МЕТОДИКА:                                  
                 Определение типов национальных культур                     
                   (по Geert (Gerard Hendrik) Hofstede                      
                      в интерпретации А.И. Наумова).                        
 
      Методика предназначена для оценки деловой  культуры  применительно  к 
 бизнесу и к управлению организацией. Это  позволяет  использовать  ее  для 
 изучения организационной культуры конкретной организации  в  "национальном 
 формате".                                                                  
      В узком смысле слова под культурой понимается некая  степень  образо- 
 ванности человека.                                                         
      В широком плане культура - это не только степень образованности чело- 
 века, но и умение вести себя в определенной национальной среде.            
      Типичным для российской научной литературы является следующее опреде- 
 ление культуры - это "фундаментальные жизненные ценности  и  поведенческие 
 стереотипы, принятые в данной стране и усвоенные личностью".               
      Применительно к межкультурному  менеджменту,  деловая  культура - это 
 реализация культурных особенностей нации в бизнесе, в способе ведения дел. 
      По Г. Хофстиду культура - это "коллективное программирование  челове- 
 ческого мозга, которое отличает членов одной группы или категории от  дру- 
 гой".                                                                      
      Г. Хофстид выделяет три уровня человеческой личности:  индивидуальные 
 характеристики человека, культуру и общечеловеческие черты.                
      Общечеловеческие  черты -  это то, что есть у каждого  человека.  Эти 
 черты передаются на генном уровне.                                         
      Индивидуальные характеристики - это то личное и уникальное, что  есть 
 у каждого, то, что отличает одного человека от другого. Они могут быть как 
 унаследованными (определенный набор генов родителей передается детям), так 
 и приобретенными (формируются под влиянием личного опыта и культуры).      
      В пирамиде Хофстида на уровне культуры происходит  коллективное  про- 
 граммирование сознания. Источником  программирования выступает  социальная 
 среда, в которой вращается человек: семья,  школа,  университет,  религия, 
 друзья и коллеги, работа и место проживания.                               
      Культурные ценности передаются из поколения  в  поколение.  В  семье, 
 школе ребенок получает определенный набор предписаний, как надо себя  вес- 
 ти, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, что этично  и 
 что неэтично. Эти предписания подсознательно становятся  нашими  взглядами 
 на жизнь и их очень трудно изменить.                                       
      Г. Хофстеде исходил из того, что культура как "коллективное  духовные 
 программирование" определяет установки и поведение  людей.  Сама  культура 
 изменяется с трудом, а если меняется, то очень медленно. Она имеет тенден- 
 цию воплощаться, кристаллизироваться в создаваемых людьми общественных ин- 
 ститутах. В свою очередь, общественные институты  в  определенной  степени 
 как ограничивают, так и стимулируют различные методы,  с  помощью  которых 
 определенные культура и мышление реализуют самооправдывающиеся прогнозы.   
      При анализе данных Г. Хофстеде основное внимание  уделил  ответам  на 
 вопросы, связанные с рабочей обстановкой. Эти вопросы касались организации 
 работы и связывались со степенью,  в  которой  начальники  консультировали 
 подчиненных. Восприятие организационного климата отражалось как  создавае- 
 мые работой стрессы. Желаемое в исследованиях Г. Хофстеде  понималось  как 
 некоторая идеологическая ориентация работника, например негативное отноше- 
 ние к конкуренции между работниками как обычно  приносящей  больше  вреда, 
 чем пользы. Желательные ценности выражали важность различных аспектов  ра- 
 боты.                                                                      
 
