МЕТОДИКА:
Определение индивидуального стиля познания
(вариант "The Learning Style Inventory" - LSI)
(Дэвид А. Уэттен)
(David A. Whetten,
California State University).
Методика предназначена для определения индивидуального стиля позна-
ния.
Данная методика основана на теории стиля познания и циклов обучения.
Эта теория была разработана и развита Дэвидом Колбом (David Kolb) и его
коллегами из Case Western Reserve University. Она исходит из того, что при
получении индивидом информации он обращает внимание и усваивает одни виды
информации в большей степени, чем другие. Помимо прочего, при попытках
осознания и использования этой информации индивиды реагируют на нее по-
разному.
В данной теории представлены два измерения познания:
1. Сбор информации (конкретный опыт противопоставляется здесь аб-
страктной концептуализации).
2. Реакция на информацию (рефлексивное наблюдение противопоставляется
здесь активному экспериментированию).
1. Измерение, связанное со сбором информации.
Некоторые люди предпочитают получать информацию посредством прямого,
реального опыта. Они обучаются посредством получения ощутимого и конкрет-
ного соприкосновения с изучаемым предметом. Они стараются оказаться в та-
ких ситуациях, из которых они могли бы вынести определенный опыт. Эти лица
тяготеют к конкретике. Оптимальным условием для их обучения является их
непосредственное участие в опыте.
Некоторые люди лучше усваивают абстрактную, символическую или теоре-
тическую информацию. Наилучшим условием для их обучения является представ-
ление им как самих идей и теорий, так и возможности для их логического
анализа и осмысления. Им нужна такая информация, которую они могли бы об-
думать. Они лучше усваивают такую информацию, которая поддается разумному
исследованию или интеллектуальному эксперименту. Такие индивиды склонны к
абстрактной концептуализации.
Лица, склонные к конкретике, предпочитают для получения информации
взаимодействовать с людьми, абстрактные же концептуалисты предпочитают по-
лучать информацию из книг.
2. Второе измерение данной модели познания имеет отношение к страте-
гиям интерпретации и оценки информации, а также реакции на нее. Различия в
этом измерении являются следствием отличия конкретных моделей, методов ре-
шения проблем. К примеру, некоторые люди, получая какую-то информацию, на-
чинают рассматривать ее с различных сторон, размышлять о ней и анализиро-
вать все ее возможные значения. Они склонны наблюдать и тщательно исследо-
вать информацию, то есть они занимаются рефлексивным наблюдением. Для них
характерно избегание быстрых решений, стремление взвешивать и только после
этого реагировать на информацию. С другой стороны, существуют и другие лю-
ди, склонные реагировать на информацию едва ли не мгновенно. Они занимают
принципиально активную позицию, они апробируют новую информацию, пытаясь
использовать ее на практике в конкретных ситуациях и для разрешения кон-
кретных проблем. Они оценивают информацию опытным путем. Активно используя
информацию, они могут формулировать альтернативные гипотезы относительно
направлений применения. Эти люди склонны к активному экспериментированию.
Каждая позиция или склонность является результатом выбора. Так, прак-
тически невозможно одновременно управлять автомобилем (конкретный опыт) и
анализировать характеристики двигателя (абстрактная концептуализация).
Изучение возможного значения информации (рефлексивное наблюдение) не может
совмещаться с опытной проверкой ее значимости (активное экспериментирова-
ние).
Исследования этих когнитивных измерений показали, что вне зависимости
от характера проблемы, с которой сталкивается индивид, при ее изучении он,
как правило, сохраняет присущий ему стиль познания. Он тяготеет ко вполне
определенным ситуациям и типам проблем, которые соответствуют присущему
ему стилю познания (к примеру, индивиды, тяготеющие к абстрактной концеп-
туализации и активному экспериментированию, предпочитают проблемы, допус-
кающие пошаговое разрешение).
Исследования, проводившиеся в течение 30 последних лет, показали, что
всех студентов в зависимости от свойственного им стиля познания можно раз-
делить на четыре основные группы: с дивергентным, ассимилирующим, конвер-
гентным и аккомодационным стилем познания.
Дивергентный стиль.
Для дивергентного стиля познания характерны доминирующие значения в
области конкретного опыта (CE) и рефлексивного наблюдения (RO). Лица с по-
добным стилем познания лучше всего подходят для визуализации конкретных
ситуаций, точки зрения на которые многочисленны. Данный стиль назван ди-
вергентным постольку, поскольку такие индивиды уверенно чувствуют себя в
ситуациях, требующих генерации новых идей и выработки альтернативных пер-
спектив. Им нравится творческая активность, связанная со всесторонним рас-
смотрением проблем. Лицам с таким стилем познания нравится поиск всевоз-
можной информации и проведение "мозговых штурмов". Они, как правило, ис-
пользуют методы индукции и отличаются необычайной широтой интересов.
Согласно данным исследований, для этих людей характерно развитое во-
ображение, эмоциональность, тяга к искусству и стремление к работе в груп-
пах, участники которых могут придерживаться самых разных мнений.
