности обследуемого.
Методика ММИЛ является адаптированным вариантом MMPI и представляет
собой квантифицированный метод изучения личностных свойств и степени адап-
тированности обследуемого. В оригинальном варианте, названия шкал отражали
клиническую специфику тех репрезентативных групп клинической психопатоло-
гии, с которым сравнивались группы нормы. Авторами данной версии методики
введены названия, отражающие психологическую сущность тех тенденций, сте-
пень выраженности которых и выявляют эти шкалы.
В данной компьютерной версии методики реализована интерпретация шкал,
которая отличается от предложенной авторами ММИЛ в их методических реко-
мендациях. Основное отличие - тексты интерпретаций составлены в более
"мягкой" форме, исключающей негативные оценки личности обследуемого. Авто-
матическая интерпретация реализована в форме сплошной интерпретации по
всем шкалам, превышающим определенное диагностическое значение, так как
всегда проще убирать "лишние" характеристики, чем добавлять новые.
Литература:
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего
исследования личности. М: Медицина, 1976.
Опросник состоит из 377 утверждений.
Примерное время тестирования 1,5 - 2 часа.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
Примечание: данная методика характеризуется достаточно сложным харак-
тером взаимодействия различных шкал, поэтому результаты обследования в по-
давляющем большинстве случаев должны корректироваться психологом. В данном
примере с помощью вызова текстового редактора были удалены все разделы ин-
терпретации для шкал ниже 70Т (примерное время коррекции 3 мин.).
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Mетодика многостороннего исследования личности (MMИЛ).
Ф.И.О: _____________________
Доп. данные: _______________
Личностный профиль.
* * *
120 ┼ ┼ ┼ 120
│ │ │
110 ┼ ┼ ┼ 110
│ │ │
100 ┼ ┼ ┼ 100
│ │ │
90 ┼ ┼ ┼ 90
│ │ │
80 ┼ ┼ ┼ 80
│ │ │
70 ┼──────────────┼──────────────────────────────────────────┼ 70
│ │ ██ │
60 ┼ ┼ ██ ┼ 60
│ ██ │ ▄▄ ██ ██ ██ │
50 ┼──────██──██──┼──██──────██──██──██──██──██──██──██──────┼ 50
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
40 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 40
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
30 ┼──██──██──██──┼──██──██──██──██──██──██──██──██──██──██──┼ 30
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
20 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 20
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
10 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 10
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
0 ┼──+───+───+───┼──+───+───+───+───+───+───+───+───+───+───┼ 0
L F K Hs D Hy Pd Mf Pa Pt Sc Ma Si
Код профиля по м.Уэлша: 4-9836751/20 KF/L
ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ:
L = 48 F = 54 K = 57
ОСНОВНЫЕ ШКАЛЫ:
1. Hs = 52 6. Pa = 54
2. D = 46 7. Pt = 54
3. Hy = 55 8. Sc = 57
4. Pd = 68 9. Ma = 58
5. Mf = 53 0. Si = 43
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Импульсивность, спонтанность, тенденция к непосредственной
реализации возникающих побуждений, возможно проявление некоторой
несдержанности, преобладание мотивации к достижению цели, прямоли-
нейность, жесткость, независимость взглядов и убеждений, склон-
ность к протестным реакциям, некоторый эгоцентризм, уверенность и
быстрота в принятии решений.
|