МЕТОДИКА:
Мотивация к игровой деятельности
(Алехин В.М.).
Методика предназначена для диагностики структуры и иерархии мотивации
игровой деятельности. Необходимость в ее разработке возникла в период ши-
рокого развития в России игровых клубов и автоматов и увеличения числа па-
циентов с диагнозом "Патологическое влечение к азартным играм" F 63.0 по
МКБ-10 (См. описание методики "Диагностика игровой зависимости".
За основу структуры игровой мотивации была взята классификация алко-
гольной мотивации Завьялова В.Ю. Из опыта работы с пациентами страдающими
игровой зависимостью, а также на основания изучения научной литературы по
данной проблеме данная классификация была уточнена и приняла следующий
вид:
1. Познавательные мотивы: направленность на удовлетворение любопыт-
ства или интереса к игровым видам деятельности.
2. Времяпрепровождение: cтремление заполнить сводное время участием в
игре.
3. Коммуникативные мотивы: стремление использовать игровую деятель-
ность как средство общения с окружающими.
4. Мотивы денежного выигрыша: cтремление к немедленному финансовому
успеху без приложения длительных волевых усилий.
5. Гедонистические мотивы: стремление к получению удовольствия, пси-
хосоматическому комфорту, эйфорическому состоянию.
6. Атарактические мотивы: cтремление к нейтрализации негативных эмо-
циональных состояний.
7. Мотивы гиперактивации поведения: стремление к достижению психости-
мулирующего эффекта от участия в игре, желание выйти из состояния скуки,
психологической "пустоты".
8. Мотивы релаксации: стремление к снятию нервно-психической напря-
женности, достижению состояния психологической расслабленности и покоя.
9. Аддиктивные мотивы: потребность в игровой деятельности, наличие
пристрастия, фиксации в сознании труднопреодолимого влечения к участию в
игре.
10. Абстинентные мотивы: стремление к преодолению психофизического
дискомфорта, связанного с вынужденным перерывом в игровой деятельности.
Ограниченность количества клиентов, обратившихся за психологической
помощью в связи с игровой зависимостью не позволило собрать достаточный
статистический материал для стандартизации данной методики как психологи-
ческого теста. Поэтому, в практической деятельности, этот опросник реко-
мендуется использовать как стандартизированное интервью, которое позволя-
ет клиенту лучше сформулировать свои проблемы и представить их в нагляд-
ном виде в форме диаграммы.
Опросник состоит из 30 утверждений.
Примерное время тестирования 15-20 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Mотивация к игровой деятельности.
Ф.И.О:
Доп. данные:
Диаграмма:
*
12 ┼───────────────────────────────
11 ┼
10 ┼ ▄▄
9 ┼──────────██───────────────────
8 ┼ ▄▄ ██ ▄▄
7 ┼ ██ ██ ██
6 ┼────██────██─██──────────▄▄────
5 ┼ ██ ██ ██ ▄▄ ██
4 ┼ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ▄▄
3 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██
2 ┼ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
1 ┼ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██
0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*
Пз Вп Км Фн Гд Ат Гп Рл Ад Аб
Мотивы игровой деятельности:
1. Познавательные мотивы - Пз = 2
2. Времяпрепровождение - Вп = 8
3. Коммуникативные мотивы - Км = 0
4. Мотивы денежного выигрыша - Фн = 10
5. Гедонистические мотивы - Гд = 8
6. Атарактические мотивы - Ат = 5
7. Мотивы гиперактивации поведения - Гп = 4
8. Мотивы релаксации - Рл = 3
9. Аддиктивные мотивы - Ад = 6
10. Абстинентные мотивы - Аб = 4
Общий уровень напряженности игровой мотивации: 50
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Познавательные мотивы: направленность на удовлетворение любо-
пытства или интереса к игровым видам деятельности.
Уровень мотивации: низкий.
Времяпрепровождение: cтремление заполнить сводное время учас-
тием в игре.
Уровень мотивации: повышенный.
Коммуникативные мотивы: стремление использовать игровую дея-
тельность как средство общения с окружающими.
Мотивация отсутствует.
Мотивы денежного выигрыша: cтремление к немедленному финансо-
вому успеху без приложения длительных волевых усилий.
Уровень мотивации: высокий.
Гедонистические мотивы: стремление к получению удовольствия,
психосоматическому комфорту, эйфорическому состоянию.
Уровень мотивации: повышенный.
Атарактические мотивы: cтремление к нейтрализации негативных
эмоциональных состояний.
Уровень мотивации: слабо выраженный.
Мотивы гиперактивации поведения: стремление к достижению пси-
хостимулирующего эффекта от участия в игре, желание выйти из со-
стояния скуки, психологической "пустоты".
Уровень мотивации: слабо выраженный.
Мотивы релаксации: стремление к снятию нервно-психической на-
пряженности, достижению состояния психологической расслабленности
и покоя.
Уровень мотивации: низкий.
Аддиктивные мотивы: потребность в игровой деятельности, нали-
чие пристрастия, фиксации в сознании труднопреодолимого влечения к
участию в игре.
Уровень мотивации: средний.
Абстинентные мотивы: стремление к преодолению психофизическо-
го дискомфорта, связанного с вынужденным перерывом в игровой дея-
тельности.
Уровень мотивации: слабо выраженный.
|