Представители этого стиля предпочитают заниматься искусством, истори-
ей, политическим науками, языком и психологией. Они могут сделать карьеру
в сфере социального обслуживания (психология, уход за больными, государст-
венная политика и так далее), в искусстве и в сфере коммуникаций (театр,
литература, журналистика). Более всего они ценят работу, связанную с живым
общением.
Ассимилирующий стиль.
Для ассимилирующего стиля характерны рефлексивное наблюдение (RO) и
абстрактная концептуализация (AC). Люди с таким стилем познания лучше все-
го подходят для обработки больших объемов информации и изложения ее в точ-
ной, компактной и логичной форме. Они не склонны к получению информации
при взаимодействии с другими людьми, предпочитая работать с абстрактными
идеями и концепциями. Они широко используют методы индукции и стремятся к
осмыслению всей наличной информации. Логическую безукоризненность теории
они ставят выше ее практической, или прикладной, ценности. Исследования
показывают, что "ассимиляторы" любят работать в сфере науки и информатики;
им нравятся лекции, чтение, работа с аналитическими моделями и когда у них
достаточно времени на размышления. Они обычно учатся на экономических, ма-
тематических, социологических и химических факультетах. Скорее всего они
делают карьеру в информатике и в исследовательских организациях (педагоги-
ческие исследования, законотворчество, теология) и предпочитают заниматься
работами, основным элементом которых является получение информации (поиск
и анализ).
Конвергентный стиль.
Для конвергентного стиля характерны абстрактная концептуализация (AC)
и активное экспериментирование (AE). Лица, которым присущ такой стиль,
умело используют на практике разного рода идеи и теории. При решении проб-
лем и принятии решений они предпочитают иметь дело скорее с техническими
задачами и сформулированными проблемами, чем с вопросами социальных и меж-
личностных отношений. Они умеют воплощать идеи на практике и разрешать по-
нятные им проблемы. Исследования говорят о том, что такие индивиды обычно
склоняются к карьере в инженерной и технологической сферах. При формальном
обучении они предпочитают заниматься моделями, лабораторными работами и
практическими приложениями результатов исследований. Они, как правило, ра-
ботают в технологической области (инженерное дело, вычислительная техника,
медицинское оборудование), в экономике и в экологии, предпочитая занимать-
ся чисто техническими вопросами.
Аккомодационный стиль.
Основными особенностями аккомодационного стиля являются активное эк-
спериментирование (AE) и конкретный опыт (CE). Оптимальная сфера для этих
людей - сфера практического жизненного опыта. Они четко планируют свою де-
ятельность и любят экспериментировать с чем-то новым и содержащим вызов.
Они больше полагаются не на логический анализ, а на интуицию и имеют
склонность при разрешении проблем прибегать не столько к систематизирован-
ной критике, сколько к взаимодействию с другими людьми. Они выделяются в
видах деятельности, где требуется риск и адаптивность, таких, как предпри-
нимательство. Исследователями было установлено, что "аккомодаторы" часто
делают хорошую карьеру в сфере маркетинга, продаж и менеджмента. В ситуа-
ции формального обучения они предпочитают заниматься распределением зада-
ний, постановкой целей и участием в реальных проектах, а также опытной
проверкой различных подходов к решению проблемы. "Аккомодаторы" обычно за-
нимаются изучением бизнеса и менеджмента. Они, как правило, работают в
бизнесе (менеджмент, финансы, маркетинг) и разного рода административных
органах (правительство, государственные службы, руководство образователь-
ными учреждениями) и предпочитают работу, содержащую компоненты лидерства
и руководства.
Знание своего индивидуального профиля познания может помочь человеку
при выборе оптимального для него характера обучения, при котором он не бу-
дете испытывать особых трудностей при усвоении и использовании информации.
Этот тест, помимо прочего, может помочь подобрать нужных людей и создать
эффективную учебную команду.
Другим важным аспектом модели познания Колба является объяснение то-
го, каким образом мы можем использовать каждое из четырех названных изме-
рений для повышения эффективности обучения. Четыре типа обучения представ-
ляют собой учебный цикл. Исследования подтвердили, что при следовании
представленному здесь учебному процессу повышается эффективность обучения,
лучше запоминается материал и развиваются более действенные управленческие
навыки. Ниже представлена последовательность стадий учебного цикла.
1. Конкретный опыт (CE): обучение путем экспериментирования.
Обучение путем постановки конкретного эксперимента.
Какое отношение это имеет к людям.
Восприимчивость к чувствам и людям.
2. Рефлексивное наблюдение (RO): обучение путем рассмотрения.
Принятию решения предшествует тщательное наблюдение.
Рассмотрение ситуации с разных сторон.
Рассмотрение смысла вещей.
3. Абстрактная концептуализация (AC): обучение путем осмысления.
Логический анализ идей.
Системное планирование.
Нахождение теорий и раскрытие взаимосвязей.
4. Активное экспериментирование (AE): практическое обучение.
Демонстрация способности осуществления определенных действий.
Принятие риска.
