МЕТОДИКА:
Исследование ролевых паттернов отношения
к Другому взрослого человека
(МИРП)
(Ю.В. Александрова).
Методика предназначена для диагностики трех основных ролевых паттер-
нов, осваиваемых человеком в период взрослости: супружеского, родительско-
го и профессионального. Она позволяет выявить степень освоения человеком
данного ролевого паттерна, а также проанализировать причины трудностей в
его освоении.
Методика может применяться при анализе причин неадекватного отношения
взрослого к окружающим его людям (в семье и на работе) и трудностей, воз-
никающих у взрослых людей в общении с другими.
Тестовым материалом методики является 91 утверждение, где представле-
ны различные варианты человеческих отношений в распространенных семейных и
производственных ситуациях.
Опросник состоит из трех частей.
1. Родительские паттерны отношений.
Эта часть включает 37 утверждений по следующим аспектам родительских
паттернов отношений:
эмоциональное отношение к ребенку (принятие - отвержение);
форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);
отношение к родительским обязанностям и уровень знаний о нормах
воспитания ребенка.
2. Супружеские паттерны отношений.
Эта часть включает в себя 31 утверждение по следующим аспектам супру-
жеских паттернов отношений:
эмоциональное отношение к браку и партнеру по браку (принятие - от-
вержение);
форма отношения (сотрудничество, симбиоз, отстраненность);
отношение к супружеским обязанностям.
3. Профессиональные паттерны отношений.
Эта часть включает в себя 28 утверждений о таких аспектах профессио-
нального отношения, как коммуникативный и деловой тип отношения к Другому
(с целью личного успеха - успеха дела), а также модель отношения выдающе-
гося в своей области профессионала к другому человеку.
Методика может быть использована как для индивидуального обследова-
ния, так и в группе.
Процедура тестирования занимает в среднем 15-20 мин.
Время ответа для испытуемого не ограничивается.
Обработка результатов.
В результате анализа всех возможных вариантов ответов испытуемых на
каждую из частей опросника с помощью экспертной оценки было выделено два
критерия:
1) освоенность "нормального" ролевого паттерна;
2) освоение ролевого паттерна по невротическому типу.
На основе данных критериев было сгруппировано 6 шкал.
1. Отношение к Другому профессионала (Оп).
2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп).
3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор).
4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр).
5. Отношение к партнеру по браку "хорошего семьянина" (Ос).
6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс).
Количество вопросов, вошедших в соответствующие шкалы, оказалось су-
щественно разным - от 6 до 22.
Краткое описание шкал.
1. Отношение к Другому профессионала (Оп).
Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к Другому
профессионала. Такие люди обычно сами подбирают свое окружение, придавая
этому большое значение, так как считают, что близкие люди во многом влияют
на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают своим долгом им помо-
гать. От других людей они прежде всего ждут, чтобы те постоянно развива-
лись, духовно обогащались. Испытуемые такого типа устанавливают с людьми,
являющимися их сотрудниками и добросовестно выполняющими свои обязанности,
доброжелательные личные отношения, за которые не отступают на второй план
интересы дела. Им свойственны жесткость по отношению к противникам и ак-
тивное преодоление их сопротивления.
2. Невротические паттерны профессионального отношения к Другому (Пп).
Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у испы-
туемого невротических паттернов профессионального отношения к Другому. Это
могут быть чрезмерный конформизм или, наоборот, жесткость по отношению к
другим, а также неадекватная зависимость от других или попытки полной изо-
ляции.
3. Отношение к ребенку опытного родителя (Ор).
Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к ребенку
опытного родителя. Такому родителю нравится ребенок таким, какой он есть.
Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Он стремится
проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.
Родитель старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему, поощряет его
инициативу и самостоятельность. Воспитание ребенка доставляет родителям
большую радость. Дом и счастье ребенка являются для них важными ценностя-
ми. Уровень знания о нормах развития ребенка высокий.
4. Невротические паттерны родительского отношения (Пр).
Наличие высоких баллов по этой шкале говорит о существовании у испы-
туемого невротических паттернов родительского отношения. Это проявляется
или в том, что родитель воспринимает ребенка плохим и неприспособленным.
По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду и обиду. Он
не доверяет ребенку и не уважает его. Это может проявляться и в том, что
родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все
потребности ребенка. Или, наоборот, он требует от ребенка безоговорочного
послушания, старается во всем навязать свою точку зрения. Или в том, что
родитель старается как можно меньше вникать в дела ребенка, оправдывая это
"приучением ребенка к самостоятельной жизни".
5. Отношение к партнеру по браку "хорошего семьянина" (Ос).
Высокий показатель по этой шкале соответствует отношению к партнеру
по браку "хорошего семьянина". Такому человеку общество супруга доставляет
удовольствие. Человек гордится, что такой человек, как его супруг, рядом с
ним. Жизнь без семьи для него непривлекательна. Он, принимая решение,
всегда советуется с супругом(ой), может признать его (ее) правоту во вре-
мя ссоры.
6. Невротические паттерны супружеского отношения (Пс).
