МЕТОДИКА:
Mini-Mult
сокращенный вариант MMPI
(Minnesota Multiphasic Personality Inventory).
Мини-мульт разработан шведским психологом Кинканнон и адаптированн в
русском варианте В. П. Зайцевым и В. Н. Козюлей.
Методика предназначена для диагностики личностных особенностей, а
также возможных психопатологических расстройств. Опросник MMPI предложен
С.Хатуэем и Дж.Маккинли и является реализацией типологического подхода к
изучению личности. Для составления утверждений авторы использовали жалобы
больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в кли-
нических руководствах, раннее разработанные опросники. Первоначально ут-
верждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позво-
лило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были со-
поставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических
групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали
здоровых и каждую и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения
объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по ко-
торой та или иная шкала была валидизирована.
При интерпретации данных исходят из того, что, любой показатель, рав-
ный 70Т или выше (пик "профиля"), принимается в качестве нормативного для
выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать,
что значение одного и того же показателя как "патологического" может изме-
няться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал
MMPI; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале деп-
рессии указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал
MMPI "измеряется" не, скажем, депрессия, а симптомы, присущие людям с дан-
ным психическим расстройством. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации
ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал
( и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью MMPI),
данными о личности обследуемого.
Методика Мini-Mult является сокращенным адаптированным вариантом MMPI
и представляет собой метод изучения личностных свойств и степени адаптиро-
ванности обследуемого. Произведено сокращение числа составляющих тест ут-
верждений до 71, отобранных на основе факторного анализа, а также исключе-
ны две шкалы (Mf, Si). Рекомендуется при групповой диагностике, а при ин-
дивидуальной - только в случаях выраженных характерологических особеннос-
тей личности.
В данной компьютерной версии методики реализована интерпретация шкал,
которая отличается от предложенной авторами ММИЛ в их методических реко-
мендациях. Основное отличие - тексты интерпретаций составлены в более
"мягкой" форме, исключающей негативные оценки личности обследуемого. Авто-
матическая интерпретация реализована в форме сплошной интерпретации по
всем шкалам, превышающим определенное диагностическое значение, так как
всегда проще убирать "лишние" характеристики, чем добавлять новые.
Опросник состоит из 71 утверждения.
Примерное время тестирования 20-30 мин.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
Примечание: данная методика характеризуется достаточно сложным харак-
тером взаимодействия различных шкал, поэтому результаты обследования в по-
давляющем большинстве случаев должны корректироваться психологом. В данном
примере с помощью вызова текстового редактора были удалены все разделы ин-
терпретации для шкал ниже 70Т (примерное время коррекции 3 мин.).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Minnesota Multiphasic Personality Inventory (MMPI).
Ф.И.О: ______________________________
Доп. данные: ________________________
Личностный профиль.
* * *
120 ┼ ┼ ┼ 120
│ │ │
110 ┼ ┼ ┼ 110
│ │ │
100 ┼ ┼ ┼ 100
│ │ │
90 ┼ ┼ ┼ 90
│ │ │
80 ┼ ┼ ██ ██ ┼ 80
│ │ ██ ██ │
70 ┼──────────────┼──────────────██──────────██──────┼ 70
│ │ ██ ██ ██ ██ │
60 ┼ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 60
│ ▄▄ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
50 ┼──██──██──██──┼──██──██──██──██──██──██──██──────┼ 50
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
40 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 40
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
30 ┼──██──██──██──┼──██──██──██──██──██──██──██──██──┼ 30
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
20 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 20
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
10 ┼ ██ ██ ██ ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ┼ 10
│ ██ ██ ██ │ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ │
0 ┼──+───+───+───┼──+───+───+───+───+───+───+───+───┼ 0
L F K Hs D Hy Pd Pa Pt Sc Ma
Код личностного профиля по м.Уэлша : 48"'2713-6/9 K-FL
ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ:
L = 54 F = 55 K = 63
ОСНОВНЫЕ ШКАЛЫ:
1. Hs = 62 6. Pa = 56
2. D = 69 7. Pt = 68
3. Hy = 62 8. Sc = 82
4. Pd = 82 9. Ma = 46
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Некоторая осторожность, защитная реакция на попытку вторжения
в мир внутренних переживаний личности; сознательная или непредна-
меренная тенденция к отрицанию какой-либо информации, свидетельст-
вующей о наличии затруднений, проблем или конфликтов.
Импульсивность, высказывания и действия могут опережать плано-
мерную и последовательную продуманность поведения; отрицание авто-
ритетов, повышенная критичность к существующим нормам и правилам,
ориентация на собственное мнение, а еще больше - на собственные
побуждения; стремление к доминированию, прямолинейность, некоторая
неосторожность и неосмотрительность, высокий уровень притязаний,
потребность в достижениях, тенденция всегда находить оправдание
своим поступкам.
Выраженная индивидуалистичность, своеобразие взглядов (а, воз-
можно, и увлечений), субъективизм в оценках людей и явлений дейст-
вительности, категоричность суждений, некоторая холодность и замк-
нутость в общении, предпочтение жить внутренним миром, склонность
к переживаниям чувства одиночества и непонимания со стороны окру-
жающих, тенденция к интеллектуальной переработке возникающих зат-
руднений и уходу в мир мечты и фантазии.
|