МЕТОДИКА:
Методика изучения гендерной идентичности
(МИГИ)
(Л.Б. Шнейдер).
Методика предназначена для изучения гендерной идентичности.
Идентичность - результат активного рефлексивного процесса, отражаю-
щий подлинные представления субъекта о себе, собственном, а не навязанном
пути развития и сопровождающийся ощущением личностной определенности, тож-
дественности и целостности, дающей возможность субъекту воспринимать свою
жизнь как опыт продолжительности и непрерывности сознания, единства жиз-
ненных целей и повседневных поступков, действий и их значений, которые
позволяют действовать последовательно.
Самоидентичность можно определить как способность к самостоятельному
выявлению соответствия личности ее объективной принадлежности к той или
иной системе объектов при сохранении представлений о целостности и уни-
кальности собственного "Я".
Гендерная идентичность - единство поведения и самосознания индивида,
причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования
соответствующей половой роли.
Маскулинность и феминность (от лат. masculinus мужской и femininus -
женский) - нормативные представления о соматических, психических и пове-
денческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового
символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.
Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида,
причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования
соответствующей половой роли.
Половая идентичность основывается на соматических признаках (образ
тела) и на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по
степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемин-
ности.
Статусы идентичности.
Преждевременная идентичность - высокие показатели по авторитарности и
низкие по самостоятельности. Преждевременная идентичность возникает в тех
случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов,
идентичность не осознается, скорее это вариант навязанной идентичности.
Диффузная идентичность - это статус идентичности, при котором не име-
ется прочных целей, ценностей и убеждений и попыток их активно сформиро-
вать. Человек с "диффузной идентичностью" может вступить в стадию "морато-
рия" и затем перейти к "зрелой идентичности". Но он может также навсегда
остаться на уровне "преждевременной идентичности", отказавшись от активно-
го выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии.
Критериями размытой (диффузной) идентичности являются:
средняя степень неудовлетворенности собой и своими возможностями, со-
мнение в способности вызвать у других уважение;
сомнение в ценности собственной личности, отстраненность, граничащая
с безразличием к собственному "Я", потеря интереса к своему внутреннему
миру;
ригидность Я-концепции - нежелание меняться на фоне общего положи-
тельного отношения к себе;
представление о том, что своя личность, характер и деятельность спо-
собны вызвать презрение, непонимание, осуждение;
наличие внутренних конфликтов личности, сомнений, несогласий с собой,
заниженная самооценка, что приводит к сомнениям в своей способности что-то
изменить или предпринять;
самообвинение, готовность поставить себе в вину свои промахи и неуда-
чи, собственные недостатки ярко выражены.
Мораторий - это статус идентичности, при котором человек находится в
состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя
различные варианты. "Мораторий" обычно предполагает высокий тревожности.
Достигнутая идентичность - статус идентичности, которым обладает че-
ловек, сформировавший определенную совокупность личностно значимых для не-
го целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые,
обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезен-
тацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при по-
ложительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом,
а также полной координации механизмов идентификации и обособления.
Критериями позитивной (зрелой) достигнутой идентичности являются:
представление о том, что личность, характер и деятельность способны выз-
вать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценнос-
ти собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего "Я"
для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе при вы-
сокой внутренней напряженности; желание соответствовать идеальному пред-
ставлению о себе; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; опре-
деленность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что
объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами;
ориентация на других и их значимость.
Псевдоидентичность - стабильное отрицание своей уникальности или, на-
против, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, а также
нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофиро-
ванности, нарушение временной связности жизни, ригидность Я-концепции, бо-
лезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых
случаях псевдоидентичность можно трактовать как гиперидентичность вслед-
ствие тотального поглощения статусом, ролью, работой, другим объектом или
субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств и на-
рушении доверительных, гибких связей с социумом, стремлении достичь цели
любыми средствами.
Для изучения гендерной идентичности используется методика, построен-
ная на принципах прямого и цепного ассоциативного теста. Первоначально ис-
пытуемым предъявлялось два слова-стимула: "женщина" и "мужчина", на кото-
рые каждый испытуемый записывал по 10 ассоциативных реакций. Затем уже на
эти 10 слов-стимулов вновь предлагалось записать 10 любых слов, пришедших
в голову. Все ассоциативные реакции (первичные и вторичные) испытуемых
сводились воедино.
Затем по каждому начальному слову-стимулу "женщина" и "мужчина" про-
водилась следующая обработка: группы слов, образующие "гнездо ассоциаций",
заменялись одним словом. Слова, встречающиеся по обоим стимулам, исключа-
лись, явные (откровенные) ассоциации изымались, случайные ассоциации также
удалялись из общего набора. В итоге оставлены ключевые ассоциации со сло-
вами-стимулами.
Методика изучения гендерной идентичности проверялась по методике
С. Бэм: сравнивались результаты, полученные по тесту С. Бэм, и результаты,
полученные по МИГИ.
Корреляция значима и для результатов мужчин, и для результатов женщин
при р < 0,01. Это свидетельствует о том, методика измерения гендерной
идентичности действительно измеряет гендерные особенности (фемининность,
маскулинность и андрогинию по С. Бэм).
