МЕТОДИКА:
Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность"
(МЛО-АМ)
(А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин).
Методика предназначена для изучения адаптационных возможностей инди-
вида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психоло-
гических характеристик личности, отражающих интегральные особенности пси-
хического и социального развития.
МЛО используется для решения задач профессионально-психологического
отбора и психологического сопровождения профессиональной деятельности.
При работе с военнослужащими МЛО рассчитан на использование специа-
листами с различным уровнем специальной подготовки: командирами, офицерами
по работе с личным составом, психологами, психофизиологами и психиатрами.
В зависимости от подготовки пользователя результаты тестирования по МЛО
могут быть интерпретированы от простейших суждений ("годен-не годен") до
подробной личностной характеристики.
Данный тест оценивает адаптационные возможности индивида, исходя из
особенностей не только психологического, но и нравственного развития, что
позволило практически объединить в одном тесте теоретические положения
различных психологических школ относительно проблемы адаптации.
Теоретической основой теста является представление об адаптации как о
постоянном процессе активного приспособления индивида к условиям социаль-
ной среды, затрагивающего все уровни функционирования человека. Процесс
адаптации чрезвычайно динамичен. Его успех во многом зависит от целого ря-
да объективных и субъективных условий: функционального состояния, социаль-
ного опыта, жизненной установки и др. Однако можно выделить ряд личностных
характеристик, которые отличаются относительной стабильностью и во многом
определяют успех процесса адаптации в самых различных условиях деятельнос-
ти. На основании анализа литературных данных и мнения специалистов-экспер-
тов в области психодиагностики, а также по результатам экспериментальных
исследований к таким характеристикам могут быть отнесены: уровень нервно-
психической устойчивости и поведенческая саморегуляция, коммуникативные
качества, степень ориентации на общепринятые морально-нравственные нормы
поведения. Каждый человек по разному относится к одним и тем же событиям,
а один и тот же воздействующий стимул у разных людей может вызвать различ-
ную ответную реакцию. Можно выделить некоторый интервал ответных реакций
индивида, который будет соответствовать представлению о психической норме,
а также можно определить некоторый "интервал" отношений человека к тому
или иному явлению, касающийся прежде всего категорий общечеловеческих цен-
ностей, не выходящий за рамки общепринятых моральных норм. Степень соот-
ветствия этому "интервалу" психической и социально-нравственной норматив-
ности и обеспечивает эффективность процесса социально-психологической
адаптации, определяет личностный адаптационный потенциал, являющийся важ-
нейшей интегральной характеристикой психического развития.
МЛО имеет 4 структурных уровня, что позволяет получить информацию
различного объсма и характера.
Шкалы 1-го уровня являются самостоятельными и соответствуют базовым
шкалам СМИЛ (MMPI), позволяют получить типологические характеристики лич-
ности, определить акцентуации характера.
Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН ("Дезадаптацион-
ные нарушения"), предназначенного для выявления дезадаптационных нарушений
преимущественно астенических и психотических реакций и состояний.
Шкалы 3-го уровня: поведенческая регуляция (ПР), коммуникативный по-
тенциал (КП) и моральная нормативность (МН).
Шкала 4-го уровня - личностный адаптационный потенциал (ЛАП).
ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
Для осуществления профессионального психологического отбора и решения
задач психологического сопровождения достаточно использовать характеристи-
ки III и IV уровней.
На каждый вопрос теста тестируемый должен отвечать "да" или "нет".
Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов совпавших
с "ключом". Каждое совпадение ответа с "ключом" оценивается в один балл.
Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае
если общее количество баллов превышает 10, то полученные результаты целе-
сообразно считать необъективными вследствие стремления испытуемого как
можно больше соответствовать социально желаемому личностному типу.