      1. Дистанция власти (PDI - Power Distance).                           
      Дистанция власти (от малой до большой) - степень, в которой люди,  не 
 имеющие власти или имеющие незначительную  власть,  согласны  с  тем,  что 
 власть в обществе распределяется неравномерно (степень участия в  принятии 
 решений, касающихся всех).                                                 
      Страны, где люди преимущественно согласны с тем,  что  власть  должна 
 быть распределена неравномерно, а отношения в обществе базируются на нера- 
 венстве, относятся к культуре с большой дистанцией власти.                 
      В культурах с маленькой дистанцией власти люди стремятся к  равномер- 
 ному распределению власти.                                                 
      Существует много гипотез, почему в разных странах сформировалась раз- 
 ная дистанция власти. Хофстид их проанализировал и сгруппировал. Он  пред- 
 лагает следующее объяснение природы дистанции власти.                      
      А. Культурная дифференциация имеет историческую  природу  происхожде- 
 ния. Романские и Китайские страны были империями. В течение многих лет вся 
 власть была сосредоточена в центре, откуда  и  осуществлялось  управление. 
 Люди привыкли к большой дистанции власти. В  германских  странах  не  было 
 большой дистанции власти. Люди были разделены на множество мелких  племен, 
 групп или княжеств. А управление осуществляли местные власти.              
      Б. Существует зависимость между уровнем дистанции власти и  географи- 
 ческим расположением страны. Качество жизни в основном определяется досту- 
 пом к ресурсам. Если ресурсов много, климат хороший, то  человек  начинает 
 лениться, ему не хочется много работать. Но кто-то должен  управлять  рас- 
 пределением ресурсов, чтобы все было правильно и справедливо, поэтому  для 
 южных стран с теплым тропическим  климатом  характерна  большая  дистанция 
 власти.                                                                    
      В северных странах совсем иные условия существования.  Ограниченность 
 ресурсов и трудные условия способствуют тому, что человеку приходится  бо- 
 роться за свое благополучие. Он много работает и знает, что надо рассчиты- 
 вать не на власть, а на собственные силы. Поэтому для таких  стран  харак- 
 терна маленькая дистанция власти.                                          
      В. Также существует корреляция ИДВ и плотностью населения. Чем больше 
 населения в стране, тем больше дистанция власти. Если населения не  много, 
 то и власть получить легче, поэтому таким странам присуща  небольшая  дис- 
 танция власти.                                                             
      Г. Последним объяснением  культурных  различий  является  зависимость 
 уровня дистанции власти от национального дохода. Чем  богаче  страна,  тем 
 меньше ИДВ. Что характерно для стран с высоким уровнем национального дохо- 
 да? Это урбанистические страны; здесь сильно развита промышленность, а  не 
 сельское хозяйство; больше современных технологий; больше  социальной  мо- 
 бильности; лучше образовательная система и больший средний класс. Это при- 
 водит к тому, что в таком обществе люди меньше нуждаются в помощи других и 
 человек менее зависит  от  власти.  Следовательно,  уменьшается  дистанция 
 власти.                                                                    
 
      2. Коллективизм - индивидуализм (IDV - Individualism).                
      Данный параметр характеризует  степень,  с  которой  граждане  данной 
 страны или сотрудники организации предпочитают действовать самостоятельно, 
 а не как члены той или иной группы.                                        
      Крайние значения этой шкалы: абсолютизация своих личных  интересов  и 
 полное подчинение интересам группы или общества.                           
      Индивидуализм характеризует общество, в котором связь между индивида- 
 ми незначительна: предполагается, что в первую очередь каждый заботится  о 
 себе и семье.                                                              
      Коллективизм характеризует общество, в котором люди от рождения  рас- 
 тут и развиваются в сильных, сплоченных группах; эти  группы  заботятся  и 
 оберегают своих членов на протяжении всей жизни в обмен на  безоговорочную 
 лояльность.                                                                
      На протяжении всей жизни человек  принадлежит  к  какой-либо  группе. 
 Первой группой в нашей жизни является семья, потом школа, университет, ра- 
 бочий коллектив. И всегда в зависимости от того, к  какому  типу  культуры 
 принадлежит человек, в его поведении превалирует коллективистский или  ин- 
 дивидуалистский подход.                                                    
 
