МЕТОДИКА:
Опросник ориентации личности на гендерные роли
(адаптация BSRI (С. Бем) М.В. Бураковой).
Опросник BSRI С. Бем используется для определения уровня выраженности
маскулинных и фемининных характеристик личности и степени конформности по
отношению к гендерным нормам поведения.
Оригинальная версия опросника включает в себя 60 прилагательных, каж-
дое из которых обследуемый оценивает по 7-балльной шкале исходя из того,
насколько точно оно его характеризует.
Двадцать прилагательных из списка опросника составляют шкалу мужест-
венности, еще двадцать составляют шкалу женственности, а оставшиеся двад-
цать - нейтральные. Прилагательные были отобраны исходя из того, какие ха-
рактеристики считались гендерно-соответствующими в то время, когда созда-
валась шкала. Это делалось с целью определить место гендера в культурном
контексте, а не в личности отдельного человека (Bem, 1993).
Возможен выбор балльной или дискретной оценки гендерных качеств, что
зависит от цели, для которой эта оценка осуществляется. Дискретная оценка
(да/нет/не знаю) позволяет определить степень предпочтения респондентом
того или иного качества, которое рассматривается в культуре определенного
общества в качестве мужского или женского. То есть, когда мы жестко спра-
шиваем респондента "есть или нет", то он/а вынужден/а определяться в своем
отношении к тому качеству, которое рассматривается на социокультурном
уровне в качестве "мужского" или "женского" и просто делать выбор. Коли-
чество выбранных мужских или женских характеристик при таком способе диаг-
ностики позволяет определять СТЕПЕНЬ маскулинности или фемининности с точ-
ки зрения СООТВЕТСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ОЖИДАНИяМ. Тогда возможно определение
только трех социально-психологических (гендерных) типов личности: маску-
линный, фемининный и андрогинный. Эти типы соответствуют культурным кон-
структам и демонстрируют по сути уровень КОНФОРМНОСТИ человека по отноше-
нию к гендерным нормам. Балльная оценка в большей мере рассчитана на гиб-
кое определение УРОВНЯ ВЫРАЖЕННОСТИ у конкретных индивидов качеств, из ко-
торых на социокультурном уровне конструируется маскулинность и феминин-
ность (т. е. не степень соответствия социальным ожиданиям, а индивидуаль-
ное исполненение гендерной роли в межличностном взаимодействии). При таком
подходе появляется возможность выделения "недифференцированного" гендерно-
го типа личности (по исполнению гендерной роли, по "гендерному перформан-
су", а не по уровню конформности к гендерным ожиданиям окружающих) - когда
человек демонстрирует невысокие средние баллы по всем характеристикам, ко-
торые в опроснике считаются мужскими или женскими.
Балльная или дискретная оценка является общим принципом психологичес-
кой диагностики, не свойственной какому-либо конкретному опроснику. Валид-
ность балльной или дискретной оценки зависит только от того, что исследо-
ватель хочет измерить. Для определения уровня конформности к гендерным мо-
делям, созданным в определенной культуре, нужна дискретная модель оценка.
Для определения уровня выраженности гендерных качеств, выявления специфики
гендерных проявлений в поведении людей конкретной социальной группы нужно
использовать балльную оценку.
Поскольку гендер в социально-психологическом плане рассматривается
как система социальных отношений, возникающая вокруг биологического пола и
сексуальности, эти отношения всегда имеют два измерения: знания (в нашем
случае - это "качества" личности) и их оценку. Социальные отношения имеют
два уровня существования: институциальный (социологический) и межличност-
ный (психологический). Компонент "что и кому свойственно" всегда задается
институциальным уровнем - социокультурной средой. Это связано с социальны-
ми ценностями, системой нормативизации проявлений и т. п. На межличностном
уровне эти предписания культуры могут проявляться по-разному у конкретных
людей. Но отправной точкой оценки в опроснике С. Бем являются социокуль-
турные представления о маскулинности и фемининности в этом обществе в это
время. Эти представления изменчивы. Поэтому, например, для оценки степени
конформности человека гендерным представлениям социокультурного уровня
важно, чтобы заложенные в опросник качества на самом деле считались в этой
культуре маскулинными или фемининными. В этом - в первоначальной адаптации
списка качеств - заключается валидизация опросника амерканской версии оп-
росника имеющимся культурным реалиям. Подобная работа была проведена М.В.