Сравнивая, тест С. Бэм с тестом на идентичность обнаруживается следу-
ющее: 50 % респондентов женщин показали высокий уровень фемининности по
критериям теста С. Бэм, и только 21 % из этих женщин имеют показатель дос-
тигнутой позитивной идентичности по тесту МИГИ. Следовательно, однозначно
утверждать, что это эквивалентные опросники, - нельзя. Гендерная идентич-
ность несводима только к проявлениям фемининности, маскулинности или ан-
дрогинии. Это еще нагляднее обнаруживается в результатах мужской выборки.
Учитывая стаж работы и возраст, по тесту С. Бэм, фемининность проявляется
в 50 % случаев у бортпроводников-женщин со стажем работы свыше двадцати
лет и в возрасте старше сорока лет. Гендерная идентичность при стаже рабо-
ты больше 10 лет, как выясняется, чаще всего приобретает диффузный харак-
тер, возможно, это связано с профессиональными деформациями и эмоциональ-
ным выгоранием. То есть на гендерную идентичность оказывает влияние не
только половая принадлежность, но и особенности протекания профессионали-
зации и социализации.
Обработка результатов тестирования.
Сначала подсчитывается число совпадений по ключу с самоописаниями се-
бя в категориях женщины (если респондент - женщина) или мужчины (если рес-
пондент - мужчина), а затем число самоописаний себя в категориях противо-
положного пола. Далее количество слов-реакций описания себя как женщины/
мужчины нужно разделить на количество слов-реакций описания себя как лица
противоположного пола.
Интерпретация.
0-1,0 - Преждевременная идентичность.
1,0-2,0 - Диффузная идентичность.
2,0-3,0 - Мораторий.
3,0-4,0 - Достигнутая позитивная идентичность.
4,0 и выше - Псевдопозитивная идентичность.
Опросник состоит из 138 слов-ассоциаций.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
Примечание к компьютерной версии.
1. Диагностический коэффициент может принимать значения в диапазоне
от 0 до 69 баллов. При этом все значения выше 4,0 баллов интерпретируются
как "Псевдопозитивная идентичность". Поэтому "техническая" диаграмма от-
ражает только диапазон 0-5 баллов для более дифференцированого отображения
именно диапазона принятия диагностического решения. При превышении 5-бал-
льной отметки реальную выраженность "Псевдопозитивной идентичности" можно
оценить по числовому показателю.
2. Диагностические коэффициенты 0, 1, 2, 3, 4 и выше баллов могут
быть получены при различных соотношениях количественных показателей слов-
реакций описания себя как "живого" и "мертвого". Например, коэффициент 3,0
баллов будет получен при соотношениях 3/1, 6/2, 9/3 ... 69/23. Диагности-
чески это будет один и тот же статус идентичности, однако содержательно
эти варианты будут различными. Подобные особенности результатов тестирова-
ния могут быть вызваны различными причинами, поэтому их интерпретация мо-
жет быть сделана только психологом на основе всей имеющейся дополнительной
информации о личности тестируемого и ситуации обследования.
3. Все слова-реакции выбранные обследуемым приводятся в текстовом от-
чете по результатам тестирования. Это позволяет продолжить ассоциатиатив-
ный ряд по каждому слову для получения дополнительной диагностической ин-
формации.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика изучения гендерной идентичности (МИГИ).
Ф.И.О:___________________
Доп. данные:_____________
Диагностическая шкала:
ГИ ╟-░░░░░░░░░░▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████#######────╢>>>
0 <──[Пр]──><──[Дф]──><──[Мр]──><──[ДПИ]─><──[ППИ]─>>>
Дополнительные шкалы:
Жн ╟-▒▒▒▒▒──────────────────────────────────────────────╢> Жн
Мж ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────────────────╢> Мж
0 <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──> 100%
Tестовые показатели:
Гендерная идентичность - ГИ = 4.71
---
Самоописания в категориях "женщина" - Жн = 7 10%
Самоописания в категориях "мужчина" - Мж = 33 48%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Статус гендерной идентичности.
Псевдоидентичность - стабильное отрицание своей уникальности
или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стерео-
типию, а также нарушение механизмов идентификации и обособления в
сторону гипертрофированности, нарушение временной связности жизни,
ригидность Я-концепции, болезненное неприятие критики в свой ад-
рес, низкая рефлексия. В некоторых случаях псевдоидентичность мож-
но трактовать как гиперидентичность вследствие тотального поглоще-
ния статусом, ролью, работой, другим объектом или субъектом, при
высоко положительном оценивании собственных качеств и нарушении
доверительных, гибких связей с социумом, стремлении достичь цели
любыми средствами.
Самоописания в категориях "женщина":
Дети
Жизнь
Нервы
Обеспеченность
Поведение
Симпатия
Собственность
Самоописания в категориях "мужчина":
Барьер
Бесстрашие
Бизнес
Бумажник
Власть
Воля
Глава
Государство
Джинсы
Доверие
Защита
Лидерство
Логика
Мужество
Мысль
Надежда
Независимость
Необходимость
Опора
Отвага
Офис
Политика
Рациональность
Роль
Секс
Сила
Строгость
Точность
Уверенность
Усталость
Храбрость
Четкость
Юмор
|