      3. Женственность - мужественность (MAS - Masculinity).                
      В обществе принят некий образец поведения, характерный для среднеста- 
 тистического мужчины или женщины. Каждая культура приписывает каждому полу 
 определенные роли, манеру поведения, чувства, занятия, образ жизни и  т.д. 
 В любом человеческом обществе к мужчинам и женщинам относятся по-разному и 
 ждут от них специфического психического склада и поведения.  Имя,  одежда, 
 прическа, работа, обязанности и т.д. подчеркивают  эту  специфику.  Однако 
 это различие относительное, а не абсолютное.  Зачастую  женщины  проявляют 
 мужские черты характера, а мужчины - женские. Поведение  мужчин  и  женщин 
 не будет одинаковым во всех странах, так как культуры стран отличаются.  В 
 зависимости от того, как распределены социальные роли мужчины  и  женщины, 
 какие функции и роли они играют в обществе, семье, на работе, в  политике, 
 выделяют мужественные и женственные культуры.                              
      Мужественность - характерная черта общества, в котором  половые  роли 
 мужчин и женщин четко разделены, то есть мужчины жестки, агрессивны,  сфо- 
 кусированы на материальном успехе и победе во  внешней  среде,  а  женщины 
 скромны, нежны и сосредоточены на обеспечении качества жизни и  морального 
 комфорта в семье; женственность - характерная черта  общества,  в  котором 
 различие половых ролей несущественно, мужчины и женщины могут быть в  оди- 
 наковой мере сосредоточены и на материальном успехе, и на обеспечении  ка- 
 чества жизни.                                                              
      Хофстид выделяет следующие аспекты, которые наиболее важны для  пред- 
 ставителей мужественных и женственных культур при выборе работы.           
      Для мужественных культур:                                             
      А. Заработок. Люди стремятся к работе с высокой зарплатой.            
      Б. Осознание своих заслуг при выполнении определенной работы.         
      В. Возможность профессионального роста, выполнения более сложной  ра- 
 боты.                                                                      
      Г. Стремление к работе, которая даст чувство самореализации.          
      Для женственных культур:                                              
      А. Наличие хороших отношений с начальником.                           
      Б. Работа в дружном коллективе.                                       
      В. Важно жить в хорошем районе.                                       
      Г. Уверенность в том, что вы не потеряете работу.                     
 
      4. Избежание неопределенности (UAI - Uncertainty Avoidance).          
      Избежание неопределенности (от слабого к сильному) - степень  диском- 
 форта, тревоги, страха, который испытывают люди, принадлежащие  к  данному 
 обществу, перед неизвестными или неопределенными обстоятельствами.         
      Будущее потенциально несет в себе много неопределенностей.  Для  того 
 чтобы избавиться от страха, люди создают условия, которые обеспечивают  им 
 большую защищенность и стабильность (например, технологии помогают  управ- 
 лять природой, правила и законы определяют поведение человека в  обществе, 
 а религия - это способ контроля над будущим,  которое  определяют  высшие, 
 сверхъестественные силы).                                                  
      Чувство неопределенности не является исключительно личной характерис- 
 тикой человека, частично оно разделяется и другими членами общества.  Сте- 
 пень, в которой люди стараются справиться с неизвестными аспектами будуще- 
 го, определяется культурой. Некоторые общества настраивают своих членов на 
 принятие неопределенности, другие - на  попытки  это  контролировать.  Как 
 следствие, стиль поведения человека в одном обществе может  оказаться  не- 
 приемлемым в другом.                                                       
      В культурах с высоким уровнем неопределенности люди отличаются эмоци- 
 ональностью, агрессивностью и активным образом жизни.                      
      Представители культуры с низким уровнем неопределенности характеризу- 
 ются спокойствием, терпимостью, беззаботностью, а также медлительностью  и 
 относительной ленью.                                                       
 
