МЕТОДИКА:                                  
                      Шкала денежного здравомыслия                          
                         (Money Sanity Subscale)                            
                               (Furnham A.).                                
 
      Методика предназначена для самооценки людьми наличия или отсутствия   
 признаков денежной патологии.                                              
 
      Деньги являются объектом исследования многих социальных наук:  антро- 
 пологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах опреде- 
 ляется, главным образом, отношением к фундаментальному  принципу  экономи- 
 ческой рациональности: предпосылке рационального  поведения  экономических 
 агентов. "Рациональным" же с экономической точки зрения  является  поведе- 
 ние, обеспечивающее максимизацию дохода. Поэтому такие типы поведения, как 
 добровольный бесплатный труд, благотворительность, подарки, игра  в  лоте- 
 рею, рассматриваются в рамках экономики как иррациональные.                
      Постулат экономической рациональности представлен в социальных науках 
 в различных версиях.                                                       
      Наиболее сильная сводится к тому, что люди преследуют почти  исключи- 
 тельно экономические интересы, при этом обладая точным знанием и достаточ- 
 ной логикой для того, чтобы сделать "рациональный" выбор между  материаль- 
 ными объектами. Эта теория несостоятельна с теоретической  и  эмпирической 
 точек зрения.                                                              
      Вторая состоит в том, что люди почти всегда ведут себя рационально по 
 отношению к известной им экономической ситуации, т.е. они  всегда  "эконо- 
 мят". Проблема в том, что эта теория не объясняет многие факты,  например, 
 традицию делать подарки.                                                   
      Согласно третьей, рациональность есть не более чем понятийное упроще- 
 ние, на основании которого строятся экономические теории  и  модели.  Если 
 теории, построенные на предпосылке рациональности, не согласуются с факта- 
 ми, она может быть отброшена.                                              
      Наконец, экономическую рациональность можно рассматривать как "инсти- 
 туциализированную ценность", т.е. как стандарт поведения,  которому  стре- 
 мится следовать большинство отдельных лиц и организаций. Этой  норме  люди 
 могут подчиняться или не подчиняться, и она, следовательно, является  эле- 
 ментом социального контроля.                                               
      Задачей большинства психологических исследований в денежно-финансовой 
 сфере является демонстрация того, что люди вовсе не ведут себя рационально 
 по отношению к деньгам. То, как они их зарабатывают, тратят,  делают  (или 
 не делают) сбережения, берут в долг и делают  подарки,  иногда  совершенно 
 противоречит всем экономическим аксиомам. Часто люди  совершают  ошибки  в 
 силу незнания экономических законов, а в случае  неврозов  и  зависимостей 
 действуют себе в ущерб - хотя и против своей воли, но вполне сознательно.  
      Социология и антропология также пытаются показать, как социальные си- 
 лы (культурные нормы, ритуалы, обычаи и законы) вмешиваются в  экономичес- 
 кое поведение и заставляют людей поступать нерационально.                  
      Современные зарубежные исследования в области психологии денег  можно 
 условно разделить на семь направлений:                                     
      базовые установки по отношению к деньгам, их получению и  использова- 
 нию;                                                                       
      сакральный и профанный смысл денег;                                   
      культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;      
      повседневные привычки, связанные с тратами и  сбережениями,  крупными  
 приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертво- 
 ваниями, отдыхом и азартными играми;                                       
      психические расстройства, связанные с деньгами;                       
      специфика психологии богатых людей, изучение соотношения богатства  и 
 счастья;                                                                   
      проблемы экономической социализации: исследования формирования  пред- 
 ставлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;             
      правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;               
      деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штра- 
 фов;                                                                       
      изучение удовлетворенности работой и причин забастовок.               
 
      Причины денежных расстройств.                                         
      Goldberg H. и Lewis R выделили 10 психологических  факторов,  которые 
 могут привести к серьезным проблемам в денежной сфере:                     
      1) заблуждения игрока: неумение  вовремя  останавливаться  и  надежда 
 отыграться;                                                                
      2) жадность: союзник манипуляторов и мошенников;                      
      3) страх: заставляет отказываться от разумного риска;                 
      4) зависть: отвлекает человека, ограничивает его возможности и  явля- 
 ется пустой тратой психической энергии;                                    
      5) гнев: может расстроить деловые отношения и помешать сделке;        
      6) самооценка: мнение, что человек неспособен стать богатым;          
      7) удовлетворенность: довольство своей участью;                       
      8) честность: неспособность жертвовать определенными принципами  ради 
 выгоды;                                                                    
      9) сострадание: эмоциональная мягкость, отзывчивость и забота о ближ- 
 них могут приводить к неверным экономическим решениям;                     
     10) сентиментальность: приверженность традициям, заставляющим людей не 
 ценить богатство и не стремиться к нему.                                   
 
      Ответы на опросник "здорового отношения к деньгам"  показывают,  что, 
 хотя подавляющее большинство респондентов считает свое отношение к деньгам 
 вполне "здоровым", примерно треть ответивших признают у себя  наличие  тех 
 или иных симптомов денежной патологии.                                     
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной программе диаграмма, а  также  автоматическая  интерпретация 
 результатов тестирования основана на показателях выраженных в процентах.   
      Условные критерии автоматической интерпретации:                       
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
      При интерпретации интегрального показателя шкалы следует иметь в  ви- 
 ду, что чем выше числовое значение,  тем  меньше  "здорового  отношения  к 
 деньгам".                                                                  
 
      Опросник состоит из 20 утверждений.                                   
      Примерное время тестирования 5-10 минут.                              
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                      ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                         
 
 Методика: Шкала денежного здравомыслия (MSS).                              
 Ф.И.О:____________________                                                 
 Доп. данные:______________                                                 
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "ДЗ" = 15  75%                        
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Постоянно удивляется, куда деваются его деньги в конце  меся-         
 ца.                                                                        
      Тратит деньги на других, но ему трудно тратить их на себя.            
      Когда он просит денег, его наполняет чувство тревоги или  ви-         
 ны.                                                                        
      Покупает вещи, когда чувствует  тревогу,  скуку,  печаль  или         
 гнев.                                                                      
      Беспокоится о том, сможет ли заплатить по счетам в конце  ме-         
 сяца.                                                                      
      Все время думает о своем финансовом положении.                        
      Сожалеет о том, что ему приходится все время тратить или  от-         
 давать деньги.                                                             
      Не любит говорить с другими о деньгах, особенно о своих дохо-         
 дах.                                                                       
      Ему неприятно покупать вещи за полную стоимость.                      
      Покупает вещи, которые ему не нужны, если цена  очень  выгод-         
 ная.                                                                       
      Тратит много времени на покупки.                                      
      Стесняется расспрашивать о практических денежных вопросах.            
      Отказывается принимать деньги всерьез.                                
      Пытается сэкономить на мелочах.                                       
      Регулярно занимает деньги.                                            
 
      Повышенный общий показатель проблемного отношения к деньгам.