"Сырые" баллы шкал "Поведенческая регуляция", "Коммуникативный потен-
циал", "Моральная нормативность" суммируются, что соответствует значению
шкалы IV уровня - "Личностный потенциал социально-психологической адапта-
ции" (ЛАП). Полученное значение переводится в стэны, и определяется группа
профессиональной пригодности (при проведении профессионального психологи-
ческого отбора) или группа развития адаптационных способностей (при реше-
нии задач психологического сопровождения).
Для получения более подробных сведений о психологических особенностях
работника "сырые" значения шкал III уровня переводятся в стэны. При этом
следует иметь в виду, что значение в 4-6 стэнов является средним. Превыше-
ние этих значений свидетельствует о высоком развитии данного качества, а
более низкие значения свидетельствуют о недостаточном развитии рассматри-
ваемой характеристики.
В случае отсутствия достаточного количества времени (например, необ-
ходимо обследовать большое количество работников в кратчайшие сроки) про-
цедура определения группы профессиональной психологической пригодности на
основе оценки личностного процесса адаптации может быть ускорена. Для это-
го необходимо иметь два комплекта "ключей": для шкалы достоверности и для
шкалы IV уровня, так как шкала IV уровня объединяет вопросы шкал III уров-
ня, что ускоряет обработку результатов, но не позволяет получить дополни-
тельную информацию о психологических особенностях обследуемых.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ГРУПП АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПО ТЕСТУ МЛО
("АДАПТИВНОСТЬ").
1-2 группа.
Группа хороших адаптационных способностей. Лица этой группы легко
адаптируются к новым условиям деятельности, быстро "входят" в новый кол-
лектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вы-
рабатывают стратегию своего поведения и социализации. Как правило, не кон-
фликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Функциональное сос-
тояние лиц этой группы в период адаптации остается в пределах нормы, рабо-
тоспособность сохраняется.
3 группа.
Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы об-
ладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях час-
тично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому
успех адаптации во многом зависит от внешних условий среды. Эти лица, как
правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Процесс социали-
зации осложнен, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и
конфликтности. Функциональное состояние в начальные этапы адаптации может
быть нарушено. Лица этой группы требуют постоянного контроля.
4 группа.
Группа заниженной адаптации. Эта группа обладает признаками явных ак-
центуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое сос-
тояние можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает
тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функцио-
нального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической
устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.
КРАТКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ШКАЛ III УРОВНЯ ОПРОСНИКА МЛО.
Поведенческая регуляция.
Интерпретация низких ("сырых") значений:
Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к
нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватно-
го восприятия действительности.
Интерпретация высоких ("сырых") значений:
Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регу-
ляции, высокая адекватная самооценка, адекватное восприятие действитель-
ности.
Коммуникативный потенциал.
Интерпретация низких ("сырых") значений:
Низкий уровень коммуникативных способностей, затруднение в построении
контактов с окружающими.
Интерпретация высоких ("сырых") значений:
Высокий уровень коммуникативных способностей.
Моральная нормативность.
Интерпретация низких ("сырых") значений:
Низкий уровень социализации, не может адекватно оценить свое место и
роль в коллективе.
Интерпретация высоких ("сырых") значений:
Высокий уровень социализации, адекватно оценивает свою роль в коллек-
тиве.
ШКАЛЫ II УРОВНЯ.
Шкалы 2-го уровня соответствуют шкалам опросника ДАН ("Дезадаптаци-
онные нарушения"). Опросник ДАН включает в себя 77 вопросов и имеет 3 шка-
лы:
1. "Астенические реакции и состояния" (АС);
2. "Психотические реакции и состояния" (ПС);
3. "Дезадаптационные нарушения" (ДАН).
Обработку результатов следует начинать со шкал: "Астенические реак-
ции" и "Психотические реакции".
Для астенических реакций и состояний в большей степени характерно
ухудшение сна, снижение аппетита, отсутствие мотивации к профессиональной
деятельности, низкая толерантность к неблагоприятным факторам труда, высо-
кий уровень тревожности, ипохондрическая фиксация.
