МЕТОДИКА:                                  
              Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность"             
                                 (МЛО-АМ)                                   
                      (А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин).                      
 
      Методика предназначена для изучения адаптационных возможностей  инди- 
 вида на основе оценки некоторых психофизиологических и  социально-психоло- 
 гических характеристик личности, отражающих интегральные особенности  пси- 
 хического и социального развития.                                          
      МЛО используется для решения  задач  профессионально-психологического 
 отбора и психологического сопровождения профессиональной деятельности.     
      При работе с военнослужащими МЛО рассчитан на  использование  специа- 
 листами с различным уровнем специальной подготовки: командирами, офицерами 
 по работе с личным составом, психологами, психофизиологами и  психиатрами. 
 В зависимости от подготовки пользователя результаты  тестирования  по  МЛО 
 могут быть интерпретированы от простейших суждений ("годен-не годен") до   
 подробной личностной характеристики.                                       
      Данный тест оценивает адаптационные возможности индивида,  исходя  из 
 особенностей не только психологического, но и нравственного развития,  что 
 позволило практически объединить в  одном  тесте  теоретические  положения 
 различных психологических школ относительно проблемы адаптации.            
      Теоретической основой теста является представление об адаптации как о 
 постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям  социаль- 
 ной среды, затрагивающего все уровни  функционирования  человека.  Процесс 
 адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ря- 
 да объективных и субъективных условий: функционального состояния, социаль- 
 ного опыта, жизненной установки и др. Однако можно выделить ряд личностных 
 характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во  многом 
 определяют успех процесса адаптации в самых различных условиях деятельнос- 
 ти. На основании анализа литературных данных и мнения специалистов-экспер- 
 тов в области психодиагностики, а также по  результатам  экспериментальных 
 исследований к таким характеристикам могут быть отнесены: уровень  нервно- 
 психической устойчивости и  поведенческая  саморегуляция,  коммуникативные 
 качества, степень ориентации на общепринятые  морально-нравственные  нормы 
 поведения. Каждый человек по разному относится к одним и тем же  событиям, 
 а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различ- 
 ную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал  ответных  реакций 
 индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме, 
 а также можно определить некоторый "интервал" отношений  человека  к  тому 
 или иному явлению, касающийся прежде всего категорий общечеловеческих цен- 
 ностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм.  Степень  соот- 
 ветствия этому "интервалу" психической и социально-нравственной  норматив- 
 ности  и  обеспечивает  эффективность  процесса  социально-психологической 
 адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся  важ- 
 нейшей интегральной характеристикой психического развития.                 
 
      МЛО имеет 4 структурных уровня,  что  позволяет  получить  информацию 
 различного объсма и характера.                                             
      Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и  соответствуют  базовым 
 шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики  лич- 
 ности, определить акцентуации характера.                                   
      Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН ("Дезадаптацион- 
 ные нарушения"), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений 
 преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.          
      Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный  по- 
 тенциал (КП) и моральная нормативность (МН).                               
      Шкала 4-го уровня - личностный адаптационный потенциал (ЛАП).         
 
