МЕТОДИКА:
Модифицированный тест на аутизм у детей раннего возраста
(The Modified Checklist for Autism in Toddlers - M-CHAT)
(Diana L. Robins, M.A., Deborah Fein, Ph.D., Marianne L. Barton,
Ph.D., & James A. Green, Ph.D.)
(Университет штата Коннектикут).
M-CHAT - модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей ран-
него возраста от 16 до 30 месяцев.
Аутизм - расстройство, характеризующееся выраженным и всесторонним
дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными ин-
тересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в
возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мяг-
кие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.
В младенческом возрасте обращают на себя внимание такие симптомы,
как: искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные реакции испуга и
плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения
окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмеча-
ется ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выраже-
ние удовольствия после кормления. У детей искажаются реакции "комплекса
оживления", характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрос-
лыми. При этом компоненты реакции оживления проявляются при отсутствии
взрослого и относятся к неодушевленным предметам, например, к висящей над
кроватью игрушке.
Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется нали-
чие характерной триады:
недостаток социальных взаимодействий;
нарушенная взаимная коммуникация;
ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.
MKБ-10.
F84.0 Детский аутизм.
А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте до 3 лет
по меньшей мере в одной из следующих сфер:
1) рецептивная или экспрессивная речь, используемая при социальном
общении;
2) развитие селективных социальных привязанностей или реципрокного
социального взаимодействия;
3) функциональная или символическая игра.
Б. Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из 1),
2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по од-
ному из перечней 2) и 3):
1) Качественные нарушения реципрокного социального взаимодействия
проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального
взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жестикуляцию и позы
тела;
б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрас-
том и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверстниками, что
включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;
в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что проявляется нару-
шенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или) отсутствие
модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а также (или)
слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведе-
ния.
г) отсутствие спотанного поиска разделяемой радости, общих интересов
или достижений с другими людьми (например, ребенок не показывает другим
людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их внимание).
2) Качественные аномалии в общении проявляются минимум в одной из
следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не сопровож-
дается попыткой компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой
(часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу (при
любом уровне речевого развития), требующую коммуникативной взаимности с
другим лицом;
в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратическое ис-
пользование слов и выражений;
г) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых игр или (в
более раннем возрасте) подражательных игр.
3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, интересы и
активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами, которые
аномальны по содержанию или направленности; или интересами, которые ано-
мальны по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по содержа-
нию или направленности;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункциональным
поступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые включают
прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или более сложные
движения всего тела;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональным эле-
ментам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издаваемому ими шуму
или вибрации).
В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами общего
нарушения развития: специфическим нарушением развития рецептивной речи
(F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивным расстрой-
ством привязанности детского возраста (F94.1) или дезингибированным рас-
стройством привязанности в детском возрасте (F94.2), умственной отсталос-
тью (F70- F72), комбинирующейся с некоторыми эмоциональными и поведенчес-
кими расстройствами, шизофренией (F20) с необычно ранним началом и синдро-
мом Ретта (F84.2).
Методика была разработана в США нейропсихологами Дианой Робинс и Де-
борой Фейн, а также клиническим психологом Марианной Бартон. M-CHAT явля-
ется расширенной версией опросника CHAT, который был создан учеными из Ве-
ликобритании.
М-CHAT содержит 23 вопроса (в оригинальной версии содержится 9 вопро-
сов). Начало использованию опросника было положено в штатах Коннектикут и
Нью Ингланд, в исследовании авторов опросника приняло участие 33 000 детей.
Американские ученые повысили чувствительность первоначальной анкеты
CHAT и приспособили ее для американской аудитории.
M-CHAT содержит 23 вопроса с вариантами ответов "Да" и "Нет", на ко-
торые должны ответить родители малыша.
Вначале опросник протестировали в штатах Коннектикут и Нью Ингланд на
1076 детях.
Авторы теста собирали результаты первоначального исследования от ро-
дителей малышей с аутизмом несколько лет. Такие дети, страдающие аутизмом,
прошли рутинную ежегодную проверку в возрасте 30 месяцев к 2003 году. По-
лученные данные помогли сделать окончательный расчет специфичности и чув-
ствительности разработанного скринингового теста. В следующем исследовании
приняло участие 33 тысячи малышей.