Бураковой (2000), чей вариант опросника С. Бем (балльный), был взят за
основу разработки данной компьютерной программы.
Обработка.
Десять прилагательных из списка опросника составляют шкалу мужествен-
ности, десять составляют шкалу женственности, а оставшиеся десять - ней-
тральные.
Среднее значение - 40 баллов.
Интерпретация.
1. Если сумма по обоим показателям больше 50 баллов - андрогинный тип
личности.
2. Если сумма по обоим показателям меньше 35 баллов - недифференциро-
ванный тип личности.
3. В интервале значений показателей "М" и "Ф" 35-50 баллов разница
считается существенной, если она больше или равна 5 баллам.
При значительном разбросе показателей "М" и "Ф" необходимо обратить
внимание на то, что хотя бы один из показателей должен находиться в преде-
лах 35-70 баллов (иначе полученные данные ошибочны и анкета не подлежит
анализу).
Примечания к компьютерной версии.
Компьютерная интерпретация результатов тестирования в соответствии с
алгоритмом, предложенным автором методики, имеет определенныет трудности,
так как возможны несколько неопределенных вариантов соотношения тестовых
показателей:
1. Cумма по одному показателю меньше 35 баллов, а по другому больше
35 баллов.
Решение: разница считается существенной, если она больше или равна 5
баллам.
2. Cумма по одному показателю меньше 50 баллов, а по другому больше
50 баллов.
Решение: разница считается существенной, если она больше или равна 5
баллам.
3. Если в интервале значений показателей "М" и "Ф" 35-50 баллов раз-
ница меньше 5 баллов (несущественная), то каков тип гендерной ориентации -
неопределенный, андрогинный или нечто третье?
Решение (текст интерпретации):
"Ориентация личности на гендерную роль: отсутствие значимых различий
фемининности (женственности) и маскулинности (мужественности).
4. Отсутствует количественный критерий "значительного разброса пока-
зателей "М" и "Ф".
Опросник состоит из 30 утверждений.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Опросник ориентации личности на гендерные роли.
Ф.И.О:________________
Доп. данные:__________
Диаграмма:
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓███────────╢> M
╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓───────────────╢> F
<──────[-]──────><─[==]─><──[+]───>
Tестовые показатели:
Шкала маскулинности - M = 56
Шкала фемининности - F = 42
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Маскулинность (мужественность):
Избирательность и дифференцированность круга интересов, пред-
приимчивость, стремление к преодолению препятствий, нечувствитель-
ность к эстетическим тонкостям и оттенкам человеческих отношений;
в межличностных отношениях наблюдаются доминантность и склонность
к соперничеству; имеется тенденция к демонстрации нарочито мужест-
венных черт - силы, выносливости, пренебрежения к мелочам; склон-
ностьк рефлексии, анализ оттенков своего поведения отсутствует,
так как эти моменты считаются несущественными.
Тестовый показатель: высокий.
Фемининность (женственность):
Мягкосердечность, повышенная чувствительность к оттенкам эмо-
ций и отношений, сентиментальность, любопытство, мечтательность,
стремление к защищенности, подчиненности; некоторая пассивность в
поведении, стремление быть опекаемым, склонность к глубокой душев-
ной привязанности и постоянству в отношениях, потребность в ста-
бильности ситуации и защищенности от превратностей судьбы.
Тестовый показатель: средний.
Ориентация личности на гендерную роль: преобладание маскулин-
ности (мужественности).
|