МЕТОДИКА:
Исследование социального интеллекта
(Дж. Гилфорд, М. Салливен).
Социальный интеллект является профессионально важным качеством для
профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность де-
ятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менедже-
ров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.
Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет.
Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей.
Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один
субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Вре-
мя проведения субтестов ограничено.
Процедура тестирования.
В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение
полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индиви-
дуальный и групповой варианты тестирования.
При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в
порядке их нумерации. Вместе с тем эти рекомендации авторов методики не
являются непреложными.
Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет 6 минут
(1 субтест - "Истории с завершением"), 7 минут (2 субтест - "Группы экс-
прессии"), 5 минут (3 субтест - "Вербальная экспрессия"), 10 минут (4 суб-
тест - "Истории с дополнениями"). Общее время тестирования, включая ин-
струкцию, составляет 30-35 минут.
Правила тестирования.
1. Раздавать тестовые тетради только в момент проведения данного суб-
теста.
2. Убеждаться каждый раз, что обследуемые правильно поняли инструкцию
к субтестам.
3. Добиваться от обследуемых усвоения описанных в инструкциях сведе-
ний о Барни и Фердинанде - действующих лицах первого и последнего субтес-
тов.
4. Ориентировать испытуемых на выбор ответов, отражающих наиболее ти-
пичное поведение персонажей в данной ситуации, исключая оригинальные и
юмористические трактовки.
5. Предупреждать обследуемых, что в случае исправлений необходимо
четко вычеркивать в бланке неправильные ответы.
6. В целом не поощряя ответы наугад, следует указать обследуемым, что
лучше все же давать ответы, даже если они не совсем уверены в их правиль-
ности.
7. При возникновении вопросов по ходу тестирования необходимо адресо-
вать обследуемых к письменной инструкции, не допуская обсуждения вслух.
8. Точно измерять время и следить за тем, чтобы обследуемые не начи-
нали работать раньше времени.
Перед началом тестирования обследуемым выдаются бланки ответов, на
которых они фиксируют некоторые сведения о себе. После этого они получают
тестовые тетради с первым субтестом и начинают знакомиться с инструкцией
по ходу ее зачитывания экспериментатором. В процессе чтения инструкции эк-
спериментатор делает паузу после знакомства с примером, чтобы убедиться,
что обследуемые правильно его поняли. По окончании инструкции отводится
время для ответов на вопросы. После этого экспериментатор дает команду
"Переверните страницу. Начали" и включает секундомер.
За минуту до окончания работы над субтестом обследуемых предупреждают
об этом. По истечении времени работы дается команда "Стоп. Отложите ваши
ручки", обследуемые отдыхают в течение нескольких минут и переходят к вы-
полнению следующего субтеста.
Обработка результатов.
Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результа-
ты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в це-
лом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной
(или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по
тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень раз-
вития социального интеллекта.
Суммы "сырых баллов" за каждый субтест, подсчитанные с помощью "клю-
чей", записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За
каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. "Сырые баллы"
переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во
вторую строку Итоговой таблицы. Композитная оценка представляет собой сум-
му "сырых баллов" по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в
стандартное значение.
Нормативные таблицы для определения стандартных значений (для возрастной
группы 18-55 лет):
Стандзначения Субтесты Композитная оценка
1 2 3 4
1 0-2 0-2 0-2 0-1 0-12
2 3-5 3-5 3-5 2-4 13-26
3 6-9 6-9 6-9 5-8 27-37
4 10-12 10-12 10-11 9-11 38-46
5 13-14 13-15 12 12-14 47-55
Интерпретация результатов.
Интерпретация отдельных субтестов.
После завершения процедуры обработки результатов получаются стандар-
тные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствую-
щих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных
баллов можно определить следующим образом:
1 балл - низкие способности к познанию поведения;
2 балла - способности к познанию поведения ниже среднего (средне сла-
бые);
3 балла - средние способности к познанию поведения (средне выборочная
норма);
4 балла - способности к познанию поведения выше среднего (средне
сильные);
5 баллов - высокие способности к познанию поведения.
