МЕТОДИКА:
Методика изучения личностной идентичности
(МИЛИ)
(Л.Б. Шнейдер).
Методика предназначена для изучения личностной идентичности.
Идентичность - результат активного рефлексивного процесса, отражаю-
щий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном
пути развития и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тож-
дественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою
жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жиз-
ненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые
позволяют действовать последовательно.
Самоидентичность можно определить как способность к самостоятельному
выявлению соответствия личности ее объективной принадлежности к той или
иной системе объектов при сохранении представлений о целостности и уни-
кальности собственного "Я".
Личностная идентичность есть самореферентность, то есть ощущение и
осознавание уникальности "Я" в его экзистенции и неповторимости личностных
качеств, при наличии своей принадлежности социальной реальности.
Статусы идентичности.
Преждевременная идентичность - высокие показатели по авторитарности и
низкие по самостоятельности. Преждевременная идентичность возникает в тех
случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов,
идентичность не осознается, скорее это вариант навязанной идентичности.
Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не име-
ется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформиро-
вать. Человек с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "морато-
рия" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может также навсегда
остаться на уровне "преждевременной идентичности", отказавшись от активно-
го выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.
Критериями размытой (диффузной) идентичности являются:
средняя степень неудовлетворенности собой и своими возможностями, со-
мнение в способности вызвать у других уважение;
сомнение в ценности собственной личности, отстраненность, граничащая
с безразличием к собственному "Я", потеря интереса к своему внутреннему
миру;
ригидность Я-концепции - нежелание меняться на фоне общего положи-
тельного отношения к себе;
представление о том, что своя личность, характер и деятельность спо-
собны вызвать презрение, непонимание, осуждение;
наличие внутренних конфликтов личности, сомнений, несогласий с собой,
заниженная самооценка, что приводит к сомнениям в своей способности что-то
изменить или предпринять;
самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неуда-
чи, собственные недостатки ярко выражены.
Мораторий - это статус идентичности, при котором человек находится в
состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя
различные варианты. "Мораторий" обычно предполагает высокий тревожности.
Достигнутая идентичность - статус идентичности, которым обладает че-
ловек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для не-
го целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые,
обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезен-
тацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при по-
ложительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом,
а также полной координации механизмов идентификации и обособления.
Критериями позитивной (зрелой) достигнутой идентичности являются:
представление о том, что личность, характер и деятельность способны выз-
вать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценнос-
ти собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего "Я"
для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе при вы-
сокой внутренней напряженности; желание соответствовать идеальному пред-
ставлению о себе; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; опре-
деленность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что
объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами;
ориентация на других и их значимость.
Псевдоидентичность - стабильное отрицание своей уникальности или, на-
против, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, а также
нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофиро-
ванности, нарушение временной связности жизни, ригидность Я-концепции, бо-
лезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых
случаях псевдоидентичность можно трактовать как гиперидентичность вслед-
ствие тотального поглощения статусом, ролью, работой, другим объектом или
субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств и на-
рушении доверительных, гибких связей с социумом, стремлении достичь цели
любыми средствами.
Для изучения личностной идентичности используется методика, построен-
ная на принципах прямого и цепного ассоциативного теста. Первоначально ис-
пытуемым предъявлялось два слова-стимула: "живое" и "мертвое", на которые
каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на эти
10 слов-стимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших в
голову. Все ассоциативные реакции (первичные и вторичные) испытуемых сво-
дились воедино.
Затем по каждому начальному слову-стимулу "живое" и "мертвое" прово-
дилась следующая обработка: группы слов, образующие "гнездо ассоциаций",
заменялись одним словом. Слова, встречающиеся по обоим стимулам, исключа-
лись, явные (откровенные) ассоциации изымались, случайные ассоциации также
удалялись из общего набора. В итоге оставлены ключевые ассоциации со сло-
вами-стимулами.
Обработка результатов тестирования.
Сначала подсчитывается число совпадений по ключу с самоописаниями
себя в категориях живого, а затем число самоописаний себя в категориях
мертвого. Далее количество слов-реакций описания себя как живого нужно
разделить на количество слов-реакций описания себя как мертвого.
Интерпретация.
0-1,0 - Преждевременная идентичность.
1,0-2,0 - Диффузная идентичность.
2,0-3,0 - Мораторий.
3,0-4,0 - Достигнутая позитивная идентичность.
4,0 и выше - Псевдопозитивная идентичность.
Опросник состоит из 218 ассоциаций.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика изучения личностной идентичности (МИЛИ).
Ф.И.О:______________________
Доп. данные:________________
Диагностическая шкала:
ЛИ ╟-░░░░░░░────────────────────────────────────────────╢>>>
0 <──[Пр]──><──[Дф]──><──[Мр]──><──[ДПИ]─><──[ППИ]─>>>
Дополнительные шкалы:
Жв ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────╢> Жв
Мр ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓───────────────────────╢> Мр
0 <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%
Tестовые показатели:
Личностная идентичность - ЛИ = 0.68
---
Самоописания в категориях "живого" - Жв = 42 39%
Самоописания в категориях "мертвого" - Мр = 62 57%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Личностная идентичность - самореферентность, то есть ощущение
и осознавание уникальности "Я" в его экзистенции и неповторимости
личностных качеств, при наличии своей принадлежности социальной
реальности.
Статус личностной идентичности.
Преждевременная идентичность - высокие показатели по автори-
тарности и низкие по самостоятельности. Преждевременная идентич-
ность возникает в тех случаях, когда человек вообще не делал неза-
висимых жизненных выборов, идентичность не осознается, скорее это
вариант навязанной идентичности. Преждевременной идентичности со-
ответствует пониженная интеллектуальная самостоятельность, особен-
но при решении сложных задач в стрессовых ситуациях; представители
данного типа в таких пытаются выйти из игры.
Самоописания в категориях "живого":
Актер
Борьба
Взгляд
Выздороветь
Дети
Домашний уют
Думающий
Душа
Дышать
Еда
Желать
Живопись
Знания
Интерес
Лес
Мир
Мыслящий
Настоящий
Находки
Нервы
Отдых
Привычки
Прическа
Промахи
Работа
Развивающийся
Разговор
Реалистичный
Родители
Рождение
Рост
Семья
Сеть
Силуэт
Спать
Спорт
Способный
Учеба
Философ
Хобби
Чувствовать
Юла
Самоописания в категориях "мертвого":
Авария
Безмолвный
Близкие
Видение
Время
Выход
Глубина
Горький
Грубый
Грусть
Деньги
Драка
Дума
Забытый
Завершение
Запредельный
Зона
Итог
Камень
Крест
Крик
Лед
Люди
Молитва
Мрак
Напряжение
Недоступный
Неподвижный
Несчастье
Обида
Одиночество
Окаменевший
Осознать
Отделение
Отсутствующий
Ощущение
Печаль
Пострадавший
Пустота
Равнодушный
Регресс
Речи
Родня
Слезы
Случай
Спертый воздух
Снег
Соль
Старость
Страх
Судьба
Толпа
Тормоз
Туча
Тяжесть
Удар
Уход
Холод
Чужой
Этап
Эфемерность
Яма
|