                   ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:                   
      Для осуществления профессионального психологического отбора и решения 
 задач психологического сопровождения достаточно использовать характеристи- 
 ки III и IV уровней.                                                       
      На каждый вопрос теста тестируемый должен отвечать  "да"  или  "нет". 
 Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов совпавших 
 с "ключом". Каждое совпадение ответа с "ключом" оценивается в один балл.   
      Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае 
 если общее количество баллов превышает 10, то полученные результаты  целе- 
 сообразно считать необъективными  вследствие  стремления  испытуемого  как 
 можно больше соответствовать социально желаемому личностному типу.         
      "Сырые" баллы шкал "Поведенческая регуляция", "Коммуникативный потен- 
 циал", "Моральная нормативность" суммируются, что  соответствует  значению 
 шкалы IV уровня - "Личностный потенциал социально-психологической  адапта- 
 ции" (ЛАП). Полученное значение переводится в стэны, и определяется группа 
 профессиональной пригодности (при проведении профессионального  психологи- 
 ческого отбора) или группа развития адаптационных способностей (при  реше- 
 нии задач психологического сопровождения).                                 
      Для получения более подробных сведений о психологических особенностях 
 работника "сырые" значения шкал III уровня переводятся в стэны.  При  этом 
 следует иметь в виду, что значение в 4-6 стэнов является средним. Превыше- 
 ние этих значений свидетельствует о высоком развитии данного  качества,  а 
 более низкие значения свидетельствуют о недостаточном развитии  рассматри- 
 ваемой характеристики.                                                     
      В случае отсутствия достаточного количества времени (например,  необ- 
 ходимо обследовать большое количество работников в кратчайшие сроки)  про- 
 цедура определения группы профессиональной психологической пригодности  на 
 основе оценки личностного процесса адаптации может быть ускорена. Для это- 
 го необходимо иметь два комплекта "ключей": для шкалы достоверности и  для 
 шкалы IV уровня, так как шкала IV уровня объединяет вопросы шкал III уров- 
 ня, что ускоряет обработку результатов, но не позволяет получить  дополни- 
 тельную информацию о психологических особенностях обследуемых.             
 
    ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГРУПП АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПО ТЕСТУ МЛО    
                            ("АДАПТИВНОСТЬ").                               
 
      1-2 группа.                                                           
      Группа хороших адаптационных способностей.  Лица  этой  группы  легко 
 адаптируются к новым условиям деятельности, быстро "входят" в  новый  кол- 
 лектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро  вы- 
 рабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не кон- 
 фликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное сос- 
 тояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, рабо- 
 тоспособность сохраняется.                                                 
 
      3 группа.                                                             
      Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы  об- 
 ладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях час- 
 тично компенсированы и могут проявляться при смене  деятельности.  Поэтому 
 успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица,  как 
 правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс  социали- 
 зации осложнен, возможны асоциальные  срывы,  проявление  агрессивности  и 
 конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации  может 
 быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.              
 
      4 группа.                                                             
      Группа заниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных ак- 
 центуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое сос- 
 тояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает 
 тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные  нарушения  функцио- 
 нального состояния. Лица этой группы  обладают  низкой  нервно-психической 
 устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.         
 
          КРАТКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ III УРОВНЯ ОПРОСНИКА МЛО.              
 
                        Поведенческая регуляция.                            
      Интерпретация низких ("сырых") значений:                              
      Низкий уровень поведенческой  регуляции,  определенная  склонность  к 
 нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватно- 
 го восприятия действительности.                                            
      Интерпретация высоких ("сырых") значений:                             
      Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регу- 
 ляции, высокая адекватная самооценка, адекватное  восприятие  действитель- 
 ности.                                                                     
 
                       Коммуникативный потенциал.                           
      Интерпретация низких ("сырых") значений:                              
      Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении 
 контактов с окружающими.                                                   
      Интерпретация высоких ("сырых") значений:                             
      Высокий уровень коммуникативных способностей.                         
 
                        Моральная нормативность.                            
      Интерпретация низких ("сырых") значений:                              
      Низкий уровень социализации, не может адекватно оценить свое место  и 
 роль в коллективе.                                                         
      Интерпретация высоких ("сырых") значений:                             
      Высокий уровень социализации, адекватно оценивает свою роль в коллек- 
 тиве.                                                                      
 
                            ШКАЛЫ II УРОВНЯ.                                
 
      Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника  ДАН  ("Дезадаптаци- 
 онные нарушения"). Опросник ДАН включает в себя 77 вопросов и имеет 3 шка- 
 лы:                                                                        
      1. "Астенические реакции и состояния" (АС);                           
      2. "Психотические реакции и состояния" (ПС);                          
      3. "Дезадаптационные нарушения" (ДАН).                                
      Обработку результатов следует начинать со шкал:  "Астенические  реак- 
 ции" и "Психотические реакции".                                            
      Для астенических реакций и состояний  в  большей  степени  характерно 
 ухудшение сна, снижение аппетита, отсутствие мотивации к  профессиональной 
 деятельности, низкая толерантность к неблагоприятным факторам труда, высо- 
 кий уровень тревожности, ипохондрическая фиксация.                         
      Для психотических реакций типичны высокий уровень нервно-психического 
 напряжения, агрессивность, ухудшение  межличностных  контактов,  нарушение 
 морально-нравственной ориентации, явления аффективного возбуждения и  тор- 
 можения. "Сырые" баллы шкал АС и ПС суммируются, и эти  значения  соответ- 
 ствуют интегральной оценке - "Дезадаптационные нарушения" (ДАН).           
      ДАН = АС ("сырые" баллы) + ПС ("сырые" баллы).                        
      Полученные "сырые" значения шкал АС, ПС и ДАН переводятся в стены.    
      Перевод шкал АС, ПС и ДАН в стены основан на исследовании мужской по- 
 пуляции, возраст 20-25 лет.                                                
 
         Краткая интерпретация основных астенических и психотических        
                              проявлений.                                   
             Смысловая интерпретация низких значений (1-3 стена).           
      Шкала Астенических реакций и состояний (АС):                          
      Высокий уровень ситуационной тревожности, расстройства  сна,  ипохон- 
 дрическая фиксация, повышенная утомляемость, истощаемость, слабость,  рез- 
 кое снижение способности к продолжительному  физическому  или  умственному 
 напряжению, низкая толерантность к неблагоприятным факторам профессиональ- 
 ной деятельности, особенно при чрезвычайных нагрузках, аффективная лабиль- 
 ность с преобладанием пониженного настроения, слезливость, гнетущая безыс- 
 ходность, тоска, хандра, восприятие настоящего окружения и своего будущего 
 только в мрачном свете, наличие суицидальных мыслей, отсутствие  мотивации 
 к профессиональной деятельности и др.                                      
      Шкала "Психотические реакции и состояния" (ПС):                       
      Выраженное нервно-психическое напряжение, импульсивные реакции, прис- 
 тупы неконтролируемого гнева, ухудшение межличностных контактов, нарушение 
 морально-нравственной ориентации, отсутствие стремления соблюдать общепри- 
 нятые нормы поведения, групповых и корпоративных  требований,  делинквент- 
 ное поведение, чрезмерная агрессивность, озлобленность,  подозрительность, 
 иногда: аутизм, деперсонализация, наличие галлюцинаций и др.               
      Интегральная шкала ДАН:                                               
      Выраженные (достаточно выраженные) признаки дезадаптационных  наруше- 
 ний. Требуется консультация психиатра. Показана комплексная  психологичес- 
 кая и фармакологическая коррекция.                                         
 
 
                   ШКАЛЫ I УРОВНЯ (БАЗОВЫЕ ШКАЛЫ СМИЛ).                     
 
      Для осуществления углубленного психологического изучения  или  выбора 
 методов индивидуальной  комплексной  психологической  и  фармакологической 
 коррекции необходимо провести обработку шкал I уровня, которые  аналогичны 
 базовым шкалам СМИЛ. Подсчитывается количество совпадений  с  "ключом"  по 
 каждой шкале, а затем "сырое" значение переводится в  Т-баллы  в  соответ- 
 ствии с правилами перевода шкал СМИЛ. При этом к сырым показателям отдель- 
 ных шкал прибавляются с учетом коэффициента значения шкалы К  (коррекция), 
 а затем осуществляется перевод в Т-баллы (Hs+0,5K; Pd+0,4K; Pt+1K;  Sc+1K; 
 Ma+0,2K). Следует отметить, что в отличие от стэновых шкал, которые  могут 
 быть сформированы (подвергнуты коррекции)  непосредственно  специалистами- 
 психологами в зависимости от специфики профессиональной  деятельности  или 
 учебного заведения, количества кандидатов на замещение вакантных  должнос- 
 тей и т.д., перевод в Т-баллы коррекции не подлежит.                       
 