Для психотических реакций типичны высокий уровень нервно-психического
напряжения, агрессивность, ухудшение межличностных контактов, нарушение
морально-нравственной ориентации, явления аффективного возбуждения и тор-
можения. "Сырые" баллы шкал АС и ПС суммируются, и эти значения соответ-
ствуют интегральной оценке - "Дезадаптационные нарушения" (ДАН).
ДАН = АС ("сырые" баллы) + ПС ("сырые" баллы).
Полученные "сырые" значения шкал АС, ПС и ДАН переводятся в стены.
Перевод шкал АС, ПС и ДАН в стены основан на исследовании мужской по-
пуляции, возраст 20-25 лет.
Краткая интерпретация основных астенических и психотических
проявлений.
Смысловая интерпретация низких значений (1-3 стена).
Шкала Астенических реакций и состояний (АС):
Высокий уровень ситуационной тревожности, расстройства сна, ипохон-
дрическая фиксация, повышенная утомляемость, истощаемость, слабость, рез-
кое снижение способности к продолжительному физическому или умственному
напряжению, низкая толерантность к неблагоприятным факторам профессиональ-
ной деятельности, особенно при чрезвычайных нагрузках, аффективная лабиль-
ность с преобладанием пониженного настроения, слезливость, гнетущая безыс-
ходность, тоска, хандра, восприятие настоящего окружения и своего будущего
только в мрачном свете, наличие суицидальных мыслей, отсутствие мотивации
к профессиональной деятельности и др.
Шкала "Психотические реакции и состояния" (ПС):
Выраженное нервно-психическое напряжение, импульсивные реакции, прис-
тупы неконтролируемого гнева, ухудшение межличностных контактов, нарушение
морально-нравственной ориентации, отсутствие стремления соблюдать общепри-
нятые нормы поведения, групповых и корпоративных требований, делинквент-
ное поведение, чрезмерная агрессивность, озлобленность, подозрительность,
иногда: аутизм, деперсонализация, наличие галлюцинаций и др.
Интегральная шкала ДАН:
Выраженные (достаточно выраженные) признаки дезадаптационных наруше-
ний. Требуется консультация психиатра. Показана комплексная психологичес-
кая и фармакологическая коррекция.
ШКАЛЫ I УРОВНЯ (БАЗОВЫЕ ШКАЛЫ СМИЛ).
Для осуществления углубленного психологического изучения или выбора
методов индивидуальной комплексной психологической и фармакологической
коррекции необходимо провести обработку шкал I уровня, которые аналогичны
базовым шкалам СМИЛ. Подсчитывается количество совпадений с "ключом" по
каждой шкале, а затем "сырое" значение переводится в Т-баллы в соответ-
ствии с правилами перевода шкал СМИЛ. При этом к сырым показателям отдель-
ных шкал прибавляются с учетом коэффициента значения шкалы К (коррекция),
а затем осуществляется перевод в Т-баллы (Hs+0,5K; Pd+0,4K; Pt+1K; Sc+1K;
Ma+0,2K). Следует отметить, что в отличие от стэновых шкал, которые могут
быть сформированы (подвергнуты коррекции) непосредственно специалистами-
психологами в зависимости от специфики профессиональной деятельности или
учебного заведения, количества кандидатов на замещение вакантных должнос-
тей и т.д., перевод в Т-баллы коррекции не подлежит.
В тех случаях, когда значение по шкале L (шкала достоверности) превы-
шает 70 Т-ед., полученные данные следует расценивать как недостоверные,
ввиду неискренних ответов пациента на вопросы МЛО, и интерпретация по ос-
тальным всем шкалам не производится.
При значениях изучаемых показателей в пределах 71-80 Т-ед. можно ут-
верждать о наличии определенных личностных акцентуаций.
Превышение изучаемых показателей по шкалам более 81 Т-ед. свидетель-
ствует о наличии выраженных акцентуаций характера.