      Позднее канадец М. Бонд (Bond M.H.),  который  долгое  время  жил  на 
 Дальнем Востоке, добавил пятую характеристику культуры - отношение ко вре- 
 мени (краткосрочное и долгосрочное), так как оказалось, что 4-х параметров 
 достаточно для понимания поведения представителей европейских и североаме- 
 риканских стран, но недостаточно для понимания поведения жителей  Востока. 
 Хофстид назвал этот параметр "фактором конфуцианского динамизма",  который 
 отражает готовность жертвовать сиюминутными выгодами ради  будущего.  Дол- 
 госрочными признавались национальные культуры, ориентированные на  будущее 
 и поощряющие настойчивость, стабильность и экономность, склонные к  долго- 
 срочным инвестициям; краткосрочными - национальные культуры  ориентирован- 
 ные на прошлое, поощряющие традиционализм и сохранение стабильности.       
 
      5. Долгосрочность ориентации (CDI - Confucian dynamism, позднее LTO). 
      Временной горизонт ориентации на будущее (короткий - длинный).  Пятая 
 переменная измеряется долгосрочной или краткосрочной ориентацией в поведе- 
 нии членов общества.                                                       
      Долгосрочная ориентация характиризуется взглядом в будущее и проявля- 
 ется в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивости в 
 достижении целей.                                                          
      Краткосрочная ориентация характеризуется взглядом в прошлое и настоя- 
 щее и проявляется через уважение традиций и наследия, через выполнение со- 
 циальных обязательств.                                                     
 
      Существенное достоинство модели Хофстида - то, что полюса каждой  ха- 
 рактеристики подробно описаны, а сами характеристикивыражены  в  численных 
 показателях. Это позволяет установить  степень  различия  деловых  культур 
 стран и регионов, предсказать области возможного возникновения проблем при 
 взаимодействии бизнесменов или менеджеров этих стран.                      
 
      Данный вариант методики основан на интерпретации и с применением тех- 
 нического обеспечения (анкет), которые предложены А.И. Наумовым.           
      А.И. Наумов интерпретирует методику Г. Хофстида  не  только  примени- 
 тельно к бизнесу, но и к управлению организацией.                          
      Данные Г. Хофстида получены им в исследованиях  80-х  годов  прошлого 
 века, которыми были охвачено около 50 стран.                               
      А.И. Наумов провел исследование в 1991-1996 гг. на базе анкетирования 
 250 преподавателей и слушателей бизнес-школ.                               
 
      Обработка результатов.                                                
      Ответы оцениваются по пятибалльной шкале, затем  вычисляется  средняя 
 оценка. На основе средней величины по каждому показателю вычисляется  свой 
 индекс: из средней величины вычитается число 3, полученный результат умно- 
 жается на 25 и к нему добавляется число 50, то есть ответы переводятся  из 
 пятибалльной шкалы в стобалльную (иногда встречаются показатели, выходящие 
 за эти рамки).                                                             
 
      Вопросник состоит из 63 пунктов оценки.                               
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      1. В анкетах А.И. Наумова по шкале шкале  "Коллективизм - индивидуа-  
 лизм" большему числовому значению соответствует "Коллективизм", а по шка-  
 ле "Феминность - маскулинность" - "Феминность".                            
      В исследованиях Г. Хофстиде противоположная  направленность  числовых 
 значений этих шкал.                                                        
      В данной компьютерной программе эти шкалы были модифицированны в  со- 
 ответствии с исследованиями Г. Хофстиде.                                   
      2. Анкеты А.И. Наумова отличаются от опросников Г. Хофстиде и, следо- 
 вательно, их сопоставимость может носить весьма приблизительный характер.  
      3. Диаграмма, а также автоматическая интерпретация результатов тести- 
 рования основана на следующих условных критериях:                          
      Оценка отдельных пунктов анкеты.                                      
      1 - высокий показатель левого "полюса" шкалы;                         
      2 - повышенный показатель левого "полюса" шкалы;                      
      3 - средний показатель (не интерпретируется);                         
      4 - повышенный показатель правого "полюса" шкалы;                     
      5 - высокий показатель правого "полюса" шкалы.                        
      Интегральные индексы.                                                 
       0 -  20  низкий показатель;                                          
      21 -  40  пониженный показатель;                                      
      41 -  60  средний показатель;                                         
      61 -  80  повышенный показатель;                                      
      81 - 100  высокий показатель.                                         
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                    ---                                     
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Деловая культура.                                                
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                             Диаграмма.                                     
 