      В тех случаях, когда значение по шкале L (шкала достоверности) превы- 
 шает 70 Т-ед., полученные данные следует  расценивать  как  недостоверные, 
 ввиду неискренних ответов пациента на вопросы МЛО, и интерпретация по  ос- 
 тальным всем шкалам не производится.                                       
      При значениях изучаемых показателей в пределах 71-80 Т-ед. можно  ут- 
 верждать о наличии определенных личностных акцентуаций.                    
      Превышение изучаемых показателей по шкалам более 81 Т-ед.  свидетель- 
 ствует о наличии выраженных акцентуаций характера.                         
      При 90 и более Т-ед.  показана  обязательная  консультация  психиатра 
 (психоневролога).                                                          
 
              Смысловая интерпретация результатов обследования              
                с применением 1-го уровня МЛО "Адаптивность"                
              (патохарактерологические особенности личности).               
 
      Шкала достоверности (L). Включает те  утверждения,  которые  выявляют 
 тенденцию представлять себя в  более  выгодном  свете,  продемонстрировать 
 очень строгое соблюдение правил. Высокие показатели по данной шкале  (70 Т 
 и выше) указывают на умышленное стремление приукрасить себя, отрицая нали- 
 чия в своем поведении слабостей, присущих любому человеку.                 
      Шкала надежности (F). Высокие показатели (70 Т и выше) свидетельству- 
 ют об излишней самокритичности.  Тенденции  к  преувеличению  существующих 
 проблем, стремление подчеркнуть дефекты своего характера. Признаки  отсут- 
 ствия гармонии и психологического  комфорта.  Признаки  защитных  реакций: 
 возможно, неосознанная попытка изобразить другое (выдуманное) лицо,  а  не 
 свои личностные особенности. Повышенные значения по данной шкале,  возмож- 
 но, являются следствием излишней взволнованности при  проведении  процедур 
 обследования.                                                              
      Шкала коррекции (К). Тенденция к искажению результатов  обследования, 
 что связано с чрезмерной осторожностью, высоким самоконтролем в  ходе  об- 
 следования и (или) желанием показать себя "в лучшем свете". Также возможен 
 неосознанный контроль поведения.                                           
      1. Шкала ипохондрии (Hs). Тенденция к астеноневротическому типу  реа- 
 гирования. Склонность к социальной пассивности,  подчиняемости.  Медленная 
 адаптация к профессиональным условиям деятельности, климатическим факторам 
 и новому коллективу. Плохая переносимость смены обстановки. Плохое самооб- 
 ладание в ходе межперсональных конфликтов.                                 
      2. Шкала депрессии (D). Направлена на выявление депрессивных  состоя- 
 ний. Тенденция к сниженному фону настроения, неуверенности в своих  силах, 
 тревоге, повышенном чувстве вины, ослаблении волевого  контроля.  Признаки 
 излишней сензитивности (повышенная чувствительность, обидчивость).  Низкая 
 толерантность (устойчивость) к психическим и физическим нагрузкам.  Неспо- 
 собность быстро принимать самостоятельные решения.  При  неудачах - склон- 
 ность впадать в отчаяние.                                                  
     3. Шкала истерии (Ну). Повышение показателей по шкале выявляет эмоцио- 
 нальную лабильность, вытеснение сложных психологических проблем,  социаль- 
 ную и эмоциональную незрелость личности, вплоть до истерических проявлений 
 (при повышении показателей выше 80 Т). Признаки истероидных черт  характе- 
 ра. Стремление казаться значительнее, лучше, чем это есть на  самом  деле. 
 Склонность к эгоцентризму и самосожалению. Выраженное желание во что бы то 
 ни стало обратить на себя внимание окружающих.                             
      4. Шкала психопатии (Pd). Признаки социальной дезадаптации. Тенденция 
 к повышенной агрессивности, межперсональной конфликтности, частой перемене 