Влияние на людей и события путем совершения действие.
Конкретный опыт (стадия 1, CE) вряд ли сможет научить человека чему-
то существенному, если он не будет сопровождаться соответствующим рефлек-
сивным наблюдением (стадия 2, RO). Организация информации и интерпретация
ее значения также является важным этапом обучения путем экспериментирова-
ния. За этим этапом следует формирование теорий, касающихся полученной ин-
формации, соотнесение их с другими аналогичными опытами и принятие выводов
об уместности и прагматической ценности данного опыта (стадия 3, AC).
Обобщение данного конкретного опыта позволяет использовать его и в иных
ситуациях. Окончательная проверка выводов, обобщений и сформулированных
прежде теорий производится опытным путем (стадия 4, AE).
Возникающая при этом новая учебная ситуация становится новым конкрет-
ным опытом (стадия 1) и цикл начинается снова. Индивид может войти в такой
цикл с любой его стадии. Следует заметить, что обучение становится наибо-
лее эффективным именно в тех случаях, когда цикл проходится полностью.
Интерпретация:
В данной компьютерной версии интерпретация результатов тестирования
основана на показателях выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Преобладающий стиль познания определяется умножением показателей со-
ответствующих векторов выраженных в процентах с нулевой точкой отсчета.
На диаграмме квадрант в котором будет находиться самая обширная часть
определяет преобладающий стиль познания.
Независимо от уровня показателей программа определяет максимальное
значение результатов тестирования по отдельным шкалам методики и формирует
интерпретацию этого значения как преобладающего стиля познания. В случае
равенства показателей также формируется и интерпретация других типов.
Опросник состоит из 11 вопросов.
Примерное время тестирования 10-15 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Определение индивидуального стиля познания (LSI).
Ф.И.О:______________________
Доп. данные:________________
Диаграмма:
CE ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓──────────────────────────────╢> CE
RO ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████───────────────╢> RO
AC ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓███████████████████───╢> AC
AE ╟─▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓──────────────────────────────╢> AE
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
CE
┬
┼
┼
┼
┼
┼
┼
┌─────────┼─────────────────┐
│ ┼ │
│ ┼ │
│ Ac ┼ Dv │
│ ┼ │
AE <├─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┼─┤> RO
│ ┼ │
│ Cn ┼ As │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
│ ┼ │
└─────────┴─────────────────┘
AC
Tестовые показатели:
Вектор:
1. КонкретнЫЙ опыт - CE = 20 42%
2. Рефлексивное наблюдение - RO = 34 71%
3. Абстрактная концептуализация - AC = 46 96%
4. Активное экспериментирование - AE = 20 42%
Стиль:
1. Дивергентный (CE*RO) - Dv = 30%
2. Ассимилирующий (RO*AC) - As = 68%
3. Конвергентный (AC*AE) - Cn = 40%
4. Аккомодационный (AE*CE) - Ac = 17%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Характеристика векторов направленности обучения:
1. Конкретный опыт: обучение путем экспериментирования.
Средний уровень тенденции получать информацию посредством
прямого, реального опыта. Умеренно выраженная склонность к обуче-
нию посредством получения ощутимого и конкретного соприкосновения
с изучаемым предметом.
2. Рефлексивное наблюдение: обучение путем рассмотрения.
Повышенный уровень тенденции, получая какую-то информацию,
рассматривать ее с различных сторон, размышлять о ней и анализиро-
вать все ее возможные значения. Склонность заниматься рефлексивным
наблюдением: наблюдать и тщательно исследовать информацию. Для та-
ких людей характерно избегание быстрых решений, стремление взвеши-
вать и только после этого реагировать на информацию.
3. Абстрактная концептуализация: обучение путем осмысления.
Высокий уровень тенденции усваивать абстрактную, символичес-
кую или теоретическую информацию. Наилучшим условием для обучения
таких лиц является представление им как самих идей и теорий, так и
возможности для их логического анализа и осмысления. Им нужна та-
кая информация, которую они могли бы обдумать. Они лучше усваивают
такую информацию, которая поддается разумному исследованию или ин-
теллектуальному эксперименту. Такие индивиды склонны к абстрактной
концептуализации. Предпочитают получать информацию из книг, а не в
процессе общения с другими людьми.
4. Активное экспериментирование: практическое обучение.
Средний уровень тенденции быстро реагировать на информацию.
Умеренно выраженная склонность занимать принципиально активную по-
зицию, апробировать новую информацию, пытаясь использовать ее на
практике в конкретных ситуациях и для разрешения конкретных про-
блем.
Преобладающий стиль познания:
Ассимилятор.
Сильная сторона личности - это способность создавать теорети-
ческие модели. Любит точную, организованную информацию, уважает
мнение специалиста. Превосходно владеет индуктивной аргументацией.
Его интересуют абстрактные понятия и он менее ориентирован на лю-
дей. Для него важно, чтобы теория была логически надежной и точ-
ной. Предпочитает фундаментальные, а не прикладные науки.
Диагностический уровень соответсвия данному стилю: повышенный.
|