    PDI ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████████───╢>             
 
    IDV ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓───────────────────────────────╢>             
 
    MAS ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████───────╢>             
 
    UAI ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████████████████───╢>             
 
    LTO ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████████████─────╢>             
 
         <──[--]─><───[-]──><──[=]──><──[+]──><────[++]───>                 
 
 
                   Tестовые показатели:                                     
 
   1. Дистанция власти                          -  PDI = 67  94.64          
   2. Коллективизм - индивидуализм              -  IDV = 34  40.38          
   3. Феминность - маскулинность                -  MAS = 58  86.54          
   4. Избежание неопределенности                -  UAI = 67  94.64          
   5. Временной горизонт ориентации на будущее  -  LTO = 42  91.67          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
       I. МАЛАЯ ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ - БОЛЬШАЯ ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ.                
 
      1. Организационная политика.                                          
      Неравенство признается нормой. Чинопочитание и малая доступ-          
 ность руководства. Эмоциональное отношение к руководству.  Приви-          
 легии для руководства являются нормой.                                     
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      2. Ожидания работника.                                                
      Иметь авторитарного руководителя и получить от него указания,         
 что делать.                                                                
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      3. Дружба и мораль.                                                   
      Больше страха и меньше доверия друг к другу, зависть к успеху         
 другого.                                                                   
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      4. Научение.                                                          
      На уровне зависимости и противостояния.  При  ошибках  меняют         
 людей.                                                                     
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      5. Стимулирование.                                                    
      Разрыв в оплате значительный. Дифференциация оплаты  за  счет         
 прямых выплат и привилегий.                                                
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      6. Цели.                                                              
      Сильно формализованные цели, разделяемые по уровням иерархии.         
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      7. Проектирование работы и структуры.                                 
      Неравенство в статусах. Упор на роль менеджера. Приоритет ин-         
 дивидуальных заданий. Узкий  масштаб  управляемости.  Преимущество         
 вертикальных связей.                                                       
 
      8. Решение проблем и принятие решений.                                
      К решению принимаются только структурированные проблемы. При-         
 оритет политическим решениям. Трудно найти ответственного за реше-         
 ния.                                                                       
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      9. Групповая динамика.                                                
      Конкуренция и "организационный" беспредел у безвластных.              
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      10. Конфликт.                                                         
      Скрытый конфликт между этажами власти.                                
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      11. Власть.                                                           
      Делегирование полномочий через участие. Основа власти строит-         
 ся на силе и харизме. Прав тот, у кого власть. Преобладает  личная         
 основа власти. Делегирование полномочий через децентрализацию.             
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      12. Лидерство.                                                        
      Олигархическое лидерство, основанное на кооптации. Лидер  де-         
 монстрирует максимум власти, которая у него есть на самом деле.            
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      13. Карьера.                                                          
      Уровень образования не влияет на уровень власти.                      
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      14. Изменения.                                                        
      Прерывистое и через перестановку людей в верхних эшелонах ие-         
 рархии (отчуждение от власти). Политические конфликты ведут к ис-          
 пользованию силы.                                                          
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
 