Наличие баллов по этой шкале говорит о существовании у испытуемого
невротических паттернов супружеского отношения. Это проявляется или в том,
что семья испытуемым рассматривается как конец "хорошей" жизни, так как в
ней притупляются творческие возможности человека, теряется взаимопонимание
и любовь, в конце концов нет ни одного светлого момента. Или в том, что он
ощущает, что жизнь в семье не зависит от его воли. Его чрезвычайно рас-
страивает, когда он не может выполнить просьбу своего партнера. Или, на-
оборот, в том, что он считает, что его супруг(а) часто делает глупости и
нуждается в постоянном присмотре, как ребенок.
Шкальные значения подсчитываются по 6 шкалам с помощью "ключей".
Интерпретация проводится путем анализа профиля 6 показателей, которые
совместно дают целостную картину ролевых паттернов отношения к Другому ис-
пытуемого.
Основные психометрические характеристики опросника МИРП.
Как показали проведенные исследования [Александрова Ю.В., 1998], все
шкалы опросника имеют распределения, близкие к нормальному.
Средние, стандартные отклонения и интеркорреляции шкал, полученные на
выборке из 100 испытуемых (35 мужчин и 65 женщин), средний возраст которых
29,6 лет.
Первичные статистические характеристики опросника МИРП:
Показатели Оп Пп Ор Пр Ос Пс
Средние (25-29 лет) 5,4 4,4 8,2 4,5 6,5 3,4
Стандартные отклонения (25-29 лет) 2,1 2,1 2,8 1,9 2,3 1,6
Средние (30-35 лет) 8,0 4,9 10,3 4,3 8,8 3,4
Стандартные отклонения (30-35 лет) 2,1 2,1 2,5 2,0 2,2 2,4
Все показатели основных шкал (Oп, Ор, Ос) достаточно выраженно отри-
цательно коррелируют с соответствующими показателями дополнительных шкал
(Пп, Пр, Пс). То есть это действительно взаимно противоположные показате-
ли. Также имеется корреляция средней степени значимости (0,28) между пока-
зателями шкалы паттернов супружеских отношений (Ос) и показателями шкал
паттернов родительских (Ор) и профессиональных (Оп) отношений. Это показы-
вает наличие в супружеских отношениях ряда общих моментов и с родительски-
ми, и с профессиональными отношениями, подтверждая значимость в становле-
нии взрослого человека именно института брака, в котором максимально про-
является способность человека к построению своих отношений с другими людь-
ми.
Опросник состоит из 91 вопроса.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграмма и интерпретация результатов тестирова-
ния основана на абсолютных числовых значениях выраженных в процентах.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Рекомендуется уточнить степень выраженности тестовых показателей ори-
ентируясь первичные статистические характеристики опросника МИРП получен-
ные автором методики.
Текстовая интерпретация шкал методики предусмотрена только для высо-
ких показателей результатов тестирования.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
----
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Исследование ролевых паттернов отношения
к Другому взрослого человека (МИРП).
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
% *
100 ┼───────────────────
90 ┼
80 ┼───────██──────────
70 ┼ ██
60 ┼─██────██──────────
50 ┼ ██ ██
40 ┼─██────██────██────
30 ┼ ██ ██ ██ ██
20 ┼─██─██─██────██────
10 ┼ ██ ██ ██ __ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──*
Оп Пп Ор Пр Ос Пс
Тестовые показатели:
1. Отношение к Другому профессионала - Оп = 14 64%
2. Невротические паттерны профессионального
отношения к Другому - Пп = 2 33%
3. Отношение к ребенку опытного родителя - Ор = 18 82%
4. Невротические паттерны родительского отношения - Пр = 1 7%
5. Отношение к партнеру по браку "хорошего
семьянина" - Ос = 9 41%
6. Невротические паттерны супружеского отношения - Пс = 1 11%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
1. Отношение к Другому профессионала.
Абсолютный тестовый показатель: повышенный.
Такие люди обычно сами подбирают свое окружение, придавая
этому большое значение, так как считают, что близкие люди во мно-
гом влияют на их жизнь. Они и требовательны к другим, и считают
своим долгом им помогать. От других людей они прежде всего ждут,
чтобы те постоянно развивались, духовно обогащались. Они устанав-
ливают с людьми, являющимися их сотрудниками и добросовестно вы-
полняющими свои обязанности, доброжелательные личные отношения, за
которые не отступают на второй план интересы дела. Им свойственны
жесткость по отношению к противникам и активное преодоление их со-
противления.
2. Невротические паттерны профессионального отношения к Дру-
гому.
Абсолютный тестовый показатель: пониженный.
3. Отношение к ребенку опытного родителя.
Абсолютный тестовый показатель: высокий.
Такому родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Роди-
тель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Он стре-
мится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его ин-
тересы и планы. Родитель старается во всем помочь ребенку, сочув-
ствует ему, поощряет его инициативу и самостоятельность. Воспита-
ние ребенка доставляет родителям большую радость. Дом и счастье
ребенка являются для них важными ценностями. Уровень знания о нор-
мах развития ребенка высокий.
4. Невротические паттерны родительского отношения.
Абсолютный тестовый показатель: низкий.
5. Отношение к партнеру по браку "хорошего семьянина".
Абсолютный тестовый показатель: средний.
6. Невротические паттерны супружеского отношения.
Абсолютный тестовый показатель: низкий.
|