МЕТОДИКА:                                  
          Модифицированный тест на аутизм у детей раннего возраста          
         (The Modified Checklist for Autism in Toddlers - M-CHAT)           
         (Diana L. Robins, M.A., Deborah Fein, Ph.D., Marianne L. Barton,   
                   Ph.D., & James A. Green, Ph.D.)                          
                     (Университет штата Коннектикут).                       
 
 
      M-CHAT - модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей  ран- 
 него возраста от 16 до 30 месяцев.                                         
 
      Аутизм - расстройство, характеризующееся  выраженным  и  всесторонним 
 дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными  ин- 
 тересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в 
 возрасте до трех лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более  мяг- 
 кие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.   
      В младенческом возрасте обращают на  себя  внимание  такие  симптомы, 
 как: искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные  реакции  испуга  и 
 плача в ответ на слабые звуковые раздражители и  незначительные  изменения 
 окружающей среды, но слабые реакции на сильные раздражители; также отмеча- 
 ется ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выраже- 
 ние удовольствия после кормления. У детей  искажаются  реакции  "комплекса  
 оживления", характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрос-  
 лыми. При этом компоненты реакции  оживления  проявляются  при  отсутствии 
 взрослого и относятся к неодушевленным предметам, например, к висящей  над 
 кроватью игрушке.                                                          
      Одного симптома недостаточно для определения аутизма, требуется нали- 
 чие характерной триады:                                                    
      недостаток социальных взаимодействий;                                 
      нарушенная взаимная коммуникация;                                     
      ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.         
 
      MKБ-10.                                                               
      F84.0 Детский аутизм.                                                 
 
      А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в возрасте до 3 лет 
 по меньшей мере в одной из следующих сфер:                                 
      1) рецептивная или экспрессивная речь,  используемая  при  социальном 
 общении;                                                                   
      2) развитие селективных социальных  привязанностей  или  реципрокного 
 социального взаимодействия;                                                
      3) функциональная или символическая игра.                             
 
      Б. Должны присутствовать в общей сложности минимум 6 симптомов из 1), 
 2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и по меньшей мере по од- 
 ному из перечней 2) и 3):                                                  
      1) Качественные  нарушения  реципрокного  социального  взаимодействия 
 проявляются минимум в одной из следующих областей:                         
      а) неспособность адекватно использовать для регулирования социального  
 взаимодействия контакт взора, мимическое выражение,  жестикуляцию  и  позы 
 тела;                                                                      
      б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим возрас- 
 том и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей  со  сверстниками,  что 
 включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;                         
      в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что  проявляется  нару- 
 шенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и  (или)  отсутствие 
 модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией, а  также  (или) 
 слабость интеграции социального, эмоционального и коммуникативного поведе- 
 ния.                                                                       
      г) отсутствие спотанного поиска разделяемой радости, общих  интересов 
 или достижений с другими людьми (например, ребенок  не  показывает  другим 
 людям интересующие его предметы и не привлекает к ним их внимание).        
      2) Качественные аномалии в общении проявляются  минимум  в  одной  из 
 следующих областей:                                                        
      а) задержка или полное отсутствие разговорной речи, что не  сопровож- 
 дается попыткой компенсировать этот  недостаток  жестикуляцией  и  мимикой 
 (часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления);                  
      б) относительная неспособность начинать или поддерживать беседу  (при 
 любом уровне речевого развития), требующую  коммуникативной  взаимности  с 
 другим лицом;                                                              
      в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или)  идиосинкратическое  ис- 
 пользование слов и выражений;                                              
      г) отсутствие спонтанных разнообразных спонтанных ролевых игр или  (в 
 более раннем возрасте) подражательных игр.                                 
      3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение,  интересы  и 
 активность, что проявляется минимум в одной из следующих областей:         
      а) поглощенность стереотипными и  ограниченными  интересами,  которые 
 аномальны по содержанию или направленности; или интересами,  которые  ано- 
 мальны по своей интенсивности и ограниченной природе, хотя не по  содержа- 
 нию или направленности;                                                    
      б) внешне навязчивая привязанность к специфическим,  нефункциональным  
 поступкам или ритуалам;                                                    
      в) стереотипные и повторяющиеся моторные манеризмы, которые  включают  
 прихлопывания или выкручивания пальцев или кистей рук, или  более  сложные 
 движения всего тела;                                                       
      г) повышенное внимание к частям предметов или  нефункциональным  эле- 
 ментам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности,  издаваемому  ими  шуму 
 или вибрации).                                                             
 