 настроения, интересов и привязанностей, обидчивость. Склонность  к  аффек- 
 там, особенно в ситуациях ущемления чувства  собственного  достоинства.  В 
 ходе принятия решений преобладает импульсивность. Зачастую - пренебрежение 
 к социальными и корпоративным нормами и ценностями.  Временный  подъем  по 
 этой шкале, возможно, вызван какой-нибудь ситуационной причиной.           
      5. Шкала мужественности-женственности (Mf).  Шкала  измеряет  степень 
 идентификации пациента с мужским или женским ролевым поведением. Поразному 
 интерпретируется в зависимости от пола пациента. Высокие показатели в муж- 
 ском варианте профиля характеризуют наличие женских черт  характера:  чув- 
 ствительность, ранимость, способность тонко чувствовать нюансы межличност- 
 ных отношений, гуманистическую направленность интересов.                   
      6. Шкала паранойяльности (Ра). Склонность к ригидной (негибкой) сис-  
 теме в подходе к решению различных  жизненных  проблем,  медленной  смене  
 настроения, постепенному накапливанию аффекта. Конкретность мышления, из-  
 лишняя детализации и педантизм. Тенденция к упорному и  активному  насаж-  
 дению своих взглядов и ценностей, что является причиной частых конфликтов  
 с окружающими. Зачастую - переоценка собственных удач и достижений,  фор-  
 мирующих совершенную идею исключительности. Склонность  к  соперничеству,  
 ревности, злопамятству, мстительности, формированию сверхценных идей  от-  
 ношений.                                                                   
      7. Шкала психастении (Рt). Характерна излишняя тревожность  по  любым 
 причинам, нерешительность и боязливость в принятии решений. Постоянные со- 
 мнения в правильности выбора решения и  поставленных  целей.  Тенденция  к 
 тщательной перепроверке своих поступков и проделанной  работы.  Повышенное 
 чувство вины за малейшие неудачи и ошибки. Мнительность,  неуверенность  в 
 себе. Обязательная ориентация на мнение  коллектива  (группы),  привержен- 
 ность к общепринятым нормам. Склонность  к  альтруистическим  проявлениям, 
 действиям на маргинальном (предельном) уровне своих  возможностей,  только 
 чтобы заслужить одобрение со стороны окружающих лиц.                       
      8. Шкала шизоидности (Sc). Шизоидный тип поведения, проявляющийся со- 
 четанием повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и  отчуж- 
 денностью в межличностных отношениях.  Выраженная  интуитивность,  способ- 
 ность тонко чувствовать и воспринимать  абстрактные  образы.  Повседневные 
 (житейские) радости и горести, как правило, не вызывают  должного  эмоцио- 
 нального отклика. Склонность к фантазированию, ориентация  на  свос  субъ- 
 ективное видение сущности явлений, нежели  на  общепринятые,  устоявшиеся, 
 шаблонные представления. Иногда - продуцирование нелепых и  труднообъясни- 
 мых поступков, странных и непонятных идей и высказываний.                  
      9. Шкала гипомании (Ma). Гипертимный тип поведения (независимо от об- 
 стоятельств, приподнятое настроение, чрезмерная  активность,  бурная  дея- 
 тельность, "плещущая через край" энергия без четкой направленности). Хоро- 
 шая коммуникабельность (охотное и быстрое установление контактов с окружа- 
 ющими людьми). Постоянное стремление к поиску "острых  ощущений".  Желание 
 испытать себя и свои силы в экстремальных и нестандартных ситуациях.  Ори- 
 ентация на работу с частыми командировками, сменой коллективов и мест про- 
 живания. Однако, интересы, как правило, скоротечны, поверхностны, неустой- 
 чивы. Все быстро "приедается", дефицит выдержки и  настойчивости.  Эгоцен- 
 тризм, эмоциональная незрелость, ненадежность моральных установок и привя- 
 занностей.                                                                 
      10. Шкала социальной интроверсии (Si). Склонность к ограничению соци- 
 альных контактов. Определенные сложности  в  установлении  межперсональных 
 контактов. Ориентация на общение в узком кругу друзей и знакомых.          
 
