МЕТОДИКА:                                  
          Опросник метакогнитивной включенности в деятельность              
                         (Г. Шроу, Р. Деннисон)                             
               (Metacognitive Awareness Inventory - МАI)                    
                       (G. Schraw, R.S. Dennison)                           
                        (адаптация А.В. Карпова).                           
 
      Методика предназначена для диагностики уровня развития  метакогнитив- 
 ных функций человека и регуляции ими деятельности.                         
      Данный опросник относится к довольно небольшому  числу  методик,  су- 
 ществующих в настоящее время и исследующих метакогнитивные  свойства  лич- 
 ности. Основная его цель - проследить закономерности участия метапроцессов 
 в ходе выполнения деятельности.                                            
      Опросник MAI Г. Шроу и Р. Деннисон (Schraw, Dennison, 1994), включает 
 в себя шкалы метакогнитивного  знания  (МК)  и  метакогнитивного  контроля 
 (МС).                                                                      
      Опросник метакогнитивной осознанности (включенности  в  деятельность) 
 состоит из 52 пунктов и включает вопросы на знания и регуляцию когнитивной 
 деятельности, представленной процессуальными компонентами  метакогнитивной 
 активности, определенными G. Schraw и R.S..Dennison.                       
 
      Метапознание - (metacognition).                                       
      Текущий контроль, осуществляемый человеком за его  собственными  про- 
 цессами мышления и памяти, знаниями, целями и действиями.                  
      Понятие метапознания ввел Джон Флейвелл (англ. John Flavell)  в  1976 
 году, и определил его как совокупность знаний человека об основных особен- 
 ностях познавательной сферы и способах ее контроля.                        
      Дж. Флейвелл выделил четыре компонента метапознания:                  
      метакогнитивные знания,                                               
      метакогнитивный опыт,                                                 
      цели и стратегии.                                                     
      А. Браун (англ. A.L. Brown) определяет метапознание как знание о сво- 
 ем собственном знании. Она разделила метапознание на две  широкие  катего- 
 рии:                                                                       
      1. знание о познании - совокупность  видов  деятельности,  включающих 
 сознательную рефлексию над когнитивными действиями и способностями;        
      2. регуляция познания - совокупность видов  деятельностей,  требующих 
 механизмов саморегуляции на протяжении обучения или решения проблем.       
      Также А. Браун указывает, что метакогнитивные процессы позволяют  ре- 
 гулировать и контролировать процесс обучения, и состоят из ряда процессов: 
      процесса планирования деятельности (формирование  плана,  предвидение 
результата, анализ возможных ошибок);                                       
      процесса контроля деятельности;                                       
      процесса проверки результатов познавательной деятельности.            
      Р. Клюве (англ. R. Kluwe) в свою очередь выделяет в  структуре  мета- 
 познания два процесса, которые осуществляют контроль и регулирование  ког- 
 нитивных процессов:                                                        
      процессы контроля - процессы, помогающие идентифицировать задачу, над 
 которой работает человек и оценить продвижение своей работы и  предсказать 
 результат;                                                                 
      процессы регулирования - процессы,  помогающие  распределить  ресурсы 
 для текущей задачи, определить порядок шагов, которые  будут  приняты  для 
 решения задачи.                                                            
      В своей работе Д. Ригли, П. Шетц, Р. Гланц и С. Вайнштейн  определяют 
 метакогниции как процесс использования рефлексии для сознательного  изуче- 
 ния своего мышления, осознания собственных стратегий мыслительной деятель- 
 ности.                                                                     
      Они включают в себя:                                                  
      планирование;                                                         
      выбор стратегий деятельности;                                         
      мониторинг познавательной деятельности.                               
      С. Тобиас и Х. Т. Эверсон (англ. S. Tobias и H. T. Everson) предложи- 
 ли иерархическую модель метакогнитивных способностей:                      
      мониторинг знаний;                                                    
      оценка обучения;                                                      
      выбор стратегии и планирование.                                       
      Причем мониторинг знаний  они  определяют  как  способность  человека 
 знать, что он знает и чего не знает, мониторинг знаний является предпосыл- 
 кой для других метакогнитивных умений.                                     
      Метакогнитивный опыт - это психические механизмы, обеспечивающие  уп- 
 равление собственной интеллектуальной деятельностью (в том числе  непроиз- 
 вольный и произвольный интеллектуальный контроль, метакогнитивная осведом- 
 ленность, открытая познавательная позиция).                                
 
