МЕТОДИКА:                                  
                      Тест диспозиционного оптимизма                        
                 (Life Orientation Test Revised - LOT-R)                    
                         (Carver С.S., Scheier M.F.)                        
                    (перевод и адаптация О.А. Сычева).                      
 
      Тест диспозиционного оптимизма, или тест жизненной  ориентации  пред- 
 ставляет собой опросник, предназначенный для  измерения  такой  личностной 
 черты, как оптимизм.                                                       
 
      В современной зарубежной литературе можно выделить два основных  под- 
 хода к изучению оптимизма и пессимизма: исследование диспозиционного опти- 
 мизма (Ч. Карвер, М. Шейер и др.) и исследование оптимизма как  атрибутив- 
 ного стиля (М. Селигман, К. Петерсон и др.). Эти  подходы  имеет  довольно 
 много общих положений, отражающих близкие теоретико-методологические осно- 
 вания, и могут рассматриваться в рамках  позитивной  психологии  как  род- 
 ственные и взаимодополняющие направления.                                  
      Исследование диспозиционного оптимизма строится на основе общей  тео- 
 рии саморегуляции поведения - теории (или модели) "Ожидаемой ценности" Ат- 
 кинсона. В основе этой модели лежит постулат о том, что поведение строится 
 вокруг некоторой цели, оно направлено на  ее  достижение.  В  самом  общем 
 смысле цели - это состояния или действия, которые люди  рассматривают  как 
 желательные (цели) или нежелательные (анти-цели). С точки  зрения  мотивов 
 человека цели могут иметь разную значимость или ценность.                  
      Второй основной элемент данной модели - ожидание, которое  выражается 
 в чувстве уверенности или сомнении относительно достижения  цели.  Если  у 
 человека недостаточно уверенности в достижимости  цели,  то  он  не  будет 
 предпринимать усилий. Сомнение может воспрепятствовать началу действия или 
 разрушить действие в ходе его совершения. Только если у человека достаточ- 
 но уверенности, он инициирует действие и продолжает свои  попытки  достиг- 
 нуть цели при столкновении с препятствиями. Когда люди уверены в  конечном 
 успехе, они продолжают действовать даже перед лицом значительных  труднос- 
 тей.                                                                       
      В сложных ситуациях, успех в которых зависит от  множества  неподдаю- 
 щихся учету и контролю факторов или принципиально новых ситуаций, не  име- 
 ющих аналогов в прошлом опыте, первый план  выходят наиболее широкие  ожи- 
 дания человека, выражающие генерализованные чувства уверенности или сомне- 
 ния, которые можно назвать оптимизмом-пессимизмом. Чтобы подчеркнуть обоб- 
 щенность таких ожиданий, проявляющихся в готовности  определенным  образом 
 реагировать на любую ситуацию, в рамках данного подхода  часто  используют 
 понятие "диспозиционный оптимизм".                                         
      Под оптимизмом-пессимизмом Ч. Карвер и М. Шейер, имеют ввиду широкое, 
 диффузное, проявляющееся в разных ситуациях чувство уверенности или сомне- 
 ния, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер жизни  положительны- 
 ми или отрицательными ожиданиями. Сталкиваясь с препятствием оптимисты бо- 
 лее склонны действовать уверенно и настойчиво (даже если продвижения в на- 
 правлении к цели незначительны), в то время как пессимисты склонны к  сом- 
 нениям и колебаниям. Оптимисты уверены, что препятствие,  так  или  иначе, 
 может быть преодолено, в то время как пессимисты ожидают неудачи. Оптимис- 
 тами, следовательно, можно назвать людей, которые  склонны  придерживаться 
 позитивных ожиданий относительно будущего; пессимисты, соответственно, бо- 
 лее склонны к негативным.                                                  
 
      Первая версия методики диагности оптимизма (LOT)  была  предложена  в 
 1985 году Чарльзом Карвером и Майклом Шейером.                             
.     Более современный пересмотренный вариант этой методики - LOT-R  пред- 
 ставляет собой набор из десяти утверждений (шесть из которых измеряют  оп- 
 тимизм, а четыре оставшихся утверждения являются "буферными"), с каждым из 
 которых испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие  по  четы- 
 рехбалльной шкале.                                                         
      Три утверждения образуют субшкалу прямых заданий (оптимизма),  а  еще 
 три - обратных (пессимизма). Субшкалы в  данном  варианте  методики  могут 
 быть выделены лишь очень условно, так как методика сконструирована как од- 
 ношкальный тест оптимизма. Баллы суммируются отдельно для оптимизма и пес- 
 симизма, а затем вычисляется их разность, представляющая собой общий пока- 
 затель оптимизма-пессимизма.                                               
      Необходимость пересмотра исходного варианта методики авторы обосновы- 
 вали желанием избавиться от косвенных утверждений, не имеющих в своем  со- 
 держании непосредственного отношения к ожиданиям личности. Так как наличие 
 таких утверждений давало повод для критики  оппонентам,  в  пересмотренный 
 вариант методики вошли лишь те утверждения, в которых речь идет  непосред- 
 ственно о том, что ожидает человек в будущем.                              
 
      Статистические показатели адаптированной русскоязычной версии LOT-R.  
 
      Оптимизм.                                                             
      О: минимум = 0; максимум = 12; среднее = 10,32; SD = 1,73.            
 
      Пессимизм.                                                            
      П: минимум = 0; максимум = 12; среднее = 3,85; SD = 2,64.             
 
      Итоговый показатель.                                                  
      О-П+12: минимум = 0; максимум = 24; среднее = 18,47; SD = 3,7.        
      Нормы, полученные с помощью разбиения выборки стандартизации на квар- 
 тили:                                                                      
      22 балла и более - высокий уровень оптимизма;                         
      19-21 - выше среднего;                                                
      17-18 - ниже среднего;                                                
      16 и менее - низкий уровень оптимизма.                                
 
      Приведенные нормативные показатели,  средние  выборочные  значения  и 
 стандартные отклонения получены на выборке студентов БПГУ имени  В.М. Шук- 
 шина. Объем выборки N=153.                                                 
 
      Опросник состоит из 10 вопросов.                                      
      Примерное время тестирования 3-5 минут.                               
 
 
                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                             
 
                                   ---                                      
 
                        ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                       
 
 Методика: Тест диспозиционного оптимизма (LOT-R).                          
 Ф.И.О:_________________                                                    
 Доп. данные:___________                                                    
 
 
                            Диаграмма:                                      
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████████─────╢> Оп           
 
     0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────────╢> Пс           
 
         <──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>                 
                                ___                                         
 
     0 ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓──────╢> ДО           
 
         <───────────────[-]──────────────><==><─[+]─><[!]>                 
 
 
                        Tестовые показатели:                                
 
                 1. Оптимизм             - Оп = 11                          
                 2. Пессимизм            - Пс =  2                          
                 ---------------------------------                          
                 Интегральный показатель - ДО = 21                          
 
 
                           ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:                                   
 
      Тестовый показатель уровня оптимизма выше среднего.                   
      Повышенное чувство уверенности человека, проявляющиеся в раз-         
 ных ситуациях, связанное с обобщенными,  касающимися  разных  сфер         
 жизни положительными ожиданиями относительно будущего.