      Опросник состоит из 165 утверждений.                                  
      Примерное время тестирования 30-40 мин.                               
 
 
                    Примечания к компьютерной версии.                       
 
      1. Шкалы I уровня м. МЛО соответствуют базовым шкалам м. MMPI (СМИЛ). 
 И тем не менее, при сопоставлении личностных профилей одних и тех же испы- 
 туемых по этим двум методикам отмечаются определенные различия в  тестовых 
 показателях отдельных шкал. Одной из таких шкал  является  "Шкала  коррек- 
 ции", которая в МЛО систематически имеет более высокий количественный  по- 
 казатель, чем в СМИЛ. А учитывая, что показатель этой  шкалы  используется 
 для коррекции других шкал (Hs+0,5K; Pd+0,4K; Pt+1K;  Sc+1K; Ma+0,2K), лич- 
 ностный профиль I уровня м. МЛО может оказаться завышенным по сравнению  с 
 м. СМИЛ. И, следовательно, интерпретация  результатов  тестирования  также 
 будет отличаться.                                                          
      В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация  шкал  I 
 уровня МЛО начинается со значений тестовых  показателей  превышающих  70 Т 
 баллов. В случае, если число основных шкал с показателемя больше 70 Т ока- 
 жется больше 2-3 рекомендуется произвести коррекцию  последнего  отчета  в 
 текстовом редакторе.                                                       
      По таблице перевода "сырых" баллов в Т-баллы в соответствии с "ключа- 
 ми" по шкале "Мужественности-Женственности" полученные результаты примени- 
 мы только для мужской популяции. Поэтому, при подсчете  "сырых" баллов  по 
 данной шкале в  женском  варианте  применяется  инвертированный  по  знаку 
 "ключ" т.е. ответы испытуемой "Да" учитываются как "Нет" и наоборот. Таким 
 образом, высокий тестовый показатель по данной шкале в мужком варианте бу- 
 дет указывать на женственность, а в женском на  мужественность,  что  пол- 
 ностью соответствует оригинальной методике MMPI (СМИЛ). Данную особенность 
 следует учытывать при вводе тестовых показателей полученных бланковым  ме- 
 тодом (опция "Бланк").                                                     
 
      2. Шкалы II уровня (о. ДАН) были стандартизированы на мужкой  популя- 
 ции 20-25 лет. В случае применения МЛО на другой популяции показатели шкал 
 о. ДАН могут быть неточными и их интерпретация потребует уточнения и  кор- 
 рекции со стороны психолога.                                               
 
      3. То же самое относится и к шкале IV уровня МЛО стандартизация кото- 
 рой проводилась на двух возрастных выборках: 17-20 лет и 27-35 лет. Данная 
 программа в диалоговом режиме предлагает выбрать одну из  этих  групп  для 
 перевода "сырых" баллов в стены. В случае больших различий возраста  испы- 
 туемого также необходима коррекция интерпретации.                          
 
      В целом, применение этой методики в практической деятельности  разра- 
 ботчика этой программы позволяет сделать предположение, что не только шка- 
 лы I уровня, но и II, III и IV уровня работают  на  некоторое  "ухудшение" 
 оценки личностных особенностей и  адаптационных  способностей  обследуемых 
 клиентов.                                                                  
 
      Перед практическим использованием данной методики следует  произвести 
 рестандартизацию тестовых показателей на той выборке испытуемых с которыми 
 психолог намерен работать в дальнейшем. В крайнем случае,  определить  по- 
 правочные коэффициенты для интерпретации результатов тестирования.         
 