При 90 и более Т-ед. показана обязательная консультация психиатра
(психоневролога).
Смысловая интерпретация результатов обследования
с применением 1-го уровня МЛО "Адаптивность"
(патохарактерологические особенности личности).
Шкала достоверности (L). Включает те утверждения, которые выявляют
тенденцию представлять себя в более выгодном свете, продемонстрировать
очень строгое соблюдение правил. Высокие показатели по данной шкале (70 Т
и выше) указывают на умышленное стремление приукрасить себя, отрицая нали-
чия в своем поведении слабостей, присущих любому человеку.
Шкала надежности (F). Высокие показатели (70 Т и выше) свидетельству-
ют об излишней самокритичности. Тенденции к преувеличению существующих
проблем, стремление подчеркнуть дефекты своего характера. Признаки отсут-
ствия гармонии и психологического комфорта. Признаки защитных реакций:
возможно, неосознанная попытка изобразить другое (выдуманное) лицо, а не
свои личностные особенности. Повышенные значения по данной шкале, возмож-
но, являются следствием излишней взволнованности при проведении процедур
обследования.
Шкала коррекции (К). Тенденция к искажению результатов обследования,
что связано с чрезмерной осторожностью, высоким самоконтролем в ходе об-
следования и (или) желанием показать себя "в лучшем свете". Также возможен
неосознанный контроль поведения.
1. Шкала ипохондрии (Hs). Тенденция к астеноневротическому типу реа-
гирования. Склонность к социальной пассивности, подчиняемости. Медленная
адаптация к профессиональным условиям деятельности, климатическим факторам
и новому коллективу. Плохая переносимость смены обстановки. Плохое самооб-
ладание в ходе межперсональных конфликтов.
2. Шкала депрессии (D). Направлена на выявление депрессивных состоя-
ний. Тенденция к сниженному фону настроения, неуверенности в своих силах,
тревоге, повышенном чувстве вины, ослаблении волевого контроля. Признаки
излишней сензитивности (повышенная чувствительность, обидчивость). Низкая
толерантность (устойчивость) к психическим и физическим нагрузкам. Неспо-
собность быстро принимать самостоятельные решения. При неудачах - склон-
ность впадать в отчаяние.
3. Шкала истерии (Ну). Повышение показателей по шкале выявляет эмоцио-
нальную лабильность, вытеснение сложных психологических проблем, социаль-
ную и эмоциональную незрелость личности, вплоть до истерических проявлений
(при повышении показателей выше 80 Т). Признаки истероидных черт характе-
ра. Стремление казаться значительнее, лучше, чем это есть на самом деле.
Склонность к эгоцентризму и самосожалению. Выраженное желание во что бы то
ни стало обратить на себя внимание окружающих.
4. Шкала психопатии (Pd). Признаки социальной дезадаптации. Тенденция
к повышенной агрессивности, межперсональной конфликтности, частой перемене
настроения, интересов и привязанностей, обидчивость. Склонность к аффек-
там, особенно в ситуациях ущемления чувства собственного достоинства. В
ходе принятия решений преобладает импульсивность. Зачастую - пренебрежение
к социальными и корпоративным нормами и ценностями. Временный подъем по
этой шкале, возможно, вызван какой-нибудь ситуационной причиной.
5. Шкала мужественности-женственности (Mf). Шкала измеряет степень
идентификации пациента с мужским или женским ролевым поведением. Поразному
интерпретируется в зависимости от пола пациента. Высокие показатели в муж-
ском варианте профиля характеризуют наличие женских черт характера: чув-
ствительность, ранимость, способность тонко чувствовать нюансы межличност-
ных отношений, гуманистическую направленность интересов.