Это скрининговый тест первого уровня. Заполняется родителями; разра-
ботан для выявления детей с риском аутизма из общей популяции.
Интерпретация.
Подсчет баллов должен сделать специалист в области аутизма, поскольку
родители могут допустить ошибки. На каждый вопрос нужно ответить "Да" или
"Нет". Ответы "Да" и "Нет" преобразуются в "прошел" или не "прошел".
Малыши, которые набрали больше трех баллов по общей шкале или два и
больше критических балла (вопросы 2, 7, 9, 13, 14, 15), должны быть осмот-
рены специалистом, в компетенцию которого входит постановка диагноза нару-
шений аутистического спектра у детей раннего возраста.
Главной целью M-CHAT является выявление риска аутизма и нарушений ау-
тистического спектра. Однако если тест выявил аутизм у малыша, этого не
достаточно для постановки диагноза. Практика показала, что не все дети, у
которых результаты скринингового теста указывают на аутизм, являются ау-
тистами. Для исключения ошибок при постановке диагноза специалисты в об-
ласти аутизма создали диагностическое интервью, которое проводилось вместе
с M-CHAT. Использование такого интервью увеличило точность постановки ди-
агноза, но нередко у детей диагноз не подтверждался, хотя некоторые из
этих малышей отставали в развитии.
Опросник состоит из 23 вопросов.
Примерное время тестирования 5-10 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Модифицированный тест на аутизм у детей раннего
возраста (M-CHAT).
Ф.И.О:__________________
Доп. данные:____________
Диагностическая шкала:
╟─▓▓██████████████████████████───────────────────╢>
<>─────────────────────[+]───────────────────>
Критические баллы = 6
Суммарный балл по общей шкале = 14
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:
высокая вероятность аутизма.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
MKБ-10.
F84.0 Детский аутизм.
А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте
до 3 лет по меньшей мере в одной из следующих сфер:
1) рецептивная или экспрессивная речь, используемая при соци-
альном общении;
2) развитие селективных социальных привязанностей или реци-
прокного социального взаимодействия;
3) функциональная или символическая игра.
Б. Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симпто-
мов из 1), 2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по
меньшей мере по одному из перечней 2) и 3):
1) Качественные нарушения реципрокного социального взаимодей-
ствия проявляются минимум в одной из следующих областей:
а) неспособность адекватно использовать для регулирования со-
циального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жес-
тикуляцию и позы тела;
б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим
возрастом и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверс-
тниками, что включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;
в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что проявляется
нарушенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и (или)
отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной ситуа-
цией, а также (или) слабость интеграции социального, эмоционально-
го и коммуникативного поведения.
г) отсутствие спотанного поиска разделяемой радости, общих
интересов или достижений с другими людьми (например, ребенок не
показывает другим людям интересующие его предметы и не привлекает
к ним их внимание).
2) Качественные аномалии в общении проявляются минимум в од-
ной из следующих областей:
а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не
сопровождается попыткой компенсировать этот недостаток жестикуля-
цией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гу-
ления);
б) относительная неспособность начинать или поддерживать бе-
седу (при любом уровне речевого развития), требующую коммуникатив-
ной взаимности с другим лицом;
в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратичес-
кое использование слов и выражений;
г) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых
игр или (в более раннем возрасте) подражательных игр.
3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение, ин-
тересы и активность, что проявляется минимум в одной из следующих
областей:
а) поглощенность стереотипными и ограниченными интересами,
которые аномальны по содержанию или направленности; или интереса-
ми, которые аномальны по своей интенсивности и ограниченной приро-
де, хотя не по содержанию или направленности;
б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункци-
ональным поступкам или ритуалам;
в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые
включают прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук,
или более сложные движения всего тела;
г) повышенное внимание к частям предметов или нефункциональ-
ным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности, издава-
емому ими шуму или вибрации).
В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами
общего нарушения развития: специфическим нарушением развития ре-
цептивной речи (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблема-
ми; реактивным расстройством привязанности детского возраста
(F94.1) или дезингибированным расстройством привязанности в дет-
ском возрасте (F94.2), умственной отсталостью (F70- F72), комбини-
рующейся с некоторыми эмоциональными и поведенческими расстрой-
ствами, шизофренией (F20) с необычно ранним началом и синдромом
Ретта (F84.2).
|