МЕТОДИКА:
Интервью для диагностики насилия
(М.В. Фадеева, Е.В. Шапошникова).
Данная методика разработана сотрудниками Нижегородского ресурсного
центра "Детство без насилия и жестокости М.В. Фадеевой, Е.В. Шапошниковой
под руководством профессора Е.Н. Волковой, и применяется для диагностики
распространенности случаев насилия и жестокого обращения среди подростков.
Говоря о насилии по отношению к детям, часто употребляется два основ-
ных понятия: собственно насилие над детьми (англ. abuse - насилие, зло-
употребление) и "жестокое обращение с детьми" (англ. maltreatment - пло-
хой, недостаточный уход). Эти термины применяются в Х Международной клас-
сификации болезней и причин смерти, по которой кодируются документы лечеб-
ных учреждений в России.
В 1999 году Всемирная организация здравоохранения предложила следую-
щее определение насилия по отношению к детям:
Насилие - это все формы физического и/или эмоционального жестокого
обращения, сексуальное насилие, пренебрежение или пренебрежительное отно-
шение, коммерческая или иная эксплуатация, которая ведет к реальному или
потенциальному урону здоровью ребенка, его жизни, развитию или достоинству
в контексте отношений ответственности, доверия или силы.
По отношению к насилию над детьми различают четыре основных вида на-
силия - физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое (психо-
эмоциональное) насилие и пренебрежение основными нуждами детей. Эти виды
насилия включают широкий диапазон различных действий.
Физическое насилие - это нанесение физических повреждений ребенку или
риск таких повреждений. Физическое насилие включает в себя такие действия,
как удары кулаком, избиение, удары ногой, "трясение", кусание, поджигание,
удушение, погружение в горячую воду, и любые иные действия, вызывающие
внешние (синяки, переломы костей, шрамы, ожоги, кровоизлияния сетчатки)
или внутренние повреждения.
Психологическое насилие - это постоянно повторяющиеся унижения, ос-
корбления, издевательства или терроризирования (угрозы, подвергание опас-
ностям) ребенка. Часто психологическое насилие обозначают как эмоциональ-
ное насилие (по направленности на эмоциональную сферу психического) и вер-
бальное насилие (по способу нанесения травмы).
Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кли-
чек, оскорблениями, угрозой физической расправы или ущерба, криком и про-
явлением гнева, отказом во взаимоотношениях (эмоциональная и вербальная
изоляция), давлением или принуждением выполнять то, что человек выполнять
не хочет.
Сексуальное насилие - это сексуальное поведение взрослого, вовлекаю-
щее в сексуальные действия ребенка, или сексуальная эксплуатация ребенка.
Сексуальное насильственное поведение включает в себя не только изнасилова-
ние, но и другие действия. Его диапазон широк и включает нежелательные
сексуальные комментарии и взгляды; словесные оскорбления и скабрезные за-
мечания; эксгибиционизм (демонстрация половых органов); нежелательные при-
косновения и ощупывания частей тела; вуайеризм (систематическое подгляды-
вание); обман (особенно в отношении детей и подростков) и запугивание,
шантаж и принуждение к близости через физический вред или угрозу вреда
семье и друзьям; настойчивое давление и принуждение к проституции; сообще-
ние информации, несоответствующей возрасту и инцест; демонстрация порно и
развратные действия, а также непристойные телефонные звонки.
Крайней степенью сексуального насилия является изнасилование.
Сексуальное насилие в отношении детей включает большее количество
действий и дополняется такими из них, как принуждение или поощрение ребен-
ка совершать сексуально окрашенные прикосновения к телу взрослого или ре-
бенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение в оргии и ритуалы, со-
провождаемые сексуальными действиями. Отметим, что не все сексуальные на-
сильственные действия включают раздевание и прикосновения. Принципиально
важным при определении сексуального насилия является тот факт, что при
сексуальном насилии вовлечение ребенка в ситуацию производится взрослым
человеком или кем-то значительно старшим по возрасту или положению, нахо-
дящимся в позиции власти или доверия. Ребенок не способен осознанно дать
согласие на какие-либо сексуальные отношения со взрослым и часто не вос-
принимает ситуацию сексуального насилия как насильственную. Более того, и
многие взрослые люди, считают, что если нет физического ущерба ребенку, и
если ребенок сам согласился на сексуальные действия со взрослыми, то такие
случаи не относятся к сексуальному насилию.
Пренебрежение нуждами детей - это неисполнение родителем или лицом
его заменяющим обязанностей по надзору, защите и обеспечению основных пот-
ребностей ребенка, наносящее значительный вред нормальному развитию ребен-
ку или серьезный риск такого вреда.
Различают пренебрежение физическими потребностями (потребность в пи-
ще, одежде, приюте, недостаток присмотра или защиты от опасности), пренеб-
режение медицинскими нуждами, пренебрежение потребности в образовании и
психологическое пренебрежение. Психологическое пренебрежение - это посто-
янное невыполнение родителем или лицом его заменяющим потребности ребенка
в поддержке, внимании и любви. Насилие - это также пренебрежение родителя-
ми своими обязанностями, невнимание, эмоциональная холодность, грубость по
отношению к детям, унижение человеческого достоинства и любое нарушение
внутренней границы личностных переживаний.
Методика существует в двух вариантах: для подростков 11-12 лет и для
подростков 13-14 лет.
Методика интервью проводится индивидуально.
Интерпретация результатов проходит путем подсчета ответов на вопросы
к ситуациям с I по XII.
Если ребенок дает большинство ответов под номером 1 (на XII вопрос -
"да"), то, скорее всего, он периодически переживает ситуацию насилию.
Если большинство ответов под номером 2 (на XII вопрос - "трудно ска-
зать"), то в жизни ребенка, возможно, был эпизод насилия.
Если же большинство ответов под номером 3 (на XII вопрос - "нет"), то
ребенок, скорее всего, ситуацию насилия не переживал.
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Интервью для диагностики насилия.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
1 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██───────────────────╢>
2 ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒─────────────────────────────────────╢>
3 ╟─▒▒▒▒───────────────────────────────────────────────╢>
<──[--]──><──[-]───><──[=]───><──[+]───><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. Сумма ответов №1 (полное согласие) - "1" = 28 64%
2. Сумма ответов №2 (частичное согласие) - "2" = 12 27%
3. Сумма ответов №3 (отрицание) - "3" = 4 9%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенная вероятность того, что ребенок периодически пережи-
вает ситуацию насилию.
|