                II. КОЛЛЕКТИВИЗМ - ИНДИВИДУАЛИЗМ.                           
 
      1. Идентификация себя при вхождении в организацию.                    
      Осознание себя как "Я". Идентификация себя только с собой как         
 личностью.                                                                 
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      2. Связь с организацией.                                              
      Эмоциональная зависимость индивида от организации.  Чувствен-         
 ная вовлеченность в дела организации. Упор  на  принадлежность,  в         
 идеале - на членство.                                                      
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      3. Отношения дружбы и стандарты морали.                               
      Дружба предопределена стабильностью  социальных  отношений  с         
 проявлением потребности в престиже внутри этих отношений.  Различ-         
 ные внутри и вне группы для одного и того же человека. Двойная мо-         
 раль. Можно скрывать правду для избежания конфликта.                       
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      4. Отношения с коллегами.                                             
      Воспринимаются в моральных терминах, подобно семейным. Один           
 за всех и все за одного.                                                   
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      5. Научение.                                                          
      Провинность ведет к обвинениям и потере своего  лица  и  лица         
 группы. Изучение того, как делать. Знания и  умения  для  большего         
 статуса в группе.                                                          
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      6. Цели.                                                              
      Долгосрочные, устанавливаются другими.                                
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      7. Проектирование работы и структуры.                                 
      Ориентация на задачи. Тенденция к узкой специализации. Отсле-         
 живание функции. Упор на масштаб работы (количество). Внимание от-         
 ношениям по работе. Преимущественно вертикальные связи.  Координа-         
 ция на основе интеграции. Узкий масштаб  управляемости  с  большим         
 количеством уровней. Человек для работы.                                   
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      8. Решение проблем и принятие решений.                                
      Ориентация на "внешние" проблемы. Вера в силу  индивидуальных         
 решений.                                                                   
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      9. Коммуникации.                                                      
      Низкая важность контекста. Обратная  связь  через  реализацию         
 себя.                                                                      
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      10. Конфликт.                                                         
      Больше видится  как  разрушительное  начало:  боязнь  распада         
 группы. Компромисс как путь к разрешению конфликта.                        
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      11. Власть.                                                           
      Преимущественно статусные источники власти.                           
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      12. Лидерство.                                                        
      Внимание отношениям структуры, результаты  важнее  отношений.         
 Управление индивидом в группе.                                             
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      13. Карьера.                                                          
      Больший учет индивидуальных способностей и умений.  Процедуры         
 формализованы.                                                             
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
 
              III. ЖЕНСТВЕННОСТЬ - МУЖЕСТВЕННОСТЬ.                          
 
      1. Представление о ролевом поведении.                                 
      Мужчина должен быть жестким, а женщина - мягкой и заботливой.         
 Мужские и женские роли должны быть четко различены. Мужчина должен         
 занимать доминирующее положение. Только мужчина может использовать         
 силу.                                                                      
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      2. Жизненные ценности и отношения с коллегами.                        
      Ценится успех. Важным  является  уровень  выполнения  работы.         
 Важны деньги и вещи материального мира. Идеальным является состоя-         
 ние независимости для себя и для другого. Упор на имущество и кон-         
 куренцию.                                                                  
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      3. Мотивация.                                                         
      Обеспечивается через амбиции, материальные стимулы и достиже-         
 ния. Обожание сильных и достигших успеха.                                  
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      4. Эстетические ориентации.                                           
      Нравится большое и быстрое. Уважается проявление силы и напо-         
 ристости.                                                                  
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      5. Учеба и научение.                                                  
      Стремление быть лучшим. Неудача - это катастрофа. В руководи-         
 теле ценят экспертные знания. Приветствуется раздельное обучение.          
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      6. Цели.                                                              
      Долгосрочные и могут быть установлены другими.                        
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      7. Проектирование работы.                                             
      Ориентация на задачи. Тенденция к узкой специализации. Отсле-         
 живание функции. Упор на масштаб (количество) работы. Внимание от-         
 ношениям работы.                                                           
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      8. Решение проблем и принятие решений.                                
      Интерес к проблемам, решение которых направлено на  получение         
 нового. Внимание фактам. Вера в силу индивидуальных решений. Важны         
 решительность и жестокость.                                                
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      9. Коммуникации.                                                      
      Важен вербальный аспект. Прямота и открытость. Неумение  слу-         
 шать.                                                                      
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      10. Конфликт.                                                         
      Разрешается силой.                                                    
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      11. Власть.                                                           
      Упор на статусные источники власти.                                   
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      12. Лидерство.                                                        
      Внимание отношениям структуры. Результаты важнее отношений.           
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      13. Карьера.                                                          
      Быстрая, вертикальная, узкоспециализированная.                        
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
 
