МЕТОДИКА:
Тест диспозиционного оптимизма
(Life Orientation Test Revised - LOT-R)
(Carver С.S., Scheier M.F.)
(перевод и адаптация О.А. Сычева).
Тест диспозиционного оптимизма, или тест жизненной ориентации пред-
ставляет собой опросник, предназначенный для измерения такой личностной
черты, как оптимизм.
В современной зарубежной литературе можно выделить два основных под-
хода к изучению оптимизма и пессимизма: исследование диспозиционного опти-
мизма (Ч. Карвер, М. Шейер и др.) и исследование оптимизма как атрибутив-
ного стиля (М. Селигман, К. Петерсон и др.). Эти подходы имеет довольно
много общих положений, отражающих близкие теоретико-методологические осно-
вания, и могут рассматриваться в рамках позитивной психологии как род-
ственные и взаимодополняющие направления.
Исследование диспозиционного оптимизма строится на основе общей тео-
рии саморегуляции поведения - теории (или модели) "Ожидаемой ценности" Ат-
кинсона. В основе этой модели лежит постулат о том, что поведение строится
вокруг некоторой цели, оно направлено на ее достижение. В самом общем
смысле цели - это состояния или действия, которые люди рассматривают как
желательные (цели) или нежелательные (анти-цели). С точки зрения мотивов
человека цели могут иметь разную значимость или ценность.
Второй основной элемент данной модели - ожидание, которое выражается
в чувстве уверенности или сомнении относительно достижения цели. Если у
человека недостаточно уверенности в достижимости цели, то он не будет
предпринимать усилий. Сомнение может воспрепятствовать началу действия или
разрушить действие в ходе его совершения. Только если у человека достаточ-
но уверенности, он инициирует действие и продолжает свои попытки достиг-
нуть цели при столкновении с препятствиями. Когда люди уверены в конечном
успехе, они продолжают действовать даже перед лицом значительных труднос-
тей.
В сложных ситуациях, успех в которых зависит от множества неподдаю-
щихся учету и контролю факторов или принципиально новых ситуаций, не име-
ющих аналогов в прошлом опыте, первый план выходят наиболее широкие ожи-
дания человека, выражающие генерализованные чувства уверенности или сомне-
ния, которые можно назвать оптимизмом-пессимизмом. Чтобы подчеркнуть обоб-
щенность таких ожиданий, проявляющихся в готовности определенным образом
реагировать на любую ситуацию, в рамках данного подхода часто используют
понятие "диспозиционный оптимизм".
Под оптимизмом-пессимизмом Ч. Карвер и М. Шейер, имеют ввиду широкое,
диффузное, проявляющееся в разных ситуациях чувство уверенности или сомне-
ния, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер жизни положительны-
ми или отрицательными ожиданиями. Сталкиваясь с препятствием оптимисты бо-
лее склонны действовать уверенно и настойчиво (даже если продвижения в на-
правлении к цели незначительны), в то время как пессимисты склонны к сом-
нениям и колебаниям. Оптимисты уверены, что препятствие, так или иначе,
может быть преодолено, в то время как пессимисты ожидают неудачи. Оптимис-
тами, следовательно, можно назвать людей, которые склонны придерживаться
позитивных ожиданий относительно будущего; пессимисты, соответственно, бо-
лее склонны к негативным.
Первая версия методики диагности оптимизма (LOT) была предложена в
1985 году Чарльзом Карвером и Майклом Шейером.
. Более современный пересмотренный вариант этой методики - LOT-R пред-
ставляет собой набор из десяти утверждений (шесть из которых измеряют оп-
тимизм, а четыре оставшихся утверждения являются "буферными"), с каждым из
которых испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие по четы-
рехбалльной шкале.
Три утверждения образуют субшкалу прямых заданий (оптимизма), а еще
три - обратных (пессимизма). Субшкалы в данном варианте методики могут
быть выделены лишь очень условно, так как методика сконструирована как од-
ношкальный тест оптимизма. Баллы суммируются отдельно для оптимизма и пес-
симизма, а затем вычисляется их разность, представляющая собой общий пока-
затель оптимизма-пессимизма.
Необходимость пересмотра исходного варианта методики авторы обосновы-
вали желанием избавиться от косвенных утверждений, не имеющих в своем со-
держании непосредственного отношения к ожиданиям личности. Так как наличие
таких утверждений давало повод для критики оппонентам, в пересмотренный
вариант методики вошли лишь те утверждения, в которых речь идет непосред-
ственно о том, что ожидает человек в будущем.
Статистические показатели адаптированной русскоязычной версии LOT-R.
Оптимизм.
О: минимум = 0; максимум = 12; среднее = 10,32; SD = 1,73.
Пессимизм.
П: минимум = 0; максимум = 12; среднее = 3,85; SD = 2,64.
Итоговый показатель.
О-П+12: минимум = 0; максимум = 24; среднее = 18,47; SD = 3,7.
Нормы, полученные с помощью разбиения выборки стандартизации на квар-
тили:
22 балла и более - высокий уровень оптимизма;
19-21 - выше среднего;
17-18 - ниже среднего;
16 и менее - низкий уровень оптимизма.
Приведенные нормативные показатели, средние выборочные значения и
стандартные отклонения получены на выборке студентов БПГУ имени В.М. Шук-
шина. Объем выборки N=153.
Опросник состоит из 10 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест диспозиционного оптимизма (LOT-R).
Ф.И.О:_________________
Доп. данные:___________
Диаграмма:
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓█████████████████─────╢> Оп
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────────╢> Пс
<──[--]──><──[-]──><───[=]──><───[+]──><──[++]───>
___
0 ╟─░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓──────╢> ДО
<───────────────[-]──────────────><==><─[+]─><[!]>
Tестовые показатели:
1. Оптимизм - Оп = 11
2. Пессимизм - Пс = 2
---------------------------------
Интегральный показатель - ДО = 21
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Тестовый показатель уровня оптимизма выше среднего.
Повышенное чувство уверенности человека, проявляющиеся в раз-
ных ситуациях, связанное с обобщенными, касающимися разных сфер
жизни положительными ожиданиями относительно будущего.
|