6. Шкала паранойяльности (Ра). Склонность к ригидной (негибкой) сис-
теме в подходе к решению различных жизненных проблем, медленной смене
настроения, постепенному накапливанию аффекта. Конкретность мышления, из-
лишняя детализации и педантизм. Тенденция к упорному и активному насаж-
дению своих взглядов и ценностей, что является причиной частых конфликтов
с окружающими. Зачастую - переоценка собственных удач и достижений, фор-
мирующих совершенную идею исключительности. Склонность к соперничеству,
ревности, злопамятству, мстительности, формированию сверхценных идей от-
ношений.
7. Шкала психастении (Рt). Характерна излишняя тревожность по любым
причинам, нерешительность и боязливость в принятии решений. Постоянные со-
мнения в правильности выбора решения и поставленных целей. Тенденция к
тщательной перепроверке своих поступков и проделанной работы. Повышенное
чувство вины за малейшие неудачи и ошибки. Мнительность, неуверенность в
себе. Обязательная ориентация на мнение коллектива (группы), привержен-
ность к общепринятым нормам. Склонность к альтруистическим проявлениям,
действиям на маргинальном (предельном) уровне своих возможностей, только
чтобы заслужить одобрение со стороны окружающих лиц.
8. Шкала шизоидности (Sc). Шизоидный тип поведения, проявляющийся со-
четанием повышенной чувствительности с эмоциональной холодностью и отчуж-
денностью в межличностных отношениях. Выраженная интуитивность, способ-
ность тонко чувствовать и воспринимать абстрактные образы. Повседневные
(житейские) радости и горести, как правило, не вызывают должного эмоцио-
нального отклика. Склонность к фантазированию, ориентация на свос субъ-
ективное видение сущности явлений, нежели на общепринятые, устоявшиеся,
шаблонные представления. Иногда - продуцирование нелепых и труднообъясни-
мых поступков, странных и непонятных идей и высказываний.
9. Шкала гипомании (Ma). Гипертимный тип поведения (независимо от об-
стоятельств, приподнятое настроение, чрезмерная активность, бурная дея-
тельность, "плещущая через край" энергия без четкой направленности). Хоро-
шая коммуникабельность (охотное и быстрое установление контактов с окружа-
ющими людьми). Постоянное стремление к поиску "острых ощущений". Желание
испытать себя и свои силы в экстремальных и нестандартных ситуациях. Ори-
ентация на работу с частыми командировками, сменой коллективов и мест про-
живания. Однако, интересы, как правило, скоротечны, поверхностны, неустой-
чивы. Все быстро "приедается", дефицит выдержки и настойчивости. Эгоцен-
тризм, эмоциональная незрелость, ненадежность моральных установок и привя-
занностей.
10. Шкала социальной интроверсии (Si). Склонность к ограничению соци-
альных контактов. Определенные сложности в установлении межперсональных
контактов. Ориентация на общение в узком кругу друзей и знакомых.
Опросник состоит из 165 утверждений.
Примерное время тестирования 30-40 мин.
Примечания к компьютерной версии.
1. Шкалы I уровня м. МЛО соответствуют базовым шкалам м. MMPI (СМИЛ).
И тем не менее, при сопоставлении личностных профилей одних и тех же испы-
туемых по этим двум методикам отмечаются определенные различия в тестовых
показателях отдельных шкал. Одной из таких шкал является "Шкала коррек-
ции", которая в МЛО систематически имеет более высокий количественный по-
казатель, чем в СМИЛ. А учитывая, что показатель этой шкалы используется
для коррекции других шкал (Hs+0,5K; Pd+0,4K; Pt+1K; Sc+1K; Ma+0,2K), лич-
ностный профиль I уровня м. МЛО может оказаться завышенным по сравнению с
м. СМИЛ. И, следовательно, интерпретация результатов тестирования также
будет отличаться.
В данной компьютерной программе автоматическая интерпретация шкал I
уровня МЛО начинается со значений тестовых показателей превышающих 70 Т
баллов. В случае, если число основных шкал с показателемя больше 70 Т ока-
жется больше 2-3 рекомендуется произвести коррекцию последнего отчета в
текстовом редакторе.
