МЕТОДИКА:                                  
                     Мотивация к игровой деятельности                       
                               (Алехин В.М.).                               
 
      Методика предназначена для диагностики структуры и иерархии мотивации 
 игровой деятельности. Необходимость в ее разработке возникла в период  ши- 
 рокого развития в России игровых клубов и автоматов и увеличения числа па- 
 циентов с диагнозом "Патологическое влечение к азартным играм"  F 63.0  по 
 МКБ-10 (См. описание методики "Диагностика игровой зависимости".           
      За основу структуры игровой мотивации была взята классификация  алко- 
 гольной мотивации Завьялова В.Ю. Из опыта работы с пациентами  страдающими 
 игровой зависимостью, а также на основания изучения научной литературы  по 
 данной проблеме данная классификация была  уточнена  и  приняла  следующий 
 вид:                                                                       
      1. Познавательные мотивы: направленность на  удовлетворение  любопыт- 
 ства или интереса к игровым видам деятельности.                            
      2. Времяпрепровождение: cтремление заполнить сводное время участием в 
 игре.                                                                      
      3. Коммуникативные мотивы: стремление использовать  игровую  деятель- 
 ность как средство общения с окружающими.                                  
      4. Мотивы денежного выигрыша: cтремление к  немедленному  финансовому 
 успеху без приложения длительных волевых усилий.                           
      5. Гедонистические мотивы: стремление к получению удовольствия,  пси- 
 хосоматическому комфорту, эйфорическому состоянию.                         
      6. Атарактические мотивы: cтремление к нейтрализации негативных  эмо- 
 циональных состояний.                                                      
      7. Мотивы гиперактивации поведения: стремление к достижению психости- 
 мулирующего эффекта от участия в игре, желание выйти из  состояния  скуки, 
 психологической "пустоты".                                                 
      8. Мотивы релаксации: стремление к снятию  нервно-психической  напря- 
 женности, достижению состояния психологической расслабленности и покоя.    
      9. Аддиктивные мотивы: потребность в  игровой  деятельности,  наличие 
 пристрастия, фиксации в сознании труднопреодолимого влечения к  участию  в 
 игре.                                                                      
      10. Абстинентные мотивы: стремление  к  преодолению  психофизического 
 дискомфорта, связанного с вынужденным перерывом в игровой деятельности.    
 
      Ограниченность количества клиентов, обратившихся  за  психологической 
 помощью в связи с игровой зависимостью не  позволило  собрать  достаточный 
 статистический материал для стандартизации данной методики как  психологи- 
 ческого теста. Поэтому, в практической деятельности, этот  опросник  реко- 
 мендуется использовать как стандартизированное интервью, которое  позволя- 
 ет клиенту лучше сформулировать свои проблемы и представить их  в  нагляд- 
 ном виде в форме диаграммы.                                                
 
      Опросник состоит из 30 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                           
 
 Методика: Mотивация к игровой деятельности.                                
 Ф.И.О:                                                                     
 Доп. данные:                                                               
 
                              Диаграмма:                                    
 
                   *                                                        
                12 ┼───────────────────────────────                         
                11 ┼                                                        
                10 ┼          ▄▄                                            
                 9 ┼──────────██───────────────────                         
                 8 ┼    ▄▄    ██ ▄▄                                         
                 7 ┼    ██    ██ ██                                         
                 6 ┼────██────██─██──────────▄▄────                         
                 5 ┼    ██    ██ ██ ▄▄       ██                             
                 4 ┼    ██    ██ ██ ██ ▄▄    ██ ▄▄                          
                 3 ┼    ██    ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██                          
                 2 ┼ ▄▄ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 1 ┼ ██ ██    ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██                          
                 0 ┼─+──+──+──+──+──+──+──+──+──+──*                        
                     Пз Вп Км Фн Гд Ат Гп Рл Ад Аб                          
 
                     Мотивы игровой деятельности:                           
 
            1. Познавательные мотивы            -  Пз =  2                  
            2. Времяпрепровождение              -  Вп =  8                  
            3. Коммуникативные мотивы           -  Км =  0                  
            4. Мотивы денежного выигрыша        -  Фн = 10                  
 
            5. Гедонистические мотивы           -  Гд =  8                  
            6. Атарактические мотивы            -  Ат =  5                  
            7. Мотивы гиперактивации поведения  -  Гп =  4                  
            8. Мотивы релаксации                -  Рл =  3                  
 
            9. Аддиктивные мотивы               -  Ад =  6                  
           10. Абстинентные мотивы              -  Аб =  4                  
 
          Общий уровень напряженности игровой мотивации: 50                 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Познавательные мотивы: направленность на удовлетворение любо-         
 пытства или интереса к игровым видам деятельности.                         
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
      Времяпрепровождение: cтремление заполнить сводное время учас-         
 тием в игре.                                                               
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      Коммуникативные мотивы: стремление использовать игровую  дея-         
 тельность как средство общения с окружающими.                              
      Мотивация отсутствует.                                                
 
      Мотивы денежного выигрыша: cтремление к немедленному финансо-         
 вому успеху без приложения длительных волевых усилий.                      
      Уровень мотивации: высокий.                                           
 
      Гедонистические мотивы: стремление к получению  удовольствия,         
 психосоматическому комфорту, эйфорическому состоянию.                      
      Уровень мотивации: повышенный.                                        
 
      Атарактические мотивы: cтремление к нейтрализации  негативных         
 эмоциональных состояний.                                                   
      Уровень мотивации: слабо выраженный.                                  
 
      Мотивы гиперактивации поведения: стремление к достижению пси-         
 хостимулирующего эффекта от участия в игре, желание выйти  из  со-         
 стояния скуки, психологической "пустоты".                                  
      Уровень мотивации: слабо выраженный.                                  
 
      Мотивы релаксации: стремление к снятию нервно-психической на-         
 пряженности, достижению состояния психологической  расслабленности         
 и покоя.                                                                   
      Уровень мотивации: низкий.                                            
 
      Аддиктивные мотивы: потребность в игровой деятельности, нали-         
 чие пристрастия, фиксации в сознании труднопреодолимого влечения к         
 участию в игре.                                                            
      Уровень мотивации: средний.                                           
 
      Абстинентные мотивы: стремление к преодолению психофизическо-         
 го дискомфорта, связанного с вынужденным перерывом в игровой  дея-         
 тельности.                                                                 
      Уровень мотивации: слабо выраженный.