МЕТОДИКА:
Методика изучения профессиональной идентичности
(МИПИ)
(Л.Б. Шнейдер).
Методика предназначена для изучения профессиональной идентичности.
Идентичность - результат активного рефлексивного процесса, отражаю-
щий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном
пути развития и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тож-
дественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою
жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жиз-
ненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые
позволяют действовать последовательно.
Самоидентичность можно определить как способность к самостоятельному
выявлению соответствия личности ее объективной принадлежности к той или
иной системе объектов при сохранении представлений о целостности и уни-
кальности собственного "Я".
Профессиональная идентичность - это объективное и субъективное един-
ство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемствен-
ность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов).
Идентичность рассматривается Л. Б. Шнейдером как самореферентность
(лат. referre - сообщать), сообщение - на основе переживания уникальности
своего бытия и неповторимости личностных свойств - самому себе о том, кто
"Я" есть, и что является "Моим", при наличии своей принадлежности социаль-
ной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций и отношений.
Тогда профессиональная идентичность - это результат процессов профес-
сионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, проявляю-
щийся в осознании себя представителем определенной профессии и профессио-
нального сообщества, определенная степень отождествления-дифференциации
себя с "Делом" и "Другими", проявляющаяся в когнитивно-эмоционально-пове-
денческих самоописаниях "Я".
Профессиональная идентичность - психологическая категория, которая
относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и оп-
ределенному профессиональному сообществу. Профидентичность детерминирована
профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентируется по-
средством речевых средств через образ "Я".
В психологическом смысле, по Э. Эриксону, при становлении профессио-
нальной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации,
доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность, интимность,
творчество, интеграцию. В устойчивом окончательном варианте профессиональ-
ная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладе-
ния профессией (примерно к 30-35 годам) и выступает как устойчивое согла-
сование основных элементов профессионального процесса.
Статусы идентичности.
Преждевременная идентичность - высокие показатели по авторитарности и
низкие по самостоятельности. Преждевременная идентичность возникает в тех
случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов,
идентичность не осознается, скорее это вариант навязанной идентичности.
Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не име-
ется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформиро-
вать. Человек с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "морато-
рия" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может также навсегда
остаться на уровне "преждевременной идентичности", отказавшись от активно-
го выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.
Критериями размытой (диффузной) идентичности являются:
средняя степень неудовлетворенности собой и своими возможностями, со-
мнение в способности вызвать у других уважение;
сомнение в ценности собственной личности, отстраненность, граничащая
с безразличием к собственному "Я", потеря интереса к своему внутреннему
миру;
ригидность Я-концепции - нежелание меняться на фоне общего положи-
тельного отношения к себе;
представление о том, что своя личность, характер и деятельность спо-
собны вызвать презрение, непонимание, осуждение;
наличие внутренних конфликтов личности, сомнений, несогласий с собой,
заниженная самооценка, что приводит к сомнениям в своей способности что-то
изменить или предпринять;
самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неуда-
чи, собственные недостатки ярко выражены.
Мораторий - это статус идентичности, при котором человек находится в
состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя
различные варианты. "Мораторий" обычно предполагает высокий тревожности.
Достигнутая идентичность - статус идентичности, которым обладает че-
ловек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для не-
го целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые,
обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезен-
тацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при по-
ложительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом,
а также полной координации механизмов идентификации и обособления.
Критериями позитивной (зрелой) достигнутой идентичности являются:
представление о том, что личность, характер и деятельность способны выз-
вать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценнос-
ти собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего "Я"
для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе при вы-
сокой внутренней напряженности; желание соответствовать идеальному пред-
ставлению о себе; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; опре-
деленность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что
объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами;
ориентация на других и их значимость.
Псевдоидентичность - стабильное отрицание своей уникальности или, на-
против, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, а также
нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофиро-
ванности, нарушение временной связности жизни, ригидность Я-концепции, бо-
лезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых
случаях псевдоидентичность можно трактовать как гиперидентичность вслед-
ствие тотального поглощения статусом, ролью, работой, другим объектом или
субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств и на-
рушении доверительных, гибких связей с социумом, стремлении достичь цели
любыми средствами.
Для изучения профессиональной идентичности используется методика, по-
строенная на принципах прямого и цепного ассоциативного теста. Первона-
чально испытуемым предъявлялось два слова-стимула: "профессионал " и "не-
профессионал, на которые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных
реакций. Затем уже на эти 10 словстимулов вновь предлагалось записать 10
любых слов, пришедших в голову. Все ассоциативные реакции (первичные и
вторичные) испытуемых сводились воедино. Затем по каждому начальному слову
стимулу "профессионал" и "непрофессионал" проводилась следующая обработка:
группы слов, образующие "гнездо ассоциаций", заменялись одним словом. Сло-
ва, встречающиеся по обоим стимулам, исключались, явные (откровенные) ас-
социации изымались, случайные ассоциации также удалялись из общего набора.