 
                     ПРИМЕР АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ:                   
 
                                     ---                                    
 
                          ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                     
 
 Методика: Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ).      
 Ф.И.О: _____________________________                                       
 Доп. данные: _______________________                                       
 
 
 
                   Шкала достоверности информации:                          
 
                   ╟─▓▓─────────────────────────╢>                          
 
                     <──────────────────><────>                             
 
                       Неискренность - L =  1                               
 
 
                            Диаграмма I.                                    
 
             *          *                               *                   
         120 ┼          ┼                               ┼ 120               
         110 ┼          ┼                               ┼ 110               
         100 ┼          ┼                               ┼ 100               
          90 ┼          ┼                               ┼ 90                
          80 ┼          ┼    ▄▄                         ┼ 80                
          70 ┼───────██─┼────██───────██────██──────────┼ 70                
          60 ┼       ██ ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██    ██ ██    ██ ┼ 60                
          50 ┼────██─██─┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─┼ 50                
          40 ┼    ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 40                
          30 ┼─██─██─██─┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─┼ 30                
          20 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 20                
          10 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 10                
           0 ┼─+──+──+──┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──┼ 0                 
               L  F  K    Hs D  Hy Pd Mf Pa Pt Sc Ma Si                     
 
                           Шкалы I уровня:                                  
 
           Код профиля по м.Уэлша: 2"57'08413-69   K'-F/:L                  
 
             Достоверность                    - L  = 39                     
             Надежность                       - F  = 53                     
             Коррекция                        - К  = 75                     
 
              1. Ипохондрия                   - Hs = 60                     
              2. Депрессия                    - D  = 80                     
              3. Истерия                      - Ну = 60                     
              4. Психопатия                   - Pd = 62                     
              5. Мужественность-женственность - Mf = 78                     
              6. Паранойяльность              - Ра = 58                     
              7. Психастения                  - Рt = 76                     
              8. Шизоидность                  - Sc = 65                     
              9. Гипомания                    - Ma = 53                     
             10. Социальная интроверсия       - Si = 68                     
 
 
                            Диаграмма II.                                   
 
                АС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓───────────────────╢>                      
 
                ПС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓───────────────────╢>                      
 
               ДАН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓───────────────────╢>                      
 
                     <───н───><───с───><────в─────>                         
 
                           Шкалы II уровня:                                 
             Астенические реакции и состояния  - АС  =  4                   
             Психотические реакции и состояния - ПС  =  4                   
             --------------------------------------------                   
             Интегративная оценка:                                          
                  "Дезадаптационные нарушения" - ДАН =  4                   
 
 
                            Диаграмма III.                                  
 
                ПР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────╢>                      
 
                КП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────╢>                      
 
                МН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓────────────────╢>                      
 
                            Диаграмма IV.                                   
 
               ЛАП ╟─░░░░░░─────────────────────────╢>                      
 
                     <───4───><───3───><──2─><──1─>                         
 
                         Шкалы III уровня:                                  
                 Поведенческая регуляция   - ПР =  3                        
                 Коммуникативный потенциал - КП =  3                        
                 Моральная нормативность   - МН =  5                        
                 -----------------------------------                        
                          Шкала IV уровня:                                  
                       Личностный потенциал                                 
                 социально-психологической адаптации                        
                             ЛАП =  2                                       
                 3 группа адаптационных способностей                        
              4 категория профессиональной пригодности                      
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                                I.                                          
 
      Тенденция (в значительной мере неосознанная) отрицать  какие-         
 либо неприятные ощущения, жизненные затруднения и  конфликты,  что         
 связано с чрезмерной осторожностью или высоким самоконтролем в хо-         
 де обследования.                                                           
 