      В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами  общего 
 нарушения развития: специфическим  нарушением  развития  рецептивной  речи 
 (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблемами; реактивным расстрой- 
 ством привязанности детского возраста (F94.1) или  дезингибированным  рас- 
 стройством привязанности в детском возрасте (F94.2), умственной  отсталос- 
 тью (F70- F72), комбинирующейся с некоторыми эмоциональными и  поведенчес- 
 кими расстройствами, шизофренией (F20) с необычно ранним началом и синдро- 
 мом Ретта (F84.2).                                                         
 
      Методика была разработана в США нейропсихологами Дианой Робинс и  Де- 
 борой Фейн, а также клиническим психологом Марианной Бартон.  M-CHAT явля- 
 ется расширенной версией опросника CHAT, который был создан учеными из Ве- 
 ликобритании.                                                              
      М-CHAT содержит 23 вопроса (в оригинальной версии содержится 9 вопро- 
 сов). Начало использованию опросника было положено в штатах Коннектикут и  
 Нью Ингланд, в исследовании авторов опросника приняло участие 33 000 детей.  
      Американские ученые повысили чувствительность  первоначальной  анкеты 
 CHAT и приспособили ее для американской аудитории.                         
      M-CHAT содержит 23 вопроса с вариантами ответов "Да" и "Нет", на  ко- 
 торые должны ответить родители малыша.                                     
      Вначале опросник протестировали в штатах Коннектикут и Нью Ингланд на 
 1076 детях.                                                                
      Авторы теста собирали результаты первоначального исследования от  ро- 
 дителей малышей с аутизмом несколько лет. Такие дети, страдающие аутизмом, 
 прошли рутинную ежегодную проверку в возрасте 30 месяцев к 2003  году. По- 
 лученные данные помогли сделать окончательный расчет специфичности и  чув- 
 ствительности разработанного скринингового теста.  В следующем исследовании 
 приняло участие 33 тысячи малышей.                                         
      Это скрининговый тест первого уровня. Заполняется родителями;  разра- 
 ботан для выявления детей с риском аутизма из общей популяции.             
 
      Интерпретация.                                                        
      Подсчет баллов должен сделать специалист в области аутизма, поскольку 
 родители могут допустить ошибки. На каждый вопрос нужно ответить "Да"  или 
 "Нет". Ответы "Да" и "Нет" преобразуются в "прошел" или не "прошел".       
      Малыши, которые набрали больше трех баллов по общей шкале или  два  и 
 больше критических балла (вопросы 2, 7, 9, 13, 14, 15), должны быть осмот- 
 рены специалистом, в компетенцию которого входит постановка диагноза нару- 
 шений аутистического спектра у детей раннего возраста.                     
      Главной целью M-CHAT является выявление риска аутизма и нарушений ау- 
 тистического спектра. Однако если тест выявил аутизм у  малыша,  этого  не 
 достаточно для постановки диагноза. Практика показала, что не все  дети, у 
 которых результаты скринингового теста указывают на аутизм,  являются  ау- 
 тистами. Для исключения ошибок при постановке диагноза специалисты  в  об- 
 ласти аутизма создали диагностическое интервью, которое проводилось вместе 
 с M-CHAT. Использование такого интервью увеличило точность постановки  ди- 
 агноза, но нередко у детей диагноз не  подтверждался,  хотя  некоторые  из 
 этих малышей отставали в развитии.                                         
 
      Опросник состоит из 23 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Модифицированный тест на аутизм у детей раннего                  
           возраста (M-CHAT).                                               
 Ф.И.О:__________________                                                   
 Доп. данные:____________                                                   
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
         ╟─▓▓██████████████████████████───────────────────╢>                
 
           <>─────────────────────[+]───────────────────>                   
 
 
                 Критические баллы             =  6                         
                 Суммарный балл по общей шкале = 14                         
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
                 ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ:                         
                    высокая вероятность аутизма.                            
 