      IV. СЛАБОЕ ИЗБЕЖАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ - СИЛЬНОЕ ИЗБЕЖАНИЕ             
                       НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.                                    
 
      1. Идентификация себя в организации.                                  
      Как особенное. Подчиненные обязаны идентифицировать себя  для         
 руководства посредством формальных символов (удостоверение).               
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      2. Отношение с коллегами.                                             
      Подозрительность. Различие во мнениях усиливает недоверие.            
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      3. Научение.                                                          
      Жесткость и недоверие. За ошибки наказывают. Учат  тому,  что         
 надо делать. Поиск однозначности и абсолютной истины. Больше ищет-         
 ся ответ на вопрос "что делать". Индуктивный процесс познания.             
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      4. Интерпретация времени.                                             
      В терминах денег, работы и поиска успеха.                             
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
      5. Отношение к работе и мотивация.                                    
      Внутренняя потребность в напряжении сил. Стремление  работать         
 усердно и быть всегда чем-либо занятым. Преимущественная мотивация         
 на безопасность, самоуважение и соучастие.                                 
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      6. Стратегическое планирование.                                       
      Отсутствует высокая потребность в стратегическом планировании         
 ввиду разработанности оперативного.                                        
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      7. Проектирование работы.                                             
      Ориентация на задачи. Узкая специализация. Отслеживание функ-         
 ций. Высокая потребность в четких инструкциях и указаниях. Высокая         
 самодеятельность. Упор на масштаб работы. Высокий контекст работы.         
 Внимание отношениям работы. Точность и пунктуальность - естествен-         
 ны. Человек для дела.                                                      
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      8. Проектирование структуры.                                          
      Максимум формальных правил и положений. Если правила не могут         
 соблюдаться, то требуется наказать за их нарушение. Приоритет вер-         
 тикальных связей с большим количеством уровней. У одного подчинен-         
 ного не должно быть двух начальников.                                      
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      9. Решение проблем и принятие решений.                                
      Во всем видится какая-то опасность, которая должна  быть  ис-         
 ключена. Вера в экспертные и специальные знания. Другое  опасно  и         
 не допускается из-за боязни разрушения  существующего.  Признается         
 только структурированная проблема. Вера в необходимость  получения         
 единственно верного ответа. От участников обсуждения ожидается по-         
 лучение ответов на все вопросы. Решения принимаются на уровне кон-         
 сенсуса. Несогласные опасны и нетерпимы.                                   
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      10. Управление НИОКР.                                                 
      Низкая способность к созданию нового, но высокая  способность         
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      11. Коммуникации.                                                     
      Высокая важность контекста. Стиль высокой открытости и эмоци-         
 ональность. Сильный невербальный аспект. Высокий  уровень  секрет-         
 ности.                                                                     
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      12. Конфликт.                                                         
      Вызывает агрессию и должен избегаться или разрешаться силой.          
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      13. Отношения власти.                                                 
      Подчиненный для руководителя. При несогласии с решением руко-         
 водителя подчиненные "безмолвствуют".                                      
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      14. Лидерство.                                                        
      Большое различие в компетентности между руководителем и  под-         
 чиненными. Жесткий руководитель более предпочтителен.  Подчиненные         
 больше зависят от руководителя и принимают это за  норму.  Больший         
 пессимизм у подчиненных в отношении эффективности участия в управ-         
 лении. Лидера любят или ненавидят. Стремление лидера  делать  дело         
 правильно.                                                                 
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
 
    V. НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ПАТЕРНАЛИЗМА / КРАТКОСРОЧНОСТЬ ОРИЕНТАЦИИ.            
       ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПАТЕРНАЛИЗМА / ДОЛГОСРОЧНОСТЬ ОРИЕНТАЦИИ.            
 
