МЕТОДИКА:                                  
               Методика изучения профессиональной идентичности              
                                  (МИПИ)                                    
                              (Л.Б. Шнейдер).                               
 
      Методика предназначена для изучения профессиональной идентичности.    
      Идентичность - результат активного рефлексивного  процесса,  отражаю- 
 щий подлинные представления субъекта о себе, собственном,  а не навязанном 
 пути развития и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тож- 
 дественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать  свою 
 жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания,  единства  жиз- 
 ненных целей и повседневных поступков, действий  и  их  значений,  которые 
 позволяют действовать последовательно.                                     
 
      Самоидентичность можно определить как способность к  самостоятельному 
 выявлению соответствия личности ее объективной принадлежности  к  той  или 
 иной системе объектов при сохранении представлений о  целостности  и  уни- 
 кальности собственного "Я".                                                
 
      Профессиональная идентичность - это объективное и  субъективное  един- 
 ство с профессиональной группой, делом, которое  обусловливает  преемствен- 
 ность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов).             
 
      Идентичность рассматривается  Л. Б. Шнейдером  как  самореферентность  
 (лат. referre - сообщать), сообщение - на основе переживания  уникальности 
 своего бытия и неповторимости личностных свойств - самому себе о том,  кто  
 "Я" есть, и что является "Моим", при наличии своей принадлежности социаль- 
 ной реальности в форме конкретных жизненных ситуаций и отношений.          
      Тогда профессиональная идентичность - это результат процессов профес- 
 сионального самоопределения, персонализации и  самоорганизации,  проявляю- 
 щийся в осознании себя представителем определенной профессии и  профессио- 
 нального сообщества,  определенная  степень  отождествления-дифференциации 
 себя с "Делом" и "Другими", проявляющаяся в  когнитивно-эмоционально-пове- 
 денческих самоописаниях "Я".                                               
      Профессиональная идентичность -  психологическая  категория,  которая 
 относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и  оп- 
 ределенному профессиональному сообществу. Профидентичность детерминирована 
 профессиональным общением и профессиональным опытом, репрезентируется  по- 
 средством речевых средств через образ "Я".                                 
      В психологическом смысле, по Э. Эриксону, при становлении  профессио- 
 нальной идентичности человек проходит те же этапы, что и при социализации,  
 доверие, автономию, инициативность, достижение, идентичность,  интимность, 
 творчество, интеграцию. В устойчивом окончательном варианте профессиональ- 
 ная идентичность складывается только на достаточно высоких уровнях овладе- 
 ния профессией (примерно к 30-35 годам) и выступает как устойчивое  согла- 
 сование основных элементов профессионального процесса.                     
 
                            Статусы идентичности.                           
      Преждевременная идентичность - высокие показатели по авторитарности и 
 низкие по самостоятельности. Преждевременная  идентичность возникает в тех 
 случаях, когда человек вообще  не  делал  независимых  жизненных  выборов, 
 идентичность не осознается, скорее это вариант навязанной идентичности.    
 
      Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не име- 
 ется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их  активно  сформиро- 
 вать. Человек с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "морато- 
 рия" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может  также  навсегда 
 остаться на уровне "преждевременной идентичности", отказавшись от активно- 
 го выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.                   
      Критериями размытой (диффузной) идентичности являются:                
      средняя степень неудовлетворенности собой и своими возможностями, со- 
 мнение в способности вызвать у других уважение;                            
      сомнение в ценности собственной личности, отстраненность,  граничащая 
 с безразличием к собственному "Я", потеря интереса  к  своему  внутреннему  
 миру;                                                                      
      ригидность Я-концепции - нежелание меняться на  фоне  общего  положи- 
 тельного отношения к себе;                                                 
      представление о том, что своя личность, характер и деятельность  спо- 
 собны вызвать презрение, непонимание, осуждение;                           
      наличие внутренних конфликтов личности, сомнений, несогласий с собой, 
 заниженная самооценка, что приводит к сомнениям в своей способности что-то 
 изменить или предпринять;                                                  
      самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неуда- 
 чи, собственные недостатки ярко выражены.                                  
 
      Мораторий - это статус идентичности, при котором человек находится  в 
 состоянии кризиса идентичности и активно пытается  разрешить  его,  пробуя  
 различные варианты. "Мораторий" обычно предполагает высокий тревожности.   
 