В итоге оставлены ключевые ассоциации со словами-стимулами.
Обработка результатов тестирования.
Сначала подсчитывается число совпадений по ключу с самоописаниями се-
бя в категориях профессионального, а затем - число самоописаний себя в ка-
тегориях непрофессионального. Далее количество слов-реакций описания себя
как профессионала нужно разделить на количество слов-реакций описания себя
как непрофессионала.
Интерпретация.
0-1,0 - Преждевременная идентичность.
1,0-2,0 - Диффузная идентичность.
2,0-3,0 - Мораторий.
3,0-4,0 - Достигнутая позитивная идентичность.
4,0 и выше - Псевдопозитивная идентичность.
Опросник состоит из 76 слов-ассоциаций.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
1. Диагностический коэффициент может принимать значения в диапазоне
от 0 до 38 баллов. При этом все значения выше 4,0 баллов интерпретируются
как "Псевдопозитивная идентичность". Поэтому "техническая" диаграмма от-
ражает только диапазон 0-5 баллов для более дифференцированого отображения
именно диапазона принятия диагностического решения. При превышении 5-бал-
льной отметки реальную выраженность "Псевдопозитивной идентичности" можно
оценить по числовому показателю.
2. Диагностические коэффициенты 0, 1, 2, 3, 4 и выше баллов могут
быть получены при различных соотношениях количественных показателей слов-
реакций описания себя как "живого" и "мертвого". Например, коэффициент 3,0
баллов будет получен при соотношениях 3/1, 6/2, 9/3 ... 36/12. Диагности-
чески это будет один и тот же статус идентичности, однако содержательно
эти варианты будут различными. Подобные особенности результатов тестирова-
ния могут быть вызваны различными причинами, поэтому их интерпретация мо-
жет быть сделана только психологом на основе всей имеющейся дополнительной
информации о личности тестируемого и ситуации обследования.
3. Все слова-реакции выбранные обследуемым приводятся в текстовом от-
чете по результатам тестирования. Это позволяет продолжить ассоциатиатив-
ный ряд по каждому слову для получения дополнительной диагностической ин-
формации.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ).
Ф.И.О:_____________________
Доп. данные:_______________
Диагностическая шкала:
ПИ ╟-░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>>>
0 <──[Пр]──><──[Дф]──><──[Мр]──><──[ДПИ]─><──[ППИ]─>>>
Дополнительные шкалы:
Пр ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> Пр
Нп ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢> Нп
0 <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%
Tестовые показатели:
Профессиональная идентичность - ПИ = 2.00
---
Самоописания в категориях "профессионал" - Пр = 22 58%
Самоописания в категориях "непрофессионал" - Нп = 11 29%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Профессиональная идентичность - объективное и субъективное
единство с профессиональной группой, делом, которое обусловливает
преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и ста-
тусов).
Статус профессиональной идентичности.
Диффузная идентичность - статус идентичности, при котором не
имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно
сформировать. Человек с "диффузной идентичностью" может вступить в
стадию "моратория" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он
может также навсегда остаться на уровне "преждевременной идентич-
ности", отказавшись от активного выбора и самоопределения, или
пойти по пути диффузии. "Диффузной идентичности" соответствует
пониженная интеллектуальная самостоятельность, особенно при реше-
нии сложных задач в стрессовых ситуациях; представители данного
типа в таких случаях чувствуют себя скованными.
Критериями размытой (диффузной) идентичности являются:
средняя степень неудовлетворенности собой и своими возможнос-
тями, сомнение в способности вызвать у других уважение;
сомнение в ценности собственной личности, отстраненность,
граничащая с безразличием к собственному "Я", потеря интереса к
своему внутреннему миру;
ригидность Я-концепции - нежелание меняться на фоне общего
положительного отношения к себе;
представление о том, что своя личность, характер и деятель-
ность способны вызвать презрение, непонимание, осуждение;
наличие внутренних конфликтов личности, сомнений, несогласий
с собой, заниженная самооценка, что приводит к сомнениям в своей
способности что-то изменить или предпринять;
самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи
и неудачи, собственные недостатки ярко выражены.
Самоописания в категориях "профессионал":
Внимательность
Знания
Квалификация
Компетентность
Мастерство
Навык
Независимость
Образованность
Определившийся
Опыт
Преданность делу
Признание
Профессионализм
Самостоятельность
Собранность
Совершенствование
Творчество
Труд
Уважение
Ум
Умение
Упорство
Цель
Самоописания в категориях "непрофессионал":
Запросы
Кризис
Обучающийся
Пессимизм
Подготовка
Претензии
Работяга
Скука
Старания
Усердие
Хобби
|