      Центральным конструктом метакогнитизма выступает  понятие  метакогни- 
 тивных процессов, основной отличительной чертой которых (то есть их  атри- 
 бутивной характеристикой) является то, что они направлены не на  внешнюю - 
 объективную, а на внутреннюю - субъективную реальность;  они  имеют  своим 
 "материалом" собственное содержание психики. Поэтому  они  обозначаются  в 
 метакогнитивизме как "вторичные" процессы, в отличие от традиционно  выде- 
 ляемых когнитивных процессов, обозначаемых как "первичные" процессы.       
     Наиболее известными и широко изучаемыми среди них являются, например, 
 такие процессы, как метапамять ("память о памяти"), метамышление  ("мышле- 
 ние о мышлении"), "метакогнитивный мониторинг", совокупность  рефлексивных 
 процессов и др. Эти, а также аналогичные им процессы  и составляют предмет 
 изучения в метакогнитивизме.                                               
      В общем плане предметом исследования в метакогнитивизме является  вся 
 сфера метапознания, в которую, наряду с собственно  метакогнитивными  про- 
 цессами, включаются и метакогнитивные качества  личности,  метакогнитивные 
 знания, умения, навыки и др.                                               
 
      Р. Стернберг выделяет восемь функций метакогниции:                    
      признание существования проблемы,                                     
      принятие решения относительно сути проблемы, стоящей перед субъектом, 
      отбор процессов более низкого уровня для ее решения,                  
      выбор стратегии,                                                      
      выбор ментальной репрезентации,                                       
      распределение когнитивных ресурсов,                                   
      контроль за ходом решения,                                            
      оценка правильности решения после его завершения.                     
      Понятие метакогници позволяет ввести новое измерение в анализ  когни- 
 тивной системы: функционирование последней перестает выглядеть как механи- 
 ческое, а оказывается подчиненным регуляции со стороны субъекта.           
 
      Результатом опросника является простая сумма баллов. Чем больше  бал- 
 лов набирает обследуемый, тем больше у него развита способность к метаког- 
 нитивной регуляции деятельности.                                           
      Максимальное число баллов - 260.                                      
 
      Опросник состоит из 52 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 15-20 минут.                             
 
      Примечание к компьютерной версии.                                     
      В данной компьютерной программе диаграмма, а также автоматическая ин- 
 терпретация результатов тестирования основана на следующих условных крите- 
 риях выраженных в процентах c нулевой точкой отсчета:                      
       0% -  20%  низкий показатель;                                        
      21% -  40%  пониженный показатель;                                    
      41% -  60%  средний показатель;                                       
      61% -  80%  повышенный показатель;                                    
      81% - 100%  высокий показатель.                                       
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Опросник метакогнитивной включенности в деятельность             
           (МАI).                                                           
 Ф.И.О:_______________                                                      
 Доп. данные:_________                                                      
 
 
                       Диагностическая шкала:                               
 
       ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓██████████───────────╢>              
 
         <──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>                 
 
                Тестовый показатель - "Мт" = 216  79%                       
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Повышенный показатель метакогнитивной включенности в деятель-         
 ность - метакогнитивного знания и метакогнитивного контроля.               
      Метакогнитивные процессы включают в себя метапамять  ("память         
 о памяти"), метамышление ("мышление о мышлении"), "метакогнитивный         
 мониторинг", совокупность рефлексивных процессов и др.                     
      Знание о познании - совокупность видов деятельности, включаю-         
 щих сознательную рефлексию над когнитивными действиями  и  способ-         
 ностями. Соответствует устойчивой, поддающейся определению,  часто         
 ошибочной и недавно приобретенной информации о том, что люди дума-         
 ют о своих познавательных процессах, и информации, которая предпо-         
 лагает способность размышлять над своими когнитивными  процессами,         
 относясь к ним как к объекту рефлексии.                                    
      Метакогнитивного контроль, осуществляется  человеком  за  его         
 собственными процессами мышления и памяти, знаниями, целями и дей-         
 ствиями.                                                                   
      Регуляция познания - совокупность видов деятельностей, требу-         
 ющих механизмов саморегуляции на протяжении обучения  или  решения         
 проблем - состоит из активностей по  регуляции  и  наблюдению  над         
 обучением. Эти процессы включают планирование активности  (предви-         
 дение результата, план стратегий, различные формы методов  проб  и         
 ошибок и т.д.) до решения проблемы; мониторинг активности  (наблю-         
 дение, тестирование, пересмотр и перепланирование стратегий обуче-         
 ния) во время обучения; проверка  результатов  (оценка  результата         
 каждой стратегии по критерию эффективность/неэффективность).