      Достигнутая идентичность - статус идентичности, которым обладает  че- 
 ловек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для не- 
 го целей, ценностей и убеждений, переживающий их как  личностно  значимые, 
 обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезен- 
 тацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при  по- 
 ложительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с  социумом, 
 а также полной координации механизмов идентификации и обособления.         
      Критериями позитивной  (зрелой)  достигнутой  идентичности  являются: 
 представление о том, что личность, характер и деятельность  способны  выз- 
 вать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение  ценнос- 
 ти собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего  "Я" 
 для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе при  вы- 
 сокой внутренней напряженности; желание соответствовать  идеальному  пред- 
 ставлению о себе; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей;  опре- 
 деленность жизненной ситуации; высокая событийность и  общительность,  что 
 объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами;    
 ориентация на других и их значимость.                                      
 
      Псевдоидентичность - стабильное отрицание своей уникальности или, на- 
 против, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию,  а  также  
 нарушение механизмов идентификации и обособления в  сторону  гипертрофиро- 
 ванности, нарушение временной связности жизни, ригидность Я-концепции, бо- 
 лезненное неприятие критики в свой адрес, низкая  рефлексия.  В  некоторых 
 случаях псевдоидентичность можно трактовать как  гиперидентичность  вслед- 
 ствие тотального поглощения статусом, ролью, работой, другим объектом  или 
 субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств  и  на- 
 рушении доверительных, гибких связей с социумом, стремлении  достичь  цели 
 любыми средствами.                                                         
 
      Для изучения профессиональной идентичности используется методика, по- 
 строенная на принципах прямого и цепного  ассоциативного  теста.  Первона- 
 чально испытуемым предъявлялось два слова-стимула: "профессионал " и  "не- 
 профессионал, на которые каждый испытуемый записывал по  10  ассоциативных 
 реакций. Затем уже на эти 10 словстимулов вновь предлагалось  записать  10 
 любых слов, пришедших в голову. Все  ассоциативные  реакции  (первичные  и 
 вторичные) испытуемых сводились воедино. Затем по каждому начальному слову 
 стимулу "профессионал" и "непрофессионал" проводилась следующая обработка: 
 группы слов, образующие "гнездо ассоциаций", заменялись одним словом. Сло- 
 ва, встречающиеся по обоим стимулам, исключались, явные (откровенные)  ас- 
 социации изымались, случайные ассоциации также удалялись из общего набора. 
 В итоге оставлены ключевые ассоциации со словами-стимулами.                
 
      Обработка результатов тестирования.                                   
      Сначала подсчитывается число совпадений по ключу с самоописаниями се- 
 бя в категориях профессионального, а затем - число самоописаний себя в ка- 
 тегориях непрофессионального. Далее количество слов-реакций описания  себя 
 как профессионала нужно разделить на количество слов-реакций описания себя 
 как непрофессионала.                                                       
 
       Интерпретация.                                                       
       0-1,0      - Преждевременная идентичность.                           
       1,0-2,0    - Диффузная идентичность.                                 
       2,0-3,0    - Мораторий.                                              
       3,0-4,0    - Достигнутая позитивная идентичность.                    
       4,0 и выше - Псевдопозитивная идентичность.                          
 
      Опросник состоит из 76 слов-ассоциаций.                               
      Примерное время тестирования 10-15 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. Диагностический коэффициент может принимать значения  в  диапазоне 
 от 0 до 38 баллов. При этом все значения выше 4,0 баллов  интерпретируются 
 как "Псевдопозитивная идентичность". Поэтому "техническая"  диаграмма  от- 
 ражает только диапазон 0-5 баллов для более дифференцированого отображения 
 именно диапазона принятия диагностического решения. При превышении  5-бал- 
 льной отметки реальную выраженность "Псевдопозитивной идентичности"  можно 
 оценить по числовому показателю.                                           
      2. Диагностические коэффициенты 0, 1, 2, 3, 4  и  выше  баллов  могут 
 быть получены при различных соотношениях количественных показателей  слов- 
 реакций описания себя как "живого" и "мертвого". Например, коэффициент 3,0 
 баллов будет получен при соотношениях 3/1, 6/2, 9/3 ... 36/12.  Диагности- 
 чески это будет один и тот же статус  идентичности,  однако  содержательно 
 эти варианты будут различными. Подобные особенности результатов тестирова- 
 ния могут быть вызваны различными причинами, поэтому их интерпретация  мо- 
 жет быть сделана только психологом на основе всей имеющейся дополнительной 
 информации о личности тестируемого и ситуации обследования.                
     3. Все слова-реакции выбранные обследуемым приводятся в текстовом  от- 
 чете по результатам тестирования. Это позволяет продолжить  ассоциатиатив- 
 ный ряд по каждому слову для получения дополнительной диагностической  ин- 
 формации.                                                                  
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ).                    
 Ф.И.О:_____________________                                                
 Доп. данные:_______________                                                
 