По таблице перевода "сырых" баллов в Т-баллы в соответствии с "ключа-
ми" по шкале "Мужественности-Женственности" полученные результаты примени-
мы только для мужской популяции. Поэтому, при подсчете "сырых" баллов по
данной шкале в женском варианте применяется инвертированный по знаку
"ключ" т.е. ответы испытуемой "Да" учитываются как "Нет" и наоборот. Таким
образом, высокий тестовый показатель по данной шкале в мужком варианте бу-
дет указывать на женственность, а в женском на мужественность, что пол-
ностью соответствует оригинальной методике MMPI (СМИЛ). Данную особенность
следует учытывать при вводе тестовых показателей полученных бланковым ме-
тодом (опция "Бланк").
2. Шкалы II уровня (о. ДАН) были стандартизированы на мужкой популя-
ции 20-25 лет. В случае применения МЛО на другой популяции показатели шкал
о. ДАН могут быть неточными и их интерпретация потребует уточнения и кор-
рекции со стороны психолога.
3. То же самое относится и к шкале IV уровня МЛО стандартизация кото-
рой проводилась на двух возрастных выборках: 17-20 лет и 27-35 лет. Данная
программа в диалоговом режиме предлагает выбрать одну из этих групп для
перевода "сырых" баллов в стены. В случае больших различий возраста испы-
туемого также необходима коррекция интерпретации.
В целом, применение этой методики в практической деятельности разра-
ботчика этой программы позволяет сделать предположение, что не только шка-
лы I уровня, но и II, III и IV уровня работают на некоторое "ухудшение"
оценки личностных особенностей и адаптационных способностей обследуемых
клиентов.
Перед практическим использованием данной методики следует произвести
рестандартизацию тестовых показателей на той выборке испытуемых с которыми
психолог намерен работать в дальнейшем. В крайнем случае, определить по-
правочные коэффициенты для интерпретации результатов тестирования.
ПРИМЕР АВТОМАТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО-АМ).
Ф.И.О: _____________________________
Доп. данные: _______________________
Шкала достоверности информации:
╟─▓▓─────────────────────────╢>
<──────────────────><────>
Неискренность - L = 1
Диаграмма I.
* * *
120 ┼ ┼ ┼ 120
110 ┼ ┼ ┼ 110
100 ┼ ┼ ┼ 100
90 ┼ ┼ ┼ 90
80 ┼ ┼ ▄▄ ┼ 80
70 ┼───────██─┼────██───────██────██──────────┼ 70
60 ┼ ██ ┼ ▄▄ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 60
50 ┼────██─██─┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─┼ 50
40 ┼ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 40
30 ┼─██─██─██─┼─██─██─██─██─██─██─██─██─██─██─┼ 30
20 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 20
10 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 10
0 ┼─+──+──+──┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──┼ 0
L F K Hs D Hy Pd Mf Pa Pt Sc Ma Si
Шкалы I уровня:
Код профиля по м.Уэлша: 2"57'08413-69 K'-F/:L
Достоверность - L = 39
Надежность - F = 53
Коррекция - К = 75
1. Ипохондрия - Hs = 60
2. Депрессия - D = 80
3. Истерия - Ну = 60
4. Психопатия - Pd = 62
5. Мужественность-женственность - Mf = 78
6. Паранойяльность - Ра = 58
7. Психастения - Рt = 76
8. Шизоидность - Sc = 65
9. Гипомания - Ma = 53
10. Социальная интроверсия - Si = 68
Диаграмма II.
АС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓───────────────────╢>
ПС ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓───────────────────╢>
ДАН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓───────────────────╢>
<───н───><───с───><────в─────>
Шкалы II уровня:
Астенические реакции и состояния - АС = 4
Психотические реакции и состояния - ПС = 4
--------------------------------------------
Интегративная оценка:
"Дезадаптационные нарушения" - ДАН = 4
Диаграмма III.
