МЕТОДИКА:
Тест диспозиционного оптимизма
(Ч. Карвер, М. Шейер)
(Life Orientation Test - LOT)
(Carver С.S., Scheier M.F.)
(адаптация: Т.О. Гордеев, О.А. Сычев, Е.Н. Осин).
Тест диспозиционного оптимизма, или тест жизненной ориентации пред-
ставляет собой опросник, предназначенный для измерения такой личностной
черты, как оптимизм. Первая версия была предложена в 1985 году Чарльзом
Карвером и Майклом Шейером.
Оптимизм, измеряемый опросником, в понимании авторов представляет со-
бой обобщенное ожидание того, что в будущем будут скорее происходить хоро-
шие события, а не плохие; пессимизм же предполагает выраженность более не-
гативных ожиданий относительно будущего.
Теоретической основой опросника является модель поведенческой саморе-
гуляции, выросшая из работ Карвера и Шейера, посвященных оптимизму. Корни
этой модели лежат в традиции теорий мотивации как ожидаемой ценности, ко-
торые учитывают два важнейших условия мотивации - привлекательность ре-
зультата и веру в его достижимость (ожидания относительно будущего).
Конструкт диспозиционного оптимизма раскрывает именно эту, вторую состав-
ляющую эффективной саморегуляции.
Согласно модели поведенческой саморегуляции, люди совершают усилия,
направленные на преодоление трудностей для достижения поставленных целей,
лишь до тех пор, пока их ожидания будущих успехов достаточно благоприят-
ны. Когда же у людей возникают серьезные сомнения в достижении успешного
результата, они склонны оставлять попытки достичь своих целей. Предполага-
ется, что эти различные ожидания также сопровождаются различными эмоцио-
нальными переживаниями. Ощущение приближения к желаемым целям связано с
преобладанием позитивного аффекта, и, напротив, при возникновении сущест-
венных проблем на пути к достижению целей возникает негативный аффект.
Таким образом, диспозиционный оптимизм является относительно устойчи-
вой личностной характеристикой, отражающией позитивные ожидания субъекта
относительно будущего. В свою очередь, оптимисты, как люди, видящие в бу-
дущем в основном положительные моменты, более склонны к активным действи-
ям, чем пессимисты.
Исследования показывают, что оптимизм тесно связан с переменными, от-
ражающими эффективную саморегуляцию, более эффективными стратегиями прео-
доления трудностей, успешным психологическим функционированием, адаптацией
к стрессу и физическим здоровьем. Он также связан с личностными чертами и
установками, характеризующими психическое благополучие, - высокой само-
оценкой, положительными эмоциями, экстраверсией, ощущением контроля проис-
ходящего, а также низким уровнем нейротизма, депрессии и тревожности.
Оригинальная методика состоит из четырех "прямых", четырех "обратных"
пунктов и четырех пунктов-"наполнителей".
В 1994 году авторами LOT был предложен новый, сокращенный вариант ме-
тодики - LOT-R (LOT-revision). В нем два позитивных пункта были заменены
одним, более общим по содержанию. Для структурного баланса был удален так-
же и один обратный пункт. Таким образом, общий размер методики был сокра-
щен до 10 пунктов, хотя при этом упала и надежность теста, что стало при-
чиной меньшей его популярности.
Некоторые авторы на основании факторного анализа методики говорят о
двухфакторной структуре опросника: факторе оптимизма и факторе пессимизма.
Однако авторы опросника предлагают рассматривать данные характеристики как
единый биполярный конструкт; в пользу этого взгляда свидетельствует также
и то, что ни оптимизм, ни пессимизм сами по себе не коррелируют с извест-
ными психологическими конструктами.
Методика может быть использована в исследовании различных психологи-
ческих проблем, связанных с оптимизмом и его ролью в саморегуляции дея-
тельности, преодолении стресса, совладающем поведении и др. Методика может
быть также рекомендована для комплексной диагностики психологического бла-
гополучия личностикак предиктора ее физического и психического здоровья.
Часто тест применяется для измерения степени психологической адаптации к
болезни.
Примечание к компьютерной версии.
В данной программе диаграммы, а также интерпретация результатов тес-
тирования отдельных шкал опросника основаны на показателях выраженных в
процентах с нулевой точкой отсчета.
Условные критерии автоматической интерпретации:
0% - 20% низкий показатель;
21% - 40% пониженный показатель;
41% - 60% средний показатель;
61% - 80% повышенный показатель;
81% - 100% высокий показатель.
Интерпретация интегрального показателя основана на критериях предло-
женных разработчиком адаптированной версии методики.
Опросник состоит из 12 вопросов.
Примерное время тестирования 3-5 минут.
ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:
---
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА.
Методика: Тест диспозиционного оптимизма (LOT).
Ф.И.О:____________________
Доп. данные:______________
Диаграмма.
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▓▓▓▓▓▓▓▓▓▓████████─────────────╢> Оп
0 ╟-▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒▒───────────────────────────────────────╢> Пс
<──[--]──><──[-]───><───[=]──><───[+]──><──[++]──>
Tестовые показатели:
1. "Оптимизм" (позитивные ожидания) - Оп = 12 75%
2. "Пессимизм" (негативные ожидания) - Пс = 4 25%
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
Повышенный уровень оптимизма, ожидания того, что в будущем
будут происходить хорошие события.
Пониженный уровень пессимизма, слабо выраженные негативные
ожидания относительно будущего.
|