 
                            ПРИЛОЖЕНИЕ.                                     
 
                              MKБ-10.                                       
                       F84.0 Детский аутизм.                                
 
      А. Аномальное или нарушенное развитие проявляется в  возрасте         
 до 3 лет по меньшей мере в одной из следующих сфер:                        
      1) рецептивная или экспрессивная речь, используемая при соци-         
 альном общении;                                                            
      2) развитие селективных социальных привязанностей  или  реци-         
 прокного социального взаимодействия;                                       
      3) функциональная или символическая игра.                             
 
      Б. Должны присутствовать в общей сложности минимум 6  симпто-         
 мов из 1), 2) и 3), причем по меньшей мере два из перечня 1) и  по         
 меньшей мере по одному из перечней 2) и 3):                                
      1) Качественные нарушения реципрокного социального взаимодей-         
 ствия проявляются минимум в одной из следующих областей:                   
      а) неспособность адекватно использовать для регулирования со-         
 циального взаимодействия контакт взора, мимическое выражение, жес-         
 тикуляцию и позы тела;                                                     
      б) неспособность к установлению (в соответствии с психическим         
 возрастом и вопреки имеющимся возможностям) взаимосвязей со сверс-         
 тниками, что включало бы общие интересы, деятельность и эмоции;            
      в) отсутствие социо-эмоциональной взаимности, что проявляется         
 нарушенной или девиантной реакцией на эмоции других людей и  (или)         
 отсутствие модуляции поведения в соответствии с социальной  ситуа-         
 цией, а также (или) слабость интеграции социального, эмоционально-         
 го и коммуникативного поведения.                                           
      г) отсутствие спотанного поиска  разделяемой  радости,  общих         
 интересов или достижений с другими людьми  (например,  ребенок  не         
 показывает другим людям интересующие его предметы и не  привлекает         
 к ним их внимание).                                                        
      2) Качественные аномалии в общении проявляются минимум в  од-         
 ной из следующих областей:                                                 
      а) задержка или полное отсутствие разговорной  речи,  что  не         
 сопровождается попыткой компенсировать этот недостаток  жестикуля-         
 цией и мимикой (часто предшествует отсутствие коммуникативного гу-         
 ления);                                                                    
      б) относительная неспособность начинать или поддерживать  бе-         
 седу (при любом уровне речевого развития), требующую коммуникатив-         
 ной взаимности с другим лицом;                                             
      в) повторяющаяся и стереотипная речь и (или) идиосинкратичес-         
 кое использование слов и выражений;                                        
      г) отсутствие  спонтанных  разнообразных  спонтанных  ролевых         
 игр или (в более раннем возрасте) подражательных игр.                      
      3) Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные поведение,  ин-         
 тересы и активность, что проявляется минимум в одной из  следующих         
 областей:                                                                  
      а) поглощенность стереотипными  и  ограниченными  интересами,         
 которые аномальны по содержанию или направленности; или  интереса-         
 ми, которые аномальны по своей интенсивности и ограниченной приро-         
 де, хотя не по содержанию или направленности;                              
      б) внешне навязчивая привязанность к специфическим, нефункци-         
 ональным поступкам или ритуалам;                                           
      в) стереотипные и повторяющиеся моторные  манеризмы,  которые         
 включают прихлопывания или выкручивания пальцев  или  кистей  рук,         
 или более сложные движения всего тела;                                     
      г) повышенное внимание к частям предметов или  нефункциональ-         
 ным элементам игрушек (к их запаху, осязанию поверхности,  издава-         
 емому ими шуму или вибрации).                                              
 
      В. Клиническая картина не может быть объяснена другими видами         
 общего нарушения развития: специфическим нарушением  развития  ре-         
 цептивной речи (F80.2) с вторичными социо-эмоциональными проблема-         
 ми;  реактивным  расстройством  привязанности  детского   возраста         
 (F94.1) или дезингибированным расстройством привязанности  в  дет-         
 ском возрасте (F94.2), умственной отсталостью (F70- F72), комбини-         
 рующейся с некоторыми эмоциональными  и  поведенческими  расстрой-         
 ствами, шизофренией (F20) с необычно ранним  началом  и  синдромом         
 Ретта (F84.2).