ПР ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────╢>
КП ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒──────────────────────╢>
МН ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓────────────────╢>
Диаграмма IV.
ЛАП ╟─░░░░░░─────────────────────────╢>
<───4───><───3───><──2─><──1─>
Шкалы III уровня:
Поведенческая регуляция - ПР = 3
Коммуникативный потенциал - КП = 3
Моральная нормативность - МН = 5
-----------------------------------
Шкала IV уровня:
Личностный потенциал
социально-психологической адаптации
ЛАП = 2
3 группа адаптационных способностей
4 категория профессиональной пригодности
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
I.
Тенденция (в значительной мере неосознанная) отрицать какие-
либо неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты, что
связано с чрезмерной осторожностью или высоким самоконтролем в хо-
де обследования.
Тенденция к сниженному фону настроения, неуверенности в своих
cилах, тревоге, повышенном чувстве вины, ослаблении волевого кон-
троля. Признаки излишней сензитивности (повышенная чувствитель-
ность, обидчивость). Низкая толерантность (устойчивость) к психи-
ческим и физическим нагрузкам. Неспособность быстро принимать са-
мостоятельные решения. При неудачах - склонность впадать в отчая-
ние.
Повышенная чувствительность к нюансам межличностных отноше-
ний, ранимость, мягкосердечность, потребность в стабильности си-
туации и защищенности от превратностей судьбы, склонность к глубо-
ким душевным привязанностям и постоянству, избегание конфликтов c
окружающими.
Склонность к излишней тревожности по любым причинам, нереши-
тельность и боязливость в принятии решений. Постоянные сомнения в
правильности выбора решения и поставленных целей. Тенденция к тща-
тельной перепроверке своих поступков и проделанной работы. Повы-
шенное чувство вины за малейшие неудачи и ошибки. Мнительность,
неуверенность в себе. Обязательная ориентация на мнение коллектива
(группы), приверженность к общепринятым нормам. Склонность к альт-
руистическим проявлениям, действиям на предельном уровне своих
возможностей, только чтобы заслужить одобрение со стороны окружаю-
щих лиц.
II.
Средний уровень способности к продолжительному физическому
или умственному напряжению. Умеренная толерантность (устойчивость)
к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности. При
чрезмерных нагрузках могут отмечаться некоторая утомляемость,
ухудшение настроения, тревожность, снижение мотивации к профессио-
нальной деятельности и др.
Средний уровень способности к самоконтролю эмоциональных ре-
акций, тенденция к соблюдению общепринятых норм поведения, груп-
повых и корпоративных требований.
ИНТЕГРАТИВНАЯ ОЦЕНКА: средний уровень адаптации.
III.
Пониженный уровень поведенческой регуляции. Выраженная склон-
ность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности само-
оценки и адекватности восприятия действительности. Чувствительный,
легко расстраивающийся, поддающийся чувствам и случайным колебани-
ям настроения. Склонный к беспокойству и раздражительности. Тен-
денция к острой эмоциональной реакции на стресс и уклонению от ре-
альности.
Пониженный уровень коммуникативных способностей. Испытывающий
затруднения в установлении деловых и личных контактов. Неровный в
в отношениях с людьми. Не стремящийся к участию в групповых меро-
приятиях. Склонный к ограничению округа общения.
Средний уровень моральной нормативности. Предпочитающий ори-
ентироваться на общепринятые моральные ценности, социально-куль-
турные требования и нормы. В то же время, в ряде случаев может
свободно трактовать существующие правила, стремиться к удовлетво-
рению прежде всего личных интересов, проявлять некоторую недисцип-
линированность или необязательность.
Личностный потенциал
социально-психологической адаптации:
Группа сниженной адаптации. Эта группа обладает признаками
явных акцентуаций характера, а психическое состояние можно охарак-
теризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело.
Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функцио-
нального состояния. Лица этой группы обладают низкой нервно-психи-
ческой устойчивостью.
|