      1. Связь с организацией.                                              
     Все как одна семья. Субъект интереса - организация.  Суверени-         
 тет организации. Свобода организации (читай - руководителя). Орга-         
 низация отвечает за человека, его  благосостояние  и  безопасность         
 (иждивенчество).                                                           
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      2. Отношения с коллегами и стандарты морали.                          
      Популизм или имитация дружбы. Ближе к казне, больше  схожести         
 в моральных стандартах.                                                    
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      3. Научение.                                                          
      Жизнь в ожидании чуда.                                                
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      4. Цели.                                                              
      Имеют больше количественную окраску и устанавливаются руково-         
 дителем.                                                                   
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      5. Проектирование работы и структуры.                                 
      Человек для работы. Работа по указанию или просьбе в пределах         
 известного. Высокоиерархические структуры. Тенденция к  групповщи-         
 не.                                                                        
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      6. Решение проблем, принятие решений.                                 
      Видение проблем "в других". Решения по  принципу  большинства         
 или старшинства.                                                           
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      7. Коммуникации.                                                      
      Носят панибратский или "дедщукаревский"  характер,  унижающий         
 обе стороны. Лозунги, призывы, клятвы, обещания. Высокий контекст.         
      Экспертная оценка: повышенный уровень.                                
 
      8. Власть.                                                            
      Дефицит - один из ключевых источников власти.                         
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
      9. Лидерство.                                                         
      Отношение к начальнику как к "отцу родному"  или  покровителю         
 (отношения типа "мастер - раб").                                           
      Экспертная оценка: высокий уровень.                                   
 
 
                      ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ИНДЕКСЫ:                                 
 
       1. ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ.                                                 
       Большая дистанция власти - люди, не имеющие власти или имею-         
 щие незначительную власть, согласны с тем, что власть  в  обществе         
 распределяется неравномерно, а отношения в обществе базируются  на         
 неравенстве. Низкая степень участия в принятии решений, касающихся         
 всех.                                                                      
 
      II. КОЛЛЕКТИВИЗМ - ИНДИВИДУАЛИЗМ.                                     
      Пониженный показатель индивидуализма (коллективизм),  который         
 характеризует общество, в котором люди от рождения растут и разви-         
 ваются в сильных, сплоченных группах; эти группы заботятся и  обе-         
 регают "своих" на протяжении всей жизни в обмен на  безоговорочную         
 лояльность.                                                                
 
      3. ЖЕНСТВЕННОСТЬ - МУЖЕСТВЕННОСТЬ.                                    
      Высокий показатель мужественности - характерная черта общест-         
 ва, в котором половые роли мужчин и женщин четко  разделены:  муж-         
 чины жестки, агрессивны, сфокусированы на  материальном  успехе  и         
 победе во внешней среде, а женщины скромны, нежны и  сосредоточены         
 на обеспечении качества жизни и морального комфорта в семье.               
 
      4. ИЗБЕЖАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ.                                        
      Высокая степень избежания неопределенности - дискомфорт, тре-         
 вога, страх, который испытывают люди, принадлежащие к данному  об-         
 ществу, перед неизвестными или неопределенными обстоятельствами.           
 
      5. КРАТКОСРОЧНОСТЬ - ДОЛГОСРОЧНОСТЬ ОРИЕНТАЦИИ.                       
      Высокий показатель долгосрочной ориентации в поведении членов         
 общества, которая характиризуется взглядом в будущее и проявляется         
 в стремлении к сбережениям и накоплению, в упорстве и настойчивос-         
 ти в достижении целей.