При получении стандартной оценки 1 балл по какому-либо субтесту необ-
ходимо прежде всего проверить, правильно ли обследуемый понял инструкцию.
Субтест №1 - "Истории с завершением".
Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия по-
ведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе
анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), пред-
сказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений
участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они
будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом.
Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для
достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает
умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и
знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей
Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между пове-
дением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том
числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в
опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих
действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нор-
мах и правилах поведения.
Успешность выполнения данного субтеста положительно коррелируют со
следующими психологическими особенностями:
- способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека
по фотографии;
- способностью к расшифровке невербальных сообщений;
- дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа понимани-
ем интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей
духовной организации личности.
Субтест №2 - "Группы экспрессии".
Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать
состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мими-
ке, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение не-
вербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции
участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии су-
щественно усиливает способность понимать других. Способность читать невер-
бальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальны-
ми, по мнению А. Пиза, лежит в основе "шестого чувства" - интуиции. В пси-
хологии широко известны исследования, доказывающие большое значение невер-
бальных средств общения. Так, Р. Бедсвилл обнаружил, что в беседе словес-
ное общение занимает менее 35%, а более 65% информации передается невер-
бально.
Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвиже-
ний, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает
больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие люди в большей сте-
пени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут оши-
баться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или
неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:
- с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью при описа-
нии личности незнакомого человека по фотографии;
- с чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях
делового общения;
- с разнообразием экспрессивного репертуара в общении;
- с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;
- с эмоциональной стабильностью;
- с сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к
критике, совестливостью;
- с высокой самооценкой и степенью принятия себя;
- с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности,
активности, стеничности;
- с глубиной рефлексии;
- с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное
состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является
показателем конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успеш-
ной самопрезентации;
- с эмпатией, с невербальной чувствительностью.
Субтест N 3 - "Вербальная экспрессия".
Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительнос-
тью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им
быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экс-
прессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений.
Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собе-
седниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения
(то есть они проявляют ролевую пластичность).
Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыс-
лы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимос-
ти от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие
люди часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседни-
ка.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:
- с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии;
- с насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей;
- со шкалой эмпатии.
Субтест N 4 "Истории с дополнением".
Лица с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру
межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуа-
ции взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение
смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем
логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие
звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя
в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Например, суб-
тест позволяет прогнозировать успешность построения следователем целостной
картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение суб-
теста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потреб-
ности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения.
Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях че-
ловека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.
Лица с низкими оценками по субтесту испытывают трудности в анализе
ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируют-
ся к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дру-
жеским и другим).
Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему фак-
торному весу в структуре социального интеллекта.
Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:
- с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания
незнакомого человека по фотографии;
- с дифференцированностью Я-концепции;
- c глубиной рефлексии;
- с принятием себя;
- c чувством собственного достоинства;
- с интересом к социальным проблемам;
- c общественной активностью;
- с экзаменационной успешностью.
Интерпретация композитной оценки социального интеллекта.
Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора
познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл ком-
позитной оценки, выраженной в стандартных баллах, можно определить следую-
щим образом:
1 балл - низкий социальный интеллект;
2 балла - социальный интеллект ниже среднего (среднеслабый);
3 балла - средний социальный интеллект (средневыборочная норма);
4 балла - социальный интеллект выше среднего (среднесильный);
5 баллов - высокий социальный интеллект.
Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных спо-
собностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению
авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки,
"вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствитель-
ности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной ин-
туицией". Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социаль-
ный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, "гладкость в от-
ношениях с людьми".
Лица с высоким социальным интеллектом способны извлечь максимум ин-
формации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказы-
вать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции
в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с други-
ми, что способствует их успешной социальной адаптации.
Лица с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными
коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность,
доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в
общении.
Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным пробле-
мам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с
развитыми организаторскими способностями. Люди с развитым социальным ин-
теллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую спо-
собность к рефлексии.
Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет
успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития обще-
го интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживают-
ся в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического
климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.
Лица с низким социальным интеллектом могут испытывать трудности в по-
нимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и
снижает возможности социальной адаптации.
Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени
компенсироваться другими психологическими характеристиками (например, раз-
витой эмпатией, некоторыми чертами характера, стилем общения, коммуника-
тивными навыками), а также может быть скорректирован в ходе активного со-
циально-психологического обучения.
Примечания к компьютерной версии.
1. Предъявление графического стимульного материала на экране монитора
отличается от обычного варианта, что может повлиять на результаты тестиро-
вания. Рекомендуется подбирать размер окна программы таким образом, чтобы
он примерно соответствовал размеру бумаги стандарта А4. В крайнем случае,
стимульный материал можно вывести на печать и использовать компьютер для
для обработки и оформления результатов тестирования.
2. При экспертном тестировании следует помнить, что стимульный мате-
риал и "ключи" к данной методике можно достаточно легко найти в Интернете,
что не исключает предварительную "подготовку" отдельных испытуемых.
3. Данная программа позволяет проводить тестирование по отдельным
субтестам. В этом случае композитная оценка не подсчитывается и не интер-
претируется.
4. Существует несколько нормативных таблиц для определения стандарт-
ных значений. В данной программе используется таблица предложенная Михай-
ловой. Служебный файл с норматиными данным можно заменить на другой, одна-
ко делать это следует только после консультации с разработчиком программы.
5. В зависимости от результатов тестирования в тексте интерпретации
могут встречаться фразы типа "СПОСОБНОСТЬ ... РАЗВИТА НА НИЗКОМ УРОВНЕ".
Подобные фразы могут наненсти психологическую травму испытуемыми и в слу-
чае, если Вы намерены передавать текст интерепретации самим тестируемым,
такие фразы следует предвательно удалять.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование социального интеллекта.
Ф.И.О.: ___________
Дата: 18.07.11 Время: 14:18:10
Доп.данные: _______
Тестовые показатели:
1. Субтест 1 - 11 4
2. Субтест 2 - 9 3
3. Субтест 3 - 10 4
4. Субтест 4 - 6 3
---------------------
Композитная оценка КО - 36 3
Протокол тестирования:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
С1 2 2 2 3 1 3 3 3 3 3 3 2 2 1
С2 1 3 3 4 2 2 1 3 1 4 1 1 4 4 4
С3 3 3 3 1 1 2 2 1 1 3 1 2
С4 4 3 3 2 1 4 4 2 4 - - - - -
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЕДЕНИЯ
РАЗВИТА НА УРОВНЕ ВЫШЕ НОРМЫ.
Обследуемый хорошо понимает связь между поступками людей и их
последствиями, умеет предвосхищать межличностные события, доста-
точно хорошо ориентируется в общепринятых нормах и правилах пове-
дения.
СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ПОВЕДЕНИЯ
СООТВЕТСТВУЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЕ.
Способность понимать состояния, чувства, намерения людей по
невербальным проявлениям (позам, мимике, жестам), умение улавли-
вать смысл невербальных реакций при интерпретации ситуаций обще-
ния соответствуют норме.
СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ СМЫСЛ СЛОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА
ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РАЗВИТА НА УРОВНЕ ВЫШЕ НОРМЫ.
Обследуемый хорошо понимает характер и оттенки человеческих
взаимотношений, поэтому успешно интерпретирует слова собеседника в
зависимости от контекста ситуации общения. Можно прогнозировать,
что обследуемый умеет найти соответствующий тон общения с разными
собеседниками в различных ситуациях, имеет большой репертуар роле-
вого поведения.
СПОСОБНОСТЬ ПОНИМАТЬ ЛОГИКУ РАЗВИТИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СООТВЕТСТВУЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЕ.
Способность понимать динамику межличностных отношений - путем
логических рассуждений уяснять мотивы поведения людей, выстраивать
недостающие звенья в развитии событий, предсказывать последствия
поведения участников взаимодействия соответствует норме.
КОМПОЗИТНАЯ ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ:
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СООТВЕТСТВУЕТ
СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ НОРМЕ.
В целом способность понимать и прогнозировать поведение людей
соответствует норме. Можно предположить, что обследуемый достаточ-
но эффективен в межличностных отношениях и нормально адаптирован в
социуме.
|