 
                      Диагностическая шкала:                                
 
   ПИ ╟-░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢>>>             
 
      0 <──[Пр]──><──[Дф]──><──[Мр]──><──[ДПИ]─><──[ППИ]─>>>                
 
 
                       Дополнительные шкалы:                                
 
   Пр ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓──────────────────────╢> Пр            
 
   Нп ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢> Нп            
 
      0 <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%             
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
    Профессиональная идентичность               -  ПИ =  2.00               
                           ---                                              
    Самоописания в категориях "профессионал"    -  Пр = 22  58%             
    Самоописания в категориях "непрофессионал"  -  Нп = 11  29%             
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Профессиональная идентичность -  объективное  и  субъективное         
 единство с профессиональной группой, делом, которое  обусловливает         
 преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и ста-         
 тусов).                                                                    
 
      Статус профессиональной идентичности.                                 
      Диффузная идентичность - статус идентичности, при котором  не         
 имеется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их  активно         
 сформировать. Человек с "диффузной идентичностью" может вступить в         
 стадию "моратория" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но  он         
 может также навсегда остаться на уровне "преждевременной  идентич-         
 ности", отказавшись от активного  выбора  и  самоопределения,  или         
 пойти по пути  диффузии.  "Диффузной  идентичности"  соответствует         
 пониженная интеллектуальная самостоятельность, особенно при  реше-         
 нии сложных задач в стрессовых  ситуациях;  представители  данного         
 типа в таких случаях чувствуют себя скованными.                            
      Критериями размытой (диффузной) идентичности являются:                
      средняя степень неудовлетворенности собой и своими возможнос-         
 тями, сомнение в способности вызвать у других уважение;                    
      сомнение в  ценности  собственной  личности,  отстраненность,         
 граничащая с безразличием к собственному "Я",  потеря  интереса  к         
 своему внутреннему миру;                                                   
      ригидность Я-концепции - нежелание меняться  на  фоне  общего         
 положительного отношения к себе;                                           
      представление о том, что своя личность, характер  и  деятель-         
 ность способны вызвать презрение, непонимание, осуждение;                  
      наличие внутренних конфликтов личности, сомнений,  несогласий         
 с собой, заниженная самооценка, что приводит к сомнениям  в  своей         
 способности что-то изменить или предпринять;                               
      самообвинение, готовность поставить себе в вину свои  промахи         
 и неудачи, собственные недостатки ярко выражены.                           
 
 
               Самоописания в категориях "профессионал":                    
                          Внимательность                                    
                          Знания                                            
                          Квалификация                                      
                          Компетентность                                    
                          Мастерство                                        
                          Навык                                             
                          Независимость                                     
                          Образованность                                    
                          Определившийся                                    
                          Опыт                                              
                          Преданность делу                                  
                          Признание                                         
                          Профессионализм                                   
                          Самостоятельность                                 
                          Собранность                                       
                          Совершенствование                                 
                          Творчество                                        
                          Труд                                              
                          Уважение                                          
                          Ум                                                
                          Умение                                            
                          Упорство                                          
                          Цель                                              
 
              Самоописания в категориях "непрофессионал":                   
                          Запросы                                           
                          Кризис                                            
                          Обучающийся                                       
                          Пессимизм                                         
                          Подготовка                                        
                          Претензии                                         
                          Работяга                                          
                          Скука                                             
                          Старания                                          
                          Усердие                                           
                          Хобби