      Тенденция к сниженному фону настроения, неуверенности в своих         
 cилах, тревоге, повышенном чувстве вины, ослаблении волевого  кон-         
 троля. Признаки излишней  сензитивности  (повышенная  чувствитель-         
 ность, обидчивость). Низкая толерантность (устойчивость) к  психи-         
 ческим и физическим нагрузкам. Неспособность быстро принимать  са-         
 мостоятельные решения. При неудачах - склонность впадать в  отчая-         
 ние.                                                                       
 
      Повышенная чувствительность к нюансам  межличностных  отноше-         
 ний, ранимость, мягкосердечность, потребность в  стабильности  си-         
 туации и защищенности от превратностей судьбы, склонность к глубо-         
 ким душевным привязанностям и постоянству, избегание конфликтов  c         
 окружающими.                                                               
 
      Склонность к излишней тревожности по любым причинам,  нереши-         
 тельность и боязливость в принятии решений. Постоянные сомнения  в         
 правильности выбора решения и поставленных целей. Тенденция к тща-         
 тельной перепроверке своих поступков и проделанной  работы.  Повы-         
 шенное чувство вины за малейшие неудачи  и  ошибки.  Мнительность,         
 неуверенность в себе. Обязательная ориентация на мнение коллектива         
 (группы), приверженность к общепринятым нормам. Склонность к альт-         
 руистическим проявлениям, действиям  на  предельном  уровне  своих         
 возможностей, только чтобы заслужить одобрение со стороны окружаю-         
 щих лиц.                                                                   
 
                                 II.                                        
 
      Средний уровень способности  к  продолжительному  физическому         
 или умственному напряжению. Умеренная толерантность (устойчивость)         
 к  неблагоприятным  факторам  профессиональной  деятельности.  При         
 чрезмерных  нагрузках  могут  отмечаться  некоторая  утомляемость,         
 ухудшение настроения, тревожность, снижение мотивации к профессио-         
 нальной деятельности и др.                                                 
 
      Средний уровень способности к самоконтролю эмоциональных  ре-         
 акций, тенденция к соблюдению общепринятых норм  поведения,  груп-         
 повых и корпоративных требований.                                          
 
      ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА: средний уровень адаптации.                      
 
                                III.                                        
 
      Пониженный уровень поведенческой регуляции. Выраженная склон-         
 ность к нервно-психическим срывам, отсутствие  адекватности  само-         
 оценки и адекватности восприятия действительности. Чувствительный,         
 легко расстраивающийся, поддающийся чувствам и случайным колебани-         
 ям настроения. Склонный к беспокойству и  раздражительности.  Тен-         
 денция к острой эмоциональной реакции на стресс и уклонению от ре-         
 альности.                                                                  
 
      Пониженный уровень коммуникативных способностей. Испытывающий         
 затруднения в установлении деловых и личных контактов. Неровный  в         
 в отношениях с людьми. Не стремящийся к участию в групповых  меро-         
 приятиях. Склонный к ограничению округа общения.                           
 
      Средний уровень моральной нормативности. Предпочитающий  ори-         
 ентироваться на общепринятые моральные  ценности,  социально-куль-         
 турные требования и нормы. В то же  время, в  ряде  случаев  может         
 свободно трактовать существующие правила, стремиться к  удовлетво-         
 рению прежде всего личных интересов, проявлять некоторую недисцип-         
 линированность или необязательность.                                       
 
                        Личностный потенциал                                
                социально-психологической адаптации:                        
      Группа сниженной адаптации. Эта  группа  обладает  признаками         
 явных акцентуаций характера, а психическое состояние можно охарак-         
 теризовать как пограничное. Процесс  адаптации  протекает  тяжело.         
 Возможны нервно-психические срывы, длительные  нарушения  функцио-         
 нального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психи-         
 ческой устойчивостью.