МЕТОДИКА:
Многофакторный опросник лидерства
(Multifactor leadership questionnaire - MLQ Form 5X-Short)
(Bass B.M., Avolio B.J., 1995).
Методика предназначена для оценки частоты, с которой лидеры вовлека-
ются в специфические действия в отношении своих подчиненных.
Лидер (от англ. lead - вести) - человек, обладающий высоким личным
статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих
его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий ком-
плекс функций.
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей,
чтобы побудить их работать для достижения целей.
Трансформационное лидерство основано на нахождении и продвижении но-
вых идей и направлено на удовлетворение возникающих у последователей пот-
ребностей самоактуализации и одновременно на расширение интересов подчи-
ненных за пределы самореализации, побуждение к достижению коллективных
целей.
Транзакционное лидерство основано на взаимодействии, и для такого ли-
дера характерно поощрять усилия, контролировать качество и выполнение пра-
вил, давать обещания и предоставлять ресурсы в обмен на поддержку.
Не-транзакционное лидерство. Невмешательство является осуществлением
лидерства без каких-либо транзакций. Этот тип лидера избегает каких-либо
транзакций или соглашений с подчиненными и фактически самоустраняется от
лидерства. Такой лидер не осуществляет вмешательства в выполнение, не пре-
доставляет обратной связи, не пытается мотивировать подчиненных, понимать
или удовлетворять их потребности.
45-пунктовый Многофакторный опросник лидерства (MLQ Form 5X-Short)
разработан Бассом и Аволио в 1995 году в результате модификации и усовер-
шенствования более ранней 73-пунктовой версии (MLQ Form 5R) (Bass, 1985).
Для сбора таких сведений могут привлекаться сами руководители или эк-
сперты (подчиненные, равные по статусу руководители или руководители более
высокого ранга).
Для оценки высказываний используется пятибалльный лайкертовский фор-
мат выбора ответов от 0 = никогда до 4 = часто.
В ходе опроса собираются также сведения о том, к каким подразделени-
ям принадлежат респонденты, о должностях, которые занимают респонденты и
те, кого они оценивают.
Обработка результатов производится для каждой подшкалы отдельно путем
усреднения ответов на соответствующие пункты.
Примечание к компьютерной версии.
Диаграмма и интерпретация интегральных показателей основаны на число-
вых значених, выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий тестовый показатель;
21% - 40% пониженный тестовый показатель;
41% - 60% средний тестовый показатель;
61% - 80% повышенный тестовый показатель;
81% - 100% высокий тестовый показатель.
Опросник состоит из 45 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Многофакторный опросник лидерства (MLQ Form 5X-Short).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма.
*
4 ┼──────────────────────▄▄──────────────
┼ ██
3 ┼────▄▄───────▄▄─▄▄────██───────▄▄─▄▄──
┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██
2 ┼─▄▄─██─▄▄─▄▄─██─██─██─██────██─██─██──
┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██
1 ┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██──
┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
A B C D E F G H I J K L
────────────── ──────── ── ────────
Тестовые показатели:
Трансформационное лидерство:
1. Идейное влияние (поведенческое) - A = 8 50% 2.00
2. Идейное влияние (личностное) - B = 12 75% 3.00
3. Вдохновляющее мотивирование - C = 9 56% 2.25
4. Интеллектуальное стимулирование - D = 8 50% 2.00
5. Индивидуальный подход - E = 12 75% 3.00
Транзакционное лидерство:
6. Зависимые вознаграждения - F = 13 81% 3.25
7. Управление по отклонениям (активное) - G = 10 62% 2.50
8. Управление по отклонениям (пассивное) - H = 16 100% 4.00
Не-транзакционное лидерство:
9. Невмешательство - I = 6 38% 1.50
Последствия лидерства:
10. Дополнительные усилия - J = 8 67% 2.67
11. Удовлетворенность лидером - K = 6 75% 3.00
12. Индивидуальная, групповая и
организационная эффективность - L = 13 81% 3.25
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ТРАНСФОРМАЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО.
Идейное влияние (поведенческое).
Средний уровень способности сформировать уважение и доверие к
себе, выступать в качестве авторитета при необходимости транслиро-
вать свои идеи, вызывать желание подражать лидеру на поведенческом
уровне.
Идейное влияние (личностное).
Повышенный уровень способности сформировать уважение и дове-
рие к себе, выступать в качестве авторитета при необходимости
транслировать свои идеи, вызывать желание подражать лидеру на
личностном уровне.
Вдохновляющее мотивирование.
Средний уровень способности мотивировать и вдохновлять кол-
лег, внося во все, что те делают, новый смысл, оптимизм, энтузиазм
и стремление заглянуть в будущее.
Интеллектуальная стимуляция.
Средний уровень склонности к поощрению других к творческому и
креативному подходу при решении задач, проверке исходных посылок,
положенных в основу решений, переформулированию проблемы, рассмот-
рению ее с разных сторон.
Индивидуальный подход.
Повышенный уровень склонности развивать потенциал последова-
телей путем создания новых возможностей для развития, обучения,
наставничества и уделять внимание потребностям и желаниям последо-
вателей. Хорошее знание своих коллег, умение их слушать и с ними
общаться и тенденция скорее поощрять, нежели контролировать усилия
последователей.
ТРАНЗАКЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО.
Зависимые вознаграждения.
Высокий уровень склонности к использованию позитивных под-
креплений - тенденции вознаграждать последователя за надлежащие
действия и наказывать за неодобряемые действия.
Управление по отклонениям (активное).
Повышенный уровень склонности к использованию негативных под-
креплений - тенденции отслеживать выполнение, чтобы убедиться в
отсутствии ошибок и осуществлению вмешательства лишь в том случае,
если такие ошибки возникают.
Управление по отклонениям (пассивное).
Высокий уровень склонности к использованию негативных под-
креплений - тенденции отслеживать выполнение, осуществляя вмеша-
тельство лишь тогда, когда возникают серьезные проблемы.
НЕ-ТРАНЗАКЦИОННОЕ ЛИДЕРСТВО.
Невмешательство.
Пониженный уровень склонности к осуществлению лидерства без
каких-либо транзакций, избеганию каких-либо транзакций или согла-
шений с подчиненными и фактическому самоустранению от лидерства.
ПОСЛЕДСТВИЯ ЛИДЕРСТВА.
Дополнительные усилия.
Повышенный уровень дополнительных усилий, прикладываемых под-
чиненным под влиянием своего лидера.
Удовлетворенность лидером.
Повышенный уровень удовлетворенности подчиненного методами и
стилем лидера, а также самим лидером в целом.
Индивидуальная, групповая и организационная эффективность.
Высокий уровень эффективности лидера в четырех следующих об-
ластях: удовлетворении связанных с работой потребностей своих под-
чиненных; представлении интересов и потребностей подчиненных перед
высшим руководством; вкладе в организационную эффективность; эф-
фективности группы, возглавляемой данным лидером.
|